г. Вологда |
|
11 мая 2018 г. |
Дело N А13-6965/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 мая 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Малоэтажка 035" Хорьковой Н.Н. по доверенности от 24.01.2018, Кренделева Д.К. по доверенности от 24.01.2018, от общества с ограниченной ответственностью компании "Бодрость" Райляна А.А. по доверенности от 24.04.2018, от прокурора Иволги О.В. по доверенности от 14.11.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Малоэтажка 035" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 февраля 2018 года по делу N А13-6965/2017 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Компания "Бодрость" (ОГРН 1123525010333, ИНН 3525281741, место нахождения: 160034, город Вологда, улица Возрождения, дом 9; далее - ООО Компания "Бодрость", Компания) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации города Вологды (ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930; место нахождения: 160035, город Вологда, улица Каменный мост, дом 4; далее - администрация) о признании недействительным разрешения на строительство от 23.05.2016 N 35-35327000-131-2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Малоэтажка 035" (ОГРН 1153525026423, ИНН 3525355383; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Энгельса, дом 22а, квартира 3; далее - ООО "Малоэтажка 035"), Департамент по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН 1047855074937, ИНН 7801364683; место нахождения: 199155, Санкт-Петербург, улица Одоевского, дом 24, корпус 1, далее - Департамент по недропользованию, Севзапнедра), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (ОГРН 1043500093889, ИНН 3525144576; место нахождения: 160001, город Вологда, улица Челюскинцев, дом 3), Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области (ОГРН 1043500072230, ИНН 3525141575; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Зосимовская, дом 65), Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (ОГРН 1043500086112, ИНН 3525143533; место нахождения: 160009, город Вологда, улица Мальцева, дом 41; далее - ГУ МЧС России по Вологодской области).
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в дело вступил заместитель прокурора Вологодской области (далее - прокурор).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16 февраля 2018 года по делу N А13-6965/2017 заявленные Компанией требования удовлетворены. Признано недействительным разрешение на строительство от 23.05.2016 N 35-35327000-131-2016, выданное Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды ООО "Малоэтажка 035" на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом по ул. Возрождения г. Вологды" по адресу: город Вологда, улица Костромская, дом N 16 а. Кроме того, с администрации в пользу Компании взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
ООО "Малоэтажка 035" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку газопровод проходит через дорогу, на которой не ведутся земляные работы, не установлено, что местоположение участка недр совпадает с месторасположением земельного участка, принадлежащего ООО "Малоэтажка 035", сведений, подтверждающих наличие залегания полезных ископаемых в границах застройки, не представлено, вывод о недостаточности ширины пожарных проездов сделан без учета проектной документации застройки. Кроме того, сослался на то, что обжалуемый судебный акт нарушает права дольщиков, не привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании представители ООО "Малоэтажка 035" апелляционную жалобу поддержали.
ООО Компания "Бодрость" в отзыве и ее представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокурор в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные участники процесса отзывы не представили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав пояснения представителей ООО "Малоэтажка 035", ООО Компании "Бодрость", прокурора, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.10.2015 серии 35-АБ N 809753 ООО "Малоэтажка 035" являлось собственником земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации скважины минеральной воды, площадь 3468 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Вологодская область, город Вологда, улица Возрождения, кадастровый номер 35:24:0402008:242 (том 1, лист 113).
В связи с изменением разрешенного использования взамен указанного выдано свидетельство о государственной регистрации права от 05.02.2016, в соответствии с которым ООО "Малоэтажка 035" является собственником земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - среднеэтажные жилые дома, площадь 3468 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Вологодская область, город Вологда, улица Возрождения, кадастровый номер 35:24:0402008:242 (том 1, лист 112).
ООО "Малоэтажка 035" 16.05.2016 обратилось в Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 35:24:0402008:242 (том 2, лист 82).
Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды 23.05.2016 выдал ООО "Малоэтажка 035" разрешение N 35-35327000-131-2016 на строительство на земельном участке с кадастровым номером 35:24:0402008:242 объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом по ул. Возрождения г. Вологды" по адресу: город Вологда, улица Костромская, дом N 16 а (далее - многоквартирный дом). Указанное разрешение выдано на срок до 26.01.2018 на строительство многоквартирного дома с количеством этажей - 3, количеством квартир - 34, площадью застройки - 1164 кв.м, площадью участка - 3468 кв. м (том 1, листы 28-31).
