г. Киров |
|
11 мая 2018 г. |
Дело N А17-8961/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельева А.Б.,
судей Поляковой С.Г., Тетервака А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бочаровой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Водосети"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.02.2018 и дополнительное решение от 02.03.2018 по делу N А17-8961/2017, принятые судом в составе судьи Демидовской Е.И.,
по иску администрации Южского муниципального района (ИНН: 3726001024, ОГРН: 1023701830030)
к обществу с ограниченной ответственностью "Водосети" (ИНН: 3706017266, ОГРН: 1103706000782)
о понуждении к исполнению обязанности в натуре,
установил:
администрация Южского муниципального района Ивановской области (далее - истец, Администрация) обратилась с иском в Арбитражный суд Ивановской области к обществу с ограниченной ответственностью "Водосети" (далее - ответчик, заявитель, ООО "Водосети") об обязании произвести техническое обследование находящихся в эксплуатации у ООО "Водосети" централизованных систем водоснабжения, водоотведения, указанных в прилагаемом перечне N 1, в порядке, установленном Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ и приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.08.2014 N 437/пр; произвести техническое обследование находящихся в эксплуатации у ООО "Водосети" объектов теплоснабжения, указанных в прилагаемом перечне N2, в порядке, установленном Приказом Минстроя России от 21.08.2015 N 606/пр "Об утверждении Методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и Порядка осуществления мониторинга таких показателей"; представить в администрацию Южского муниципального района надлежащим образом заверенную копию отчета о результатах технического обследования указанных объектов.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 13.02.2018 исковые требования удовлетворены в части обязания ответчика произвести техническое обследование находящихся в эксплуатации у ООО "Водосети" централизованных систем водоснабжения, водоотведения, в удовлетворении требований об обязании ответчика произвести техническое обследование находящихся в эксплуатации у ООО "Водосети" объектов теплоснабжения отказано.
Поскольку при принятии решения судом не был разрешен вопрос об обязании ответчика представить истцу надлежащим образом заверенную копию отчета о результатах технического обследования указанных в иске объектов, судом вынесено дополнительное решение от 02.03.2018, согласно которому суд обязал ответчика в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу представить в Администрацию надлежащим образом заверенную копию отчета о результатах технического обследования находящихся в эксплуатации у ООО "Водосети" централизованных систем водоснабжения, водоотведения.
Ответчик с принятым решением и дополнительным решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просит решение и дополнительное решение изменить, в удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
По мнению заявителя жалобы, проведение технического обследования в соответствии с требованиями законодательства стало возможным с момента вступления в силу Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, а именно с 09.11.2014, в связи с чем срок проведения технического обследования не истек на момент обращения в суд с иском. Таким образом, считает, что заявленные требования являются необоснованными, нарушений действующего законодательства, а именно сроков проведения технического обследования, ответчиком не допущено, права и законные интересы истца на настоящий момент ответчиком не затронуты.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Южского городского поселения (арендодателем) и ответчиком (арендатором) подписан договор аренды муниципального имущества 20.09.2010 N 03А/10 (далее - договор N 03 А/10, т.1 л.д.7-15), по условиям которого арендодатель предает, а Арендатор принимает в аренду (во временное владение и пользование) муниципальное имущество, являющееся на момент передачи собственностью Южского городского поселения и составляющего казну муниципального образования в следующем составе: тепловые сети (двухтрубные водоводы бесканальной прокладки) протяженностью 15 269,5 метров (пункт 1.1.1).
Согласно пункту 2.1 договора N 03А/10 срок аренды устанавливается на 5 лет.
Договор считается заключенным с момента его подписания, если данный договор не нуждается в государственной регистрации. Условия договора распространяются на отношения сторон, возникшие с момента подписания договора аренды (пункт 7.1 договора N 03А/10).
Имущество по договору N 03А/10 передано арендатору по акту приема-передачи муниципального имущества от 27.09.2010 N 1 (т.1 л.д.15).
