город Ростов-на-Дону |
|
11 мая 2018 г. |
дело N А32-56065/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2018 по делу N А32-56065/2017, принятое судьей Левченко О.С.
по иску Администрации города Сочи
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
о признании незаконным бездействия, об обязании устранить допущенные нарушения,
при участии третьего лица: Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт",
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность города Сочи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204028:111 площадью 1007 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, район Южного мола в районе морпорта; об обязании Управления Росимущества в месячный срок с момента вступления решения суда в силу принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204028:111 площадью 1007 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, район Южного мола в районе морпорта.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт".
Решением от 19.02.2018 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города Сочи обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в силу положений пункта 11 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 03.12.2008 N 244-ФЗ полномочиями по распоряжению земельным участком обладает администрация города Сочи, в связи с чем регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок проведена с нарушением действующего законодательства.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От ФГУП "Росморпорт" в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие предприятия.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации положений Закона N 244-ФЗ администрация города Сочи 21.12.2015 направила в Управление Росимущества обращение (от 17.12.2015 N 11620/07-02-12) о безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204028:111 площадью 1007 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, район Южного мола в районе морпорта.
В письме от 26.01.2016 N 08/809 Управление Росимущества проинформировало администрацию о направлении ФГУП "Росморпорт", владеющему спорным земельным участком на праве безвозмездного срочного пользования, запроса о возможности передачи спорного участка в муниципальную собственность.
Письмом от 27.01.2017 N 08/926 Управление Росимущества отказало администрации в передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204028:111 в муниципальную собственность со ссылкой на отсутствие оснований, предусмотренных статьями 39.30, 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что управлением допущено незаконное бездействие по передаче земельного участка в муниципальную собственность, администрация обратилась в арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В силу частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти (местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В обоснование своей позиции администрация указывает, что в силу положений пункта 11 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 03.12.2008 N 244-ФЗ полномочиями по распоряжению земельным участком обладает администрация города Сочи, в связи с чем регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок проведена с нарушением действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 - 4 настоящей статьи.
Передача указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи земельных участков из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
Таким образом, соблюдение процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ (принятие уполномоченным органом решения о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность) предусмотрено в отношении тех участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (20.12.2008).
В материалы дела представлена выписка из ЕГРН от 13.02.2018 N 23/001/032/2018-4043, согласно которой право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204028:111 зарегистрировано за Российской Федерацией 29.06.2011, то есть после вступления в силу Закона N 244-ФЗ.
Таким образом, указанные земельные участки не могут быть переданы в муниципальную собственность по основаниям, указанным в Законе N 244-ФЗ.
Кроме того, судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0204028:111 расположен объект недвижимости - часть берегоукрепления, прилегающего к Южному молу, площадью 0,44 га в порту Сочи с кадастровым номером 23:49:0204028:1346, право собственности на который 13.04.2004 зарегистрировано за Российской Федерацией. Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРН от 01.02.2018 N 23/241/002/2018-520.
Согласно части 7 статьи 1 Закона N 244-ФЗ земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности, на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 данной статьи.
В силу пункта 1 части 8 статьи 1 названного Федерального закона к федеральной собственности относятся земельные участки, которые указаны в части 7 настоящей статьи и которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204028:111 относится к федеральному уровню собственности и не подлежит передаче в муниципальную собственность в порядке Закона N 244-ФЗ.
Согласно пояснениям ФГУП "Росморпорт" необходимость использования указанного земельного участка Сочинским филиалом ФГУП "Росморпорт" обусловлена расположением объекта недвижимости: "Часть берегоукрепления, прилегающего к Южному молу в порту Сочи общей площадью 0,44 га" закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Росморпорт" (свидетельство о регистрации права от 19.12.2006 N 23 АВ 294173) и находящегося на балансе Сочинского филиала ФГУП "Росморпорт", который, в свою очередь, является гидротехническим сооружением, предназначенным для защиты Южного мола и примыкающей территории от волнового воздействия штормов, границы которого совпадают с границами участка.
При таких обстоятельствах, учитывая, что земельный участок находится в границах порта Сочи, отсутствуют основания передачи из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204028:111, площадью 1007 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, район Южного мола в районе порта Сочи.
Таким образом, предусмотренные ст.ст. 198-201 АПК РФ основания для удовлетворения заявления администрации отсутствуют.
Судом первой инстанции также обоснованно указано на пропуск заявителем срока обжалования действий Управления Росимущества, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Суд установил, что о письме от 27.01.2017 N 08/926 администрация должна была узнать не позднее 06.02.2017 (согласно входящему штампу (штрих-коду) N07-02-12/2319-06.02.2017). С заявлением в арбитражный суд администрация обратилась 21.12.2017, что подтверждается входящим штампом Арбитражного суда Краснодарского края.
Доказательства наличия уважительных причин, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о признании незаконными бездействия, администрация не представила.
Направление Управлением в адрес заявителя письма от 27.01.2017 N 08/926 также свидетельствует об отсутствии бездействия в части рассмотрения вопроса о передаче земельного участка в муниципальную собственность.
Пропуск установленного АПК РФ срока на обжалование ненормативного правового акта (бездействия) является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.08.0016 N 306-КГ16-10045).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 19.02.2018 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19 февраля 2018 года по делу А32-56065/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.