г. Пермь |
|
11 мая 2018 г. |
Дело N А71-21291/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.
судей Риб Л.Х. Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер" (ИНН 1835083739, ОГРН 1081841001296) - Зараев П.А., предъявлен паспорт, доверенность от 16.03.2018;
от заинтересованного лица Управления жилищно - коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 19 января 2018 года
по делу N А71-21291/2017,
принятое судьей Валиевой З.Ш.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер"
к Управлению жилищно - коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска
об оспаривании предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер" (далее - ООО "УК "АСПЭК-Мастер", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска (далее - Управление ЖКХ, заинтересованное лицо, административный орган) от 16.10.2017 N 1808/06-02.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 января 2018 года (резолютивная часть решения объявлена 15.01.2018) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "УК "АСПЭК-Мастер" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о том, что ООО "УК "АСПЭК-Мастер" проведена корректировка в первом квартале 2017 по формуле 3(2) с использованием данных за январь - декабрь 2016 года, то есть за прошедший год. По мнению заявителя, позиция, изложенная в оспариваемом предписании, о том, что общество для проведения корректировки должно было взять период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года, то есть период более одного года (15 месяцев), является необоснованной и противоречащей действующему законодательству. Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.
Административный орган с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Заинтересованное лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, в связи с поступившим обращением (вх. N 4814-К от 15.09.2017), Управлением ЖКХ на основании приказа от 28.09.2017 N 1808/06-02 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "УК "АСПЭК-Мастер" обязательных требований к определению порядка расчета (корректировки) размера платы за коммунальную услугу "отопление".
В ходе проверки установлено, что ООО "УК "АСПЭК-Мастер" осуществляет управление многоквартирными домами на основании лицензии от 29.04.2015 N 018-000085.
Между обществом "УК "АСПЭК-Мастер" и собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, 71, заключен договор управления многоквартирным домом от 01.10.2015 N 46-03-12-15/316.
Исходя из совокупности доказательств, а именно: заявления гр. Коробейниковой А.А., проживающей в многоквартирном доме по ул. Орджоникидзе, 71 в г. Ижевске, пояснений представителя общества, изложенных в судебном заседании, следует, что многоквартирный дом по вышеуказанному адресу введен в эксплуатацию в мае 2015 года. В многоквартирном доме N 71 по ул. Орджоникидзе г. Ижевска установлен общедомовой узел учета тепловой энергии у потребителя, тип прибора ТСК-7-01, заводской номер 233225, период допуска с 18.10.2014 по 20.02.2018. ООО "УК "АСПЭК-Мастер" является исполнителем коммунальной услуги "отопление" для потребителей, проживающих в указанном доме, и предъявляет с июля 2015 г. плату за отопление ежемесячно, в 2015 г. и 2016 г., исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Управлением ЖКХ выявлено, что в первом квартале 2017 г. ООО "УК "АСПЭК-Мастер" произведена корректировка платы за отопление, в том числе, по кв. 21 многоквартирного дома 71 по ул. Орджоникидзе, за период с января по декабрь 2016 г. (за прошедший год). Согласно платежному документу за март 2017 г. потребителю произведена корректировка на сумму "- 3616,41 руб." (к возврату). Между тем, исходя из расчета корректировки размера платы, в платежном документе должна быть указана сумма "- 6275,92 руб." (к возврату).
По результатам проверки Управлением ЖКХ составлен акт от 16.10.2017 N 1808/06-02, в котором были зафиксированы выявленные нарушения.
16.10.2017 Управлением ЖКХ выдано предписание N 1808/06-02 об устранении ООО "УК "АСПЭК-Мастер" в срок до 30.11.2017 выявленных нарушений, которым на общество возложена обязанность привести порядок определения размера платы за "отопление" в соответствии с установленными требованиями.
Полагая, что данное предписание является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания предписания недействительным и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Руководствуясь положениями ч. 16 ст. 12, п. 3 ч. 5 ст. 20, ч. 2, 3 ст. 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", п. 8 ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", п.п. 2.1.1, 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 N 314 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска", суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом и должностным лицом в пределах предоставленных данному органу и должностному лицу полномочий и с соблюдением вышеуказанных нормативно-правовых актов.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307) (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01.07.2016.
Между тем в спорный период времени действовали как Правила N 307 (до 01.07.2016), так и Правила N 354. Следовательно, размер платы за коммунальную услугу по отоплению и наличие оснований для корректировки платы до 01.07.2016 следует определять в соответствии с Правилами N 307, после 01.07.2016 - в соответствии с Правилами N 354.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016 N 252 "О применении в Удмуртской Республике способа оплаты коммунальной услуги по отоплению" установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в Удмуртской Республике равномерно за все расчетные месяцы календарного года.
В п. 3 (2) Приложения N 2 к Правилам N 354 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498) определено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3 (1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3 (2), согласно которой размер платы за коммунальную услугу по отоплению (Pkiпр) определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год.
Между тем, как указано в письме Минэнерго Удмуртской Республики от 03.11.2016 N 10-02/10/8616, поскольку период корректировки установлен равным календарному году, выполнение корректировки платы за период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года является вынужденной мерой, в тоже время, не нарушающей прав потребителей.
В ходе проверки установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что многоквартирный дом по адресу: г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, 71 введен в эксплуатацию в мае 2015 года. В многоквартирном доме установлен общедомовой узел учета тепловой энергии.
Управлением ЖКХ установлено, что заявитель в первом квартале 2017 г. произвел корректировку платы за отопление, в том числе по кв. 21 дома 71, ул. Орджоникидзе за период с января по декабрь 2016 г.. В платежном документе за март 2017 г. указано, что произведена корректировка на сумму "- 3616,41 руб." (к возврату).
Однако по мнению Управления ЖКХ корректировку размера платы за коммунальную услугу отопление надлежало произвести за период с октября 2015 г. по декабрь 2016., что составит "- 6275,92 руб." (к возврату).
Оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке, установленном ст. 71 АПК РФ, учитывая изложенные выше положения Правил, а также нормы права, суд первой инстанции обоснованно поддержал выводы Управления ЖКХ о том, что при наличии показаний общедомового прибора учета за 2015 (с октября 2015 г. по декабрь 2015 г.) у потребителей имелось право на корректировку платы за отопление, в том числе, и за 2015 год.
Выполнение корректировки платы за отопление за период с октября 2015 г. по декабрь 2016 г. (период более 12 месяцев) в рассматриваемом случае не нарушает прав потребителей. В противном случае, при отсутствии урегулированной законом возможности произвести корректировку за три месяца 2015 года у ООО "УК "АСПЭК-Мастер" возникает неосновательное обогащение в виде излишне поступивших платежей от жителей дома.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что проведенная ООО "УК "АСПЭК-Мастер" в платежных документах за март 2017 года корректировка платы за отопление за период с января 2016 года по декабрь 2016 года произведена с нарушением требований законодательства.
Соответствующие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку данные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию общества с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Следовательно, Управлением ЖКХ обоснованно выдано предписание об устранении выявленных нарушений; оснований для признания оспариваемого предписания недействительным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 января 2018 года по делу N А71-21291/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер" (ИНН 1835083739, ОГРН 1081841001296) из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 320 от 12.02.2018, в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Л. Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.