г. Красноярск |
|
14 мая 2018 г. |
Дело N А33-1645/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" мая 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
в отсутствие лиц участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нордсервис" (ИНН 2457046449, ОГРН 1022401625905)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "07" марта 2018 года по делу N А33-1645/2018, принятое судьей Чурилиной Е.М.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Нордсервис" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582 (далее - служба, контролирующий орган) о признании недействительным предписания от 06.10.2017 N 1119-пр по результатам проведения внеплановой выездной проверки.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "07" марта 2018 года в удовлетворении требования отказано.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель приводит следующие доводы:
- несоответствие акта обследования от 27.09.2017 установленной форме, не является основанием для признания его недействительным, не устраняет установленные актом обстоятельства отсутствия технической возможности и помещения для переноса и реконструкции теплового пункта в многоквартирном доме. Данные обстоятельства также подтверждаются выпиской из технического паспорта, актом обследования от 17.06.2016;
- судом у управляющей компании не были запрошены дополнительные данные, которые, по мнению суда, отсутствуют в акте, чем было нарушено право заявителя на всестороннее, объективное, обоснованное рассмотрение заявления общества;
- при проведении реконструкции общедомового имущества для установки приборов учета общество понесет расходы, которые не предусмотрены законодательством и не могут быть возложены на собственников, если только собственники не приняли решение провести реконструкцию за счет собственных средств
- у общества отсутствует правовая и финансовая возможность провести реконструкцию многоквартирного дома и возложить на собственников затраты по проведению капитального ремонта, поэтому предписание службы является неисполнимым;
- отсутствие технической возможности и наличия помещения для переноса и реконструкции теплового пункта для возможности установки общедомовых узлов учета, подтверждается актами от 17.06.2016 и 27.09.2017.
Служба в отзыве на апелляционную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, просит решение суда оставить без изменения, полагая, что общество обязано обеспечить проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Норильск, ул. Нансена, 14.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте -http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В рамках регионального государственного жилищного надзора службой на основании приказа от 04.09.2017 N 1119-пр проведена внеплановая выездная проверка по исполнению обществом ранее выданного предписания от 21.03.2016 N 41/1-пр в отношении жилого дома по адресу: г. Норильск, ул. Нансена, 14.
По результатам проверки контролирующим органом составлен акт проверки от 06.10.2017 N 1119-пр, обществу выдано предписание от 06.10.2017 N1119-пр, согласно которым в нарушение части 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N261-ФЗ), пунктов 4 и 6 Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 24.05.2011 N290-п (далее - Перечень N290-п), обществом, являющимся управляющей организацией, не установлены общедомовые приборы учета тепловой воды и горячей воды в многоквартирном доме по адресу: г.Норильск, ул.Нансена,14. Согласно предписанию общество должно устранить допущенные нарушения в срок до 06.08.2018.
Заявитель оспорил предписание службы от 06.10.2017 N 1119-пр в судебном порядке, ссылаясь на отсутствие технической возможности установки общедомовых приборов учета в указанном многоквартирном доме.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Учитывая, что оспариваемое предписание от 06.10.2017 N 1119-пр было получено обществом 28.12.2017, обращение заявителя в арбитражный суд с указанным заявлением последовало 19.01.2018, что подтверждается штампом почтового органа на заказном письме с почтовым идентификатором 66330219111744 и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 66330219111744, суд апелляционной инстанции считает, что ООО "Нордсервис" не пропущен срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого предписания службы недействительным необходимо установить несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 5 указанной статьи предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
Согласно пункту 1.1. Положения о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п, служба является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
Следовательно, предписание от 06.10.2017 N 1119-пр выдано государственным инспектором территориального подразделения по г. Норильску и Таймырскому Долгано-Ненецкому району службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в пределах предоставленных полномочий.
Контролирующим органом порядок организации и проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренный Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" соблюдены.
Из акта проверки и оспариваемого предписания следует, что ООО "Нордсервис" в нарушение требований части 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ, пунктов 4 и 6 Перечня N 290-п, не установило общедомовые (коллективные) приборы учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирном доме по адресу: г.Норильск, ул.Нансена,14.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулирует Закон N 261-ФЗ, согласно частям 3 и 4 статьи 2 которого под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования; под энергетической эффективностью - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу.
Пунктом 7 статьи 9 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ определено, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 11 статьи 2 Закона N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Пунктом 5 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и должно обеспечивать постоянную готовность приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Заявитель на основании договора от 28.04.2008 N В-21 управления многоквартирными домами осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Норильск, ул. Нансена, 14, и обязан осуществлять надлежащее содержание общего имущества данного многоквартирного дома.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 ЖК РФ).
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что управляющие организации выступают в отношениях с собственниками помещений в многоквартирных домах как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Данный подход соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10.