Письмом от 16.09.2016 N 17-0-41435/1790 Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды потребовал от ООО "Малоэтажка 035" привести строительную площадку в соответствие с проектной документацией и приостановить строительные работы до урегулирования спорных вопросов (том 2, листы 19).
Общество, считая вышеуказанное разрешение на строительство нарушающим его права и законные интересы как собственника земельного участка и объекта недвижимости (газопровода высокого давления), находящихся в непосредственной близости от места предполагаемого размещения объекта капитального строительства, а также как лица, которому предоставлено право на осуществление разведки в срок до 01.11.2019 и добычи полезных ископаемых месторождения минеральных подземных вод (ММПВ) "Содимское", обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции установил, что оспариваемое разрешение на строительство выдано администрацией при наличии оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, нарушает права заявителя, и требования удовлетворил.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в период получения оспариваемого разрешения (далее - ГрК РФ), разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании части 4 указанной статьи разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Из пункта 29 статьи 24 Устава муниципального образования "Город Вологда", принятого решением Вологодской городской Думы от 25.08.2005 N 301 (далее - Устав города), следует, что выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами) относится к вопросам местного значения.
Пунктом 16 части 1 статьи 44 Устава города предусмотрено, что администрация города Вологды осуществляет исполнительно-распорядительные функции и полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные законодательством, в том числе осуществляет выдачу разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами).
Из положений части 7 статьи 51 ГрК РФ (в редакции без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ) следует, что в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи органом местного самоуправления. К заявлению прилагаются поименованные в настоящем пункте документы, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.
Порядок рассмотрения уполномоченным органом заявления о выдаче разрешения на строительство и приложенных документов предусмотрен частью 11 статьи 51 ГрК РФ, в соответствии с которой орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, и проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Из вышеприведенных норм следует, что проверка представленной застройщиком проектной документации на предмет ее соответствия градостроительному плану земельного участка является необходимым этапом рассмотрения уполномоченным органом вопроса о выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 44 ГрК РФ, действовавшей на момент выдачи оспариваемого разрешения на строительство, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Согласно части 11 статьи 48 ГрК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Вышеприведенная правовая норма предусматривает градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований и, соответственно, одного из обязательных условий подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
Таким образом, право подготовить проектную документацию возникает лишь после получения такого плана - документа, содержащего необходимую для проектирования и строительства информацию.
В силу части 6 статьи 48 ГрК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории.
Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком (часть 15 статьи 48 указанного Кодекса).
В силу части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции
В заявлении о выдаче разрешения на строительство ООО "Малоэтажка 035" сослалось на градостроительный план земельного участка от 26.02.2016 N RU353270003097, утвержденный распоряжением заместителя главы города Вологды - начальника Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды от 10.03.2016 N 354 (далее - Распоряжение от 10.03.2016 N 354), проектную документацию, разработанную обществом с ограниченной ответственностью "Профпроект" (том 2, лист 82).
Распоряжением от 10.03.2016 N 354 утвержден градостроительный план (далее - План) земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402008:242 по улице Возрождения для строительства многоквартирного дома (том 2, листы 90-91; том 1, листы 110, 111). План подготовлен 26.02.2016, на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования, разработанном 25.02.2016, отражены охранные зоны инженерных сетей, зоны первого и второго пояса санитарной охраны артезианской скважины.
В пункте 2.14 Плана указано, что проектной документацией необходимо предусмотреть устройство подъездных путей к проектируемому многоквартирному дому, пункте 2.18 - получить информацию о местоположении артезианских скважин в Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, предусмотреть необходимые мероприятия в соответствии с СанПин 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
Распоряжением заместителя главы города Вологды - начальника Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды от 28.04.2016 N 850 (далее - Распоряжение от 28.04.2016 N 850) внесены изменения в градостроительный план земельного участка N RU353270003097, утвержденный Распоряжением от 10.03.2016 N 354. Распоряжением от 28.04.2016 N 850 изложен в новой редакции чертеж градостроительного плана и линий градостроительного регулирования (том 1, листы 108, 109; том 2, листы 92-94).
