г. Саратов |
|
11 мая 2018 г. |
Дело N А12-785/2018 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Клочковой Н.А.,
рассмотрев апелляционные жалобы Управления муниципальным имуществом Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 марта 2018 года (резолютивная часть решения от 12 марта 2018 года) по делу N А12-785/2018 принятое в порядке упрощенного производства судьей Н.П. Зотовой),
по иску муниципального казенного предприятия "Волжские межрайонные электросети" городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435901574, ОГРН 1023402013470)
к Управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435110029, ОГРН 1023402012589),
третье лицо Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области,
о взыскании 354 897 руб. 58 коп.,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное предприятие "Волжские межрайонные электросети"
городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее МКП "ВМЭС", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее УМИ Администрации г. Волжского, ответчик) о взыскании 354 897 руб. 58 коп. расходов за установку коллективных (общедомовых) приборов учета.
Дело рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам статей 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
12 марта 2018 года судом объявлена резолютивная часть решения. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность за установку коллективных (общедомовых) приборов учета в размере 354 897 руб. 58 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 10 097 руб. 95 коп.
28 марта 2018 года арбитражным судом первой инстанции изготовлен мотивированный текст решения.
УМИ Администрации г. Волжского, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Заявитель жалобы считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Администрация городского округа - город Волжский, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Заявитель жалобы считает, что надлежащим ответчиком по делу является управляющая организация спорных многоквартирных домов.
МКП "ВМЭС" представило возражения на апелляционную жалобу, с доводами, изложенными в ней не согласно, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Апелляционные жалобы рассматриваются в арбитражном суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МКП "ВМЭС" является территориальной сетевой организацией, обеспечивающей электроснабжение многоквартирных домов (МКД) на территории городского округа -город Волжский Волгоградской области.
В силу Федерального закона N 261-ФЗ МКП "ВМЭС" обязано выполнить мероприятия по оснащению МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области.
В этих целях со стороны МКП "ВМЭС" было запланировано проведение в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" открытого конкурса на выполнение подрядных работ по установке общедомовых приборов учета электрической энергии с начальной (максимальной) ценой договора в размере 50 146 476 руб. 88 коп.
Письмом МКП "ВМЭС" от 30.11.2012 г. N 01/4481 было согласовано проведение открытого конкурса с Комитетом по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (КЖД), в ведомственном подчинении которого находится МКП "ВМЭС".
Кроме того, письмом МКП "ВМЭС" от 17.01.2013 г. N 01/137 с КЖД было согласовано заключение по результатам открытого конкурса договора подряда с ООО "Энерголинк" с ценой договора в размере 49 652 192 руб. 39 коп.
Вместе с тем, по результатам исполнения договора стоимость работ была уменьшена до 41 682 204 руб. 87 коп. в связи с сокращением количества МКД, в которых планировалась установка общедомовых приборов учета электрической энергии по причине оснащения таких домов общедомовыми приборами учета со стороны собственников помещений.
Письмом от 05.11.2013 г. N 01/4604 МКП "ВМЭС" уведомило УМИ Администрации Волжского об оснащении многоквартирных домов г. Волжского общедомовыми приборами учета электрической энергии и начале работы по начислению платы за их установку. Кроме того, МКП "ВМЭС" сообщило, что муниципальное образование городской округ - город Волжский Волгоградской области обладает на праве собственности нежилыми помещениями в многоквартирных домах, в связи с чем, несет бремя оплаты за установленные приборы учета. В целях правильного формирования начисления платы была запрошена информация о порядке определения обязательств городского округа - город Волжский Волгоградской области по оплате расходов.
Также письмом от 08.11.2013 г. N 01/4661 от УМИ Администрации Волжского была запрошена информация о нежилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности. Письмом от 19.06.2014 г. N 01/3485 от Администрации Волжского была запрошена информация об ответственных структурных подразделениях администрации за согласование фактического начисления платы за установку общедомовых приборов учета.
29.07.2014 ответчик предоставил сведения о нежилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности.
Однако письмом от 05.02.2015 N 01/504 от УМИ Администрации Волжского была запрошена дополнительная информация о нежилых помещениях МКД, находящихся в муниципальной собственности.
17.02.2015 за исх. N 01/712 ответчику для согласования был направлен расчет стоимости расходов на установку ОДПУ в части нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
16.04.2015 за исх. N 01/1861 истец направил в адрес ответчика для рассмотрения и подписания договор на установку общедомового (коллективного) прибора учета.
Размер оплаты расходов на установку ОДПУ был определен исходя из общей стоимости работ по установке ОДПУ в МКД соразмерно доле муниципальной собственности в праве общей собственности на общее имущество в доме согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ, ч. 1 ст. 36, ч. 1 ст. 37 ЖК РФ и составил 355 307 руб. 84 коп..
Таким образом, учитывая тот факт, что в отношении МКД г. Волжского N 17 по ул. ул. Мира оплата расходов за установку ОДПУ была осуществлена обслуживающей организацией на сумму 410 руб. 26 коп., ответчик обязан произвести оплату за установку ОДПУ истцу в части муниципальных нежилых помещений в размере 354 897 руб. 58 коп.
Вместе с тем, 23.04.2015 за N 18/3337 УМИ Администрации Волжского вернуло договор без подписания, в связи с тем, что не утверждены бюджетные ассигнования на цели финансирования указанных расходов.
