город Омск |
|
11 мая 2018 г. |
Дело N А75-16615/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Грязниковой А.С., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1592/2018) открытого акционерного общества "Жилищно-эксплуатационный участок N 3" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.12.2017 по делу N А75-16615/2017 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Жилищно-эксплуатационный участок N 3" к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании недействительным предписания от 03.10.2017 N НЮ-459/п,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
открытое акционерное общество "Жилищно-эксплуатационный участок N 3" (далее - заявитель, общество, ОАО "ЖЭУ N3") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба) о признании недействительным предписания от 03.10.2017 N НЮ-459/п, выданного Нефтеюганским отделом инспектирования.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.12.2017 по делу N А75-16615/2017 в удовлетворении заявленного ОАО "ЖЭУ N 3" требования отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО "ЖЭУ N 3" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, применяются с 01.01.2017. При этом по смыслу части 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. По мнению подателя жалобы, начисление платы за электрическую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, по нормативу не противоречит действующему законодательству.
ОАО "ЖЭУ N 3", Служба, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Службой в связи с поступившим от 15.09.2017 обращением N 27.11-ОГ-514 проведена проверка ОАО "ЖЭУ N 3" по вопросу правомерности начисления платы за электрическую энергию на содержание общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Нефтеюганск, 6 мкр., дом 4, кв. 11 за август 2017 года. По результатам проведенной проверки установлено, что начисления платы за электрическую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, за август 2017 года на 270,81 рублей больше, чем подлежало фактическому начислению.
В ходе проверки Службой было установлено, что дом N 4 в 6 мкр. г. Нефтеюганска оборудован ОДПУ электрической энергии.
Тариф на коммунальную услугу по электроснабжению установлен решением РЭК Тюменской области, ХМАО, ЯНАО от 22.12.2016 N 45 и составляет: на 1 полугодие (01.01.2017 - 30.06.2017) - 1,81 рублей за 1 кВт/час, на 2 полугодие (01.07.2017 - 31.12.2017) - 1,88 рублей за 1 кВт/час.
В соответствии с формулой N 15 приложения N 2 к Правилам N 354 размер расходов граждан, проживающих в доме N 4, в составе платы за содержание жилого помещения на оплату электрической энергии, потребленной при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ за август 2017 года должен рассчитываться следующим образом: 7,6 кВт/час (Nодн) * 7 680,60 (Sои) / 12 921,6 кв.м. (Sоб) * 60,1 кв.м. (Si) = 271,5 кВт/час * 1,88 рублей + 510,42 руб.
Между тем из единых квитанций по квартире N 11 за август 2017 года следует, что произведено начисление за электрическую энергию, потребляемую при содержании жилья в размере 282,47 руб., что на 227,95 руб. меньше, чем подлежит начислению в соответствии с формулой N 15 приложения N2 к Правилам N 354.
По результатам проверки составлен акт проверки 03.10.2017 N НЮ-459а, Обществу выдано предписание от 03.10.2017 N НЮ -459/п.
Согласно предписанию Обществу предписано в срок до 23.10.2017 произвести собственнику квартиры N 11 дома N 4 в 6 мкр. г. Нефтеюганска перерасчет (возврат платы за электрическую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества за август 2017 года в размере 270,81 рублей (часть 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Не согласившись с названным предписанием, Общество обратилось с соответствующим заявлением Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
27.12.2017 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Настаивая на законности выданного Обществу предписания, Служба указала на то, что для расчета размера и стоимости коммунальной услуги - за электрическую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, за август 2017 года следует исходить из фактических показаний ОДПУ за август 2017 года.
Между тем ОАО "ЖЭУ N 3" считает, что правомерно начислило плату за электрическую энергию на содержание общего имущества за август 2017 года исходя из самостоятельно исчисленного общедомового показателя по электроэнергии за спорный месяц по нормативу потребления электроэнергии, поскольку он больше, чем показания ОДПУ за август 2017 года.
