г. Чита |
|
14 мая 2018 г. |
Дело N А78-18990/2017 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 февраля 2018 года по делу N А78-18990/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1097530000589, ИНН 7530012861, место нахождения: 674674, Забайкальский край, г.Краснокаменск, мкр.5-й, д.505) к Отделу культуры Администрации муниципального района "Нерчинско-Заводский район" (ОГРН 1027500714570, ИНН 7514001125, место нахождения: 674370, Забайкальский край, с.Нерчинский завод, ул.Красноармейская, 50) о взыскании финансовых санкций за неполноту сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за июль 2016 года в размере 2 500 руб.
(суд первой инстанции - Н.В.Ломако),
без вызова сторон в судебное заседание
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) (далее также - заявитель, территориальный орган Пенсионного фонда, УПФР в г. Краснокаменске (межрайонное), фонд, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Отделу культуры Администрации муниципального района "Нерчинско-Заводский район" (далее также - заинтересованное лицо, учреждение, страхователь) о взыскании финансовых санкций за неполноту сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за июль 2016 года в размере 2500 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонного) (ОГРН 1097530000589, ИНН 7530012861) о взыскании с Отдела культуры Администрации муниципального района "Нерчинско-Заводский район" (ОГРН 1027500714570, ИНН 7514001125) финансовых санкций, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ за неполноту и недостоверность сведений формы СЗВ-М за июль 2016 года, в размере 2500 руб., отказано.
В обосновании суд указал, что Отделом культуры Администрации муниципального района "Нерчинско-Заводский район" самостоятельно устранена ошибка в сведениях по форме СЗВ-М за июль 2016 года по типу формы "исходная" путём подачи сведений по форме СЗВ-М за июль 2016 года по типу формы "дополняющая". Следовательно, оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, у территориального органа Пенсионного фонда не было. Кроме того, пенсионным фондом допущена неверная квалификация правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 февраля 2018 года по делу N А78-18990/2017 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ГУ-УПФР в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) требований.
Полагает, что с учетом того, что сведения на пятерых застрахованных лиц отсутствовали в исходной форме сведений о застрахованных лицах за июль 2016 г., а также, поскольку учреждением данные сведения представлены за пределами сроков отчетной компании, то состав правонарушения, выраженного в представлении Отделом культуры администрации муниципального района "Нерчинско-Заводский район" неполных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2016 г. нашел свое подтверждение.
На апелляционную жалобу отзыв не поступал.
Дело рассматривается без проведения судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 05 августа 2016 года Отдел культуры Администрации муниципального района "Нерчинско-Заводский район" представил в территориальный орган Пенсионного фонда сведения на 20 застрахованных лиц по форме СЗВ-М "исходная" за июль 2016 года, 07 сентября 2016 года представил сведения по форме СЗВ-М по типу формы "дополняющая" на 5 застрахованных лиц, ранее не указанных в исходной форме.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонным) составлен акт N 207S18170001607 от 03 апреля 2017 года о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Акт содержит уведомление страхователя о дне и времени его рассмотрения. Акт N 207S18170001607 от 03 апреля 2017 года направлен в адрес страхователя почтой 03 апреля 2017 года.
В ответ на акт N 207S18170001607 от 03 апреля 2017 года Отдел культуры Администрации муниципального района "Нерчинско-Заводский район" представил в территориальный орган Пенсионного фонда возражения, в котором указал, что им самостоятельно были выявлены и исправлены ошибки, допущенные при составлении сведений по форме СЗВ-М "исходная". Поэтому, на основании пункта 39 Инструкции, утвержденной Приказом Министерством труда и социальной защиты от 21.12.2016 N 766н, он не должен привлекаться к ответственности в виде финансовых санкций.
По итогам рассмотрения акта N 207S18170001607 от 03 апреля 2017 года начальником Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонного) 15 мая 2017 года вынесено решение N 207S19170002211 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Решением N 207S19170002211 от 15 мая 2017 года Отдел культуры Администрации муниципального района "Нерчинско-Заводский район" привлечен к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 2500 руб. за представление страхователем неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ. Копия решения направлена в адрес страхователя 16 мая 2017 года.
16 июня 2017 года территориальным органом Пенсионного фонда страхователю было выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 207S01170471752. Требованием страхователю было предложено в добровольном порядке уплатить финансовые санкции в размере 2500 руб., начисленные решением N 207S19170002211 от 15 мая 2017 года, в срок до 10 июля 2017 года. Требование N 207S01170471752 от 16 июня 2017 года было направлено в адрес страхователя по почте 20 июня 2017 года.
В связи с неисполнением Отделом культуры Администрации муниципального района "Нерчинско-Заводский район" требования N 207S01170471752 от 16 июня 2017 года УПФР в г.Краснокаменске (межрайонное) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании в судебном порядке с учреждения финансовых санкций, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за июль 2016 года в размере 2500 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, учреждение в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца (в ред. до 01.01.2017), следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктом 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определено, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Таким образом, срок представления сведений на застрахованных лиц по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 г. N 83п, за июль 2016 года приходился на 10 августа 2016 года.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица; взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Как правильно установлено судом первой инстанции, страхователь представил в территориальный орган Пенсионного фонда сведения по форме СЗВ-М за июль 2016 года с типом формы "исходная" по электронным каналам связи 05 августа 2016 года, то есть в установленный законом срок. Согласно акту проверки страхователю по ТКС 06 августа 2016 года направлен положительный протокол приема сведений.
07 сентября 2016 года Отдел культуры Администрации муниципального района "Нерчинско-Заводский район" представил в УПФР в г.Краснокаменске (межрайонное) сведения по форме СЗВ-М за отчетный период июль 2016 года с типом формы "дополняющая" на пять застрахованных лиц.
Территориальный орган Пенсионного фонда, посчитав данное обстоятельство как представление страхователем неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, пришел к выводу о наличии в действиях последнего состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 приведенного Закона.
Проверив выводы пенсионного фонда, суд первой инстанции обоснованно с ними не согласился в связи со следующим.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Правления ПФ РФ N 83п от 01.02.2016 в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ с 01 апреля 2016 года утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым в силу пункта 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы. Всего предусмотрено три типа: 1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; 2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; 3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2010 N 16440), утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция), действовавшая в рассматриваемом периоде вплоть до издания Приказа Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 08.02.2017).
В силу пункта 34 Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Согласно пункту 41 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
С учетом разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащихся в Письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ", если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Как правильно указывает суд первой инстанции, из представленных в дело материалов усматривается, что Отдел культуры Администрации муниципального района "Нерчинско-Заводский район" представил в территориальный орган Пенсионного фонда сведения по форме СЗВ-М "исходная" за июль 2016 года 05 августа 2016 года, а 07 сентября 2016 года представил сведения по форме СЗВ-М по типу формы "дополняющая" на пять застрахованных лиц. Представление сведений подтверждаются извещениями о доставке и протоколом проверки.
В материалах дела отсутствуют и в акте проверки N 207S18170001607 от 03 апреля 2017 года не отражены факты выявления территориальным органом Пенсионного фонда ошибки, допущенной страхователем при представлении сведений СЗВ-М за июль 2016 года по типу формы "исходная", заключающейся в непредставлении сведений на пять застрахованных лиц.
Таким образом, Отделом культуры Администрации муниципального района "Нерчинско-Заводский район" самостоятельно устранена ошибка в сведениях по форме СЗВ-М за июль 2016 года по типу формы "исходная" путём подачи сведений по форме СЗВ-М за июль 2016 года по типу формы "дополняющая". Следовательно, оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, у территориального органа Пенсионного фонда не было.
Кроме того, судом первой инстанции правильно учтено следующее.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Таким образом, состав правонарушения - непредставление в установленные сроки сведений, обуславливается непредставлением указанных сведений в установленный законом срок; а состав правонарушения - представление неполных и (или) недостоверных сведений, обуславливается представлением указанных сведений в срок, установленный законом, но являющихся неполными и (или) недостоверными.
Как правильно указывает суд первой инстанции территориальный орган Пенсионного фонда пришел к выводу о неполноте и недостоверности представленных страхователем сведений СЗВ-М за июль 2016 года по типу формы "исходная" на 20 застрахованных лиц, в связи с тем, что 07 сентября 2016 года страхователем были переданы сведения СЗВ-М по типу формы "дополняющая" на 5 застрахованных лиц.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что пенсионным фондом допущено смешение составов правонарушения между несвоевременностью представления сведений и их неполнотой и (или) недостоверностью.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы и поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд исходит из того, что законом установлена обязанность представлять сведения о каждом застрахованном лице, следовательно, и проверка сроков представления сведений и сами сведения проверяются применительно к каждому застрахованному лицу, поэтому и ответственность установлена в виде штрафа за каждое застрахованное лицо.
Апелляционный суд также исходит из того, что согласно ст.15 закона N 27-ФЗ дополнение (то есть, внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть, корректировка уже имеющихся сведений) о застрахованных лицах является правом страхователя, а не его обязанностью. Следовательно, за реализацию права привлечь к ответственности нельзя, поскольку юридическая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.
Довод апелляционной жалобы о применении пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, вступившей в силу 08.02.2017 только в случае представления недостоверных сведений и не может быть применим к правонарушению, выраженному в предъявлении неполных сведений, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку отсутствие в Инструкции указания на неприменение санкций в случае представления сведений о застрахованном лице, сведения о котором отсутствовали в изначально поданных сведениях, в ситуации, когда данную ошибку страхователь выявил и исправил самостоятельно, не может расцениваться как отсутствие оснований для неприменения санкций, поскольку, как уже указано, ст.15 закона N 27-ФЗ предоставляет право на дополнение сведений о застрахованных лицах.
В целом по смыслу статьи 17 закона N 27-ФЗ, по мнению апелляционного суда, законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оснований для привлечения отдела к ответственности не имеется, поэтому в удовлетворении заявленного Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонным) требования о взыскании с Отдела культуры Администрации муниципального района "Нерчинско-Заводский район" финансовых санкций в размере 2 500 руб. надлежит отказать.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 февраля 2018 года по делу N А78-18990/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.