г. Ессентуки |
|
11 мая 2018 г. |
Дело N А63-10169/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Годило Н.Н.,
судей: Бейтуганова З.А., Джамбулатова С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Микейловой К.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства
имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.02.2018 по делу N А63-10169/2017 (судья Ермилова Ю.В.)
по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1022601949644, ИНН 2634051351,
к государственному унитарному предприятию Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро", г. Ставрополь, ОГРН 1022601972909, ИНН 2632047085,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края, г. Ставрополь, и Региональной тарифной комиссии Ставропольского края,
о взыскании недополученной части прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в сумме 51 051 600,00 руб. и суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 269 590,63 руб.
при участии в судебном заседании:
от Министерства имущественных отношений Ставропольского края: Синещековой А.Е. - представителя по доверенности от 06.09.2017;
от ГУП Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро": Неженцевой И.Н. - представителя по доверенности N 07/18 от 15.01.2018, Шеиной И.И.- представителя по доверенности N 08/18 от 15.01.2018, Кикоть Н.В. - представителя по доверенности N 01/18 от 11.12.2017;
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - истец, минимущество края) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к государственному унитарному предприятию Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро" (далее - ответчик, ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро") с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края (далее - министерство) и Региональной тарифной комиссии Ставропольского края (далее - РТК по Ставропольскому краю) о взыскании недополученной части прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в сумме 51 051 600 руб. и суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 269 590 руб. 63 коп.
Решением суда от 20.02.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерством имущественных отношений Ставропольского края подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
От министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края и Региональной тарифной комиссии Ставропольского края поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просили оставить решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.02.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Ставропольского края поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители ГУП Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро" возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.02.2018 по делу N А63-10169/2017 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" является государственным унитарным предприятием, за которым на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, являющееся собственностью Ставропольского края.
Министерство имущественных отношений Ставропольского края указывает на то, что в 2016 году у ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро", после уплаты им налогов и иных обязательных платежей, имеется чистая прибыль, часть которой не была выплачена в бюджет Ставропольского края.
Расчеты истца основаны на том, что по итогам деятельности ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" за 2016 год предприятие показало, что в 2016 году чистая прибыль составила 94 804 000 руб.
Платежными поручениями от 03.04.2017 N N 3557, 3554, 3555, от 20.04.2017 N 4336, 4361, 4379, от 21.04.2017 N 4413, 4433, 4446 ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" оплатило часть прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере 20 051 400 руб.
Таким образом, по мнению истца, задолженность по уплате части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет Ставропольского края в 2017 году, по итогам деятельности предприятия в 2016 году, составляет 51 051 000 руб.
В связи с тем, что в соответствии с Положением о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным Постановлением Губернатора Ставропольского края от 06.03.2012 N 137, министерство имущественных отношений Ставропольского края контролирует поступление в бюджет Ставропольского края средств от части прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, истец в письме от 10.05.2017 N 4980/03 предложил предприятию уплатить денежные средства.
Поскольку ответчик не внес в краевой бюджет установленную часть прибыли, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
В соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Согласно пункту 2 пункта 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия.
Аналогичная норма содержится и в пункте 2 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", согласно которой государственное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относится часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Согласно Закону Ставропольского края от 14.10.2008 N 59-кз "О порядке определения размера части прибыли государственных унитарных предприятий Ставропольского края, подлежащей зачислению в бюджет Ставропольского края" размер части прибыли государственных унитарных предприятий Ставропольского края, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, подлежащей зачислению в бюджет Ставропольского края в очередном финансовом году по результатам текущего финансового года, определяется в процентах. При этом за сто процентов принимается прибыль предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет по результатам текущего финансового года. Порядок, размер и срок перечисления в бюджет Ставропольского края в очередном финансовом году по результатам текущего финансового года части прибыли предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, устанавливаются Правительством Ставропольского края.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 24.03.2009 N 91-п "Об установлении порядка, размера и срока перечисления в бюджет Ставропольского края части прибыли государственных унитарных предприятий Ставропольского края" (в редакции, действовавшей в 2016 году) определено, что размер части прибыли предприятий, подлежащей перечислению в бюджет Ставропольского края, составляет 25%.
