г. Пермь |
|
15 мая 2018 г. |
Дело N А50-40657/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Васильевой Е. В., Савельевой Н. М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кривощековой С. В.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Нефтегаздеталь" (ОГРН 1025902032310, ИНН 5920017879): не явились
от заинтересованного лица - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чайковском Пермского края (ОГРН 1025902031693, ИНН 5920017540): Рахманова О. В., предъявлен паспорт, доверенность от 08.05.2018
от третьего лица - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю: Честикова О. И., предъявлено удостоверение, доверенность от 09.01.2018
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чайковском Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 07 февраля 2018 года по делу N А50-40657/2017,
принятое судьей Самаркиным В. В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нефтегаздеталь"
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чайковском Пермского края
с участием третьего лица: Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю
о признании недействительным решения от 12.09.2017 N 203V12170000663 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Нефтегаздеталь" (далее - заявитель, общество, ООО "Нефтегаздеталь", страхователь) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чайковском Пермского края (далее - заинтересованное лицо, управление, пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 12.09.2017 N 203V12170000663 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 21.12.2017 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее также - третье лицо, ОПФР по Пермскому краю) (т. 1 л.д. 1-3).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07.02.2018 по делу N А50-40657/2017, принятым судьей Самаркиным В. В., заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемое решение признано недействительным в части доначисления и предъявления к уплате страховых взносов в связи с выводами о включении в базу для начисления страховых взносов непринятых к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, начисления и предъявления к уплате соответствующих пеней, применения и предъявления к уплате соответствующих финансовых санкций, а также начисления и предъявления к уплате пеней за неуплату в установленный срок страховых взносов, применения и предъявления к уплате финансовых санкций за неуплату страховых взносов по эпизодам занижения базы по страховым взносам в связи с невключением выплат Председателю Совета директоров и Секретарю Совета директоров в 2014, 2015 и 2016 годах, предложений внести соответствующие изменения в документы бухгалтерского учета и отчетность по спорным эпизодам в части доначисления страховых взносов и начисления пеней, признанных неправомерными. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чайковском Пермского края возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части удовлетворенных требований ООО "Нефтегаздеталь", заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в соответствующей части отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе пенсионный фонд приводит доводы о том, что в случае выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с нарушением требований законодательных и иных нормативно-правовых актов, либо при отсутствии соответствующих документов, либо на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов указанные суммы не могут являться страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию, которое на основании п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ относится к выплатам, не подлежащим обложению страховыми взносами. Суммы начисленных работнику выплат, которые не приняты к зачету территориальным органом Фонда социального страхования РФ по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ на общих основаниях. Обращает внимание на то, что с 01.01.2015 в п. 4 ч. 1 ст. 43 Федерального закона N 212-ФЗ внесены изменения, согласно которым только суд, рассматривающий дело, может признать наличие иных обстоятельств, исключающих вину в совершении правонарушения; статья 44 Федерального закона N 212-ФЗ "Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения", признана утратившей силу.
Третье лицо - ОПФР по Пермскому краю по основаниям, изложенным в письменном отзыве, доводы жалобы пенсионного фонда поддерживает.
ООО "Нефтегаздеталь" против удовлетворения жалобы возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании на доводах жалобы настаивал.
Представитель третьего лица поддержал позицию заинтересованного лица.
Заявитель явку своего представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечил, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела судом.
Частью 5 ст. 268 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку возражений против рассмотрения судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы не поступило, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, пенсионным фондом на основании решения о проведении выездной проверки от 29.05.2017 N 203V02170000387 в период с 29.05.2017 по 27.07.2017 проведена выездная проверка деятельности ООО "Нефтегаздеталь" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования плательщика страховых взносов; полноты представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
По итогам проведенной выездной проверки должностным лицом управления составлен акт выездной проверки от 14.08.2017 N 203V10170000818 (т. 1 л.д. 23-41), фиксирующий выявленные в рамках проверки нарушения.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки уполномоченным должностным лицом управления вынесено решение от 12.09.2017 N 203V12170000663 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (т. 1 л.д. 12-22), которым заявителю доначислены страховые взносы и предложено уплатить недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в общей сумме 484 557,63 руб.; начислены пени за неуплату в установленный срок страховых взносов в общей сумме 95 722,81 руб.; заявитель привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) и ему предложено уплатить штрафы в общей сумме 96 911,53 руб.
