г. Киров |
|
14 мая 2018 г. |
Дело N А29-2630/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дьяконовой Т.М.,
судей Кормщиковой Н.А., Пуртовой Т.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Землянских О.Н., действующего на основании доверенности от 29.08.2017,
представителя ответчика Михалюты А.Д., действующего на основании доверенности от 22.123.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.01.2018 по делу N А29-2630/2017, принятое судом в составе судьи Гайдак И.Н.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания" (ОГРН 1111106000268; ИНН 1106027290)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295; ИНН 7708503727)
о взыскании 3200980,26 руб.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания" (далее - ООО "СГК", истец, заявитель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 2922940,26 руб. излишне списанных с единого лицевого счета денежных средств в качестве платы за нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования за период с 16.03.2016 по 07.07.2016 и 178616 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 07.07.2016 по 15.01.2018.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.01.2018 в удовлетворении требований отказано.
ООО "СГК", не согласившись с принятым решением, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 15.01.2018 отменить и принять постановление об удовлетворении иска о взыскании платы и судебных расходов с ответчика.
Как указывает заявитель жалобы, из условий соглашения об организации расчетов N 1932/13 (с учетом применяемого к нему Приложения N 1 к распоряжению ОАО "РЖД" от 05.08.13 N 1685р и иных предписаний ОАО "РЖД") списание денежных средств с ЕЛС истца могло осуществляться ответчиком на основании актов об оказании услуг, накопительных ведомостей, в том случае, если в них санкционировано согласие ООО "СГК", т.е. если они составлены надлежащим образом и подписаны ООО "СГК" без разногласий. В рассматриваемом случае вагоны, располагающиеся на путях общего пользования ст. Ветласян и за которые ответчиком с ЕЛС истца списана плата, являлись порожними, т.е. находились в неперевозочном процессе для последующей подачи их под загрузку. Истец не давал согласия на списание денежных средств с его лицевого счета, и денежные средства были списаны с ЕЛС истца в нарушение статьи 854 ГК РФ, УЖТ РФ без его согласия. Из распоряжения ОАО "РЖД" от 31.12.2015 N 3200р следует, что пункты 5.4-5.7 содержатся исключительно в "Типовой форме договора на оказание услуг по согласованному с ОАО "РЖД" нахождению порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (вне перевозочного процесса)" (утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 31.12.2015 N 3200р), и соответственно, применяются только в том случае, если такой договор заключен между сторонами. Поскольку такой договор между истцом и ответчиком не заключался и, соответственно, в материалах дела отсутствует, то ссылка суда на пункты 5.4-5.7 является несостоятельной. Указанное распоряжение ОАО "РЖД" также исходит из того, что списание средств с ЕЛС может осуществляться только с согласия Клиента (истца) на основании актов оказанных услуг. Кроме того, буквальное значение содержащихся слов и выражений в Соглашении об организации расчетов не предусматривает права ОАО "РЖД" по списанию с ЕЛС клиента денежных средств без согласия последнего, что свидетельствует о незаконности списания денежных средств. При толковании договорных обязательств сторон следовало исходить из того, что деловая практика (волеизъявление сторон) и их дальнейшее поведение не допускали списание с ЕЛС ООО "СГК" (клиента) денежных средств также и в отсутствие не подписанных или подписанных с разногласиями актов общей формы, актов об оказании услуг, накопительных ведомостей. Судебными решениями Арбитражного суда Республики Коми, вынесенными с участием тех же лиц, участвующих в деле, и вступившими в законную силу, обстоятельства недопустимости списания с ЕЛС ООО "СГК" со стороны ОАО "РЖД" без подписанных актов общей формы и накопительной ведомости уже были установлены и не нуждались в дополнительном доказывании по настоящему делу. Кроме того, размещение вагонов на путях главного парка станции Ветласян NN 7,15,17,19,21 требует наличия производственной необходимости и согласования между начальником ж.