г. Томск |
|
14 мая 2018 г. |
Дело N А45-24421/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Марченко Н.В., Усанина Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В.
без участия представителей сторон и третьих лиц (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Советник"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23 января 2018 года
по делу N А45-24421/2017 (судья Е.И. Булахова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Советник",
г. Новосибирск (ИНН 5401243169)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, ИНН 5407063282, ОГРН 1095406019170, г. Новосибирск
о признании незаконным бездействия, допущенного заинтересованным лицом
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Советник" (далее - заявитель, ООО "Советник", общество, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, Управление Росимущества в НСО), в котором просит:
1. Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области по не принятию решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:19:062301:30 путем проведения открытого аукциона на право заключения договора аренды для целей строительства.
2. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Советник" путём принятия решения о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 54:19:062301:30 для целей строительства.
Определением от 31.10.2017 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, третье лицо); Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - ДИЗО НСО, Департамент, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 23 января 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, отвечающий нормам материального права.
В дополнениях, поступивших в суд 26.03.2018, заявитель указывает на незаконное уклонение государственных органов от исполнения обязанностей, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации; отмечает, что конкурсных процедур на право заключения договора на выполнение работ по корректировке Генерального плана Верх-Тулинского сельсовета не объявлено.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апеллянта, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Письменный отзыв приобщен судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
27.03.2018 от Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области поступил отзыв, в котором Департамент указывает на законность решения суда первой инстанции, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителей.
Департамент явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей Департамента.
В судебном заседании представители сторон и Росимущества поддержали заявленные позиции, апеллянтом заявлено о приобщении в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ копий обращения общества в ДИЗО НСО от 25.01.2018 и его ответа от 27.02.2018, которым указано, что спорный земельный участок не входит в границы населенного пункта п.Тулиниский Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, в отношении него не выполнены работы по разработке дополнений в генеральный план, органы государственной власти Новосибирской области ограничены в распоряжении указанным земельным участком.
Рассмотрев заявленное апеллянтом ходатайство о приобщении к делу дополнительных доказательств в порядке статьи 159, части 2 статьи 268 АПК РФ, апелляционный суд не установил правовых оснований для отказа в его удовлетворении.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
В соответствии с частью 2 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами; для лиц, допустивших злоупотребление процессуальными правами, наступают предусмотренные АПК РФ неблагоприятные последствия. Данные положения относятся также к вытекающему из принципа состязательности праву лиц, участвующих в деле, представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 АПК РФ). Указанные права гарантируются обязанностью участников процесса раскрывать доказательства до начала судебного разбирательства (часть 3 статьи 65 АПК РФ) и в порядке представления дополнительных доказательств в суд апелляционной инстанции, согласно которому такие доказательства принимаются судом, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 АПК РФ).
Согласно абзацу 5 пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных частью 2 статьи 268 АПК РФ, может в силу части 3 статьи 288 АПК РФ являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
Таким образом, разрешение вопроса о принятии, а также оценка дополнительных доказательств находится в пределах рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Кроме того, в соответствии со статьей 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, в процессе судебного разбирательства суд определяет достаточность представленных доказательств, создает необходимые условия для сбора доказательств.
Определяя, какие факты, указанные участвующими в деле лицами, имеют юридическое значение для дела, и имеется ли необходимость в истребовании доказательств или представлении дополнительных доказательств, суд руководствуется нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
При указанных обстоятельствах, вышеперечисленные документы, представленные заявителем в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ приобщаются к материалам дела, т.к. апелляционный суд не усматривает в действиях апеллянта признаков злоупотребления своими процессуальными правами, доказательства представлены в обоснование доводов апеллянта об отсутствии у иных лиц, в частности, у Департамента, права распоряжаться спорным земельным участком, соответственно, дополнительные доказательства должны подлежать оценке и исследованию в совокупности с иными имеющимися в деле доказательствами.
Протокольным определением от 27.03.2018 в судебном заседании объявлялся перерыв до 02.04.2018. Информацию о движении дела размещалась на официальном сайте суда: http://7aas.arbitr.ru, Росимуществу предложено предоставить отзыв на апелляционную жалобу.