При вынесении решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах управлением установлено, что обществом как плательщиком страховых взносов в 2014, 2015 и 2016 годах занижена база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в результате невключения в базу сумм вознаграждений членам Совета директоров (в общей сумме 3 160 000 руб.), а также сумм расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части непринятия расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, непринятых к зачету территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (в сумме 19 182,12 руб. за 2014 и 2015 годы).
Не согласившись с указанным решением фонда от 12.09.2017 N 203V12170000663, общество обжаловало его в ОПФР по Пермскому краю.
Решением N 40 от 25.10.2017 ОПФР по Пермскому краю оставило жалобу ООО "Нефтегаздеталь" на решение от 12.09.2017 без удовлетворения (т. 1 л.д. 42-47).
Полагая, что решение пенсионного фонда от 12.09.2017 N 203V12170000663 по вышеуказанным эпизодам не соответствует законодательству о страховых взносах и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований в части, суд первой инстанции усмотрел наличие фактов, исключающих вину заявителя в допущенном нарушении и начисление пеней в связи с неуплатой страховых взносов по эпизоду занижения в 2014, 2015 и 2016 годах базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в результате невключения в базу сумм вознаграждений членам Совета директоров. В части послуживших основанием для доначисления страховых взносов за 2014 и 2015 годы, начисления пеней и применения санкций в соответствующих суммах выводов пенсионного фонда о наличии условий для включения в базу для начисления страховых взносов непринятых к зачету расходов, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для начисления страховых взносов на указанные выплаты у управления не имелось.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ, действовавшего в спорный период (до 01.01.2017), данный Федеральный закон регулировал отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Исходя из положений части 1 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ, органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (за исключением страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), являлся Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица 19.12.2001 (до 01.07.2002), впоследствии прошел 04.11.2002 перерегистрацию в налоговом (регистрирующем) органе по месту учета и, исходя из положений статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и статьи 11 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 данного закона, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ определялся перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт "д" пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт "и" пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт "б" пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.
Как указано выше, доначисление обществу страховых взносов, начисление пеней и применение финансовых санкций в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ по результатам проведенной проверки обусловлено, в частности, выводами управления о необоснованном невключении страхователем в базу для начисления страховых взносов выплат членам Совета директоров общества, а также наличием оснований для включения в состав облагаемых страховыми взносами платежей сумм непринятых к зачету территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации расходов общества для целей выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В отношении эпизода по доначислению страховых взносов за 2014, 2015 и 2016 года на выплаты членам Совета директоров, суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества. Порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также порядок прекращения полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и компетенция председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества определяются уставом общества. По решению общего собрания участников общества членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением указанных обязанностей. Размеры указанных вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания участников общества.
Согласно пункту 2.1 статьи 32 указанного закона компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества в соответствии с настоящим Федеральным законом. Уставом общества может быть предусмотрено, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся полномочия, поименованные в указанном пункте.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верным вывод суда первой инстанции о том, что деятельность совета директоров общества и отношения между советом директоров и самим обществом регулируются нормами гражданского законодательства. Эти отношения являются гражданско-правовыми.
Поскольку выплата вознаграждения членам совета директоров связана с выполнением ими управленческих функций, соответственно, на выплачиваемые вознаграждения членам совета директоров подлежат начислению страховые взносы.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 информационного письма от 14.03.2006 N 106 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога".
Кроме того, определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 N 1169-О и N 1170-О также даны толкования о том, что вознаграждения, производимые членам совета директоров и ревизионной комиссии общества в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению и контролю за деятельностью общества, относятся к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и такие выплаты считаются осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров.
При таких обстоятельствах, доначисление обществу страховых взносов на выплаты членам совета директоров за 2014-2016 годы, суд первой инстанции обоснованно признал правомерным.
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Частью 9 статьи 25 и пунктом 3 части 1 статьи 43 Федерального закона N 212-ФЗ нормативно закреплялось, что не начисляются пени, а также обстоятельством, исключающим вину лица в совершении правонарушения, признаются выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Положение настоящего пункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиком страховых взносов.
Оценив доводы заявителя о том, что страховые взносы на вознаграждения, выплачиваемые Председателю Совета директоров и Секретарю Совета директоров, не начислялись в связи с тем, что общество руководствовалось, в частности, письменными разъяснениями Минтруда России, применительно к имеющимся разъяснениям Минздравсоцразвития России, Минтруда России, размещенным в публичных источниках, и относящимся как к предшествующим, так и к спорным расчетным периодам - 2014, 2015 и 2016 годам, суд правомерно усмотрел наличие факторов, исключающих вину заявителя в допущенном нарушении и исключающих начисление пеней в связи с неуплатой страховых взносов по спорному эпизоду.
Так, в письмах Минздравсоцразвития России от 05.08.2010 N 2519-19, от 01.03.2010 N 421-19 разъяснено, что вознаграждения членам совета директоров производятся не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а на основании решения общего собрания участников акционерного общества, следовательно, такие вознаграждения не являются объектом обложения страховыми взносами.
В письмах Минтруда России от 26.03.2014 N 17-4/ООГ-200, от 22.08.2014 N 17-3/В-400, от 02.09.2014 N 17-3/В-415, от 07.05.2015 N 17-3/В-234, ссылки на которые приводит заявитель, разъяснено, что в том случае, если члены совета директоров состоят в трудовых отношениях с обществом и осуществляют руководство текущей деятельностью общества (генеральный директор, заместитель генерального директора, главный бухгалтер, секретарь и т.д.), трудовым договором предусматриваются только выплаты за выполнение данными лицами работы по соответствующим должностям согласно штатному расписанию. Обязанности работодателя выплачивать физическому лицу вознаграждения как члену совета директоров трудовой договор предусматривать не может. В связи с вышеизложенным, поскольку вознаграждения членам совета директоров, членам ревизионной комиссии производятся на основании решения общего собрания участников (акционеров) общества, а не в соответствии с трудовыми договорами или гражданско-правовыми договорами, предметом которых является выполнение работ или услуг, на основании положений части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ такие вознаграждения не облагаются страховыми взносами.
Сходные разъяснения уполномоченного органа давались и в 2016 году.
Так, в письмах Минтруда России от 11.04.2016 N 17-3/В-147, от 30.05.2016 N 17-4/В-211, от 15.06.2016 N 17-4/В-247 содержались разъяснения применительно к спорной ситуации о том, что вознаграждения членам совета директоров и ревизионной комиссии хозяйственного общества, выплачиваемые по решению общего собрания акционеров (участников общества), не облагаются страховыми взносами.
Учитывая приведенные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что неисчисление страховых взносов с вознаграждений, выплачиваемых членам Совета директоров, связано с применением страхователем письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов, данных неопределенному кругу лиц уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции, относящихся к спорным периодам определения обязательств для страховых взносов, что в силу части 9 статьи 25 и пункта 3 части 1 статьи 43 Федерального закона N 212-ФЗ исключает возможность начисления пени и привлечения к ответственности.
В этой связи, по данному эпизоду суд правомерно признал недействительным решение пенсионного фонда в части начисления пени и привлечения общества к ответственности. Оснований для иных суждений у апелляционного суда не имеется.
Основанием для доначисления ООО "Нефтегаздеталь" страховых взносов, начисления пеней и применения финансовых санкций в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ с учетом результатов проведенной проверки послужил также вывод управления о необоснованном невключении заявителем в базу для начисления страховых взносов за 2014 и 2015 годы непринятых Государственным учреждением - Пермским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части непринятия расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 19 182,12 руб.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о страховых взносах база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Частью 2 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, осуществленные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
В силу п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
С учетом изложенного отказ Фонда в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения, заявленных страхователем к возмещению из средств Фонда социального страхования Российской Федерации, влечет за собой лишь обязанность страхователя перечислить в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации страховые взносы, начисленные в установленном порядке и не погашенные в компенсационном порядке исполнением встречной обязанности Фонда социального страхования Российской Федерации по возмещению страхователю произведенных расходов по страховому обеспечению. При этом, в отсутствие опровержения фактов наступления нетрудоспособности застрахованных лиц отказ территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет социальной направленности непринятых расходов, социальная природа указанных выплат сохраняется.
Таким образом, оснований для включения выплат, не принятых к зачету территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в базу для начисления страховых взносов у управления не имелось. Доначисление по указанному основанию страховых взносов, начисление соответствующих сумм пени и применение штрафных санкций является неправомерным.
Указанная правовая позиция закреплена, в том числе, в определении Верховного суда Российской Федерации от 18.08.2016 N 310-КГ16-10201.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение управления в оспариваемой части, удовлетворив требования общества в соответствующей части.
Доводы апелляционной жалобы по существу выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые влияли бы на его законность и обоснованность.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 07 февраля 2018 года по делу N А50-40657/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Е. Васева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.