д. станции Ветласян и ООО "СГК" (параграф 4 Договора N7-154). Однако таких доказательств ответчик не представил, что является существенным. Вследствие выданных доверенностей NN НПЗ-189 и НПЗ-188, выданных грузополучателем (ООО "ЛУКОЙЛ-УНП") Обществу "СГК", полномочия последнего состояли в подаче вагонов Обществом "СГК", забираемых у ОАО "РЖД" своим локомотивом, в адрес грузополучателя. В этой связи, в силу части 4 статьи 62 УЖТ, статей 182, 185 ГК РФ права и обязанности возникают непосредственно у грузополучателя, что не было учтено судом. В силу пункта 4.5 Положения о порядке взаимодействия (утв. ОАО "РЖД", ООО "СГК", и ООО "Лукойл-УНП") сменный инженер ООО "Лукой-УНП", после того как вагоны поступили на приемо-отправочные пути общего пользования, согласовывает с ООО "СГК" очередность и количество подаваемых вагонов на каждый грузовой путь, что свидетельствует о зависимости ООО "СГК" от указаний ООО "Лукойл-УНП" в подаче вагонов (продвижению их с выставочных путей своим локомотивом) и позволяет заключить, что порожние вагоны, находящиеся на путях общего пользования, не могут быть перемещены на пути необщего пользования ООО "СГК" и поданы грузополучателю до тех пор, пока ООО "Лукойл-УНП" не разрешит их подачу в требуемом объеме для последующей загрузки нефтепродуктами. Поскольку ООО "Лукойл-УНП" в рассматриваемом случае не разрешило подачу вагонов в требуемом объеме для последующей загрузки нефтепродуктами, вина ООО "СГК" отсутствовала, что являлось основанием для отказа в удовлетворении иска.
Ответчик в отзыве с доводами жалобы не согласен, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение без изменения, ссылаясь на то, что факт нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования сверх временит, установленного договором, по причинам, не зависящим от перевозчика, подтвержден материалами дела, поэтому списание причитающихся ответчику сумм с единого лицевого счета истца произведено правомерно.
Законность решения Арбитражного суда проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 04.09.2015 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "СГК" (контрагент) заключен договор N 7-154 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "СЕРВИСНАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ", являющегося контрагентом ООО "Газпромтранс" по станции Ветласян Северной железной дороги (т. 1, л.д. 37-42), по условиям которого производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего в маневровом районе N 1 к железнодорожному пути N 5 парка НПЗ станции Ветласян стрелочным переводом N 2, в маневровом районе N 2 к соединительному железнодорожному пути необщего пользования N 1 ООО "Газпромтранс" стрелочным переводом N 41. Границами железнодорожного пути необщего пользования являются: для маневрового района N 1 со стороны "Старого комплекса" - изостык сигнала М-2 парка НПЗ станции Ветласян, для маневрового района N 2 - передний стык рамного рельса и стык хвоста крестовины стрелочного перевода N 41 (параграф 1 договора).
Согласно параграфу 2 договора развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 11720,5 м, из них 4949 м принадлежат "перевозчику", 1956 м принадлежат обслуживае-мым "контрагентом" предприятиям, 4815,5 м принадлежат "контрагенту" на осно-вании договора аренды недвижимого имущества N 183-06-2015 от 08.05.2015, заключенного между ООО "ЛУКОЙЛ-УНП" и ООО "СГК" (далее - договор аренды).
В соответствии с параграфом 4 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом "перевозчика" на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом "контрагента". В случае производственной необходимости, по согласованию с начальником станции Ветласян, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны по-даются локомотивом "перевозчика" на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23 Главного парка станции Ветласян, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом "контрагента".
Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом "контрагента" на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11 Главного парка станции Ветласян, дальнейшая их уборка производится локомотивом "перевозчика". В случае производственной необходимости, по согласованию с начальником станции Ветласян, возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом "контрагента" на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян, дальнейшая их уборка производится локомотивом "перевозчика".
Сформированный "контрагентом" на "Новом наливном комплексе" отправительский маршрут, установленного веса и длины в соответствии с планом формирования, выставляется локомотивом "контрагента" на приемо-отправочные пути N 7, 9 Главного парка станции Ветласян.
По параграфу 5 договора подача вагонов на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян или на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23 Главного парка станции Ветласян и возврат их с железнодорожного пути необщего пользования на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11 Главного парка станции Ветласян или на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян производятся по уведомлению.
