г. Челябинск |
|
14 мая 2018 г. |
Дело N А34-10424/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Скобелкина А.П., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток - Сервис" на решение Арбитражного суда Курганской области от 13.02.2018 по делу N А34-10424/2017 (судья Леонова Ю.А.)
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Восток - Сервис" - Вахлов Алексей Михайлович (доверенность от 09.01.2018, паспорт);
Государственной жилищной инспекции Курганской области - Лиханова Анастасия Сергеевна (доверенность N 1 от 03.07.2017, служебное удостоверение N 53), Терентьева Оксана Валерьевна (доверенность N 11 от 03.07.2017, служебное удостоверение N 62).
Общество с ограниченной ответственностью "Восток - Сервис" (далее - заявитель, ООО "Восток - Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительным предписания N 1119 от 26.07.2017 об устранении выявленных лицензионных требований.
Решением суда Арбитражного суда Курганской области от 13.02.2018 (резолютивная часть решения суда объявлена 07.02.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе заявитель просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылалось на то, что в отсутствие возможности производить начисления исходя из разницы показаний приборов учета, расчет размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме должен производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Также заявитель ссылается на неисполнимость предписания. Так как указанное предписание содержит требования, противоречащие действующему законодательству.
До судебного заседания заинтересованное лицо и третье лицо представили отзыв, в которых отклонили доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда; в судебное заседание представители третьих лиц не явились.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель заинтересованного лица возражал против доводов апелляционной жалобы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом 1 корп. 19 по ул. Трактовая в посёлке Увал города Кургана находится в управлении ООО "Восток-Сервис" в соответствии с договором управления от 30.04.2015 N 17.
На основании коллективного обращения граждан, проживающих по адресу: г. Курган, пос. Увал, ул. Трактовая, д.1 корп. 19 по вопросу начисления платы за содержание и текущий ремонт, поступившего в адрес Государственной жилищной инспекции Курганской области через Прокуратуру г. Кургана 29.06.2017, издан приказ от 12.07.2017 N 03098 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "Восток-Сервис".
В результате внеплановой документарной проверки было установлено, что в апреле, мае 2017 в структуру платы содержание жилья собственников жилых помещений вошли расходы на оплату холодной воды, горячей воды и электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества исходя из норматива.
Многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета на электрическую энергию (акт вода в эксплуатацию б/н от 01.02.2012, акт проверки N 006907 от 13.04.2017) и холодное водоснабжение (акт б/н от 29.04.2016). В многоквартирном доме N 1 корп. 19 по ул. Трактовой, п. Увал в г. Кургане нет системы централизованного горячего водоснабжения, дом оборудован водяным водоподогревателем, в связи с чем, начисление за горячую воду в целях содержания общего имущества в апреле, мае 2017 произведены не правомерно.
Таким образом, в тариф за содержание жилого помещения в апреле, мае 2017 включены: электроэнергия в целях содержания общего имущества - 3,65 руб./кв.м.; холодное водоснабжение в целях содержания общего имущества - 0,34 руб./кв.м.; горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества - 1,49 руб./кв.м.
Из информации, предоставленной АО "ЭК "Восток" следует, что объемы коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, рассчитанные исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, то есть как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета составили: э/э в целях содержания общего имущества за май 2017 - 0,00 руб./кв.м., ХВС в целях содержания общего имущества за май 2017 - 0,01 руб/кв.м. Начисления по электроэнергии и ХВС (за май 2017) в целях содержания общего имущества следует производить исходя из показаний приборов учета.
В действиях общества инспекция установила нарушение части 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ "О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Выявленное нарушение зафиксировано в акте проверки от 26.07.2017 N 02834 (л.д. 14 т.1).
По результатам проверки обществу выдано предписание от 26.07.2017 N 1119 со сроком для добровольного исполнения - 11.09.2017, которым обществу предписано произвести перерасчет платы: электрической энергии и холодного водоснабжения, в целях содержания общего имущества, входящей в состав платы за содержание жилья за май 2017 года, исходя из фактического потребления данных коммунальных ресурсов; исключить горячее водоснабжение, в целях содержания общего имущества за апрель, май 2017 года собственникам помещений, находящихся по адресу: г. Курган, п. Увал, ул. Трактовая, д.1, кор. 19. Предоставить в Инспекцию копии документов, подтверждающих факт устранения нарушения (копия лицевого счета).
Не согласившись с вынесенным предписанием, ООО "Восток-Сервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии закону оспариваемого ненормативного акта.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 20 ЖК РФ, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Таким образом, Государственная жилищная инспекция Курганской области, выдавая предписание обществу, действовала в рамках предоставленных полномочий.