В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 05.12.2001 N 72/4 "О включении (исключении) организаций в (из) Реестр(а) субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе" ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно - энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль. На государственном уровне регулирования регулятором выступает Федеральная антимонопольная служба России, а на уровне субъекта РФ - Ставропольского края Региональная тарифная комиссия Ставропольского края.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, цены и тарифы по регулируемым видам деятельности (более 98% в общей выручке) ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" устанавливаются соответствующими постановлениями РТК по Ставропольскому краю в рамках предельных уровней, утвержденных Федеральной антимонопольной службой РФ.
Плановая прибыль ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро", принятая РТК Ставропольского края при формировании тарифов на электрическую энергию на 2016 год, составила 98 583 000 руб. 55 коп., с определением целевого использования - на капитальные вложения.
Фактическая чистая прибыль ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" по итогам 2016 года составила 94 804 000 руб. и в полном объеме использована в течение 2016 года.
Предприятие использовало все денежные средства на выполнение утвержденных, в соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики", мероприятий инвестиционной программы, в том числе по подготовке к работе в осенне-зимний период (закупка материалов, выполнение работ).
Постановлением Правительства Ставропольского края от 25.11.2016 N 479-п "О внесении изменения в подпункт 1.2 постановления Правительства Ставропольского края от 24 марта 2009 г. N 91-п "Об установлении порядка, размера и срока перечисления в бюджет Ставропольского края части прибыли государственных унитарных предприятий Ставропольского края" (далее - постановление Правительства Ставропольского края от 25.11.2016 N 479-п) были внесены изменения в п. 1. 2. - слова "25 процентов" заменены словами "75 процентов". В соответствии с пунктом 3 данный документ вступил в силу на следующий день после дня официального опубликования и применяется к правоотношениям, связанным с перечислением части прибыли государственных унитарных предприятий Ставропольского края, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, подлежащей зачислению в бюджет Ставропольского края по результатам 2016 и 2017 финансовых годов.
Изменение направления целевого использования прибыли после фактического ее освоения на финансирование мероприятий инвестиционной программы не может рассматриваться как основание включения расходов на оплату отчислений в бюджет Ставропольского края по итогам 2016 года в регулируемые тарифы последующих лет, так как такая мера повлечет необоснованное завышение тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ставропольского края.
Так, в рамках, утвержденных на 2017 год предельных уровней роста тарифов отсутствует возможность дополнительного увеличения принимаемых при формировании тарифов расходов по перечислению в бюджет Ставропольского края части прибыли в размере 75% в соответствии с изменениями, принятыми Постановлением Правительства Ставропольского края от 25 ноября 2016 года N 479-п.
С целью выполнения Постановления Правительства СК от 25 ноября 2016 года N 479-п и изыскания средств в рамках утвержденных предельных уровней роста тарифов на электроэнергию на 2017 год РТК Ставропольского края перераспределила денежные средства в размере 65 235 000 руб. со статьи "прибыль на капитальные вложения" на статью "плата за владение и пользование краевым имуществом", что привело к снижению расходов из прибыли на капитальные вложения в 4 раза.
Как верно установлено судом первой инстанции, согласно отчету об источниках финансирования инвестиционной программы по филиалам "Электросеть" ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" за 2016 год, форма которого приведена в приложении N 8 к приказу Минэнерго России от 24.03.2010 N 114 "Об утверждении формы инвестиционной программы субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций", фактическое финансирование инвестиционной программы осуществлялось за счет следующих источников:
а) собственные средства:
- прибыль, направленная на инвестиции в сумме 105072,00 тыс. руб., в том числе: фактическая прибыль, образованная за счёт включения инвестиционной составляющей в тариф на услуги по передаче электрической энергии в сумме 83 464 000 руб. (с учётом доли прибыли в тарифе); фактическая прибыль, полученная от платы за технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям в сумме 21 608 000 руб.; амортизационные отчисления в сумме 105 500 00 руб.; прочие собственные средства в сумме 1 315 000 руб.