О предстоящей подаче вагонов "перевозчик" уведомляет "контрагента" не позднее, чем за два часа до предстоящей подачи.
Уведомление передается круглосуточно по телефону 77-17-40 с записью в книгу уведомлений.
О возврате вагонов с железнодорожного пути необщего пользования "контрагент" уведомляет "перевозчика" по указанному телефону с указанием номеров вагонов, груженый или порожний с последующим письменным подтверждением, предоставленным не позднее, чем через 2 часа с момента возврата вагонов на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11 Главного парка станции Ветласян или на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян.
Подтверждением готовности к приему вагонов на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11 Главного парка станции Ветласян или на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян является:
- предоставление "перевозчику" транспортной железнодорожной накладной на каждую отправку, согласованной "перевозчиком" и оформленной в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также других документов, предусмотренных нормативными правовыми актами:
- отсутствие коммерческих и технических неисправностей, повреждения груза и других причин задержки, не зависящих от "перевозчика".
Согласно параграфу 8 договора в редакции протокола урегулирования разногласий от 28.10.2015 (т. 1 л.д. 43-49) время нахождения вагонов на пути необщего пользования исчисляется с момента передачи вагонов на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян до момента их возвращения и сдачи "перевозчику" на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11 Главного парка станции Ветласян.
В случае задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи или приема на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян в связи с занятостью приемо-отправочных путей N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян вагонами, не готовыми к подаче, по причинам, зависящим от "контрагента", ответственность за задержку несет "контрагент". По факту задержки вагонов "перевозчик" оформляет акт общей формы.
В случае, если "контрагент" отказывается от подачи вагонов на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян или приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян заняты вагонами предыдущей подачи, "перевозчиком" оформляется акт общей формы на задержку подачи вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании их подачи на железнодорожные пути необщего пользования по причинам, зависящим от "контрагента", с включением в него всех вагонов, которые готовы к подаче.
В случае обнаружения обстоятельств, свидетельствующих о неготовности вагонов к уборке на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11 Главного парка станции Ветласян, по причинам, зависящим от "контрагента", "перевозчиком" оформляется акт общей формы на задержку подачи вагонов на приемо-отправочных путях N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян.
На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов, равный:
- для наливных грузов - 7.1 часа;
- для отправительского маршрута с дизтопливом - 11.9 часа, с мазутом - 10,95 часа;
- для сухогрузов (строительных грузов, оборудования, техники, металлоконструкций и других прочих грузов, кроме наливных) - 3.47 часа.
Контрагент уплачивает перевозчику плату за нахождение вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожных путях общего пользования, и задержку в пути следования, по причинам зависящим от "контрагента", по ставкам, установленным Тарифным руководством, утвер-жденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127 - т/1 и зарегистрированным в Минюсте России 26.05.2015 N 37379 (пункт 9.2 параграфа 9 договора в редакции протокола урегулирования разногласий от 28.10.2015).
В силу параграфа 13 договора все споры по договору рассматриваются Арбитражным судом Республики Коми.
Пунктом 14.5 договора в редакции протокола урегулирования разногласий от 28.10.2015 предусмотрено, что "контрагент" обязан убрать вагоны с приемо-отправочных путей N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян не позднее 15 минут с момента готовности вагонов к сдаче (при этом 2 часа с момента уведомления о подаче вагонов истекло). В случае задержки уборки вагонов с приемо-отправочных путей N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян по причинам, зависящим от "контрагента", он уплачивает "перевозчику" плату, указанную в пункте 9.2. параграфа 9 договора.
Срок действия договора определен сторонами по 31 мая 2016 года включительно (пункт 15.1. договора).
10.04.2013 между ОАО "РЖД" и ООО "СГК" (клиент) заключен договор N 7Р22-1932/13 на организацию расчетов (т. 1 л.д. 50-56), который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой клиентом провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов.
Клиенту присваивается код плательщика 1004433521, наименование клиента ООО "Сервисная грузовая компания", указываемое в перевозочных и иных документах, открывается лицевой счет.