29.03.2018 от Федерального агентства по управлению государственным имуществом поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно поддерживает правомерность выводов суда в полном объеме.
29.03.2018 от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области поступил отзыв на апелляционную жалобу и отзыв Департамента, в котором заинтересованное лицо возражает против доводов апеллянта, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, при этом акцентирует внимание апелляционного суда на том, что Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ " О содействии развитию жилищного строительства" не регулирует процедуру предоставления земельных участков для строительства, а регулирует лишь распределение полномочий между органами власти, процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регулируется исключительно статьями 39.11.39.12.Земельного кодекса Российской Федерации, при этом правовой режим спорного земельного участка не предполагает возможность осуществления на нем строительства жилья, т.к. земельный участок не относится к землям населенных пунктов, а относится к землям промышленности, полномочия по проведению аукциона для не жилищного строительства у ДИЗО НСО отсутствуют, однако, такие полномочия в полном объеме имеются у Росимуещства.
02.04.2018 от общества поступили дополнительные пояснения по делу, в которых оно указывает, что надлежащим лицом по рассмотрению заявления общества о предоставлении спорного земельного участка в аренду является именно Территориальное управление Росимущества.
После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе суда при явке представителя заинтересованного лица, который поддержал доводы отзывов Росимущества и заинтересованного лица.
Заявитель и третьи лица, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным продолжить рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей заявителя и третьего лица.
Определением от 02.04.2018 рассмотрение дела откладывалось в порядке части 5 статьи 158 АПК РФ с целью полного и всестороннего исследования материалов дела, предоставления сторонам времени для принесения своих доводов и возражений в части заявленных требований, а равно для полного и всестороннего выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора до 09 час. 05 мин. 08.05.2018.
До назначенной даты судебного заседания от общества представлены дополнительные пояснения, в которых заявитель настаивает на удовлетворении апелляционной жалобы.
От заинтересованного лица 27.04.2018 представлено ходатайство о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителей.
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным продолжить рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Как следует из материалов дела заявитель 12.04.2017 (вх. N 4623) обратился к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении в предусмотренном законом порядке в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 54:19:062301:30, расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Верх-Тулинского сельсовета.
15.05.2017 заинтересованное лицо своим письмом исх. N НК-3695/05 сообщило заявителю, что граница земельного участка с кадастровым номером 54:19:062301:30 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что согласно п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ является препятствием для проведения аукциона. После уточнения границ земельного участка заинтересованное лицо вернется к рассмотрению вопроса об организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка.
В целях устранения выявленных препятствий по проведению аукциона ООО "Советник" инициированы кадастровые работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 54:19:062301:30, результаты которых в виде межевого плана представлены в Управление Росимущества в НСО.
Общество письмом от 29.05.2017 (вх. N 6827) просило Управление Росимущества в НСО вернуться к рассмотрению вопроса заявлением о предоставлении в предусмотренном законом порядке спорного земельного участка в аренду, к письму приложен межевой план.
29.06.2017 сведения об уточненных границах испрашиваемого земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Общество полагая, что с указанной даты никаких препятствий по проведению аукциона о предоставлении спорного земельного участка в аренду, не имелось, однако, решения о проведении аукциона не принято, что нарушает требования действующего законодательства, права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением арбитражного суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) способами. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, однако избранный им способ защиты должен привести к действительному восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса истца, при этом не приводя к необоснованному ограничению прав и законных интересов иных лиц.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При установлении судом факта бездействия заинтересованного лица, для признания незаконным оспариваемого бездействия заинтересованного лица необходимо наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение таким бездействием прав и законных интересов общества.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Положениями пунктов 1, 2 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Пунктом 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок образования земельного участка и подготовки аукциона по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. Этот порядок включает в себя следующие действия:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 -19 пункта 8 настоящей статьи;
8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 -19 пункта 8 настоящей статьи;
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Материалами дела подтверждается, что заявитель 12.04.2017 (вх. N 4623) обратился к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении в предусмотренном законом порядке в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 54:19:062301:30, расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Верх-Тулинского сельсовета.
