г. Вологда |
|
14 мая 2018 г. |
Дело N А05-4096/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 мая 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Моисеевой И.Н., судей Кутузовой И.В. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 декабря 2017 года по делу N А05-4096/2017 (судья Козьмина С.В.),
установил:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; место нахождения: 150040, город Ярославль, проспект Октября, дом 42; далее - ПАО "ТГК N 2") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993; место нахождения: 119021, Москва, проспект Комсомольский, дом 18, строение 3; далее - Общество) о взыскании 9397 руб. 32 коп. задолженности за фактически потребленную тепловую энергию и теплоноситель за январь 2017 года, расходы по уплате госпошлины.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 07.04.2017 принято к производству исковое заявление; возбуждено производство по делу N А05-4096/2017 с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства.
Определением от 05.06.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением от 25.09.2017 производство по делу N А05-4096/2017 приостанавливалось до рассмотрения Арбитражным судом Северо-Западного округа кассационной жалобы ПАО "ТГК N 2" по делу N А05-1549/2017.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.11.2017 по делу N А05-1549/2017 постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 по делу N А05-1549/2017 оставлено без изменения.
Производство по делу возобновлено 25.12.2017, о чем вынесено протокольное определение.
Решением суда от 27 декабря 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано. ПАО "ТГК N 2" из федерального бюджета возвращено 8000 руб. государственной пошлины, уплаченной платежными поручениями от 12.04.2017 N 6887 в сумме 2000 руб., от 12.04.2017 N 6882 в сумме 2000 руб., от 07.03.2017 N 5120 в сумме 2000 руб., от 07.03.2017 N 5115 в сумме 2000 руб.
ПАО "ТГК N 2" с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Ссылается на то, что в рассматриваемом случае не может быть применим подпункт "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), а применению подлежат Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в соответствии с указанными нормами и условиями договора ответчик принял на себя обязательство приобретать и оплачивать нормативные потери тепловой энергии и теплоносителя, возникающие в тепловых сетях, находящихся в эксплуатации ответчика. Ответчику выставлены к оплате потери тепловой энергии только в сетях, находящихся у него в эксплуатационной ответственности, следовательно, он обязан оплачивать тепловые потери на указанных участках тепловых сетей.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассматривается в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (исполнитель) заключены договоры ресурсоснабжения от 30.10.2015 N 23 и от 20.07.2016 N 19, согласно пункту 1.1 которых ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять исполнителю тепловую энергию и теплоноситель (воду) для нужд отопления, вентиляции и горячего водоснабжения (далее - коммунальные ресурсы) многоквартирных домов в целях обеспечения предоставления исполнителем потребителям коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, а исполнитель обязуется своевременно оплачивать принятые коммунальные ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления коммунальных ресурсов, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунальных ресурсов.
В приложениях N 2 к договорам стороны согласовали объекты, на которые отпускается тепловая энергия: г. Северодвинск, ул. Портовая, д. 6, 8, 10, 12, ул. Корабельная, д. 1а, ул. Мира, д. 2а, 2б.
Пунктом 5.1 договоров определена продолжительность расчетного периода - месяц.
Согласно пункту 6.2 договоров окончательный расчет за поставленные коммунальные ресурсы производится до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В январе 2017 года истец поставил на объекты ответчика тепловую энергию и теплоноситель (воду), в связи с чем выставил к оплате счета-фактуры от 31.01.2017 N 2190/1791 на сумму 343 230 руб. 74 коп. (по договору от 20.07.2016 N 19) и N 2190/1792 на сумму 586 271 руб. 99 коп. (по договору от 30.10.2015 N 23).
Ответчику 22.02.2017 направлены претензии об оплате задолженности, получены им 22.02.2017 согласно почтовому уведомлению о вручении.
С учетом произведенных ответчиком оплат сумма долга составляет 9397 руб. 32 коп. В связи с неисполнением ответчиком своих обязательств по оплате потребленной в январе 2017 года тепловой энергии и теплоносителя истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию.
В силу пункта 1 статьи 544 упомянутого Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку поставка энергии в данном случае осуществлялась в многоквартирные жилые дома, то к правоотношениям сторон применяются Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила N 354, а также Правила N 124.
Управляющая организация осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми организацией заключены договоры электроснабжения (часть 6.2 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно пунктам 13 и 54 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подпункты "б", "г" пункта 31 Правил N 354).