Неисполнение обязанностей по оплате оказанных услуг послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исковые требования удовлетворены судом первой инстанции.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда по доводам апелляционных жалоб в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон N 261-ФЗ) на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона, была возложена обязанность до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Закона N 261-ФЗ).
В случае невыполнения данных требований Закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета.
Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество.
Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункты 1, 2, 5, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса, пункт 38(1) Правил N 491).
Постановлением главы городского округа от 10.08.2015 N 5576 утвержден Порядок оплаты расходов на установку общедомовых приборов учета энергетических ресурсов в многоквартирных домах в части помещений, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Волжский Волгоградской области (Порядок оплаты расходов).
Согласно п. 2 указанного постановления КЖД и УМИ должны были организовать работу по оплате расходов организаций, связанных с установкой в многоквартирных домах общедомовых приборов учета используемых воды, тепловой энергии и электрической энергии.
Кроме того, п. 2. 1. Порядка оплаты расходов предусматривает, что оплата расходов на установку ОДПУ осуществляется организациям, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и которые обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно пункту 2. 3. Порядка оплата расходов на установку ОДПУ осуществляется на основании договора на оплату расходов на установку ОДПУ в МКД: в части муниципальных нежилых помещений - между управлением муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области и организациями.
Поскольку собственник помещений в спорных многоквартирных жилых домах в установленный Законом N 261-ФЗ срок (до 01.07.2012) не исполнил возложенную на них обязанность и не произвел установку общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязанность оборудовать дом приборами учета в срок до 01.01.2013 перешла к истцу по закону.
Представленными истцом доказательствами подтверждается факт установки общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в спорных многоквартирных домах. Это обстоятельство не опровергнуто допустимыми доказательствами и не оспаривается ответчиком.
Как предусмотрено Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором данного пункта (пункт 38.1 Правил).
При этом, счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета.
Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется на основании его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, приобретает обязанность оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания такого возмещения (часть 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
Плата за содержание и ремонт жилого помещения содержит плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
В соответствии с положениями пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" N 185-ФЗ от 21.07.2007 (далее - Закон N 185-ФЗ) под капитальным ремонтом многоквартирного дома понимается проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
При этом часть 3 статьи 15 Закона N 185-ФЗ прямо относит к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа).
Принимая во внимание смысл приведенных норм действующего жилищного законодательства, суд приходит к выводу о том, что расходы на установку общедомовых приборов учета представляют собой расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Указанные расходы несет именно собственник помещения многоквартирного дома.
Поскольку из материалов дела следует и ответчиком по существу не оспорено, что в многоквартирных домах, расположенных по спорным адресам имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности, ответчик обязан оплатить истцу понесенные им расходы на установку таких приборов учета.
Расчет истцом произведен исходя из площади, находящихся в муниципальной собственности жилых помещений.
Расчет задолженности проверен судом первой инстанции и обоснованно признан верным.
Довод УМИ Администрации г. Волжского апелляционной жалобы о нарушении истцом пункта 2.3. порядка оплаты расходов на установку общедомовых приборов учета энергетических ресурсов в многоквартирных домах, процедуры проведения торгов и выбора подрядной организации отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку при выполнении обязанности по установке ОДПУ силами ресурсоснабжающей организации закон не предусматривает согласование поставщика прибора учета и его стоимость с нарушившими свою обязанность по установке приборов учета собственниками помещений.
Кроме того, постановление Администрации городского округа-город волжский Волгоградской области от 10.08.2015 N 5576 устанавливает порядок оплаты расходов на установку общедомовых приборов учета энергетических ресурсов в многоквартирных домах в части помещений, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Волжский Волгоградской области.
Документы, предусмотренные п. 2.3 Порядка оплаты расходов на установку общедомовых приборов учета энергетических ресурсов в многоквартирных домах в части помещений, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Волжский Волгоградской области, были направлены ответчику письмами от 19.11.2015 N 01/5235, от 06.10.2017 N 01/6208.
Довод ответчика об увеличении стоимости на один ОДПУ в размере 434,78 руб. подлежит отклонению, т.к. указанная сумма является налогом на добавленную стоимость (2415,46 х 18%), которую истец обязан предъявить к оплате в силу статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, несмотря на то, что подрядчик истца не является плательщиком НДС. Истец осуществил в адрес собственника помещения многоквартирного дома реализацию работы (услуги), подлежащую налогообложению по налоговой ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).
Также необоснованным является довод УМИ Администрации г. Волжского о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с положением об управлении муниципальным имуществом администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области, утвержденного постановлением администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области от 18.11.2014 N 8306, именно управление муниципальным имуществом является главным распорядителем бюджетных средств согласно доведенным финансовым органом городского округа бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств.
Довод Администрации о том, что надлежащим ответчиком по делу является управляющая компания спорных многоквартирных домов, подлежит отклонению, поскольку ответчиками не представлено доказательств включения расходов на установку ОДПУ в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Всем доводам, содержащимся в апелляционных жалобах, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку при разрешении спора по существу заявленных исковых требований в соответствии с положениями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив все доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда в силу положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий не имеется.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 марта 2018 года по делу N А12-785/2018 (мотивированное решение от 28 марта 2018 года) оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.А. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-785/2018
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВОЛЖСКИЕ МЕЖРАЙОННЫЕ ЭЛЕКТРОСЕТИ" ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