Гражданский кодекс, регулируя вопросы ресурсоснабжения, содержит следующие положения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По правилам ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Как следует из положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), в соответствии с пунктом 13 которых предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с абзацем 9 пункта 2 Правил N 354 (далее - Правила 354), электроэнергия и горячая вода являются коммунальными ресурсами, используемым для предоставления коммунальных услуг и потребляемыми при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Правилами N 354 установлено, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и отдельно - коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги на общедомовые нужды) (пункт 40 Правил N 354).
Таким образом, согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за: 1. Коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении; 2. Коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Объем коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, распределяется между собственниками помещений многоквартирного дома пропорционально доле в праве на общее имущество (отношение площади помещения потребителя к общей площади помещений в многоквартирном доме).
При наличии коллективного (общедомового) прибора учета объем коммунального ресурса на общедомовые нужды определяется как разница между объемом потребленной воды за расчетный период по показаниям общедомового прибора учета и объемами воды потребленной в жилых и нежилых помещениях, а так же холодной воды, использованной при производстве коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) пропорционально доле в праве на общее имущество (пункт 44 Правил N 354).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, начисления обществом произведены, исходя из норматива потребления коммунальных услуг по электрической энергии и горячей воде, тогда как общий объем коммунального ресурса электрической энергии, предоставленный собственникам помещений в многоквартирном доме N 1, корпус 19 по ул. Трактовая в п. Увал, в мае 2017 года в целях содержания общего имущества, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета был меньше объема, предъявленного управляющей компанией собственникам помещений к оплате.
В связи с чем следует, что начисления платы по электрической энергии в целях содержания общего имущества ООО "Восток-Сервис" следовало производить и предъявлять собственникам, исходя из фактического объема потребления данного коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета по электрической энергии. Коммунальный ресурс по горячему водоснабжению, в связи с отсутствием в многоквартирном доме централизованного горячего водоснабжения, не предоставляется и не предъявляется управляющей организации к оплате, в связи с чем, производить начисления за указанный коммунальный ресурс и предъявлять их к оплате собственникам помещений является неправомерным.
Согласно подп. "л" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.
Вышеприведенные нормативные положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения, в числе прочих, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежат применению с 01.01.2017 (ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ (далее - Закон N 176-ФЗ).
Согласно ч. 10 ст. 12 Закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
После того как органы государственной власти установят нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах (не позднее 01.06.2017), размер расходов на оплату коммунальных ресурсов будет определяться исходя из таких нормативов.
Однако, на территории Курганской области на январь 2017 года нормативы потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме еще не были утверждены, что подтверждается письмом Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 11.05.2017 N 05-04/1232, соответственно, подлежат применению нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Коллегия судей приходит к выводу о том, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в проверенном многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Согласно пункту 29 Правил N 491 при первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные субъектом РФ по состоянию на 01 ноября 2016 года.
Таким образом, в случае если плата, рассчитанная исходя из показаний общедомового прибора учета, ниже платы, рассчитанной исходя из норматива потребления, она должна предъявляться к оплате в расчетном периоде.
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество настаивает на том, что в отсутствие возможности производить начисления исходя из разницы показаний приборов учета, расчет размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме должен производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Суд апелляционной инстанции данный довод признает несостоятельным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" с 01.01.2017 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме внесены изменения, которые разграничивают понятия "норматив потребления коммунальной услуги", как показателя объема потребления коммунального ресурса потребителем только в конкретном помещении, и "норматив потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", определяемого как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1498 нормативы потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) должны быть утверждены органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01 июня 2017 года с учетом положений настоящего Постановления.
Пунктом 3 Постановления N 1498 предусмотрено, что до утверждения указанных нормативов, но не позднее 1 июня 2017 года, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01 ноября 2016 года нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Постановлением N 1498 пункт 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме дополнен абзацами следующего содержания:
При первоначальном включении расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании приведенного правового регулирования суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что до утверждения органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов коммунальных ресурсов установлен переходной период, в соответствии с которым плата за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме, не должна превышать нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные органами власти субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на недостоверность данных предоставляемых АО "ЭК "Восток" не может быть принята судом. Из Договора энергоснабжения от 03.03.2017 N 1244, заключенного между ресурсоснабжающей организацией - АО "Энергосбытовая компания "Восток" и исполнителем - ООО "Восток-Сервис" следует, что в отношении многоквартирных домов, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, определение количества (объемов) электрической энергии осуществляется на основании показаний общедомовых приборов учета, как разница между объемом, определенным по общедомовым приборам объемов электроэнергии, потребленной на индивидуальные нужды.
Такие же условия приобретения исполнителем - ООО "Восток-Сервис" коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрены договором холодного водоснабжения и водоотведения от 13.02.2017 N 3022-О, заключенным между ресурсоснабжающей организацией - АО "Водный союз" и исполнителем - ООО "Восток-Сервис".
Расчетным периодом, установленным указанными Договорами, равен одному календарному месяцу (п. 5.6 Договора энергоснабжения от 03.03.2017 N 1244 и п. 3.2 Договора холодного водоснабжения и водоотведения от 13.02.2017 N 3022-О).
Таким образом, в расчетном периоде для расчета платы за потребленные коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются именно сведения (показания) по объемам, поступившие в данном расчетном периоде, исходя из которых и осуществляется расчет размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества, и определяется стоимость услуг для управляющей организации.
В дальнейшем, сведения об объемах, потребленных в расчетном месяце, могут подлежать корректировке, применяемой в том расчетном периоде, в котором поступили такие сведения, однако на расчеты между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией в прошедших расчетных периодах они не влияют.
Таким образом, в проверяемом Инспекцией расчетном периоде применялись сведения, предоставленные по соответствующему запросу ресурсоснабжающими организациями, об объемах за соответствующий расчетный период и подлежащий оплате ООО "Восток-Сервис" по выставленным счетам в каждом конкретном расчетном периоде.
Следовательно, определение порядка начисления платы за потребляемые коммунальные ресурсы установлено как в нормативном порядке, так и в договорном с ресурсоснабжающими организациями.
Заявитель утверждает, что управляющая организация имеет возможность при начислении платы руководствоваться либо нормативным потреблением, либо теми объемами, которые предъявлены к оплате ресурсоснабжающей организацией. Однако данное утверждение противоречит приведенным выше нормам.
Недостоверность данных, представленных АО "ЭК "Восток", не может влиять на обязательства собственников помещений многоквартирного дома. Выбор обществом способа начисления платы, исходя из нормативов, нарушает права собственников помещений многоквартирного дома. Урегулирование возникающих разногласий (в частности, представление неверных данных) должно быть осуществлено непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем без возложения на потребителя (собственника помещений многоквартирного дома) негативных последствий в виде переплат за потребляемые ресурсы.
Следовательно, начисление платы по электрической энергии, холодное водоснабжение в целях содержания общего имущества мае 2017 года собственникам многоквартирного дома N 1, кор. 19 по ул. Трактовая, п. Увал в г. Кургане следовало производить из фактического объема потребления данного коммунального ресурса.
Судом первой инстанции установлено и заявителем в апелляционной жалобе не оспаривается, отсутствие в данном многоквартирном доме централизованного горячего водоснабжения, дом оборудован водяным водоподогревателем. Следовательно, начисления собственникам помещений за горячую воду в целях содержания общего имущества произведены управляющей организацией неправомерно.
Относительно исполнимости оспариваемого предписания от 26.07.2017 N 1119 суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Особенностью такого ненормативного правового акта, как предписание, является то, что данный вид ненормативных правовых актов направлен на устранение конкретных нарушений, выявленных в ходе проверки, путем совершения лицом, в адрес которого выносится предписание, определенных действий.
Соответственно, вынесение предписания порождает обязанность лица, которому оно адресовано, совершить определенные действия либо, напротив, воздержаться от их совершения.
При этом, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
Следовательно, предписание должно содержать конкретные выявленные нарушения с указанием сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретным. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
В предписании указывается на необходимость совершения следующих мероприятий в целях устранения выявленных нарушений: произвести перерасчет платы по электрической энергии и ХВС в целях содержания общего имущества за май 2017 года, исходя их фактического потребления данных коммунальных ресурсов; исключить ГВС за апрель, май 2017 года в целях содержания общего имущества собственниками жилых и нежилых моещений, находящихся по адресу: Курган, п.Увал, ул.Трактовая, д.1, корп.19; предоставить в инспекцию копии документов, подтверждающие факт устранения нарушения.
Из предписания следует, что оно содержит конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, возможность двоякого толкования отсутствует, является доступным для понимания всеми лицами, формулировка краткая, четкая и ясная. Следовательно, предписание является исполнимым.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать заявитель.
В нарушение указанных норм заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое по делу предписание нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом жилищной инспекцией доказано соответствие оспариваемого акта действующему законодательству.
Таким образом, отсутствует совокупность условий, установленных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 13.02.2018 по делу N А34-10424/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток - Сервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
А.П. Скобелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.