В пункте 2 примечания к чертежу градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования (приложение к Распоряжению от 10.03.2016 N 354 (в редакции Распоряжения от 28.04.2016 N 850)) предусмотрено, что информацию о местоположении артезианских скважин необходимо получить в Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. В случае расположения в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402008:242 действующих водозаборов (артезианских скважин) предусмотреть необходимые разрывы до проектируемых объектов в соответствии в СанПин 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
ООО Компания "Бодрость" в обоснование заявления сослалось на нарушение его прав ввиду того, что данное общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402008:209, а ООО "Малоэтажка 035" на основании оспариваемого разрешения на строительство осуществляет на смежном земельном участке с кадастровым номером 35:24:0402008:242 подготовку к строительству многоквартирного жилого дома. Заявитель считает, что оспариваемое разрешение на строительство выдано администрацией неправомерно, поскольку для его выдачи представлен план застройки участка, содержащий сведения о самовольном порядке въезда на территорию строительной площадки. Этот порядок въезда предполагает и влечет нарушение права собственности заявителя путем использования части земельного участка, принадлежащего ООО Компании "Бодрость".
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.12.2012 серии 35-АБ N 201944 ООО Компания "Бодрость" является собственником земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания здания санатория, общая площадь 22 218 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Вологодская область, город Вологда, улица Возрождения, 9, кадастровый номер 35:24:0402008:0209 (том 1, лист 32).
В проектной документации, представленной ООО "Малоэтажка 035" для получения разрешения на строительство, указано, что въезд на земельный участок, предоставленный для размещения объекта капитального строительства, предусмотрен с улицы Костромской. Проектом предусматривается проезд по соседней территории санатория в связи с необходимостью доступа на участок. Основной подъезд на территорию осуществляется с улицы Костромской по дороге с твердым покрытием - вдоль здания в соответствии с противопожарными требованиями (подпункты "а", "и" текстовой части раздела 2 "Схема планировочной организации земельного участка" 1605-ПЗУ проектной документации "Многоквартирный жилой дом по ул. Возрождения г. Вологды" (том 4, лист 11)).
Вместе с тем наличие у Компании обязанности обеспечить возможность проезда по ее территории представленными доказательствами не подтверждено. Соответствующие правоустанавливающие документы на использование земельного участка, принадлежащего заявителю, ООО "Малоэтажка 035" не представлены администрации и в материалы настоящего дела. Согласно заявлению ООО "Малоэтажка 035" о выдаче разрешения на строительство (том 2, лист 82) право на пользование землей закреплено свидетельством о государственной регистрации права от 22.10.2015 35-АБ N 809753. Согласно указанному свидетельству ООО "Малоэтажка 035" являлось собственником земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402008:242, площадь которого составляет 3468 кв.м (том 1, лист 113).
Из материалов дела следует, что въезд на земельный участок ООО "Малоэтажка 035" при строительстве дома предполагает использование земельного участка, принадлежащего ООО Компании "Бодрость". Иные правоустанавливающие документы в заявлении ООО "Малоэтажка 035" о выдаче разрешения на строительство не упомянуты.
В настоящее время в производстве Арбитражного суда Вологодской области имеется дело N А13-2966/2017 по иску ООО "Малоэтажка 035" к ООО Компании "Бодрость" об установлении сервитута, производство по которому приостановлено.
Следовательно, права собственника земельного участка - ООО Компании "Бодрость" в результате проезда техники ООО "Малоэтажка 035" выданным разрешением нарушаются.
Заявитель отметил, что проезд многотонной техники, принадлежащей ООО "Малоэтажка 035", через земли неразграниченной собственности, расположенные между участками с кадастровыми номерами 35:24:0402008:209 и 35:24:0402008:319, предназначенные для обслуживания газопровода специализированными организациями, через принадлежащий заявителю на праве собственности подземный газопровод высокого давления из стальных труб протяженностью 657,4 кв. м не предусмотрен проектом, нарушает требования пункта 16 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила N 878), может привести к повреждению газопровода, аварии, взрыву газа и жертвам, а также способен причинить существенный вред заявителю.
Заявитель также указал, что доступ к земельному участку с кадастровым номером 35:24:0402008:242 отсутствует. Ширина проезда в месте нахождения газопровода составляет 2,8 м, в других местах не превышает 4 м, чем нарушаются требования пункта 8.6 Свода правил 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 24.04.2013 N 288 (далее - СП 4.13130.2013). Кроме того, по мнению заявителя, не соблюдено требование СНИП 2.07.01-89.
В силу пункта 16 Правил N 878 хозяйственная деятельность в охранных зонах газораспределительных сетей, не предусмотренная пунктами 14 и 15 настоящих Правил, при которой производится нарушение поверхности земельного участка и обработка почвы на глубину более 0,3 метра, осуществляется на основании письменного разрешения эксплуатационной организации газораспределительных сетей.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.10.2003 серии 35-АБ N 157763 ООО Компании "Бодрость" принадлежит объект недвижимости: газопровод высокого давления из стальных труб протяженностью 657,4 м, состоящий из подземного газопровода протяженностью 453,2 м, надземного газопровода протяженностью 204,2 м, трех стальных футляров и задвижки, расположенный по адресу: город Вологда, улица Возрождения, условный номер 35:24:0:17/10 (том 1, лист 33).