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме.
Частью 2 статьи 162 названного Кодекса предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
По общему правилу собственники помещений перечисляют управляющей организации плату за коммунальные услуги (части 2, 4 статьи 154 ЖК РФ).
Таким образом, управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг с учетом целей ее функций и обязанностей (статья 161 ЖК РФ) обязана оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, поставленные в многоквартирный жилой дом.
Как следует из материалов дела, управляющая компания осуществляет функции по управлению рядом многоквартирных домов, расположенных в г. Северодвинске. В спорный период компания снабжала эти жилые дома теплоэнергией.
Разногласия сторон касаются обязанности ответчика оплачивать нормативные потери тепловой энергии и теплоносителя в сетях, определенные расчетным способом и согласованные сторонами в договорах.
Как следует из материалов дела истец предъявил ответчику к оплате стоимость потерь, рассчитанных относительно участка сети, находящегося внутри жилого дома и входящего в состав общего имущества дома.
Установив, что данный участок сетей проходит внутри помещения многоквартирного жилого дома и расположен до прибора учета и, приняв во внимание условия, установленные в пункте 3.1.3 договора от 30.10.2015 N 23 (приложение 3 к договору; л.д. 8) и пункте 3.1.4 договора от 20.07.2016 N 19 (приложение 3 к договору; л.д. 27, оборотная сторона), которыми определены нормативные среднегодовые тепловые потери на участках тепловых сетей, находящихся в эксплуатации ответчика до приборов учета, а также положения пункта 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, пункта 76 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99/пр), пунктов 5, 6 и 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по возмещению потерь, возникших на упомянутом выше участке сетей, следует возложить на ресурсоснабжающую организацию.
Суд апелляционной инстанции считает неправомерным предъявление истцом ответчику к оплате стоимости нормативных потерь, рассчитанных в соответствии с вышеприведенными условиями договоров, ввиду следующего.
Статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) установлено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В силу части 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, с учетом требований технических регламентов.
Пунктом 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Пунктом 10 Методики N 99/пр определено, что при размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности расчет количества поданных (полученных) тепловой энергии, теплоносителя производится с учетом потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета.
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил N 1034 при отсутствии приборов учета коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя допускается расчетным путем.
Как указано выше, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения Правил N 354 и Правил N 124.
Пунктом "в" статьи 21 Правил N 124 предусмотрено, что объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусматривающей сложение объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса; объема (количества) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенного за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
В силу абзаца второго пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Согласно пункту 18 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется по формуле как частное от количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал), определяемого по формуле 19 данных Правил, и общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общей площади жилых домов (кв. м), умноженной на период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).
При этом пунктом 29 Правил N 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Из вышеприведенных положений Правил N 354 и 124 следует, что при отсутствии общедомового прибора учета расчет теплопотребления производится по утвержденным нормативам, при этом начисление потерь законодательно не предусмотрено.
Таким образом, в данном случае ни условия заключенных сторонами договоров, ни нормы действующего законодательства, регулирующие спорные вопросы, не предусматривают обязанность исполнителя коммунальных услуг оплачивать тепловые потери на участке от границы балансовой принадлежности системы теплоснабжения потребителя до узла учета при отсутствии общедомового прибора учета.
Такой подход к разрешению спорной ситуации, по мнению суда апелляционной инстанции, соответствует сложившейся судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05 июня 2017 года N 304-ЭС17-6010 по делу N А67-300/2015).
При изложенных обстоятельствах выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Одновременно с апелляционной жалобой от ПАО "ТГК N 2" через ресурс "Мой арбитр" поступило ходатайство о зачете государственной пошлины.
Поскольку в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации зачет государственной пошлины производится при наличии оригиналов документов, определением апелляционного суда от 13.03.2018 о принятии апелляционной жалобы к производству подателю жалобы предлагалось представить в суд оригиналы документов в подтверждение ходатайства о зачете государственной пошлины.
Так как подателем жалобы не представлены указанные документы, в удовлетворении жалобы отказано, с ПАО "ТГК N 2" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 декабря 2017 года по делу N А05-4096/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Взыскать с публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; место нахождения: 150040, город Ярославль, проспект Октября, дом 42) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Н. Моисеева |
Судьи |
И.В. Кутузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.