Клиент выступает заказчиком, о чем соответствующая информация вносится ОАО "РЖД" в АС ЭТРАН.
Клиент осуществляет расчеты за следующие услуги: импорт, экспорт внутригосударственные сборы, дополнительные сборы, и другие.
Права и обязанности сторон, порядок расчетов, ответственность сторон и иные условия по исполнению соглашения указаны в положении о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, утвержденном распоряжением ОАО "РЖД" от 05.08.2013 N 1685р и опубликованном на официальном сайте ОАО "РЖД" по адресу www.rzd.ru (далее - Положение), являющемся неотъемлемой частью соглашения.
Подписанием соглашения клиент подтверждает, что ознакомился и согласен с установленными Положением условиями (пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5 договора в редакции дополнительного соглашения N 2 от 05.12.2013).
Срок действия договора определен сторонами по 31.12.2013. Если ни одна из сторон письменно не заявила о намерении расторгнуть договор за 60 календарных дней до окончания срока его действий, договор считается продленным на каждый последующий календарный год (пункты 8.1, 8.2 договора).
В силу пункта 7.1 Положения о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 05.08.2013 N 1685р (т. 1 л.д. 72-84), претензии клиента по вопросам возврата либо перерасчета начисленных платежей предъявляются клиентом по месту заключения соглашения об организации расчетов.
В случае, если споры не урегулированы сторонами в досудебном претензионном порядке, они передаются заинтересованной стороной на рассмотрение в арбитражный суд по месту заключения соглашения об организации расчетов (пункт 7.2 Положения).
В период с 16.03.2016 по 07.07.2016 с единого лицевого счета ООО "СГК" были списаны денежные средства на общую сумму 2922940,26 руб. в качестве оплаты за нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования, а именно:
- по накопительной ведомости N 040719 за период 04.07.2016 была предъявлена сумма 26736,44 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 2 л.д. 15-25);
- по накопительной ведомости N 040720 за период 04.07.2016 была предъявлена сумма 13469,70 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 2 л.д. 65-71);
- по накопительной ведомости N 040721 за период 04.07.2016 была предъявлена сумма 18977,94 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 2 л.д. 96-100);
- по накопительной ведомости N 060705 за период 06.07.2016 была предъявлена сумма 33227,62 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 2 л.д. 121-136);
- по накопительной ведомости N 070706 за период 07.07.2016 была предъявлена сумма 14056,16 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 3 л.д. 3-15);
- по накопительной ведомости N 310516 за период 31.05.2016 была предъявлена сумма 304908,46 руб. (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 3 л.д. 68-80);
- по накопительной ведомости N 030608 за период 03.06.2016 была предъявлена сумма 267751,44 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 3 л.д. 154-160);
- по накопительной ведомости N 160501 за период 16.05.2016 была предъявлена сумма 23644,84 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 4 л.д. 17-33);
- по накопительной ведомости N 180507 за период 18.05.2016 была предъявлена сумма 34020,58 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 4 л.д. 94-113);
- по накопительной ведомости N 180508 за период 18.05.2016 была предъявлена сумма 49930,52 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 4 л.д. 172-177);
- по накопительной ведомости N 180509 за период 18.05.2016 была предъявлена сумма 90220,44 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 5 л.д. 3-24);
- по накопительной ведомости N 230507 за период 23.05.2016 была предъявлена сумма 48219,52 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 5 л.д. 100-134);
- по накопительной ведомости N 230508 за период 23.05.2016 была предъявлена сумма 194892,34 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 6 л.д. 3-30);
- по накопительной ведомости N 250503 за период 25.05.2016 была предъявлена сумма 55067,06 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 6 л.д. 134-145);
- по накопительной ведомости N 250501 за период 25.05.2016 была предъявлена сумма 238195,98 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 7 л.д. 3-46);
- по накопительной ведомости N 270601 за период 27.06.2016 была предъявлена сумма 23994,12 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 8 л.д. 3-25);
- по накопительной ведомости N 140614 за период 14.06.2016 была предъявлена сумма 7301,84 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 8 л.д. 85-87);
- по накопительной ведомости N 200611 за период 20.06.2016 была предъявлена сумма 1670,88 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 8 л.д. 99-100);
- по накопительной ведомости N 230608 за период 23.06.2016 была предъявлена сумма 140417,64 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 8 л.д. 111-122);
- по накопительной ведомости N 270602 за период 27.06.2016 была предъявлена сумма 7779,74 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 9 л.д. 3-15);