15.05.2017 заинтересованное лицо своим письмом исх. N НК-3695/05 сообщило заявителю, что граница земельного участка с кадастровым номером 54:19:062301:30 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что согласно п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ является препятствием для проведения аукциона. После уточнения границ земельного участка заинтересованное лицо вернется к рассмотрению вопроса об организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 23.10.2017 N 99/2017/32185828 и решения Арбитражного суда Новосибирской области по делу А45-10572/2017, вступившего в законную силу, следует, что на 30.06.2017 сведения о координатах характерных точек границ спорного земельного участка внесены в ЕГРН, при этом ранее - на момент рассмотрения обращения заявителя (15.05.2017) границы земельного участка подлежали уточнению, что следовало из данных публичной кадастровой карты, несмотря на то, что ранее земельный участок предоставлялся иным лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования и в аренду (изменение границ земельного участка возможно и таким образом, что площадь земельного участка в измененных границах остается прежней).
После предоставления обществом (29.05.2017) межевого плана ему заинтересованным лицом дан ответ от 27.07.2017 (исх.N ИГ-5960/05) о том, что Управлением Росимущества по НСО в адрес Росимущества направлен пакет документов для получения поручения на вовлечение спорного земельного участка в хозяйственный оборот.
Свое бездействие Управлением Росимущества в НСО мотивирует тем, что Территориальное Управление самостоятельно распоряжается лишь земельными участками, размер которых не превышает 10 гектаров.
Отклоняя позицию заинтересованного лица в указанной части как не основанную на нормах права апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно части 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не ограниченных в обороте, таковым исполнительным органом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности функции по управлению федеральным имуществом, функции в области приватизации и полномочия собственника.
Росимущество организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункты 5.4, 5.6, 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом).
Пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Подпунктом 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ предусмотрена проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 39.12 ЗК РФ.
Согласно пункту 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63 (далее - Положение об Управлении), управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Согласно подпункту "е" пункта 4.8 Положения об Управлении заинтересованное лицо по поручению Агентства предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.10.2013 N 570 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, связанных со строительством (далее - Регламент).
Согласно пунктам 2.7 и 2.8 Регламента предоставление государственной услуги осуществляется в течение 60 дней (2 месяцев) со дня регистрации заявления в Росимуществе или в территориальном органе Росимущества.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, установив, что испрашиваемый земельный участок является федеральной собственностью, что для принятия решения в соответствии со статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ заявителем представлены документы, документальные доказательства о направлении ответа на заявление общества от 12.04.2017 с учетом дополнений от 29.05.2017 отсутствуют, то есть в установленный законом срок решение по заявлению не принято, а равно доказательства рассмотрения по существу этого заявления в материалы дела не представлены, принимая во внимание, что после получения заявления общества заинтересованное лицо 07.07.2017 направило в адрес третьего лица некий пакет документов, касающийся оспариваемого земельного участка, для выдачи поручения о вовлечении в хозяйственный оборот земельного участка, третье лицо никаких поручений не выдало, решений по заявлению общества не принято, с момента обращения заявителя прошло более установленных законом 60 дней, апелляционная коллегия приходит к выводу, что непринятие территориальным управлением решения по заявлению общества является нарушением норм земельного законодательства, создает препятствия и нарушает права и законные интересы заявителя и иных лиц в возможностях по владению, пользованию и распоряжению испрашиваемым земельным участком, в связи с чем, требования общества в части признания незаконным бездействия заинтересованного лица подлежат удовлетворению.
Довод заинтересованного лица о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка, площадь которого превышает десять гектар, возможно только по поручению Росимущества отклоняется апелляционной коллегией, т.к. основан на неверном толковании пункта 4.2.23 Положения об Управлении.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения об Управлении, пунктом 4.1 Типового положения, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 01.11.2008 N 374, территориальный орган осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными актами Правительства Российской Федерации.
