г. Москва |
|
10 мая 2018 г. |
Дело N А40-224708/17 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи: С.Л. Захарова
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу АО "Согаз"
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.20188, принятое судьей Аксеновой Е.А., в порядке упрощенного производства по делу N А40-224708/17224708/17 (121-1966)
по заявлению Центрального Банка Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133, 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12)
к АО "Согаз" (ОГРН 1027739820921, ИНН 7736035485, 107078, Москва, пр-т Академика Сахарова, д.10)
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении N 40-17-Ю/0414/1020 от 15.11.2017
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении АО "Согаз" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 06.02.2018 АО "Согаз" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением штрафа 30.000 руб.
Ответчик, не согласившись с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Истцом, представлен в материалы дела отзыв.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ, судьей в порядке упрощенного производства, без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Банк России поступило обращение Голубцова А.А. N 17-03-35719 от 27.03.2017, содержащее сведения об отсутствии возможности 26.03.2017 заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) в виде электронного документа на официальном сайте Страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Страховщика).
Согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов, в том числе страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.
В соответствии со статьей 76.1 Закона N 86-ФЗ некредитными финансовыми организациями в соответствии с Законом N 86-ФЗ признаются лица, осуществляющие, в том числе, деятельность субъектов страхового дела.
Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.
В соответствии со статьей 76.5 Закона N 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В ходе проведения проверки сведений, изложенных в обращении Заявителя, Банком России установлено следующее.
В соответствии с п.4 ч.5 ст.30 Закона N 4015-1 субъекты страхового дела обязаны представлять по запросам органа страхового надзора в установленные в этих запросах сроки информацию и документы, необходимые для осуществления страхового надзора, в том числе, о своем финансовом положении.
14.04.2017 и 02.05.2017 Страховщик в ответ на запросы Управления направил копии документов, представленных гр.Голубцовым и сформированных страховщиком в связи с заключением договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронного документа на официальном сайте страховщика, материалы переписки с гр. Голубцовым и сеансовую информацию в отношении действий, совершенных Голубцовым 27.03.2017 в связи с заключением договора страхования.
В соответствии с абз.8 ст.5 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом N 40-ФЗ и является публичным.
Положениями абз.1 ч.7.2 ст.15 Федерального закона N 40-ФЗ предусмотрено, что договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 40-ФЗ.
В силу абз.2 ч.7.2 ст.15 Федерального закона N 40-ФЗ страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном Федеральным законом N 40-ФЗ.
Абз.4 ч.7.2 ст.15 Федерального закона N 40-ФЗ определено, что создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном Федеральным законом N 40- ФЗ.
Абзацем 4 части 7.2 ст.15 Федерального закона N 40-ФЗ определено, что создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно- телекоммуникационной сети Интернет. При этом, указанный официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со ст.30 Федерального закона N 40-ФЗ.
Перечень сведений, предоставляемых страхователем с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети Интернет при создании заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, определяется правилами обязательного страхования.
В соответствии с пунктом 22 Указания Банка России от 14.11.2016 N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание N 4190-У) страховщик обеспечивает бесперебойное функционирование своих информационных систем и средств связи для информационного обмена в соответствии с Указанием N 4190-У.
Общество является страховой организацией, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Судом установлено, что страховщик в нарушение требований п. 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО), п. 1.11 Положения Банка России от 19.09.2014 N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", п. 10 Указания Банка России от 14.11.2016 N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" не направил на указанный страхователем адрес электронной почты уведомление в виде электронного документа с указанием на сведения, которые не соответствуют информации, содержащейся в АИС ОСАГО, либо отсутствуют в АИС ОСАГО, и указанием на возможность взыскания со страхователя суммы страховой выплаты в порядке регресса в случае предоставления страховщику недостоверных сведений, приведшего к необоснованному уменьшению размера страховой премии.
Согласно представленным Страховщиком в ответ на Запросы сведениям и документам, 26.03.2017 Заявитель зарегистрировал личный кабинет страхователя.
Согласно письму Страховщика от 14.04.2017 вх. N 27808 "...27.03.2017 лицо, указанное Голубцовым А.А. в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством, не найдено в базе РСА, не прошло проверку по указанным Голубцовым А.А. данным".