- по накопительной ведомости N 270610 за период 27.06.2016 была предъявлена сумма 15970,12 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 9 л.д. 64-70);
- по накопительной ведомости N 290606 за период 29.06.2016 была предъявлена сумма 42793,88 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 9 л.д. 91-108);
- по накопительной ведомости N 290608 за период 29.06.2016 была предъявлена сумма 89374,38 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 10 л.д. 3-13);
- по накопительной ведомости N 010703 за период 30.06.2016 была предъявлена сумма 13782,40 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 10 л.д. 41-49);
- по накопительной ведомости N 150422 за период 15.04.2016 была предъявлена сумма 7572,06 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 10 л.д. 155-160);
- по накопительной ведомости N 150407 за период 15.04.2016 была предъявлена сумма 100021,52 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 11 л.д. 3-21);
- по накопительной ведомости N 180407 за период 18.04.2016 была предъявлена сумма 44878,94 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 11 л.д. 94-114);
- по накопительной ведомости N 120408 за период 12.04.2016 была предъявлена сумма 16713,52 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 12 л.д. 3-25);
- по накопительной ведомости N 120431 за период 12.04.2016 была предъявлена сумма 4341,22 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 12 л.д. 3-25);
- по накопительной ведомости N 120412 за период 12.04.2016 была предъявлена сумма 152426,50 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 12 л.д. 115-133);
- по накопительной ведомости N 220401 за период 22.04.2016 была предъявлена сумма 91061,78 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 13 л.д. 29-47);
- по накопительной ведомости N 250413 за период 25.04.2016 была предъявлена сумма 6452,24 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 13 л.д. 121-132);
- по накопительной ведомости N 260401 за период 26.04.2016 была предъявлена сумма 72173,52 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 14 л.д. 3-13);
- по накопительной ведомости N 260404 за период 26.04.2016 была предъявлена сумма 63898,18 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 14 л.д. 53-102);
- по накопительной ведомости N 290416 за период 29.04.2016 была предъявлена сумма 12061,96 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 15 л.д. 3-22);
- по накопительной ведомости N 040501 за период 04.05.2016 была предъявлена сумма 105685,52 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 15 л.д. 80-96);
- по накопительной ведомости N 040513 за период 04.05.2016 была предъявлена сумма 10653,04 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 16 л.д. 3-9);
- по накопительной ведомости N 040518 за период 04.05.2016 была предъявлена сумма 84135,18 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 16 л.д. 40-53);
- по накопительной ведомости N 100521 за период 10.05.2016 была предъявлена сумма 130595,32 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 16 л.д. 107-117);
- по накопительной ведомости N 100401 за период 10.04.2016 была предъявлена сумма 80779,26 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 17 л.д. 3-38);
- по накопительной ведомости N 300301 за период 30.03.2016 была предъявлена сумма 34248,32 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 18 л.д. 3-26);
- по накопительной ведомости N 230300 за период 24.03.2016 была предъявлена сумма 57220,56 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 19 л.д. 3-30);
- по накопительной ведомости N 060402 за период 06.04.2016 была предъявлена сумма 26601,92 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 20 л.д. 26-47);
- по накопительной ведомости N 1103000 за период 24.03.2016 была предъявлена сумма 10 294 руб. 32 коп. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 21 л.д. 3-12);
- по накопительной ведомости N 160300 за период 24.03.2016 была предъявлена сумма 54721,32 руб. с НДС (плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе) (т. 21 л.д. 42-62).
ООО "СГК" в адрес ОАО "РЖД" направлены претензии N 2373 от 05.10.2016, N 2374 от 05.10.2016, N 2375 от 05.10.2016, N 2376 от 05.10.2016, N 2377 от 05.10.2016, N 2379 от 05.10.2016, N 2383 от 06.10.2016 с требованиями о возврате неправомерно списанных денежных средств в общей сумме 2922940,26 руб.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим иском.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для списания с единого лицевого счета истца платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции Ветлосян в перевозочном процессе, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимо, во-первых, чтобы обогащение одного лица произошло за счет другого (потерпевшего), и, во-вторых, чтобы такое обогащение произошло при отсутствии к тому законных оснований или последующем их отпадении. При этом не имеет значения, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения обогатившегося, самого потерпевшего или третьих лиц либо произошло помимо их воли.
