14 мая 2018 г. |
А43-13574/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Герасимовой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.10.2017
по делу N А43-13574/2017,
принятое судьей Чепурных М.Г.
по заявлению Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области,
при участии в судебном заседании представителей:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - Григорьевой О.А. по доверенности от 09.01.2018 N СП-03/8 сроком действия до 31.12.2018,
и установил:
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области (далее - ГУ МВД РФ по Нижегородской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - ТУ Росимущества, уполномоченный орган), выразившегося в несовершении действий, направленных на изменение вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0030257:311 и 52:18:0030257:312, расположенных по адресу: г.Нижний Новгород, Канавинский район, Московское шоссе, 294В, с "под базовый центр спецподразделений УВД" на "для строительства малосемейного общежития". Одновременно заявитель просил суд обязать ТУ Росимущества устранить допущенное нарушение прав.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Нижнего Новгорода в лице Департамента градостроительного развития и архитектуры, Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России, Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.10.2017 признано незаконным бездействие ТУ Росимущества, выразившееся в необоснованном несовершении по обращению ГУ МВД РФ по Нижегородской области действий, направленных на изменение вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0030257:311 и 52:18:0030257:312, расположенных по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Канавинский район, Московское шоссе, 294В, с "под базовый центр спецподразделений УВД" на "для строительства малосемейного общежития". В целях восстановления нарушенного права суд обязал уполномоченный орган после вступления судебного решения в законную силу изменить вид разрешенного использования указанных земельных участков и направить соответствующее решение в порядке межведомственного взаимодействия в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Управление настаивает на отсутствии с его стороны незаконного бездействия, обосновывая свою позицию Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, статьями 30 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, ссылаясь на письмо Росимущества от 04.05.2012 N П1-10/13603, Управление обращает внимание на отсутствие у собственника земельного участка обязанности по изменению вида разрешенного использования.
ГУ МВД РФ по Нижегородской области, администрация г. Нижнего Новгорода Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России, Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области в отзывах на апелляционную жалобу (с учетом дополнений к ним) указывают на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просят оставить его без изменения; ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
Ранее в судебном заседании 02.04.2018 представители ГУ МВД РФ по Нижегородской области указывали на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжений ТУ Росимущества от 01.03.2007 N 75, от 27.04.2007 N 166 ГУ МВД РФ по Нижегородской области предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 52:18:030257:0010, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Канавинский район, Московское шоссе, 294В, вид разрешенного использования "под базовый центр спецподразделений УВД".
Во исполнение распоряжения ТУ Росимущества от 24.06.2014 N 237 земельный участок с кадастровым номером 52:18:030257:0010 разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами 52:180030257:298 и 52:180030257:299, вид разрешенного использования "под базовый центр спецподразделений УВД".
На основании распоряжения ТУ Росимущества от 08.10.2015 N 557 земельный участок с кадастровым номером 52:180030257:299 разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 52:18:0030257:310, 52:18:0030257:311 и 52:18:0030257:312.
Вид разрешенного использования вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0030257:310, 52:18:0030257:311 и 52:18:0030257:312 - "под базовый центр спецподразделений УВД".
На земельных участках с кадастровыми номерами 52:18:0030257:311 и 52:18:0030257:312 ГУ МВД России по Нижегородской области планирует строительство малосемейного общежития для сотрудников ОВД, для чего выделены денежные средства из федерального бюджета.
С целью получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков ГУ МВД РФ по Нижегородской области обратилось в Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области с соответствующим заявлением.
Письмом от 30.05.2016 N 406-02-6483/16 Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области уведомил заявителя о том, что такое разрешение не требуется.
Для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости вида условно разрешенного использования земельных участков от имени собственника земельных участков (ТУ Росимущества) по доверенности от 28.03.2017 N АБ-04/3075 в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области были поданы заявления N 52-0-1-228/3001/2017-1912, N 52-0-1-228/3001/2017-1913 о внесении изменений в ЕГРН.
Однако внесение изменений было приостановлено в связи с отсутствием акта органа государственной власти, уполномоченного на изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Заявлением от 18.04.2017 N 22/837 ГУ МВД РФ по Нижегородской области обратилось в ТУ Росимущества Нижегородской области об издании акта об изменении вида условно разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0030257:311 и 52:18:0030257:312 на "для строительства малосемейного общежития" и направления его в порядке межведомственного взаимодействия в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области.
