г. Самара |
|
14 мая 2018 г. |
Дело N А65-29642/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Рогалевой Е.М., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - Стахеевой К.Ю. (доверенность от 29.01.2018),
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Заляевой Д.Р. (доверенность от 09.01.2018),
представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - Стахеевой К.Ю. (доверенность от 07.02.2018),
представителей общества с ограниченной ответственностью "ТРК" - Кузьминой Е.А. (доверенность от 07.05.2018), Егорова Д.Ю. (доверенность от 07.05.2018),
представитель Муниципального казенного учреждения "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 мая 2018 года в помещении суда апелляционные жалобы Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, общества с ограниченной ответственностью "ТРК"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 февраля 2018 года по делу N А65-29642/2017 (судья Хамитов З.Н.),
по заявлению Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
третьи лица:
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, г. Казань,
Муниципальное казенное учреждение "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
общество с ограниченной ответственностью "ТРК", г. Казань,
Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципальное образование город Казани, г. Казань,
о признании недействительными пунктов 1, 2, 3 решения, недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - заявитель, Комитет, КЗИО) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнений) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) о признании недействительными пунктов 1, 2, 3 решения от 10.08.2017 по делу N 06-41/2017, о признании недействительным предписания от 01.08.2017 по делу N 06-41/2017 (т.1 л.д.3-9, 163).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Муниципальное казенное учреждение "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Общество с ограниченной ответственностью "ТРК", Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2018 по делу N А65-29642/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.2 л.д.182-191).
В апелляционной жалобе Комитет просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что Комитетом земельных и имущественных отношений г.Казани все необходимые мероприятия в части осуществления муниципального земельного контроля, принятия мер и подготовки материалов, подтверждающих незаконную установку павильонов, для дальнейшего демонтажа объектов Комитетом потребительского рынка г.Казани выполнены в полном объеме. Со стороны Комитета земельных и имущественных отношений г.Казань был надлежащим образом осуществлен оперативный муниципальный земельный контроль.
Следовательно, при рассмотрении настоящего дела подлежит выяснению наличие возможных либо действительных негативных последствий для определенной конкурентной среды, вызванных действиями заявителя, поскольку под диспозицию части 1 статьи 15 Закона о конкуренции подпадают не любые действия органов государственной власти, препятствующие осуществлению хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а только те, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке. При этом следует учитывать то, что под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
В материалах дела отсутствуют доказательства совершения Комитетом земельных и имущественных отношений г.Казани каких-либо действий в ущерб конкурентным отношениям по преимущественному принципу.
Антимонопольный орган не указал достаточных доказательств в решении, подтверждающих обоснованность принятых актов, в связи, с чем они подлежат признанию недействительным (т.3 л.д.4-11).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что заявитель жалобы в течение срока действия договора аренды исполнял свои обязанности надлежащим образом. До истечения срока договора аренды письменно уведомил Истца о желании заключить новый договор.
Таким образом, в силу действующего законодательства и сложившейся судебной практики, общество имеет преимущественное право на заключение договора аренды спорного земельного участка на новый срок.
Кроме того, общество, несмотря на истечение срока действия договора аренды земельного участка, продолжает открыто пользоваться им, ежемесячно уплачивает арендную плату.
Следовательно, при изложенных обстоятельствах договор N 8190 от 04.07.2003 считается продленным на неопределенный срок на прежних условиях.
Антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о спорном земельном участке, не учел указанные обстоятельства, в результате чего им был сделан необоснованный вывод об использовании обществом земельного участка без правоустанавливающих документов (т.3 л.д.31-33).
Антимонопольный орган апелляционные жалобы отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на них.
Муниципальное казенное учреждение "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" поддержал доводы апелляционной жалобы Комитета, по основания изложенным в отзыве на нее.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционные жалобы не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Муниципального казенного учреждения "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал свою апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям и апелляционную жалобу общества.
Представитель общества поддержал свою апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям и апелляционную жалобу комитета.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани поддержал доводы апелляционных жалоб.