б) привлечённые средства в сумме 1 040 000 руб. (бюджетное финансирование).
Итого на финансирование инвестиционной программы направлено 212 927 000 руб. (без учета налога на добавленную стоимость).
По данным бухгалтерского учёта, общая стоимость капитальных вложений по филиалам "Электросеть" ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро", отражённая по счёту 08.03 "Строительство объектов основных средств" за 2016 год, составила 225 558 000 руб. 07 коп.
На основании Постановления Правительства РФ N 1178 следует вывод о том, что прибыль (часть выручки от реализации услуг по передаче электрической энергии) в сумме 83 000 000 руб., образованная за счёт инвестиционной составляющей в тарифе, в обязательном порядке должна быть использована на финансирование капитальных вложений в объекты строительства (реконструкции, модернизации), предусмотренные в инвестиционной программе предприятия, т.е. носит целевой характер. Неисполнение назначения данных целевых средств повлекло бы возникновение риска их полного изъятия как неосновательного обогащения в порядке, предусмотренном ст. 1107 ГК РФ.
Согласно отчету по источникам финансирования инвестиционной программы электросетевых подразделений ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" прибыль, образованная за счёт включения инвестиционной составляющей в тариф на услуги по передаче электрической энергии за 2016 год, составила 83 000 000 руб. или 87,55% от общей чистой прибыли (83 000 000 руб.: 94804,00 руб. х 100, где 94904 000 руб. - чистая прибыль по отчёту о финансовых результатах за 2016 год).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что часть чистой прибыли, в размере инвестиционной составляющей в тарифе, следует исключить из расчета части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет Ставропольского края.
Чистая прибыль, отраженная по строке 2400 Отчета о финансовых результатах за 2016 год (форма по ОКУД 0710002), сформированная по правилам бухгалтерского учёта составила 94 804 000 руб. Данная чистая прибыль учитывает прибыль, образованную за счет включения инвестиционной составляющей в тариф на услуги по передаче электрической энергии за 2016 год в сумме 83 464 000 руб., в том числе образованную за счет включения инвестиционной составляющей в тариф на услуги по передаче электрической энергии за 2016 г. в сумме 83 000 000 руб.
За вычетом части чистой прибыли, образованной за счет включения инвестиционной составляющей в тариф на услуги по передаче электрической энергии за 2016 год, остаток чистой прибыли, подлежащей дальнейшему распределению, составил 11 804 000 руб. (94 804 000 руб. - 83 000 000 руб.).
В связи с невыполнением планового показателя по чистой прибыли за 2016 год (с учетом исключения инвестиционной составляющей) в краевой бюджет за счет фонда для покрытия невыполнения планового показателя части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет Ставропольского края в апреле 2017 г., перечислена сумма 20 051 000 руб. (данный фонд был создан в 2016 г. за счет чистой прибыли предприятия).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что подлежащая дальнейшему распределению чистая прибыль за 2016 год у предприятия отсутствует и требование Министерства имущественных отношений Ставропольского края о дополнительном исчислении и перечислении в бюджет Ставропольского края части прибыли в размере 51 051 600 руб. заявлено необоснованно.
Более того, суд первой инстанции пришел к выводу, что взыскание с ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" недополученной прибыли в сумме 51 051 600 руб. и суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 269 590 руб. 63 коп. может привести к банкротству предприятия.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Соответствие решения суда первой инстанции установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, с учетом доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 268 и 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.02.2018 по делу N А63-10169/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Н. Годило |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.