Согласно статье 55 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии со статьей 58 Устава договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В пункте 3.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) указано, что при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца или пользователя этого пути, с которым заключен соответствующий договор, вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором выставочные железнодорожные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Пункт 3.14 Правил N 26 закрепляет при этом, что подача и уборка вагонов на (с) железнодорожный путь необщего пользования производятся по уведомлению перевозчиком владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования в зависимости от того, с кем заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов.
Согласно пункту 3.5 Правил N 26 о времени подачи вагонов, контейнеров перевозчик уведомляет владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов.
Порядок передачи уведомлений о времени подачи вагонов устанавливается договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Для записи уведомлений перевозчиком ведется книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку.
Для регистрации передачи уведомления о времени завершения грузовой операции на железнодорожном пути необщего пользования, передаваемого владельцем, пользователем или контрагентом, перевозчиком ведется книга уведомления о времени завершения грузовой операции. Порядок передачи уведомлений о времени завершения грузовой операции устанавливается в договоре на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути или в договоре на подачу и уборку вагонов.
Сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования (пункт 3.7 Правил N 26).
В силу статьи 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил N 26 при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В акте указываются:
а) причина задержки в подаче вагонов;
б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию;
в) время начала и окончания задержки вагонов;
г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Из содержания пунктов 3.1 и 3.2 Правил N 45 следует, что акты общей формы составляются перевозчиком на станциях отправления, назначения и в пути следования, в том числе для удостоверения фактов задержки вагонов и отказа или уклонения владельца от подписания актов общей формы.
Согласно пункту 3.2.4 Правил N 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
В рассматриваемом случае ОАО "РЖД" в подтверждение правомерного списания денежных средств с ЕЛС ООО "СГК" представило накопительные ведомости, акты общей формы, акты оказанных услуг (с т. 2 по л.д. 129 т. 21).
Во всех накопительных ведомостях указано, что начислена "плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования груженых и порожних вагонов в перевозочном процессе" на основании актов общей формы ГУ-23, которые содержат сведения о вагонах, причинах и продолжительности задержки данных вагонов, виновном в задержке вагонов лице.
Акты общей формы оформлены надлежащим образом в соответствии с Уставом, Правилами N 26, N 45, подписаны двумя представителями истца.
Таким образом, правомерность начисления платы подтверждена материалами дела, поэтому факт неосновательного обогащения на стороне ответчика нельзя признать доказанным.
Кроме того, в силу пункта 1.4 договора на организацию расчетов от 10.04.2013 N 7Р22-1932/13, в редакции дополнительного соглашения N 2 от 05.12.2013, заключенного между ОАО "РЖД" и ООО "СГК", права и обязанности сторон, порядок расчетов ответственность сторон и иные условия по исполнению настоящего соглашения указаны в Положении о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, утвержденном распоряжением ОАО "РЖД" от 05.08.2013 N 1685р и опубликованном на официальном сайте ОАО "РЖД" по адресу www.rzd.ru (далее - Положение), являющемся неотъемлемой частью настоящего соглашения.
Согласно пункту 2.3.1 Положения, ОАО "РЖД" обязано осуществлять по коду плательщика учет начислений и платежей, а также производить списание с лицевого счета клиента причитающихся ОАО "РЖД" платежей.
Списанная с ЕЛС ООО "СГК" плата начислена ОАО "РЖД" в соответствии с условиями заключенного между сторонами договора на эксплуатацию пути необщего пользования на станции Ветласян Северной железной дороги N 7-154 от 04.09.2015.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, обжалуемый судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм материального и процессуального права, с учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269 (пункт 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.01.2018 по делу N А29-2630/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.М. Дьяконова |
Судьи |
Н.А. Кормщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.