Согласно обжалуемому решению суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к выводу о том, что начисление за электрическую энергию, потребляемую при содержании жилья, собственнику квартиры N 11 дома N 4 в 6 мкр. г. Нефтеюганска за август 2017 год в размере, превышающем норматив потребления электроэнергии в целях в содержания общего имущества, нарушает требования части 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, Пунктов 40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы подателя жалобы, поддерживает данный вывод суда первой инстанции и считает, что в рассматриваемом случае Общество не доказало наличие совокупности обстоятельств, необходимых для удовлетворения его требования о признании недействительным предписания от 03.10.2017 N НЮ-459/п. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2017) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Частями 9.1, 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление от 26.12.2016 N 1498) с 01.01.2017 вступили в силу изменения, согласно которым понятие "норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды" было изменено на "норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Таким образом, с 01.01.2017 изменился состав услуг по содержанию жилого помещения, в частности, в стоимость содержания жилого помещения включена плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды, следовательно, коммунальные услуги на общедомовые нужды с 01.01.2017 переведены в разряд жилищных услуг, однако суть этих услуг не изменилась (коммунальные услуги как и раньше потребляются на содержание общедомового имущества).
Статьей 10 Закона N 176 определено, что при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Исходя из буквального толкования данной нормы следует, что размер расходов на оплату коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на их оплату осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку такое включение является первоначальным.
При этом в соответствии с пунктом 2 Постановления от 26.12.2016 N 1498 органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 года следовало утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
Однако необходимо отметить, что возможность расчета объема коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса подтверждена принятием законодателем Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым часть 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации изложена в редакции, прямо закрепляющий возможность учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов при определении размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и после утверждения уполномоченными органами нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, статья 156 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 9.3, согласно которой размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.
В то же время, согласно пункту 40 Правил N 354, действовавших в рассматриваемый период времени, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к этим Правилам (абзац первый). При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к данным Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абзац второй).
Таким образом, пункт 44 Правил N 354 предусматривает определение размера платы за коммунальные услуги холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, на основании показаний такого прибора учета. При этом в случае, если определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, превышает установленный размер норматива потребления коммунальных услуг, то размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, ограничивается размером соответствующего норматива. Данное правило применяется вне зависимости от способа управления многоквартирным домом всеми исполнителями коммунальных услуг.
Пунктом 46 Правил N 354 определено, что плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяемая в соответствии с пунктом 44 Правил, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Таким образом, в случае, если объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, рассчитанный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, предъявляемый к оплате собственникам помещений, был ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, заявителю следовало определять размер расходов на оплату коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме исходя из фактического потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, определенного по показаниям таких приборов учета.
Как усматривается из материалов дела, многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии.
В ходе проверки установлено, что заявителем за август 2017 года размер платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, начислен по нормативам, в то время как размер платы, исчисленный по фактическому потреблению, ниже нормативного потребления, что следует единых квитанций по квартире N 11 дома N 4 в 6 мкр. г. Нефтеюганска.
Доказательства принятия собственниками помещений дома N 4 в 6 мкр. г. Нефтеюганска решений о распределении объемов превышения нормативного потребления энергии на общедомовые нужды над фактическим между всеми жилыми и нежилыми помещениями домов в материалах дела отсутствуют.
Поскольку в настоящий момент не определен порядок перерасчета размеров расхода коммунального ресурса на общедомовые нужды, на который имеется ссылка в части 9.2. статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, Служба обоснованно сочла применимым порядок расчета коммунального ресурса, установленный Правилами N 354.
Таким образом, оспариваемое предписание является законным и обоснованным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении его требования.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.12.2017 по делу N А75-16615/2017-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-16615/2017
Истец: ОАО "Жилищно-эксплуатационный участок N 3", ООО "ЖЭУ N3"
Ответчик: Служба жилищного и строиельного надзора ХМАО-Югры Нефтеюганский отдел инспектирования, СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, Служба жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры