город Томск |
|
15 мая 2018 г. |
Дело N А67-8618/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Усаниной Н.А., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томск Томской области (N 07АП-2640/2018) на решение от 28.02.2018 Арбитражного суда Томской области (судья Ломиворотов Л.М.) по делу N А67-8618/2017 по заявлению Областного государственного автономного учреждения культуры "Томская областная государственная филармония" (ИНН 7017001333, ОГРН 1027000904897; 634050, г. Томск, пл.Ленина, 12А) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томск Томской области (ИНН 7017042210, ОГРН 1027000859819; 634050, г. Томск, ул. Гагарина, 27) о признании недействительным решения от 27.07.2017 N 080S19170002869 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Шаптала Н.В. по доверенности от 11.01.2018 (по 31.12.2018)
от заинтересованного лица: Полещук А.Н. по доверенности от 09.01.2018 (до 31.12.2018)
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное автономное учреждение культуры "Томская областная государственная филармония" (далее по тексту - Учреждение, заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области (далее - Управление Пенсионного фонда, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 27.07.2017 N 081S19170002869 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением от 28.02.2018 Арбитражного суда Томской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Учреждение возражает относительно доводов апелляционной жалобы, согласно представленному отзыву.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, соответствие выводов в судебном акте установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Учреждение представило в Управление Пенсионного фонда по телекоммуникационным каналам связи формы СЗВ-М на застрахованных лиц тип формы "исх" (исходная форма, используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период, раздел 3 Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), далее - Постановление N 83п) за апрель 2016 года - 10.05.2016 с указанием сведений на 170 застрахованных лиц; 11.05.2016 - сведения по форме СЗВ-М по типу "отм" (отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период, раздел 3 Постановления N 83п) за апрель 2016 года на 212 застрахованных лиц.
Учреждение, обнаружив представление сведений по форме СЭВ-М по типу "отм"
на 212 застрахованных лиц с указанием ошибочно типа "отм", 06.06.2016 представило сведения по форме СЗВ-М по типу "доп" (дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период) за апрель 2016 года на 212 застрахованных лиц.
Управлением Пенсионного фонда 21.06.2017 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 080S18170002974 об обнаружении факта представления Учреждением сведений о 212 застрахованных лицах, предусмотренных частью 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее- Закон N27-ФЗ) за апрель 2016 года по форме СЗВ-М по типу "доп" с нарушением установленного срока; по результатам рассмотрения которого 21.07.2017 вынесено решение N080S19170002869 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ в виде штрафа в размере 106 000 руб.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что страхователем своевременно в установленный Законом N 27-ФЗ срок представлены сведения персонифицированного учета на 170 застрахованных лиц, их последующее уточнение (корректировка) в соответствии с действующим законодательством, не свидетельствует о предоставлении сведений с нарушением установленного срока и не может являться основанием для привлечения к ответственности.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2 данной статьи сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 настоящего Закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
В силу положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные этим законом. Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (пункт 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Управлением Пенсионного фонда Учреждению вменено нарушение установленного законом срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ с 01.04.2016 утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым в силу пункта 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ признается месяц, в разделе 3 - тип формы.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального
(персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (зарегистрирована в Минюсте России), за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Суд, установив, что в исходной форме СЗВ-М за апрель 2016 года, направленной заявителем в Пенсионный фонд в установленный законом срок, были указаны сведения на 170 застрахованных лиц, учитывая вышеприведенные нормы права, пришел к правомерным выводам о соблюдении Учреждением срока представления сведений о застрахованных лицах для индивидуального (персонифицированного) учета за апрель 2016 года, о том, что действия Учреждения по представлению 11.05.2016 сведений по форме СЗВ-М по типу "отм" за апрель 2016 года на 212 застрахованных лиц, а также 06.06.2016 сведений по форме СЗВ-М по типу "доп" за апрель 2016 года на 212 застрахованных лиц направлены на уточнения ранее представленных в установленный законом срок сведений о застрахованных лицах по исходной форме СЗВ-М за апрель 2016 года, в связи с чем, у Управления Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности.
Доводы Управления Пенсионного фонда о том, что сведения по форме СЗВ-М за апрель 2016, представленные Учреждением 06.06.2016 не являются дополняющими и уточняющими сведениями в отношении ранее представленных сведений о застрахованных лицах, так как все ранее представленные сведения страхователем были отменены, отклоняются судом апелляционной инстанции, исходя из конструкции нормы статьи 17 Закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
Из материалов дела следует, что исходные сведения о застрахованных лицах за ап-
рель 2016 года представлены Учреждением в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок, а неполнота изначально направленных сведений, ошибочное указание типа формы СЗВ-М "отм", представленной 11.05.2016, самостоятельно выявлены и устранены последним путем направления дополняющих сведений.
В рассматриваемом случае, учитывая обстоятельства выявления Управлением Пенсионного фонда факта нарушения страхователем установленного срока представления сведений по форме СЗВ-М за апрель 2016 года после исправления соответствующих сведений, у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку вина Учреждения отсутствует в связи с реализацией последним права на исправление ранее поданных сведений.
Доводы Управления Пенсионного фонда о том, что из общего количества застрахованных лиц, в отношении которых представлены сведения по форме СЗВ-М за апрель 2016 года с нарушением установленного срока, 40 застрахованных лиц являются пенсионерами, которым в соответствии с действующим законодательством, при наличии сведений о работе, не должна производится индексация пенсии, несвоевременное представление сведений об осуществлении пенсионерами работы привело к незаконной индексации (корректировке) размера страховой пенсии 40 застрахованным лицам-пенсионерам и, как следствие, к причинению прямого ущерба бюджету Пенсионного Фонда РФ, не принимаются апелляционным судом, поскольку в силу пункта 10 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Кроме того, конституционные права граждан на получение пенсий обеспечиваются не штрафами, а взносами, спор об уплате которых по настоящему делу отсутствует.
Учитывая вышеизложенное право страхователя на представление при обнаружении ошибок дополняющих сведений к ранее представленным в соответствии с вышеназванными нормами пенсионного законодательства, не образует состава нарушения, связанного
с несвоевременной их подачей, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя.
При этом, иная оценка условий применения данной правовой нормы, при которой самостоятельное выявление ошибок плательщиком не освобождает его от применения ответственности, будет стимулировать сокрытие ошибок, приведет к искажению отчетности и нарушению прав граждан в сфере пенсионного законодательства, что не отвечает целям правосудия.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о наличии совокупности оснований для признания оспариваемого решения Управления Пенсионного фонда недействительным.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для дела обстоятельства, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом обстоятельств дела и толкование положений закона, не свидетельствует о нарушениях норм материального и процессуального права, примененных к спорным правоотношениям сторон.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.02.2018 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-8618/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-8618/2017
Истец: Областное государственное автономное учреждение культуры "Томская областная государственная филармония"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области