Представитель антимонопольного органа отклонил апелляционные жалобы по основаниям, приведенным в отзыве на них.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционных жалобах, отзыве на них и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в адрес Татарстанского УФАС России поступило обращение (вх.N 861/ж от 27.05.2016), содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства при предоставлении ООО "ТРК" земельного участка с кадастровым номером 16:50:160504:26.
По итогам рассмотрения указанного обращения Татарстанским УФАС по РТ установлены следующие обстоятельства.
Постановлением Главы администрации г.Казани от 29.03.2003 г. N 505, земельный участок с кадастровым номером 16:50:160504:26 площадью 1650 кв.м. по ул. Кул Гали Приволжского района г. Казани предоставлен в аренду ООО "ТРК" под территорию, предназначенную для осуществления торговой и хозяйственной деятельности.
На основании Постановления от 29.03.2003 N 505 между администрацией г.Казани и ООО "ТРК" заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 16:50:160504:26 N 8190 от 04.07.2003 сроком на 10 лет.
Согласно карте зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки, часть II Градостроительного устава г.Казани земельный участок с кадастровым номером 16:50:16504:26 расположен в коммунально-складской зоне (КС).
На основании кадастрового паспорта от 20.05.2016 N 1600/301/16-264650, вид разрешенного использования земельного участка - под территорию, предназначенную для осуществления торговой и хозяйственной деятельности. Категория земель - земли населенных пунктов.
Помимо указанного земельного участка размером 1650 кв.м., ООО "ТРК" самовольно захватило граничивший с арендованным другой соседний земельный участок, площадью 60 кв.м. и разместило на нем торговые павильоны.
Срок действия договора аренды истек 04.07.2013 и на основании обращения ООО "ТРК" Комитет подготовил проект постановления о продлении срока аренды на новый срок.
Но в связи с негативной реакцией контролирующих и надзорных органов Комитет отказался от реализации этого намерения и срок аренды земельного участка не продлил.
Постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 20.01.2014 N 227 пункт 2.2 постановления Главы администрации г.Казани от 29.03.2003 N 505 признан утратившим силу в связи с истечением срока действия, то есть договора аренды.
Во исполнение пункта 2 постановления Исполнительного комитета г.Казани от 20.01.2014 N 227 Комитет земельных и имущественных отношений г.Казани (КЗИО) обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявлением от 28.02.2014 N 16-16-01/055/2014-286 о погашении записи о регистрации указанного договора аренды земли.
Одновременно Комитетом в адрес ООО "ТРК" направлено уведомление от 28.02.2014 N 6377/КЗИО-ИСХ о прекращении правоотношений по договору аренды земли от 04.07.2003 N 8190 в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, и возврате арендуемого земельного участка в Комитет по акту приема-передачи.
Не согласившись с прекращением арендных правоотношений ООО "ТРК" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.02.2017 по делу А65-24263/2016 отказано в удовлетворении заявленных требований ООО "ТРК" к Управлению Росреестра по РТ о признании незаконными действия по внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении (погашении) регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:50:160504:26 N 8190 от 04.07.2003, об обязании незамедлительно восстановить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделок с ним запись регистрации указанного договора.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.05.2016, обременение в виде аренды на земельный участок, предоставленный ООО "ТРК" с кадастровым номером 16:50:160504:26 площадью 1650 кв.м. по ул. Кул Гали Приволжского района г.Казани не зарегистрировано, в связи с чем КЗИО во исполнение антимонопольного законодательства и пополнения бюджета города было обязано организовать аукцион с целью передачи земельного участка в аренду, поскольку размер арендной платы по сравнению с 2003 годом существенно возрос, что обеспечило бы поступление в бюджет денег в большем количестве, чем от ООО "ТРК", по расценкам 2003 года.
По состоянию на сегодняшний день земельный участок с кадастровым номером 16:50:160504:26 площадью 1650 кв.м., а также самовольно захваченный участок площадью 60 кв.м. по ул. Кул Гали Приволжского района г.Казани по акту приема-передачи в Комитет не возвращены до сих пор.
По истечению срока действия договора аренды от 04.07.2003 N 8190 ООО "ТРК" с 01.02.2014 по настоящее время Комитетом за использование вышеуказанного земельного участка начисляется сумма неосновательного обогащения и пени в размере арендной платы, установленной еще в 2003 году, а за самовольно захваченный земельный участок в размере 60 кв.м. арендную плату не платил вовсе.
По результатам анализа нормативно-правовых актов с учетом представленной Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани информации, Татарстанское УФАС России пришло к заключению, что органы местного самоуправления муниципального образования города Казани бездействуют в части осуществления муниципального контроля за использованием муниципальных земель, вследствие чего хозяйствующий субъект - ООО "ТРК", получает необоснованное преимущество, пользуясь земельными участками, полученными и удерживаемыми без соблюдения конкурентных процедур.
На основании вышеизложенного Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани Татарстанским УФАС России выдано предупреждение (исх. N РХ-06/10433 от 28.07.2016) о необходимости прекращения (недопущения) действий, а именно путем принятия мер, направленных на фактическое освобождение земельного участка с кадастровым номером 16:50:160504:26 от использования ООО "ТРК".
Предупреждение необходимо исполнить в срок до 15.08.2016.
Срок исполнения предупреждения неоднократно продлен, крайнее продление до 20.04.2017.
В связи с неисполнением предупреждения о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства, выданного Исполнительному комитету г. Казани, на основании приказа N 02/99-к от 21.02.2017 УФАС по РТ возбуждено дело N 06-41/2017 о нарушении МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части неосуществления муниципального земельного контроля, что выразилось в использовании ООО "ТРК" земельного участка с кадастровым номером 16:50:160504:26 и самовольно захваченного земельного участка без правоустанавливающих документов.
В ходе рассмотрения дела и изучения документов, представленных МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений муниципального образования г.Казани", Комиссией Татарстанского УФАС России установлены следующие обстоятельства.
По результатам мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля (выезд в форме обследования 21.06.2016) МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений муниципального образования г.Казани" установлено, что данный земельный участок занят торговыми павильонами (торговые ряды), ООО "ТРК" использует земельный участок площадью 1650 кв.м. без правоустанавливающих документов. Также часть размещённых торговых павильонов самовольно установлены на муниципальной земле площадью 60 кв.м., а всего 1 710 кв.м.
Установив использование земельного участка под хозяйственную деятельность без разрешительной документации, без подписания договора в отношении земельного участка УФАС по РТ пришло к выводу, что Комитет нарушает антимонопольное законодательство, так как ООО "ТРК" использует в своей предпринимательской деятельности муниципальный земельный участок без разрешительных документов и заключенного договора в отношении земельного участка, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что установленное бездействие приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По результатам рассмотрения дела N 06-41/2017, Комиссией УФАС по РТ 10.08.2017 вынесено решение в следующей редакции:
"1. Признать МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" нарушившим часть 1 статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части неосуществления муниципального земельного контроля, что выразилось в использовании ООО "ТРК" земельного участка с кадастровым номером 16:50:160504:26 без правоустанавливающих документов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- принять меры, направленные на фактическое освобождение земельного участка с кадастровым номером 16:50:160504:26 от использования ООО "ТРК".
3. Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют." (т.1 л.д.11-15, т.2 л.д.3-11).
На основании указанного решения 01.08.2017 по делу N 06-41/2017 выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
"1. МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" не позднее 45 дней со дня получения настоящего предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
- принять меры, направленные на фактическое освобождение земельного участка с кадастровым номером 16:50:160504:26 от использования ООО "ТРК".
2. Об исполнении настоящего предписания МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" сообщить в антимонопольный орган в течение 5 дней со дня его исполнения." (т.1 л.д.16).
Заявитель, не согласившись с пунктами 1, 2 и 3 решения и предписанием антимонопольного органа, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно части 3 статьи 189, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что в связи с неисполнением предупреждения о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства, выданное Исполнительному комитету г. Казани, на основании приказа N 02/99-к от 21.02.2017 УФАС по РТ возбуждено дело N 06-41/2017 о нарушении МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части неосуществления муниципального земельного контроля, что выразилось в использовании ООО "ТРК" земельного участка с кадастровым номером 16:50:160504:26 без правоустанавливающих документов.
В ходе рассмотрения дела и изучения документов, представленных МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений муниципального образования г.Казани", Комиссией Татарстанского УФАС России были установлены следующие обстоятельства.
По результатам мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля (выезд в форме обследования 21.06.2016) МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений муниципального образования г.Казани" установлено, что данный земельный участок занят торговыми павильонами (торговые ряды), ООО "ТРК" использует земельный участок площадью 1650 кв.м. без правоустанавливающих документов. Также часть размещённых торговых павильонов самовольно установлены на муниципальной земле площадью 60 кв.м.
Одним из основных принципов земельного законодательства в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охрана земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов.
Согласно статье 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 17.1 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Основной задачей муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований земельного законодательства.
Муниципальный земельный контроль включает в себя:
1. контроль за выполнением землепользователями, собственниками, владельцами, арендаторами обязанностей по использованию земель, установленных законодательством;
2. контроль за соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков;
3. контроль за соблюдением порядка, исключающего использование земельных участков без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю;
4. контроль за своевременным освоением земельных участков;
5. контроль за использованием земель по целевому назначению;
6. контроль за выполнением арендаторами условий договоров аренды земельных участков;
7. контроль за своевременным освобождением земельных участков по окончании сроков действия договоров аренды земельных участков;
8. выполнение иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.
МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" является уполномоченным органом, исполняющим функции по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования города Казани.
Согласно пункту 1.4 раздела I Административного регламента МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования города Казани (утвержденное Постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 12.03.2012 N 1305), Орган муниципального земельного контроля осуществляет муниципальный земельный контроль за:
- порядком использования земельных участков - использованием земельных участков без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю, и самовольным занятием земельных участков;
- соблюдением землевладельцами, землепользователями и арендаторами земель сроков освоения земельных участков, установленных гражданским и земельным законодательством;
- использованием земель по целевому назначению и виду разрешенного использования;
- соблюдением арендаторами земельных участков условий договора аренды земельного участка;
- соблюдением порядка переуступки права пользования землей;
- своевременным возвратом земель;
- предоставлением достоверных сведений о состоянии и использовании земель;
- исполнением иных требований законодательства по вопросам использования земель.
Таким образом, после истечения срока действия договора аренды N 8190 от 04.07.2003 земельный участок с кадастровым номером 16:50:160504:26 подлежал возврату арендодателю по акту приема-передачи.
Между тем информации о расторжении, либо пролонгации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:50:160504:26, находящегося в муниципальной собственности г.Казани, после истечения срока его действия, ни в адрес Татарстанского УФАС России, ни в суд не представлено.
Решением Казанской городской думы от 29.12.2017 N 20-3 утверждено Положение о Муниципальном казенном учреждении "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани".
Пунктом 3.1. указанного Положения определены в том числе следующие полномочия Комитета:
"3.1.17. осуществление юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов города Казани при управлении, владении, пользовании и распоряжении муниципальным имуществом, землей и их приватизации путем обращения в судебные, правоохранительные и иные уполномоченные органы;
3.1.17.1. выявление зданий, строений, сооружений, обладающих признаками самовольной постройки, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, за исключением объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, находящихся в частной собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненно наследуемом владении, и направление в уполномоченные органы материалов для принятия соответствующих мер.".
При этом Комитет обращался только в адрес Управления Росреестра по РТ с заявлением о привлечении ООО "ТРК" к административной ответственности, однако, Управление Росреестра по РТ не уполномочено заниматься вопросами освобождения незаконно занятых земельных участков.
Таким образом, установив незаконное использование муниципального земельного участка, Комитет был обязан обратиться в судебные, правоохранительные и иные уполномоченные органы.
Доказательств такого обращения, в нарушение статьи 65 АПК РФ, Комитет в суд не представил.
Неисполнение Комитетом возложенных на него обязанностей по осуществлению муниципального земельного контроля повлекло использование ООО "ТРК" земельного участка с кадастровым номером 16:50:160504:26 без правоустанавливающих документов в течение около 5 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Целями законодательства о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).
В конкуренции могут участвовать коммерческие организации, некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход, индивидуальные предприниматели, иные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Суд первой инстанции правомерно согласился с доводом антимонопольного органа о том, что использование ООО "ТРК" земельного участка под хозяйственную деятельность без разрешительной документации, без подписания договора в отношении земельного участка нарушает антимонопольное законодательство, так как ООО "ТРК" использует в своей предпринимательской деятельности муниципальный земельный участок в течении около 5 лет без разрешительных документов и заключенного договора в отношении земельного участка, что создает преимущественные условия для предпринимательской деятельности ООО "ТРК", злостно не исполняющего обязанности по освобождению земельных участков, в том числе и в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.02.2017 по делу N А65-24263/2016 приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В случае обращения Комитета в суд, ООО "ТРК" было бы на основании исполнительного листа принуждено к освобождению земельного участка и право его аренды было бы выставлено на аукцион с целью допуска участия в нем неограниченного круга потенциальных приобретателей такого права.
Доказательствами наличия негативных последствий является незаконное использование ООО "ТРК" земельными участками площадью 1710 кв.м. без правоустанавливающих документов по размерам арендной платы, установленной еще в 2003 году и в течении около 5 лет использование в коммерческих целях самовольно захваченного земельного участка в размере 60 кв.м.
Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В части 2 названной нормы установлено, что указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
Упомянутые положения Закона о защите конкуренции введены законодателем в целях защиты интересов неопределенного круга лиц (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 9143/10).
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что пункты 1, 2 и 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ от 10.08.2017 по делу N 06-41/2017, а также выданное на его основании предписание от 01.08.2017, законные и приняты с учетом требований действующего законодательства.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, судебные расходы относятся на заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод Комитета потребительского рынка г.Казани, изложенный в отзыве, что доводы Комитета земельных и имущественных отношений г.Казани, изложенные в апелляционной жалобе являются обоснованными, бездействия заявителя в части осуществления муниципального земельного контроля отсутствуют.
В обоснование в отзыве изложено, что письмом от 04.07.2017 в целях реализации защиты интересов муниципального образования г.Казани, исключения и прекращения самовольного занятия земельных участков на территории г.Казани в Комитет потребительского рынка г.Казани от Комитета земельных и имущественных отношений г.Казани поступили материалы административного дела N 50-2017-302/258 от 12.04.2017 в отношении ООО "ТРК" для дальнейшего обращения в суд.
На основании материалов Комитетом потребительского рынка г.Казани подано исковое заявление в Приволжский районный суд г.Казани.
01.03.2018 Приволжским районным судом г.Казани вынесено решение N 2-992/2018 об обязании ООО "ТРК" в течении четырех месяцев после вступления решения в законную силу освободить самовольно занятый земельный участок.
Суд апелляционной инстанции установил, что указанные действия Комитета земельных и имущественных отношений г.Казани осуществлялись после выявления антимонопольным органом нарушения. Данные факты подтверждают позицию антимонопольного органа.
Положенные в основу апелляционных жалоб доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
При подаче заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 300 руб. для физических лиц и 3000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 150 руб. для физических лиц и 1500 руб. для юридических лиц.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ООО "ТРК" из федерального бюджета излишне уплаченную платежному поручению от 12.03.2018 N 25 государственную пошлину в размере 1500 руб.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина Комитетом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 февраля 2018 года по делу N А65-29642/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТРК" (ОГРН 1021603144640, ИНН 1657027265), г.Казань, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 12 марта 2018 года N 25 государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.