Из писем акционерного общества "Газпром Газораспределение Вологда" от 15.08.2016 N 07-3680 (том 1, лист 71), от 24.11.2017 N 05-6400 (том 3, лист 110) следует, что при осмотре земельного участка выявлено нарушение пункта 16 Правил N 878 в виде самовольного проезда через существующий подземный газопровод высокого давления, расположенный по адресу: город Вологда, улица Возрождения. Указанное нарушение может привести к деформации, повреждению газопровода, в результате возможны утечки газа, его скопление в определенных участках, взрыв и возгорание. Нахождение проезда непосредственно над газопроводом ограничивает доступ к установленной охранной зоне газораспределительных сетей, что создает угрозу его безопасной эксплуатации.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое разрешение на строительство нарушает права заявителя как собственника земельного участка и выдано без учета требований пункта 16 Правил N 878.
Суд также учел, что постановлением дознавателя отдела дознания отдела полиции N 1 УМВД России по городу Вологде от 11.10.2017 по факту подделки документа (заявки от 16.05.2016 на вынос газопровода из-под пятна застройки) возбуждено уголовное дело в отношении неустановленного лица (том 4, лист 79).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Согласно пункту 8.6 СП 4.13130.2013 проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям, ширина проезда для пожарной техники в зависимости от высоты здания или сооружения должна составлять не менее: 3,5 м - при высоте здания или сооружения до 13 м включительно; 4,2 м - при высоте здания от 13 м до 46 м; 6 м - при высоте здания более 46 м.
Пунктом 8.13 СП 4.13130.2013 предусмотрено, что тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15 м, максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 м.
В проектной документации, представленной ООО "Малоэтажка 035" для получения разрешения на строительство, в числе мероприятий пожарной безопасности (в качестве способа защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара на проектируемом объекте) указано: "Организация подъездов и проездов для пожарной техники". К жилому дому со стороны двора по продольной стороне предусмотрен подъезд пожарной техники шириной 3,5 м (согласно пункту 8.6 СП 4.13130.2013 для зданий высотой до 13 м). Обеспечение деятельности пожарных подразделений достигается за счет наличия пожарных проездов и подъездных путей к зданию для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами (раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" 1605-ПБ проектной документации "Многоквартирный жилой дом по ул. Возрождения г. Вологды" (том 4, листы 26, 27)).
Пути подъезда пожарной техники отражены на ситуационном плане земельного участка и размещены в пределах его границ (лист 13 раздела 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" 1605-ПБ проектной документации "Многоквартирный жилой дом по ул. Возрождения г. Вологды" (том 4, лист 42)).
Руководствуясь положениями частей 2, 3 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 6, пункта 4 статьи 16.1, пункта 1 части 1 статьи 90 Закона N 123-ФЗ, суд перовой инстанции верно указал, что проектная документация, представленная ООО "Малоэтажка 035" для получения разрешения на строительство, не предусматривает и не обеспечивает надлежащую ширину проезда к земельному участку, принадлежащему ООО "Малоэтажка 035", на котором ведется строительство.
ГУ МЧС России по Вологодской области в отзыве на заявление обоснованно указало, что требования по обеспечению проходов, проездов и подъездов пожарной техники к зданиям и сооружениям закреплены в СП 4.13130.2013, который применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара. Ширина проезда к земельному участку ООО "Малоэтажка 035" в месте поворота дороги составляет 4,8 метра, ширина проезда в месте прохождения газовой трубы - 2,8 метра; отсутствует площадка 15 x 15 метров для разворота пожарной техники, тем самым нарушены требования нормативных документов по пожарной безопасности.
Доводы администрации о том, что для целей определения ширины проезда для пожарной техники высота здания должна устанавливаться в соответствии с пунктом 3.1 СП 1.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171, правомерно отклонены судом первой инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права.
При несоответствии представленной ООО "Малоэтажка 035" проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома вышеприведенным требованиям основания для выдачи разрешения на строительство у администрации отсутствовали.
