г. Санкт-Петербург |
|
11 мая 2018 г. |
Дело N А56-74420/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Колосовой Ж.В.
судей Барминой И.Н., Пряхиной Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Казначеевым В.О.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: представитель Кабикова В.Ю. по доверенности от 28.12.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6992/2018) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2018 по делу N А56-74420/2017 (судья Хохлов Д.В.), принятое
по заявлению Региональной общественной организации "Клуб любителей пения"
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании,
установил:
Региональная общественная организация "Клуб любителей пения" (ОГРН 1177800002401, ИНН 7804598739; 195257, Санкт-Петербург, ул. Вавиловых, д. 9, корп. 5 лит. А, пом. 9 Н, далее - Клуб, Организация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076; 191060, Санкт-Петербург, проезд Смольный, д. 1, лит. Б, далее - Комитет, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения Комитета об отказе в предоставлении объекта нежилого фонда, выраженного в письме от 25.07.2017 N 76561-22.
Решением от 06.02.2018 суд удовлетворил заявленные требования.
Комитет не согласился с вынесенным решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению подателя апелляционной жалобы, судом первой инстанции не принято во внимание, что в нарушении статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Организацией не указано какие именно ее права нарушены Комитетом, при этом, как указал Комитет, намерение Организации пользоваться нежилым помещением само по себе не может вести к безусловной обязанности собственника принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды нежилого фонда, при этом, учитывая, что государственная регистрация Организации осуществлена в марте 2017 года, предоставить нежилое помещение Организации в аренду целевым назначением не представляется возможным, поскольку в соответствии с частью 2.2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 N 7- ФЗ "О некоммерческих организациях" под некоммерческой организацией-исполнителем общественно-полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая оказывает общественно полезные услуги на протяжении одного года и более.
Таким образом, по мнению Комитета, в связи с отсутствием исключительного права на приобретение права аренды нежилого помещения, факт нарушения прав и законных интересов Организации, связанных с принятием решения об отказе в предоставлении объекта нежилого фонда Организацией не доказан.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Комитета доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своего представителя в судебное заседание не направил, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Клуб обратился в Комитет с заявлением от 19.06.2017 N 70457-22/17 об оказании государственной помощи в виде подбора объекта нежилого фонда, расположенного в Приморском районе Санкт-Петербурга, для его дальнейшего предоставления по договору аренды сроком на 10 лет в целях размещения клуба.
Письмом от 25.07.2017 N 76561-22 Комитет отказал Клубу в предоставлении объекта нежилого фонд по причине несоответствия заявителя требованиям статьи 17.1 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и части 2.2 статьи 2 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N7-ФЗ), в связи с тем, что Клуб не является некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг, и на момент подачи заявления не оказывал общественно полезные услуги в течение года и более.
Считая указанный отказ неправомерным, Организация обратилась в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Применив нормы гражданского и процессуального законодательства, исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции счел заявленные требования обоснованными и удовлетворил их.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами благотворительной деятельности, а также деятельности в области содействия благотворительности и добровольчества.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров за исключением случаев, прямо названных в данной статье.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В пункте 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определены формы некоммерческих организаций, передача государственного имущества которым может осуществляться без проведения торгов.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество некоммерческим организациям, созданным в форме общественных организаций (в том числе общественным фондам), при условии осуществления ими деятельности, предусмотренной ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Среди исключений предусмотрено предоставление прав на указанное имущество некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений), социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (пункт 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Согласно части 1, 3 ст. 31.1, ст. 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности, в том числе: деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.
Оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций.
Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.
В соответствии с п. 2 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными настоящей статьей видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.
Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в том числе путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению (часть 6 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Таким образом, для получения в аренду недвижимого имущества без проведения конкурса или аукциона некоммерческая организация должна доказать (сообщить) не только свою организационно-правовую форму, уставные виды деятельности, но и фактическое осуществление деятельности, направленной на решение социальных проблем и намерение использовать имущества для достижения данных целей.
Как следует из материалов дела, в том числе из устава Организации и видов деятельности, указанных в выписке из ЕГРЮЛ, предметом деятельности Организации является пропаганда и развитие искусства пения, широкое вовлечение всех слоев населения в массовое обучение данному искусству в целях культурного развития личности, организация и проведение конкурсов, фестивалей смотров, праздником, соответствующих целям организации.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Комитет в обоснование своей правовой позиции ссылался на сведения о дате создания Организации в качестве юридического лица - 19.05.2017 и требования пункта 2.2. статьи 2 Закона о некоммерческих организациях, полагая, что Организация является некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.
Вместе с тем, Комитетом не обосновано в связи с чем, к Организации применен именно указанный пункт, и не применены положения пункта 2.1 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях, согласно которому социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, суд первой инстанции, исследовав представленные в дело доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что Организация является социально ориентированной некоммерческой организацией, созданной в предусмотренной Законом о некоммерческих организациях форме, и осуществляющей деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона, поскольку она осуществляет в соответствии с учредительными документами деятельность в области образования, просвещения, культуры, искусства, и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности, что соответствует статье 31.1. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Вместе с тем, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности Комитетом его доводов о том, что Клуб является некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг, и, как следствие, применение требований 2.2. статьи 2 Закона о некоммерческих организациях с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, является незаконным и необоснованным.
Тем самым, Клуб в соответствии с п.4 ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", являясь некоммерческой организацией, имеет право на обращение в Комитет с заявлением на предоставление объекта нежилого фонда, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, а, следовательно, имеет право на осуществление Комитетом подбора нежилого помещения для Клуба в целях его дальнейшего предоставления.
При этом, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Клубом с заявлением был предоставлен в Комитет исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, что установлено пунктом 2.6 Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2010 N 31-р.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что поскольку заявителю в подборе объекта нежилого фонда, расположенного в Приморском районе Санкт-Петербурга, для его дальнейшего предоставления по договору аренды сроком на 10 лет в целях размещения Клуба без проведения торгов, было отказано Комитетом по указанным выше необоснованным доводам, то есть при отсутствии законных к тому оснований, решение Комитета является незаконным и нарушающим права Организации.
При этом, доводы подателя жалобы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в силу чего отсутствуют основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2018 по делу N А56-74420/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ж.В. Колосова |
Судьи |
И.Н. Бармина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.