г. Санкт-Петербург |
|
11 мая 2018 г. |
Дело N А56-83147/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Лопато И.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от истца: Скорописенко К.О., доверенность от 27.09.2017;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6482/2018) общества с ограниченной ответственностью "Агропоставка" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2018 по делу N А56-83147/2017 (судья Трощенко Е.И.), принятое
по иску Центральной акцизной таможни,
к обществу с ограниченной ответственностью "Агропоставка"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - Таможня) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к ООО "Агропоставка" о взыскании 63 840 000 руб. неуплаченного утилизационного сбора.
Решением от 22.01.2018 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда в связи с тем, что, по его мнению, Таможня действовала недобросовестно и должна была дать подателю жалобы соответствующие разъяснения.
Согласно отзыву Таможня против удовлетворения жалобы возражает, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель истца поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Ответчик надлежащим образом уведомлен о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что период с 10.11.2016 по 05.06.2017 ответчиком в таможне задекларированы по ДТ:
- N 10009194/101116/0010533 товар N 1 - минитракторы сельскохозяйственные скаут т-15 самоходные колесные, новые, мощность двигателя 15 л.с/11,03 квт, код ТН ВЭД 8701901100 (68 шт.); товар N 2 -минитракторы сельскохозяйственные скаут т-18 самоходные колесные, новые, мощность двигателя 18 л.с/13,24 квт, код ТН ВЭД 8701901100 (109 шт.); товар N 3 - минитракторы сельскохозяйственные скаут т-25 самоходные колесные, новые, мощность двигателя 24 л.с/17,65 квт, код ТН ВЭД 8701901100 (42 шт.);
- N 10009194/100217/0001093 товар N 1 - минитракторы сельскохозяйственные скаут т-15 самоходные колесные, новые, мощность двигателя 15 л.с/11,03 квт, код ТН ВЭД 8701911000 (95 шт.); товар N 2 минитракторы сельскохозяйственные скаут т-18 самоходные колесные, новые, мощность двигателя 18 л.с/13,24 квт, код ТН ВЭД 8701911000 (162 шт.); товар N 3 - минитракторы сельскохозяйственные скаут т-25 самоходные колесные, новые, мощность двигателя 24 л.с/17,65 квт, код ТН ВЭД 8701901100 (40 шт.);
- N 10009194/100317/0001963 товар N 1 - минитракторы сельскохозяйственные файтер т-15 самоходные колесные, новые, мощность двигателя 15 л.с/11,03 квт, код ТН ВЭД 8701911000 (141 шт.);
- N 10009194/130317/0001983 товар N 1 - минитракторы сельскохозяйственные файтер т-15 самоходные колесные, новые, мощность двигателя 15 л.с/11,03 квт, код ТН ВЭД 8701911000 (94 шт.);
- N 10009194/030517/0003897 товар N 1 - минитракторы сельскохозяйственные файтер т-22 самоходные колесные, новые, мощность двигателя 18 л.с/ 13,24 квт, код ТН ВЭД 8701911000 (70 шт.);
- N 10009194/290517/0004862 товар N 1 - минитракторы сельскохозяйственные файтер т-15 самоходные колесные, новые, мощность двигателя 15 л.с/11,03 квт, код ТН ВЭД 8701911000 (156 шт.);
- N 10009194/050617/0005128 товар N 1 - минитракторы сельскохозяйственные файтер т-15 самоходные колесные, новые, мощность двигателя 15 л.с/11,03 квт, код ТН ВЭД 8701911000 (52 шт.); товар N 2 -минитракторы сельскохозяйственные файтер т-22 самоходные колесные, новые, мощность двигателя 18 л.с/ 13,24 квт, код ТН ВЭД 8701911000 (35 шт.).
Указанные товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Сумма утилизационного сбора ответчиком не уплачивалась.
Письмом от 22.06.2017 N 45-15-09/3278 Таможня уведомила ООО "Агропоставка" о необходимости уплаты утилизационного сбора и его размере.
Поскольку утилизационный сбор не уплачен, Таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Таможни, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно статье 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В развитие вышеуказанных положений Правительством Российской Федерации издано Постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81).
Постановлением N 81 утверждены:
- правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее -Правила);
- перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Согласно положениям п. 3 Постановления N 81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Разделом II Постановления N 81 определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
В соответствии с п. 11 указанного раздела для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, по форме, приведенной в приложении N 1;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме, приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
В результате введения 6-го издания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров с 01.01.2017 вступила в силу новая редакция Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденная Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 101 (далее - Решение N 101).
После вступления в законную силу Решения N 101, код 8701901100 ТН ВЭД изменился на 8701911000.
На момент декларирования самоходной техники по ДТ N 10009194/101116/0010533 ответчиком заявлен код ТН ВЭД 8701901100, применяемый до вступления в силу Решения N 101. При этом требование статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ не исполнено.
Коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении сельскохозяйственных минитракторов, классифицируемых в соответствии с кодом 8701 ТН ВЭД ЕАЭС установлены разделом XIV Перечня в зависимости от мощности силовой установки.
Из представленной ответчиком в Таможню документации следует, что ввезенные по спорным ДТ погрузчики имеют мощность силовой установки от 15 л.с. до 18 л.с., для такого рода техники установлен коэффициент расчета суммы утилизационного сбора - 0,4.
В соответствии с примечанием 4 Перечня размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 рублей.
Следовательно, размер суммы неуплаченного ответчиком утилизационного сбора составляет 63 840 000 руб.
Документов, позволяющих отнести ввезенные автопогрузчики к транспортным средствам, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, равно как и платежных документов об уплате утилизационного сбора не представлено.
Согласно пункту 17 Постановления N 81 в случае, если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Во исполнение пункта 17 Постановления N 81 таможенный орган письмом от 22.11.2016 исх.N 45-14-09/6191 информировал плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенных транспортных средств, однако до настоящего времени утилизационный сбор за ввезенные в Российскую Федерацию мини-погрузчики ответчиком, ООО "Агропоставка" не уплачены.
По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.
Утилизационный сбор установлен в целях обеспечения экологической безопасности и призван компенсировать не только затраты на утилизацию, но и затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств, в том числе сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2012 N АКПИ12-1278).
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств в строго определенных случаях, которые к настоящей ситуации не относятся.
С учетом изложенного, обжалуемое решение отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2018 по делу N А56-83147/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Агропоставка" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
И.В. Юрков |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.