С учетом изложенного управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, независимо от действий собственников многоквартирного дома обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Выполнение требований Закона N 261-ФЗ в части установки в спорном жилом доме приборов учета используемых энергетических ресурсов не создает препятствий управляющей компании в осуществлении ее предпринимательской деятельности и не нарушает ее права, поскольку в силу статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28, 31 и 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), бремя расходов на содержание общего имущества несут собственники помещений в этом многоквартирном доме, соответственно, расходы, понесенные управляющей компанией на выполнение обязательных требований законодательства по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном доме подлежат возмещению за счет собственников помещений этого многоквартирного дома.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Пунктом 11 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле вправе общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Подпунктом "а" пункта 28 Правил N 491 предусмотрено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией.
Таким образом, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу взаимосвязанных положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "ж" пункта 10, подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона N 261-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отнесено установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Красноярского края от 24.05.2011 N 290-п утвержден Перечень N 290-п.
Пунктами 4 и 6 Перечня N 290-п предусмотрена обязанность ответственного лица - управляющей организации по установке коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и горячей воды.
Действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома включены мероприятия по энергосбережению; обязанность по установке общедомовых (коллективных) приборов учета в многоквартирном доме возложена на лиц, ответственных за его содержание. Невыполнение указанных мероприятий по содержанию многоквартирного жилого дома является нарушением закона.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно признал, что ООО "Нордсервис" является лицом, ответственным за содержание указанного многоквартирного дома и обязанным установить в нем общедомовые приборы учета используемых энергетических ресурсов (в том числе тепловой энергии и горячей воды). При этом заявитель не освобожден от исполнения обязанности по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов и в том числе случае, если собственники не приняли решения об установке таких приборов учета.
Положения частей 9 и 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, возлагающие обязанность по установке общедомовых приборов учета энергетических ресурсов на ресурсоснабжающие и сетевые организации, не освобождает управляющие организации от исполнения обязанности по установке общедомовых приборов учета в связи с осуществлением ими функций по содержанию многоквартирного дома.
Следовательно, ООО "Нордсервис" обязано обеспечить проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу, а именно установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета в рассматриваемом многоквартирном доме.
Доказательства установки приборов учета тепловой энергии и горячей воды в рассматриваемом доме на дату проведения проверки, а также невозможности исполнения предписания в установленный срок в материалах дела отсутствуют, заявителем суду не представлены.
Суд первой инстанции, оценив представленный в дело заявителем акт от 27.09.2017 обследования МКД, расположенного по адресу: г. Норильск, ул. Нансена, 14, согласно которому в многоквартирном доме отсутствуют техническая возможность и помещения для переноса и реконструкции теплового пункта в целях установки общедомовых приборов учета, обоснованно признал, что данный акт не отвечает принципам относимости и допустимости, поскольку составлен в отсутствие собственников (представителей собственников) помещений в многоквартирном доме, а также без указания реквизитов документа, подтверждающего полномочия представителя юридического лица, проводящего обследование.
В тексте акта указано, что обследованием установлено, что тепловой пункт МКД расположен в подъезде N 4 под лестничным маршем первого этажа. На первом этаже МКД расположены жилые помещения. На первом этаже МКД отсутствуют помещения для переноса и реконструкции теплового пункта.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета; форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета и порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Согласно пунктам 2 и 3 указанного порядка заполнения акта обследования в пункте 2 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого лица - представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также реквизиты документа, подтверждающего полномочия данного лица на проведение обследования (доверенность, поручение, наряд и т.д.).
В пункте 3 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого присутствующего при проведении обследования лица, в том числе: представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также наименование такого юридического лица (фамилия, имя, отчество физического лица); собственника (представителя собственника) помещения, жилого дома, в отношении которого подана заявка на установку индивидуального, общего (квартирного) прибора учета; иных лиц, участвующих в обследовании.
Также в акте обследования от 27.09.2017 не приведены критерии отсутствия технической возможности установки общедомовых приборов учета, определенные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627. По этому же основанию не может быть принята ссылка общества на выписку из технического паспорта 1-го этажа указанного многоквартирного дома, дополнительно учитывая, что копия данной выписки, представленная в материалы дела (л.д.58), надлежащим образом не заверена.
Ссылка заявителя на акт от 17.06.2016 обследования МКД, расположенного по адресу: г. Норильск, ул. Нансена, 14, отклоняется апелляционным судом на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку заявитель не заявил ходатайство о приобщении данного акта к материалам дела и не обосновал невозможность представления указанного акта в суд первой инстанции.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иные доказательства отсутствия технической возможности установки приборов учета обществом не представлены.
Предписанием на управляющую компанию возложена обязанность по устранению выявленных нарушений, то есть по установке общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии и горячей воды. Предписание направлено на устранение допущенных обществом нарушений законодательства об энергосбережении, является исполнимым, учитывая, что определение способа исполнения предписания отнесено к компетенции управляющей компании
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "07" марта 2018 года по делу N А33-1645/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.