г. Санкт-Петербург |
|
10 мая 2018 г. |
Дело N А56-77620/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Казарян К.Г.
судей Сотов И.В., Черемошкина В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петрук О.В.,
при участии:
от истца: представитель Покровская Л.Ю. по доверенности от 23.11.2017;
от ответчика: представители Дмитриева О.А. по доверенности от 08.01.2018, Слепченок В.О. по доверенности от 15.08.2017.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7301/2018) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Петроградского района"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2018 по делу N А56-77620/2017 (судья Золотарева Я.В.), принятое по иску
государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга"
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Петроградского района"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Петроградского района" (далее - Общество, ответчик) 10.897,32 руб. задолженности по договору на прием сточных вод и загрязняющих веществ от 05.12.2013 N 07-631378-ЖФ-ВО за период с 01.04.2017 по 30.06.2017 и 956,61 руб. неустойки, начисленной с 18.05.2017 по 12.01.2018 (с учетом уточнений, заявленных и принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2018 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, снизить размер задолженности до 8.322,20 руб. и, соответственно, неустойки до 755,93 руб. Жалоба мотивирована тем, что фактически услуга водоотведения на сумму 2.575,12 руб. Предприятием не предоставлена, поскольку конструктивные особенности МКД, находящегося в управлении Общества, не предусматривают технической возможности отведения сточных вод по централизованным сетям водоотведения непосредственно от мест общего пользования, таким образом, у суда отсутствовали основания для взыскания стоимости отведения сточных вод в целях содержания общего имущества за июнь 2017 и взыскания неустойки за июль 2017. Также податель жалобы указывает, что такое взыскание (июль 2017) противоречит части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В материалы дела от истца поступил отзыв, в котором по доводам жалобы возражал, просил оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Предприятия поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между Предприятием и Обществом (абонент) заключен договор на прием сточных вод и загрязняющих веществ от 05.12.2013 N 07-631378-ЖФ-ВО (далее - Договор), предметом которого является прием от абонента (сброс абонентом) сточных вод в систему коммунальной канализации Предприятия по канализационным выпускам диаметрами, а Предприятие обязуется принимать в систему коммунальной канализации Предприятия сточные воды абонента в установленном количестве и соответствии с действующими нормативными требованиями.
В Приложение N 1 к Договору указан объект водоотведения: г. Санкт-Петербург, Каменностровский пр., д.24, лит.А (жилой дом и земельный участок).
Согласно разделу 3 договора расчетный период установлен равным одному календарному месяцу; расчеты производятся по тарифам, установленным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга; предприятие выставляет расчетный документ (платежное требование) в банк, обслуживающий предприятие (банк получателя средств) и поручает ему получить от абонента платеж и зачислить денежные средства на расчетный счет предприятия, которые списываются со счета в порядке акцепта абонента; срок оплаты расчетного документа (платежного требования) после его выставления в банк, обслуживающий предприятие (банк получателя средств), составляет пятнадцать календарных дней.
Предприятие оказало Обществу услуги в размере 23.935,12 руб. по договору за период с 01.04.2017 по 30.06.2017, по платежным документам, сформированным с 30.04.2017 по 30.06.2017. Услуги Обществом не оплачены в части - 10.897,32 руб., что подтверждается расчетом задолженности, платежными требованиями и счетами-фактурами с расшифровкой.
Предприятие выполнило свои обязательства в соответствии с условиями договора, претензий со стороны Общества не заявлено.
Поскольку ответчиком задолженность за спорный период не погашена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой интонации признал исковые требования обоснованными по праву и по размеру.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ)
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Согласно пункту 2 той же статьи к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения
Пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Многоквартирный жилой дом, для обеспечения которого коммунальными услугами заключен Договор, не оборудован общедомовыми приборами учета сточных вод, что подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, к отношениям сторон должны применяться положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), определяющие состав соответствующих коммунальных услуг.
Пунктом 13 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению. Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения (пункты 42, 59 Правил N 354 и формула 4 приложения N 2 к Правилам N 354).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение.
Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) (пункт 48 Правил N 354, пункты 10. 17 и формулы 10 и 15 приложения N 2 к названным Правилам).
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Определение объема водоотведения на общедомовые нужды исходя из учтенных средствами измерений объемов воды, полученной абонентом из всех источников водоснабжения, включая горячее водоснабжения, противоречит требованиям Правил N 354.
В связи с этим, расчет истца, основанный на нормах Закона N 416-ФЗ, с учетом положений Постановления Правительства от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", которым внесены изменения в пункт 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, является неправомерным.
В рассматриваемом случае объем водоотведения по спорному дому, оборудованному общедомовыми приборами учета (далее - ОДПУ) водоснабжения, но не оборудованному ОДПУ водоотведения, рассчитан истцом по показаниям общедомовых приборов учета водоснабжения, исходя из объема водоотведения, равного объему водопотребления.
В свою очередь ответчик произвел контррасчет начислений по Договору за спорный период, основываясь на сведениях об объемах потребления и начислениях по коммунальным услугам (отчет N 819), в соответствии с которым размер задолженности в спорный период составил 8.322,20 руб.
Истец каких-либо доказательств, опровергающих данные, содержащиеся в отчете N 819, не представил.
Учитывая изложенное, и принимая во внимание, что требования истца основаны на расчете, произведенном частично с нарушением положений действующего законодательства, и возлагают на ответчика обязательства, превышающие по объему обязательства граждан, что недопустимо, суд апелляционной инстанции признает обоснованными исковые требования частично в размере 8.322,20 руб.
Доводы истца о необходимости производить расчет платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на ОДН, в июле 2016 года, по показаниям общедомовых приборов учета водоснабжения, исходя из объема водоотведения, равного объему водопотребления, отклоняются судом, поскольку в вышеуказанные нормы законодательства, регулирующие спорные отношения, вопреки доводу истца, не внесены изменения, позволяющие производить подобный расчет с 01.07.2016, пункт 13 Правил N 354 остался без изменения. То обстоятельство, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" изменился порядок расчетов по водоотведению из мест общего пользования, не является основанием для расчета объема водоотведения из мест общего пользования по совокупному объему водопотребления.
В соответствии с пунктом 6.4 статьи 13 Закона N 416-ФЗ управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения или единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Ответчиком представлен расчет неустойки, произведенный исходя из суммы задолженности в размере 8.322,20 руб., согласно которому сумма пеней составила 755,93 руб.
Судом апелляционной инстанции представленный расчет пеней проверен и признан обоснованным.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит изменению, а апелляционная жалоба удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2018А56-77620/2017 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Петроградского района" в пользу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" задолженность по договору на прием сточных вод и загрязняющих веществ от 05.12.2013 N 07-631378-ЖФ-ВО за период с 01.04.2017 по 30.06.2017 в размере 8.322,20 руб., неустойку в размере 755,93 руб., судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 1.531,66 руб.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Возвратить государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт- Петербурга" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 750 руб."
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Петроградского района" 3.000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.Г. Казарян |
Судьи |
И.В. Сотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.