Направление Управлением Росимущества в НСО заявления общества третьему лицу для принятия решения не свидетельствует о соблюдении установленного срока на принятие решения. Территориальное управление Росимущества в силу возложенных на него обязанностей и предоставленных ему полномочий обязано было в установленный срок рассмотреть обращение заявителя со всеми приложенными к нему документами и принять соответствующее решение по нему, однако доказательства такого рассмотрения в материалы рассматриваемого дела не представлены, а порядок внутриведомственного взаимодействия заинтересованного лица и третьего лица, связанный с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не является основанием ни для воспрепятствования на неограниченный во времени срок праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, ни для получения соответствующего решения в установленный законом срок.
Управление как орган государственной власти не предприняло все меры для реализации возложенной на него нормативными правовыми актами обязанности по рассмотрению заявления ООО "Советник" о предоставлении земельных участков в аренду. Факт отсутствия поручения Росимущества не может служить препятствием для реализации права приобретения земельных участков в аренду, в порядке и сроки, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации.
Поскольку вопрос принятия решения о предоставлении земельных участков на территории Новосибирской области площадью, превышающей 10 га, нормативными правовыми актами не отнесен к компетенции непосредственно Росимущества, доводы заинтересованного лица о необходимости предъявления заявленных требований непосредственно к Росимуществу, а не его территориальному органу, отклоняются.
В указанной части выводы суда апелляционной инстанции совпадают с позицией окружного суда, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.04.2018 N Ф04-731/2018 по делу N А45-15775/2017 по аналогичному спору с участием ООО "Советник", Управления и Росимущества.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению земельным участком с кадастровым номером 54:19:062301:30 на основании Протокола заочного голосования Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации от 13.06.2017 N 8 переданы органам государственной власти Новосибирской области для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается, в том числе, жилищное строительство; полномочия Российской Федерации в адрес субъекта Российской Федерации - Новосибирской области переданы на срок, предусмотренный статьёй 13 с учётом ограничений, установленных статьёй 14 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
Как следует из материалов дела полномочия по управлению и распоряжению земельным участком с кадастровым номером 54:19:062301:30 переданы третьему лицу - Департаменту сроком на 1 год до 13.06.2018.
Как установлено частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ, в случае передачи осуществления предусмотренных пунктами 7, 7.1 и 8 части 1 статьи 13 указанного закона полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, предоставление органом государственной власти субъекта Российской Федерации земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, соответственно для целей жилищного строительства, для создания парков, промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, размещения объектов инфраструктуры допускается только в случае выполнения следующих условий:
такой земельный участок расположен на территории городского округа, поселения или территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения, в отношении которой утвержден генеральный план, либо на межселенной территории, в отношении которой утверждена схема территориального планирования муниципального района;
такой земельный участок расположен на территории, в отношении которой утверждены правила землепользования и застройки;
органом местного самоуправления муниципального образования (органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения), в границах которого расположен такой земельный участок, утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
Из отзыва Департамента на апелляционную жалобу следует, что в целях осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению находящимся в федеральной собственности земельным участком и в соответствии с пунктом 18 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Департаментом инициировано обращение в Министерство строительства Новосибирской области о внесении изменений в Генеральный план Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, в Генеральный план п. Тулинский Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области путем включения земельного участка с кадастровым номером 54:19:062301:30 в границы населенного пункта п. Тулинский Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
На основании вышеуказанного обращения, Министерством строительства Новосибирской области подготовлен приказ от 04.12.2017 N 441 о подготовке проекта изменений в Генеральный план Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района, утвержденного решением Совета депутатов Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района от 20.12.2012 N 9, в части изменения границ населенных пунктов Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области путем присоединения земельного участка с кадастровым номером 54:19:062301:30 в целях жилищного строительства к территории п. Тулинский в срок до 22.12.2017.