16.09.2015 сторонами заключено дополнительное соглашение к договору N 03А/10 (т.2 л.д.61-62), согласно которому пункт 1.1.1 изложен в следующей редакции: тепловые сети по адресам: Ивановская обл., г. Южа, ул. Советская, Пушкина, Лермонтова, Школьный проезд 3207 м.; Ивановская обл., г. Южа, ул. Калинина, Серова, Осипенко. Горького, Стадионная 3000 м; Ивановская обл., г. Южа, ул. Советская, проезд Советский, проезд Глушицкий 1561 м; Ивановская обл., г. Южа, ул. Дачная, 4-я Рабочая 1481 м; Ивановская обл., г. Южа, ул. Советская, Арсеньевна, Пушкина 1062 м; Ивановская обл., г. Южа ул. Советская, Текстильщиков, Революции 2250 м; Ивановская обл., г. Южа, ул. Красная, Революции, Механизаторов 1134 м.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Южского городского поселения (арендодателем) и ответчиком (арендатором) подписан договор аренды муниципального имущества от 20.09.2010 N 04А/10 (далее - договор N 04А/10, т.1 л.д.16-26), по условиям пункта 1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду (во временное владение и пользование) муниципальное имущество, являющегося на момент передачи собственностью Южского городского поселения и составляющего казну муниципального образования в следующем составе:
здание насосной станции 2-го подъема в районе железнодорожного вокзала с технологическим оборудованием (Объект недвижимости N 1); насос - К 80-50-200с (2шт.); насос - 6К8 (1 шт.); насос-ЗК6 (1шт.); насос - 2К6 (1 шт.); водопроводная установка;
водопроводные сети (стальные трубы с глубиной заложения до 2 метров) протяженностью 41 000 метров (сети);
артезианские скважины с глубинными насосами (Комплекс сооружений и оборудования N 1):
артскважина N 1 (57/59) (с глубинным насосом ЭЦВ 6-16-160), назначение: нежилое, 1-этажный (подземных этажей - 0), общая площадь 38 кв.м., инвентарный номер 24:235:002:000081390, лит, А.А1,1,11,1, адрес объекта: Ивановская область, г. Южа, Советский проезд, кадастровый (или условный) 37-37-06/085/2010-401;
артскважина N 2 (47/72) (с глубинным насосом ЭЦВ 6-16-140), глубина 55 метров, назначение артезианская скважина, 0-этажный (подземных этажей -0), инвентарный номер 24:235:002:000081390, лит. I, адрес объекта: Ивановская область, г. Южа, ул. Парковая, кадастровый (или условный) номер 37-37-06/083/2010-647;
артскважина N 3 (60/94) (с глубинным насосом ЭЦВ 6-16-160), глубина 101 метров, назначение артезианская скважина, 0-этажный (подземных этажей-0), инвентарный номер 24:235:002:000081400, лит. I, адрес объекта: Ивановская область, г. Южа, ул. Советская, кадастровый (или условный) номер 37-37-06/132/2010-090;
артскважинаN 4 (60/94) (с глубинным насосом ЭЦВ 6-16-140), глубина 100 метров, назначение артезианская скважина, 0-этажный (подземных этажей-0), инвентарный номер 24:235:002:000081410, лит. I, адрес объекта: Ивановская область, г. Южа, ул. Дачная. кадастровый (или условный) номер 37-37-06/132/2010-089;
артскважина N 4 (с глубинным насосом ЭЦВ 6-16-110), глубина 43 метра, назначение артезианская скважина, 0-этажный (поземных этажей - 0), инвентарный номер 24:235:002:000081370, лит. I, адрес объекта: Ивановская область, г. Южа, ул. Лесная, кадастровый (или условный) номер 37-37-06/083/2010-430;
артскважина N 5-а (60/94) (с глубинным насосом ЭЦВ 6-16-110), глубина 51 метр, назначение артезианская скважина, 0-этажный (подземных этажей-0), инвентарный номер 24:235:002:000081360, лит. I, адрес объекта: Ивановская область, г. Южа, ул. Лесная, кадастровый (или условный) номер 37-37-06/085/2010-431;
артскважина N 13 (N67137) (с глубинным насосом ЭЦВ 6-16-160), глубина 85 метров, назначение артезианская скважина, 0-этажный (подземных этажей-0), инвентарный номер 24:235:002:000081380, лит. I, адрес объекта: Ивановская область, г. Южа, ул. Стадионная, кадастровый (или условный) номер 37-37-06/083/2010-646;
артскважина N 5 (N 81-а/49-б) (с глубинным насосом ЭЦВ 6-16-160), глубина 53 метра, назначение артезианская скважина, 0-этажный (подземных этажей-0), инвентарный номер 24:235:002:000081420, лит. I, адрес объекта: Ивановская область, г. Южа, ул. Сосновка, кадастровый (или условный) номер 37-37-06/083/2010-645;
артскважина (с глубинным насосом ЭЦВ 6-16-160), глубина 50 метров, назначение артезианская скважина, адрес объекта: с. Южа
артскважина (с глубинным насосом ЭЦВ 6-16-140), глубина 75 метров, назначение артезианская скважина, адрес объекта: Ивановская область, г. Южа, район железнодорожного вокзала;
артскважина (с глубинным насосом ЭЦВ 6-10-80), глубина 54 метра, назначение артезианская скважина, адрес объекта: Ивановская область, г. Южа, район железнодорожного вокзала.
Согласно пункту 2.1 договора N 4А/10 срок аренды устанавливается на 5 лет.
Муниципальное имущество передано арендатору по акту приема-передачи от 27.09.2010 N 2 (т.1 л.д.25,26).
16.09.2015 сторонами подписано дополнительное соглашение к договору аренды N 04А/10, согласно которого определен состав имущества, сдаваемого в аренду (т.2 л.д.45-48).
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Южского городского поселения (арендодателем) и ответчиком (арендатором) подписан договор аренды муниципального имущества от 20.09.2010 N 05А/10 (далее - договор N 05А/10, т.1 л.д.27-35), по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду (во временное владение и пользование) муниципальное имущество, являющееся на момент передачи собственностью Южского городского поселения и составляющего казну муниципального образования в следующем составе: Канализационные сети (труба с глубиной залегания до 2 метров) протяженностью 13 499 метров (пункт 1.1.1).
Срок аренды устанавливается на 5 лет (пункт 2.1 договора N 05А/10).
Имущество передано арендатору по акту приема-передачи муниципального имущества N 3 (т.1 л.д.35).
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Южского городского поселения (арендодателем) и ответчиком (арендатором) подписан договор аренды муниципального имущества от 20.09.2010 N 06А/10 (договор N 06А/10, т.1 л.д.46-57), по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду (во временное владение и пользование) муниципальное имущество, являющееся на момент передачи собственностью Южского городского поселения и составляющего казну муниципального образования в следующем составе:
административное здание, с технологическим оборудованием назначение нежилое, 1-этажный, общей площадью 487.7 кв.м., инвентарный номер 24:235:002:000024490, Литеры А.А1,А2 адрес объекта: Ивановская область, г. Южа, ул. Пушкина, Д.5-Б, (далее по тексту "Объект недвижимости N 1"), кадастровый (или условный) номер 37-37-06/084/2010-431;
1) течетрассопоисковый комплект "Успех" АТГ-210;
2) сварочный аппарат;
3) сварочный аппарат "Омикрон";
4) станок сверлильный;
5) станок токарновинторезный;
6) станок токарный;
7) станок трубогибочный (п. 1.1.1)
Муниципальное имущество передано арендатору по акту приема-передачи от 27.09.2010 N 4 (т.1 л.д.25,26).
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 13.09.2016 производство по делу N А17-5739/2016 об обязании ответчика подписать акты приема-передачи движимого и недвижимого имущества, являющегося предметом договоров аренды муниципального имущества от 20.09.2010 N03 А/10, 04 А/10, 05 А/10 и 06 А/10 и договоров аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности от 31.12.2014 N04 З/2014, 05 З/2014, 06 З/2014, 07 З/2014, 08 З/2014, 09 З/2014, 10 З/2014 в течение одного месяца со дня вступления решения суда по делу в законную силу, прекращено, утверждено мировое соглашение на условиях подписания ответчиком актов приема-передачи муниципального имущества, являющегося предметом договоров аренды от 20.09.2010 N 03А/10, 04А/10, 05А/10 и 06А/10, а также акты приема-передачи земельных участков, являющихся предметом договоров аренды от 31.12.2014 N 04 3/2014, 05 3/2014, 06 3/2014, 07 3/2014, 08 3/2014, 09 3/2014, 10 3/2014, в течение 5 календарных дней с даты заключения Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области по результатам конкурса концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся спорным имуществом по делу N А17-5739/2016.
Истцом ответчику 29.08.2017 вручено требование от 28.08.2017 о проведении технического обследования объектов водоснабжения, находящихся в эксплуатации ответчика (т.1 л.д.58-60).
В ответ на указанное требование ответчик в письме от 06.09.2017 N 74 указал, что техническое обследование не произведено, поскольку последний не обладает ни техническими знаниями, ни необходимыми инструментами и приборами для самостоятельного проведения технического обследования, а все необходимые затраты должны быть предусмотрены в тарифах согласно оказываемой услуги.
Неисполнение требований истца послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
С учетом положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", а также в связи с отсутствием соответствующих возражений со стороны истца, законность и обоснованность принятых по делу решения и дополнительного решения проверяется судом апелляционной инстанции только в части выводов суда об удовлетворении требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Абзацем седьмым статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена защита гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу закона или имеющегося гражданско-правового обязательства.
В соответствии с абзацем 25 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) под техническим обследованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается оценка технических характеристик объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно части 3 статьи 37 Закона N 416-ФЗ техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информирует органы местного самоуправления о датах начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения. По решению органов местного самоуправления к проведению технического обследования могут привлекаться представители органов местного самоуправления.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что последний является организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение с использованием объектов, переданных по договорам аренды и используемых с сентября 2010 года.
В силу части 6 статьи 37 Закона N 416-ФЗ обязательное техническое обследование проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования). Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязана проводить техническое обследование при разработке плана снижения сбросов, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, а также при принятии в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 37 Закона N 416-ФЗ требования к проведению технического обследования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.08.2014 N 437/пр утверждены требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей (далее - Требования).
Доводы заявителя о том, что проведение технического освидетельствования стало возможным с момента вступления в силу Требований (с 09.11.2014), в связи с чем сроки проведения технического обследования ответчиком не нарушены, получили надлежащую оценку в решении суда первой инстанции, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Обязанность по проведению технического освидетельствования возложена на ответчика, как организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение нормами Закона N 416-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013.
Оснований для неисполнения этой обязанности в установленные законом сроки не имеется. Ссылки заявителя на невозможность проводить техническое освидетельствование до утверждения Требований, учитывая, что после их утверждения ответчиком также не принято мер к исполнению предусмотренной обязанности, подлежат отклонению.
В части 4 статьи 37 Закона N 416-ФЗ указано, что результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления.
В связи с вышеизложенным, удовлетворение требований истца об обязании ответчика произвести техническое обследование находящихся в эксплуатации у ООО "Водосети" централизованных систем водоснабжения, водоотведения и предоставить истцу надлежащим образом заверенную копию отчета о результатах технического освидетельствования являются законными и обоснованными.
Таким образом, дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для изменения или отмены принятых решения и дополнительного решения по указанным в жалобам основаниям.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, вынесенными с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для их отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.02.2018 и дополнительное решение от 02.03.2018 по делу N А17-8961/2017 оставить без изменения, а апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Водосети" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
А.Б. Савельев |
Судьи |
С.Г. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.