Из материалов дела следует, что по итогам конкурса на право пользования недрами с целью разведки и добычи вод подземных минеральных (для бальнеоприменения) на участке "Содимский" (месторождение "Содимское") в Вологодской области ООО Компания "Бодрость" предоставлено право пользования недрами в соответствии лицензией от 24.10.2016 ВОЛ 01752 МЭ, которая выдана Департаментом по недропользованию. В соответствии с указанной лицензией Компании предоставлено право на осуществление разведки в срок до 01.11.2019 и добычи полезных ископаемых на участке недр площадью 0,004 кв. км, схема расположения которого и описание пространственных границ (географические координаты угловых точек) содержатся в приложении N 3 к названной лицензии (том 1, листы 102, 103, 99-104; том 2, лист 33).
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пункту 1 статьи 47 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах, Закон N 2395-1) проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается на основании разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа. Выдача такого разрешения может осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.
Таким образом, законодатель определил, что при наличии в границах земельного участка полезных ископаемых устанавливается приоритет использования участка недр для целей геологического освоения и добычи полезных ископаемых перед иными видами природопользования, при этом запрещается ведение какой-либо хозяйственной деятельности (в том числе строительство объектов недвижимости), не связанной с добычей полезных ископаемых.
Пунктом 7.2.3 решения Вологодской городской Думы от 31.05.2010 N 357 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "Город Вологда" предусмотрено, что проектирование на территории городского округа жилой застройки, промышленных комплексов и других объектов осуществляется после получения от соответствующих территориальных геологических организаций заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения органов управления государственным фондом недр и органов Ростехнадзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 22.10.2015 серии 35-АБ N 809753 следует, что принадлежащий ООО "Малоэтажка 035" земельный участок с кадастровым номером 35:24:0402008:242 имел разрешенное использование: для эксплуатации скважины минеральной воды.
В данном случае градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402008:242 по улице Возрождения, утвержденный Распоряжением от 10.03.2016 N 354, содержал сведения о границе зоны санитарной охраны артезианской скважины (том 2, лист 91).
В связи с заявлением ООО "Малоэтажка 035" от 20.04.2016, к которому прилагались акт сдачи-приемки работ по тампонированию скважины от 01.11.2016 и информационное письмо ООО Компании "Бодрость" от 13.04.2016, в чертеж указанного градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования внесены изменения, исключена информация о границе зоны санитарной охраны артезианской скважины (том 2, лист 93).
В отношении земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402008:242 внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Вологды, утвержденные решением Вологодской городской Думы от 26.06.2009 N 72, изменена зона с ЦС1 "Зона объектов здравоохранения" на зону Ж-4 "Зона застройки жилыми домами смешанной этажности". Как отразила администрация, на основании указанного градостроительного плана земельного участка выдано оспариваемое разрешение на строительство. Проверка доступа к земельному участку с выездом на местность не осуществлялась.
Судом первой инстанции верно установлено и подтверждается материалами дела, в том числе письмами прокуратуры города Вологды от 30.09.2016 N 3173ж-2016, от 05.05.2017 N 4615ж-2016 (том 1, листы 54-56, 68-69), письмом прокуратуры Вологодской области от 26.12.2016 N 07-1653-2016/2877 (том 1, лист 66), проектом ликвидационного тампонажа разведочной скважины N 1-М ООО "Малоэтажка 035" г. Вологда, ул. Возрождения Вологодской области (том 3, листы 114-152), договором подряда на тампонаж скважины от 15.02.2017 N 7 (том 3, лист 12), актом на производство ликвидационного тампонажа артезианской скважины N 1-М, имеющей местоположение: город Вологда, улица Возрождения (том 3, листы 13-15), письмом отдела геологии и лицензирования Севзапнедра от 19.10.2016 N 14-14/191 (том 3, листы 46), что при наличии в пределах предполагаемого к застройке земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402008:242 месторождения минеральных подземных вод (ММПВ) "Содимское", ООО "Малоэтажка 035" в нарушение вышеприведенных требований не соблюдены условия проектирования и застройки площадей залегания полезных ископаемых, поскольку заблаговременно до начала проектирования и строительства многоквартирного дома не получено указанное в статье 25 Закона о недрах разрешение соответствующего органа, уполномоченного на управление государственным фондом недр.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.02.2013 N 53 утвержден Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений.
Федеральным органом управления государственным фондом недр на территории Российской Федерации является Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), действующее на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293.
В соответствии с пунктом 5.3.3 данного Положения в компетенцию Федерального агентства по недропользованию входит в том числе выдача заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений.