Вместе с тем, проводимые мероприятия, факт принятия решения Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации от 13.06.2017 (протокол N 8 - л.д. 37-55 т.1), не освобождают заинтересованное лицо от возложенных на него обязанностей в установленные законом порядке и сроки рассмотреть заявление общества по существу и принять по нему соответствующее решение, независимо от факта осуществления мероприятий в рамках Федерального закона от 24.07.2008 N161-ФЗ, в связи с чем, вывод суда об отсутствии у заинтересованного лица полномочий по принятию решения по заявлению общества от 12.04.2017 с дополнением от 29.05.2017 является преждевременным и не основан на фактических обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела.
Необходимые полномочия и соответствующие обязанности у заинтересованного лица имелись и имеются, т.к. ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ не предусмотрена возможность не рассматривать имеющиеся в производстве (зарегистрированные и принятые к рассмотрению) Управления Росимущества в НСО заявления организаций и не принимать по ним решения в порядке, установленном законом.
Апелляционный суд отмечает, что при обращении заявителя к ДИЗО 28.11.2017, его заявление рассмотрено по существу, в удовлетворении заявления отказано, о чем обществу хоть и с нарушением срока дан ответ от 27.02.2018.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из изложенного следует, что, признав бездействие государственного органа незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), и быть обусловленной существом спора.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения и связано с оценкой спорных правоотношений, совокупностью установленных по делу обстоятельств. Соответствующий выбор конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем мерой.
Установив, что заявление общества по существу заинтересованным лицом не рассматривалось, обществом в заявлении от 12.04.2017 и в дополнениях к нему перечень документов, их количество, количество листов не указаны, при формальном направлении Управлением Росимущества в НСО некоего пакета документов в адрес Росимущества установить какие конкретно документы предоставлены обществом с заявлением не представляется возможным, однако, не рассмотрением заявления общества о представлении ему спорного земельного участка в аренду права общества нарушаются, апелляционный суд приходит к выводу о том, что надлежащим способом восстановления нарушенных прав и законных интересов общества в рассматриваемом случае в порядке части 5 статьи 201 АПК РФ будет обязание заинтересованного лица рассмотреть по существу заявление общества с ограниченной ответственностью "Советник" от 12.04.2017 с дополнением от 29.05.2017 о представлении спорного земельного участка в аренду, в пределах представленных полномочий в месячный срок со дня вступления настоящего судебного акта в законную силу принять по нему решение, поскольку суд при установленных по делу обстоятельствах в силу статей 10 и 118 Конституции Российской Федерации не вправе подменять государственные и муниципальные органы или выполнять их функции, произвольно вмешиваться в компетенцию и подменять собой орган, уполномоченный на принятие соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При установленных по делу обстоятельствах и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в силу пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 АПК РФ ввиду неполного исследования судом обстоятельств имеющих значение для дела и несоответствия выводов суда имеющимся в деле обстоятельствам, имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных обществом требований.
По результатам рассмотрения дела, понесенные ООО "Советник" расходы по оплате государственной пошлины по первой и апелляционной инстанциям в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на Управление, излишне уплаченная обществом государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23 января 2018 года по делу N А45-24421/2017 отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Советник" удовлетворить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области по не непринятию решения по заявлению от 12.04.2017 вх.N 4623 (с учетом письма от 29.05.2017 вх.N 6827) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:19:062301:30 на праве аренды для целей строительства.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Советник" путем рассмотрения по существу заявления от 12.04.2017 вх.N 4623 (с учетом письма от 29.05.2017 вх.N 6827) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:19:062301:30 на праве аренды для целей строительства и принятия решения в порядке статей 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (ИНН 5407063282, ОГРН 1095406019170, г. Новосибирск) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Советник", г. Новосибирск (ИНН 5401243169) расходы по уплате государственной пошлины по первой инстанции в размере 3 000 руб., по апелляционной инстанции в размере 1 500 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Советник", г.Новосибирск (ИНН 5401243169) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 16.02.2018 N 1.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-24421/2017
Истец: ООО "СОВЕТНИК"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенстав по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области
Третье лицо: Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом