г. Челябинск |
|
21 августа 2018 г. |
Дело N А34-3262/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Малышева М.Б., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран" на решение Арбитражного суда Курганской области от 05.06.2018 по делу N А34-3262/2018 (судья Леонова Ю.А.).
В судебном заседании принял участие представитель Заместителя прокурора города Кургана - Кашапова Р.М. (служебное удостоверение).
Заместитель прокурора города Кургана (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран" (далее, ФГУП "Экран", предприятие) к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 05.06.2018 (резолютивная часть решения объявлена 01.06.2018) заявленные требования удовлетворены, ФГУП "Экран" привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 7.24 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
ФГУП "Экран" с решением арбитражного суда не согласилось и обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что спорное защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО) утратило свои защитные свойства до его передачи ФГУП "Экран" в хозяйственное ведение, а также на то, что все выявленные нарушения, связанные с демонтажем оборудования, вменены обществу необоснованно. Также указывает на осуществление проверки состояния герметичности ЗС ГО, температуры в помещениях без учета требований Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны". Полагает, что оснований для проведения капитального ремонта принятого на праве хозяйственного ведения ЗСГО не было. Считает, что заключение специалиста по гражданской обороне содержит значительные ошибки, неточности и искаженную информацию.
В судебном заседании представитель заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Представители ФГУП "Экран", извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Экран" зарегистрировано в качестве юридического лица 03.09.1992 за основным государственным номером 1026604952956 и осуществляет свою деятельность в том числе посредством филиала в Курганской области. На основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного 12.07.2011, ФГУП "Экран" имеет на праве хозяйственного ведения здание убежища общей площадью 262,70 кв.м, по адресу: г. Курган, ул. Юргамышская, д. 3, строение 25.
В период с 20.03.2018 по 03.04.2018 прокуратурой города Кургана, проведена проверка в отношении ФГУП "Экран" на предмет соблюдения требований действующего законодательства в области гражданской обороны при использовании, эксплуатации и надлежащем содержании ЗС ГО - нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Курган, ул. Юргамышская, д.3, стр. 25.
В ходе проверки были выявлены нарушения установленных норм и правил эксплуатации и содержания ЗС ГО, допускаемые ФГУП "Экран", зафиксированные в Заключении специалиста по вопросам гражданской обороны от 22.03.2018, а именно: 1) Отсутствуют указатели маршрута движения к защитному сооружению гражданской обороны, обеспечивающие хорошую видимость в дневное и ночное время (нарушен пункт 6.2.3 Главы 6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N583)); 2) Нет обозначения защитного сооружения гражданской обороны (нарушен пункт 6.2.1 Главы 6 Правил N 583); 3) Пожарный кран не укомплектован пожарным стволом и рукавом (нарушены пункт 3.5.1 Главы 6 Правил N 583, пункт 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила N 390)); 4) Пожарный щит не укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем (нарушены пункт 3.5.1 Главы 6 Правил N 583, пункт 482 Правил N 390); 5) Помещения санузлов не закрыты и не опечатаны (нарушен пункт 3.2.24 Главы 6 Правил N 583); 6) Демонтировано оборудование системы фильтровентиляции защитного сооружения гражданской обороны (нарушен пункт 3.2.2 Главы 4 Правил N 583); 7) Демонтированы емкости запаса питьевой воды (нарушен пункт 3.2.2 Главы 4 Правил N 583); 8) Демонтированы места размещения укрываемых (нары) (нарушен пункт 3.2.2 Главы 4 Правил N 583); 9) Нарушена герметизация сооружения (уплотнительные резинки на герметических ставнях находятся в неисправном состоянии) (нарушен пункт 3.2.1 Главы 3 Правил N 583); 10) Не пронумерованы герметические двери (нарушен пункт 6.2.2 Главы 6 Правил N 583). 11) В неиспользуемых помещениях в зимнее время температура воздуха ниже + 10°С (нарушен пункт 3.2.19 Главы 3 Правил N 583); 12) Не проводится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем (нарушен раздел 5.1 Главы 5 Правил N 583); 13) Не проведен капитальный ремонт специального оборудования защитного сооружения гражданской обороны (нарушен раздел 5.1 Главы 5 Правил N 583).
Извещением от 03.04.2018, полученным директором предприятия лично, предприятие извещено о необходимости явки его представителя в прокуратуру 06.04.2018 для участия в рассмотрении вопроса о возбуждении в отношении юридического лица дела об административном правонарушении (л.д.11).
По результатам проверки 06.04.2018 в отношении ФГУП "Экран" в присутствии его представителя Щербинина В.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ (л.д.6-8).
Постановление прокурора и материалы проверки в порядке статьи 23.1 КоАП РФ вместе с заявлением о привлечении ФГУП "Экран" к административной ответственности направлены в Арбитражный суд Курганской области.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из вывода о доказанности наличия в действиях предприятия состава вменяемого ему административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда. Санкцией этой нормы предусмотрено наложение штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона предусмотренного данной нормой правонарушения состоит в действиях по использованию находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 9 Федерального законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ), организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Пунктом 4 статьи 18 Закона N 28-ФЗ предусмотрено, что обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.
Согласно пункту 13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок), в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
В соответствии с пунктом 10 Порядка, организации обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Указанные требования также закреплены в Правилах эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583.
Так, пунктом 3.2.1 Правил N 583 установлено, что при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно- технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 3.2.2 Правил N 583, при эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается демонтаж оборудования.
Согласно пункту 3.2.19 Правил N 583, в неиспользуемых помещениях в зимнее время температура воздуха должна быть не ниже +10 град. С.
Согласно пункту 3.2.24 Правил N 583, санузлы, не используемые в хозяйственных целях, должны быть закрыты и опечатаны.
Согласно пункту 3.5.1 Правил N 583, при эксплуатации ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться правилами пожарной безопасности в Российской Федерации в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время.
Пунктом 57 Правил N 390 установлено, что руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, организует перекатку пожарных рукавов. Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении.
Согласно пункту 4.2.3 Правил N 583, проверка защитно-герметических и герметических ворот, дверей, ставней и их механизмов задраивания осуществляется внешним осмотром и практическим испытанием в действии.
Разделом 5.1 Правил N 583 предусмотрены требования к техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту технических систем ЗСГО.
Согласно пункту 6.2.1 Правил N 583, обозначению подлежат все ЗС ГО. Обозначение осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ЗС ГО. Знак обозначения представляет собой прямоугольник размером не менее 50 x 60 см, внутри которого указывается: инвентарный номер сооружения; принадлежность сооружения (наименование организации, цеха, органа управления жилищным хозяйством, адрес и т.д.); места хранения ключей (телефоны, адреса, должность и фамилия ответственных лиц). Поле знака должно быть белого цвета. Надписи - черного цвета. Высота букв 3-5 см, ширина - 0,5-1,0 см.
Согласно пункту 6.2.2 Правил N 583, на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ указывается порядковый номер, который наносится белой краской с наружной и внутренней стороны: "Дверь N 1", "Ставень N 2" и т.д. Маркировке подлежит и все внутреннее оборудование защитного сооружения.
Согласно пункту 6.2.3 Правила N 583, маршруты движения к защитным сооружениям обозначаются указателями в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечиваются с учетом требований по светомаскировке). Указатели устанавливаются при каждом изменении направления маршрута движения. Размеры указателя по длине - 50 см и ширине - 15 см. На поле белого цвета наносится надпись черного цвета: УБЕЖИЩЕ или УКРЫТИЕ и расстояние в метрах до входа в ЗС ГО.
Из материалов дела следует, что обществу вменяется в вину использование находящегося в федеральной собственности и переданное предприятию в хозяйственное ведение объекта нежилого фонда (защитное сооружение гражданской обороны) по адресу: г. Курган, ул. Юргамышская, д.3, стр.25г с нарушением указанных выше установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
Материалами дела подтвержден и заинтересованным лицом не оспаривается факт нахождения в хозяйственном ведении ФГУП "Экран" ЗС ГО указанного помещения.
Допущенные нарушения нормативных требований установлены материалами прокурорской проверки, включая Заключение специалиста по вопросам гражданской обороны от 22.03.2018. Содержащиеся в заключении отдельные неточности (на что обращает внимание податель апелляционной жалобы) не опровергают выводы специалиста относительно выявленных нарушений.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что ЗГ СО утратило свои защитные свойства до передачи ФГУП "Экран" в хозяйственное ведение, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В силу статьи 6 Закона N 28-ФЗ порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определяется Правительством Российской Федерации.
Статус защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с Правилами N 583, определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
Из материалов дела следует, что статус указанного ЗС ГО как объекта гражданской обороны (убежищем 3 класса защиты) подтверждается наличием у предприятия паспорта убежища N 3/46 (л.д.17). Доказательств того, что на момент проверки и рассмотрения дела в суде первой инстанции спорное защитное сооружение гражданской обороны утратило защитные свойства, не представлено.
Не использование ФГУП "Экран" данного объекта нежилого фонда также не освобождает предприятие от соблюдения установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда при использовании защитного сооружения гражданской обороны.
Из обстоятельств дела усматривается, что у ФГУП "Экран" имелась возможность для соблюдения обязательных требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 2 статье 7.24 КоАП РФ.
Доказательства, свидетельствующие о том, что предприятие предпринял все зависящие от него меры к соблюдению установленных законом требований, в материалы дела не представлены.
В этой связи наличие в действия ФГУП "Экран" объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ, подтверждено.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, наличие в действиях ФГУП "Экран" состава вмененного ему правонарушения подтверждено.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил заявление прокурора.
Решение суда первой инстанции о привлечении общества принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не усматривает.
Исходя из оценки деяний общества, административное наказание назначено судом в пределах минимального размера санкции, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 05.06.2018 по делу N А34-3262/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.