г. Саратов |
|
11 мая 2018 г. |
Дело N А12-33075/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 07.05.2018 года.
Полный текст постановления изготовлен - 11.05.2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 февраля 2018 года по делу N А12-33075/2017 (судья Селезнев И.В.)
по иску индивидуального предпринимателя Гончаровой Маргариты Владимировны (ИНН 343578024220, ОГРНИП 313343529800049, г. Волжский)
к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (ИНН 3445926514, ОГРН 1023403847235, г. Волжский)
о выплате процентов на излишне взысканные суммы страховых взносов и пени.
при участии в судебном заседании:
от ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области - Змеев С.Н., доверенность от 22.09.2017 (срок доверенности до 31.12.2020);
от ИП Гончаровой М.В. - не явилась, извещена надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гончарова Маргарита Владимировна (далее - ИП Гончарова М.В., заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (далее - Отделение, ОПФР по Волгоградской области) о возложении обязанности по выплате процентов в размере 12590,72 руб.
Определением 13 февраля 2018 года Арбитражный суд Волгоградской области произвёл замену ненадлежащего ответчика УПФР в г. Волжском Волгоградской области на надлежащего ответчика - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19 февраля 2018 года заявленные требования ИП Гончаровой М.В. удовлетворены частично.
Суд обязал ОПФР по Волгоградской области выплатить ИП Гончаровой М.В. проценты на излишне взысканные суммы страховых взносов и пени в размере 12 290 руб. 72 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Также суд взыскал с ОПФР по Волгоградской области в пользу ИП Гончаровой М.В., судебные расходы в размере 1980 руб., понесённые заявителем при оплате государственной пошлины.
Отделение не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать ИП Гончаровой М.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
ИП Гончарова М.В., в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ИП Гончарова М.В., в судебное заседание не явилась. Надлежащим образом извещена о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 31.03.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку по данному делу обжалуется часть решения суда первой инстанции, и лица, участвующие в деле не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, ИП Гончарова М.В. с 25.10.2013 применяла упрощённую систему налогообложения, выбрав в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Получив из налогового органа сведения о доходах, полученных ИП Гончаровой М.В. в 2014 году, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжском Волгоградской области направило в адрес заявителя требование об уплате недоимки по страховым взносам от 30.07.2015 N 04403440106786.
Сумма недоимки по страховым взносам в размере 25710,67 руб. и пени в размере 848,45 руб. были уплачены ИП Гончаровой М.В. в полном объёме 14.08.2015.
14.11.2016 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжском Волгоградской области по аналогичным основаниям было вынесено решение N 044S02160062333 о взыскании страховых взносов в размере 39172,18 руб. и пени в размере 2159,04 руб. по доходам за 2015 год (т. 1 л.д. 59-60). Данные суммы были взысканы с расчётного счёта истца 15.11.2016 в размере 558,67 руб., 16.11.2016 в размере 3029,43 руб., 17.11.2016 в размере 6863,60 руб., 18.11.2016 в размере 537,22 руб., 21.11.2016 в размере 15997,52 руб., 23.11.2016 в размере 3359,13 руб. и 24.11.2016 в размере 8338,44 руб.
11.12.2017 Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области вынесено решение N 2209 о возврате заявителю спорной суммы страховых взносов в размере 64882,18 руб. и пени в размере 3113,55 руб. (т. 1 л.д. 48).
28.12.2017 и 29.12.2017 указанные суммы были возвращены на расчётный счёт ИП Гончаровой М.В.
В связи с вынесением Отделением решения о возврате заявителю спорной суммы страховых взносов и пени в общей сумме 67995,73 руб. и в связи с фактическим возвратом указанной суммы на расчётный счёт ИП Гончаровой М.В., истец пересчитал сумму процентов и просит суд обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжском Волгоградской области выплатить ему проценты в размере 12 590 руб. 72 коп.
Проценты начислены истцом со дня фактического взыскания спорной суммы страховых взносов и пени: 14.08.2015 (26665,18 руб.), 15.11.2016 (558,67 руб.), 16.11.2016 (3029,43 руб.), 17.11.2016 (6863,60 руб.), 18.11.2016 (537,22 руб.), 21.11.2016 (15997,52 руб.), 23.11.2016 (3359,13 руб.) и 24.11.2016 (8338,44 руб.) по день фактического возврата спорных сумм - 28.12.2017 и 29.12.2017.
Суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, поскольку на излишне взысканные суммы страховых взносов подлежат начислению проценты в соответствии со ст. 27 Закона N 212-ФЗ, со дня, следующего за нём взыскания по день фактического возврата.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действовавший в период возникновения спорных правоотношений) (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой являются плательщиками страховых взносов (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Часть 1.1 указанной статьи устанавливает, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Из изложенного следует, что размер подлежащих уплате страховых взносов зависит от размера дохода плательщика страховых взносов, полученного в отчетном периоде.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Часть 9 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ устанавливает обязанность налоговых органов направлять в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и ст. 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П вступило в силу 02.12.2016 (день официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru) и действует непосредственно.
В рассматриваемом деле ИП Гончарова М.В. с 25.10.2013 применяла упрощённую систему налогообложения, выбрав в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
По смыслу ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, являющихся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Положения ст. 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта
налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, арбитражный суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Аналогичный вывод содержит п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017), Определение Верховного Суда РФ от 03.08.2017 N 304-ЭС17-1872 по делу NА27- 24987/2015.
Порядок возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрен статьёй 27 Закона N 212-ФЗ (действующей в период образования задолженности и принятия Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжском Волгоградской области мер по её принудительному взысканию - направление требования от 30.07.2015, вынесение решения от 14.11.2016 о взыскании страховых взносов, пени и штрафов за счёт денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках).
Согласно пункту 5 статьи 27 Закона N 212-ФЗ заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трёх лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов (пункт 6 статьи 27 Закона N 212-ФЗ).
Из материалов дела следует, что 11.12.2017 Отделением вынесено решение N 2209 о возврате истцу спорной суммы страховых взносов в размере 64882,18 руб. и пени в размере 3113,55 руб.
28.12.2017 и 29.12.2017 указанные суммы были возвращены на расчётный счёт ИП Гончаровой М.В.
В силу пункта 7 статьи 27 Закона N 212-ФЗ в случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 указанной статьи, процентов на эту сумму.
Согласно пункту 9 статьи 27 Закона N 212-ФЗ проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 14 статьи 27 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, на излишне взысканные суммы подлежат начислению проценты в соответствии со статьей 27 Закона N 212-ФЗ.
Руководствуясь положениями статьи 27 Закона N 212-ФЗ, учитывая наличие решения Отделения N 2209 о возврате заявителю спорной суммы страховых взносов в размере 64882,18 руб. и пени в размере 3113,55 руб., во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ИП Гончаровой М.В. подлежат выплате проценты на излишне взысканные суммы страховых взносов и пени в размере 12290,72 руб.
При возложении на Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области обязанности по выплате процентов на излишне взысканные суммы страховых взносов суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Из материалов дела установлено, что спорные отношения возникли по взысканию задолженности за отчётные (расчётные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (2014 и 2015), поэтому в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) действия по возврату излишне взысканных страховых взносов и пеней осуществляются соответствующими органами Пенсионного фонда в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
В целях реализации статьи 21 Закона N 250-ФЗ, Отделением издан приказ от 30.12.2016 N 209 "ОД" "О создании Комиссии по рассмотрению вопросов о возврате денежных средств плательщикам" (далее Комиссия) и утверждено Положение о Комиссии, в котором определены её полномочия: принятие решений о возврате либо об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Следовательно, в данном случае органом, полномочным принимать решения о возврате излишне взысканных взносов и пени с 01.01.2017 является именно Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области.
При этом закон не предусматривает возможности споров между органами Пенсионного фонда и налоговыми органами, то есть налоговые органы фактически являются исполнителями решений, вынесенных в части возврата излишне уплаченных и взысканных страховых взносов соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации и принимают ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что Законом N 250-ФЗ не предусмотрена уплата процентов плательщиками страховых взносов за нарушение установленного срока возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, которые были установлены Законом N 212-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции считает указанный довод необоснованным, поскольку переплата возникла до 01.01.2017, следовательно, учитывая положения Закона N 250-ФЗ, в соответствии с частью 7 и частью 9 статьи 27 Закона N 212-ФЗ восстановление нарушенных прав и законных интересов предпринимателя предполагает принятие Отделением решения о начислении процентов за несвоевременный возврат денежных средств.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно возложил на Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области обязанность по выплате ИП Гончаровой М.В. процентов на излишне взысканные суммы страховых взносов и пени в размере 12290,72 руб.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы ОПФР по Волгоградской области не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 февраля 2018 года по делу N А12-33075/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.