Уполномоченным федеральным органом на выдачу разрешения на застройку площади залегания полезных ископаемых являются Роснедра, а его территориальным органом, также уполномоченным на выдачу разрешения, - Севзапнедра.
Следовательно, закон предполагает возможность ограничения прав собственника, в частности необходимостью получения разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых. Данное ограничение распространяется и на земельный участок над местами залегания полезных ископаемых - месторождения минеральных подземных вод.
Такое разрешение в материалы дела не представлено.
В письме от 16.05.2017 N 14-14/103 Севзапнедра указало, что пользование ООО "Малоэтажка 035" земельным участком с кадастровым номером 35:24:0402008:242, в пределах которого расположено месторождение минеральных подземных вод (ММПВ) "Содимское", осуществляется с нарушением требований законодательства о недрах. Нарушения выражаются в несоблюдении условий застройки площадей залегания полезных ископаемых, осуществляемой без соответствующего разрешения Федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа (статья 25 Закона N 2395-1), уничтожении скважины N 1-М, пройденной с целью добычи подземных вод, и изменении экологической ситуации на месторождении минеральных подземных вод (ММПВ) "Содимское". В этом же письме Севзапнедра отметило, что ликвидация скважины как инструмента для извлечения полезного ископаемого не влечет за собой утрату запасов полезного ископаемого в недрах, а глубина залегания продуктивного водоносного горизонта и наличие на поверхности толщи слабопроницаемых глинистых пород не позволяют говорить о загрязнении подземных вод.
Согласно заключению общества с ограниченной ответственностью "СтройПромРесурс" от 31.05.2017 N 338 местоположение участка недр площадью 0,004 кв. км (4000 кв. м) согласно лицензии и 3694 кв. м по координатам ориентировочно совпадает с местоположением участка с кадастровым номером 35:24:0402008:242 площадью 3468 кв. м по кадастровому учету (том 2, листы 34-35).
С учетом указанного заключения, первоначального вида разрешенного использования принадлежащего ООО "Малоэтажка 035" земельного участка, действий указанного общества по тампонажу разведочной скважины доводы подателя жалобы о недоказанности залегания полезных ископаемых именно на территории застройки апелляционным судом не принимаются. Ссылки апеллянта на отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особых отметках ограничений в использовании земельного участка указанный вывод не опровергают.
Следовательно, разрешение на строительство нельзя признать соответствующим закону.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции оспариваемое разрешение на строительство правомерно признано незаконным, а заявленные требования удовлетворены.
Ссылки ООО "Малоэтажка 035" то, что суд нарушил нормы процессуального права и не привлек к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, дольщиков, апелляционным судом не принимаются.
Согласно части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, предъявление встречного иска, требование принудительного исполнения судебного акта (часть 2 указанной статьи).
Из вышеуказанных норм Кодекса следует, что третье лицо вступает в процесс с целью защиты своих нарушенных либо оспоренных прав и законных интересов. Наличие у такого лица права связано с тем, что оно является предполагаемым субъектом спорного материального правоотношения, его интересы направлены на предмет рассматриваемого судом спора.
В обоснование нарушения прав дольщиком податель жалобы указал, что они на данный момент утратили возможность приобретения жилья по заключенным договорам долевого участия.
В рассматриваемом случае в материалы дела представлены договоры участия в долевом строительстве, заключенные в связи со строительством многоквартирного дома на рассматриваемом земельном участке.
Из материалов дела и пояснений администрации следует, что в связи с вновь выявленными нарушениями проекта организации строительства, необходимостью согласования тампонажа скважины застройщику 16.09.2016 направлено требование о приостановлении строительных работ, в настоящее время строительство на рассматриваемом земельном участке не ведется.
Между тем в решении суда первой инстанции отсутствуют какие-либо выводы относительно прав или обязанностей дольщиков, указанные лица в тексте судебного акта не упоминаются, их действия не оцениваются.
Таким образом, обжалуемым судебным актом решения о правах и обязанностях дольщиков не принималось.
Наличие у лица, не участвовавшего в деле, какой-либо заинтересованности в исходе дела само по себе не является основанием для привлечения названного лица к участию в деле, поскольку по смыслу статьи 51 АПК РФ такое право появляется только у лиц, о чьих правах и обязанностях может быть принят судебный акт.
Следовательно, нарушения процессуальных норм, выразившихся в принятии судебного акта о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, апелляционной коллегией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 февраля 2018 года по делу N А13-6965/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Малоэтажка 035" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.