Пунктом 10 Указания N 4190-У установлено, что при получении страховщиком в соответствии с пунктом 8 Указания N 4190-У отказа в подтверждении он направляет на указанный страхователем адрес электронной почты уведомление в виде электронного документа с указанием на сведения, которые не соответствуют информации, содержащейся в АИС ОСАГО, либо отсутствуют в АИС ОСАГО, и указанием на возможность взыскания со страхователя суммы страховой выплаты в порядке регресса в случае предоставления страховщику недостоверных сведений, приведшего к необоснованному уменьшению размера страховой премии. Также страховщик доводит до страхователя информацию, указанную в уведомлении, путем отображения сведений на своем сайте (сайте профессионального объединения) в режиме реального времени и сообщает о необходимости предоставить в виде электронных копий или электронных документов документы, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ.
Согласно письму Страховщика от 02.05.2017 вх. N 32591 "...во время обращения Голубцова А.А. на сайт АО "СОГАЗ" функция направления уведомлений в виде электронного документа с указанием на сведения, указанные заявителем, которые не соответствуют информации, содержащейся в АИС ОСАГО, либо отсутствуют в АИС ОСАГО, на сайте находилась в процессе реализации. Информация о непрохождении проверки в АИС ОСАГО выводилась пользователю на экране в режиме онлайн".
Страховщик довел до Страхователя информацию о несоответствии сведений, представленных Заявителем, информации, содержащейся в АИС ОСАГО, только в режиме реального времени без указания на необходимость предоставить в виде электронных копий или электронных документов документы, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ, что подтверждается материалами дела.
Вместе с тем, Страховщик не направил на указанный страхователем адрес электронной почты уведомление в виде электронного документа с указанием на сведения, которые не соответствуют информации, содержащейся в АИС ОСАГО, либо отсутствуют в АИС ОСАГО, и указанием на возможность взыскания со страхователя суммы страховой выплаты в порядке регресса в случае предоставления страховщику недостоверных сведений, приведшего к необоснованному уменьшению размера страховой премии.
Суд первой инстанции правомерно установил, что Страховщиком были нарушены требования пункта 10 Указания N 4190-У, предусматривающие обязанность Страховщика направить на указанный Страхователем адрес электронной почты уведомление в виде электронного документа с указанием на сведения, которые не соответствуют информации, содержащейся в АИС ОСАГО, либо отсутствуют в АИС ОСАГО.
На основании части 3 статьи 1 Федерального Закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование страховой деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующей сфере деятельности
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона N 4015-1 право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Соответственно, соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение норм указанных выше законов.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения в действиях Страховщика, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), выразившегося в ненаправлении на указанный Страхователем адрес электронной почты уведомления в виде электронного документа с указанием на сведения, которые не соответствуют информации, содержащейся в АИС ОСАГО, либо отсутствуют в АИС ОСАГО, и указанием на возможность взыскания со страхователя суммы страховой выплаты в порядке регресса в случае предоставления страховщику недостоверных сведений, приведшего к необоснованному уменьшению размера страховой премии, обязанность направить которое установлена пунктом 10 Указания N 4190-У.
Выявленное нарушение подтверждается материалами административного дела, собранными доказательствами.
Из материалов дела следует, что 16.10.2017 уполномоченным должностным лицом Заявителя в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении N 40-17-Ю/0349/1020 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 32-37).
В соответствии с п. 5 ст. 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.
Следовательно, соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.
Таким образом, нарушение страховщиком требований страхового законодательства является также и нарушением лицензионных требований.
Правовая позиция по данному вопросу изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 13004/13 по делу N А75-1180/2013.
Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал наличие в действиях общества состава правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения АО "Согаз" к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, на дату принятия решения не истек.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 основанием для отказа в привлечении АО "Согаз" к административной ответственности, заявителем не допущено и судом не установлено.
Вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ установлена, АО "Согаз" не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено наличие и состав вменяемого Обществу правонарушения.
Часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ устанавливает, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая характер допущенного Обществом правонарушения, судом первой инстанции верно установлен размер административного штрафа.
Доводы апелляционной жалобы, связанные с иным толкованием норм права и иной оценкой имеющихся в деле доказательств, не опровергают правильные выводы суда.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2018 по делу N А40-224708/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.