Письмом от 05.05.2017 N АБ-07/4657, сославшись на Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, ТУ Росимущество информировало ГУ МВД РФ по Нижегородской области об отсутствии у него полномочий принимать решения по вопросу установления или изменения вида разрешенного использования земельных участков.
Считая, что уполномоченный орган допустил незаконное бездействие, выразившееся в несовершении действий, направленных на изменение вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0030257:311 и 52:18:0030257:312, расположенных по адресу: г.Нижний Новгород, Канавинский район, Московское шоссе, 294В, с "под базовый центр спецподразделений УВД" на "для строительства малосемейного общежития", Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 7, 9, 42, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 30, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432
и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал отсутствие со своей стороны незаконного бездействия.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта с учетом следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно Указу Президента РФ от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации и впредь до принятия соответствующего федерального закона образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, для чего преобразовать внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации в войска национальной гвардии Российской Федерации.
В силу пункта 10 данного Указа Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации передана численность военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также органов управления, подразделений, специальных отрядов, отрядов мобильных особого назначения, Центра специального назначения и авиационных подразделений, названных в пункте 4 настоящего Указа.
В соответствии с пунктом 16 Указа за лицами, переведенными в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел Российской Федерации, состоявшими на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, сохранено право на включение в список очередников по новому месту службы с даты постановки на учет по прежнему месту службы для получения жилого помещения либо предоставления единовременной субсидии на его приобретение.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу части 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (часть 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (части 2, 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 15.11.2005 N 89 утверждены Правила землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде (далее - Правила землепользования).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 39 Правил землепользования правом на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков иных объектов недвижимости обладает собственник земельных участков.
29.04.2016 Правительство Нижегородской области приняло постановление Правительства Нижегородской области N 241, которым утверждены изменения в указанные Правила землепользования в части установления градостроительных регламентов.
В силу положения пункта 9 статьи 1, пунктов 2, 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки.
Согласно части 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что в целях использования земельного участка в соответствии с установленным для них целевым назначением собственнику земельного участка надлежит предпринимать меры по изменению вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом.
Материалы дела подтверждают и лица, участвующие в деле, не оспаривают, что собственником земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0030257:311 и 52:18:0030257:312 является Российская Федерация.
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. К полномочиям Росимущества относится контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункт 5.8 указанного постановления).
На основании пункта 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктом 4 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49 предусмотрено, что Территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность.
Согласно пункту 1 приказа Росимущества от 17.01.2014 N 08 "О внесении изменений в положения о территориальных управлениях Федерального агентства по управлению государственным имуществом" Территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
Следовательно, именно ТУ Росимущества, осуществляя полномочия собственника в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0030257:311 и 52:18:0030257:312, издает соответствующий акт об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, который обязан направить в регистрирующий орган в соответствии с требованиями статьи 32 Федерального закона N 218-ФЗ.
Таким образом, позиция уполномоченного органа об отсутствии у него полномочий на изменение вида разрешенного использования земельного участка, является несостоятельной, юридически неверной.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ТУ Росимущества не представило доказательств того, что уполномоченным в данном вопросе органом является Правительство Российской Федерации.
Ссылку ТУ Росимущества на пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" суд первой инстанции правомерно отклонил, поскольку указанное правоположение регламентировало принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков главой местной администрации до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки. Ввиду принятия таких Правил постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 15.11.2005 N 89 указанная правовая норма не распространяется на рассматриваемые правоотношения.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 52:18:0030257:311 и 52:18:0030257:312 расположены в территориальной зоне Ц-6, к основному виду разрешенного использования которой относится "гостиничное обслуживание, код (числовое обозначение) - 4,7" (общежития) (письмо Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области от 30.05.2016 N 406-02-6483/16; постановление Правительства Нижегородской области от 29.04.2016 N 241).
В силу подпунктов 38, 39 пункта 12 Положения о ГУ МВД РФ по Нижегородской области, утвержденного приказом МВД России от 27.04.2011 N 284, Управление осуществляет материально-техническое обеспечение Главного управления, подчиненных органов и организаций; обеспечивает рациональное и эффективное использование бюджетных ассигнований, а также материальных ресурсов, находящихся в оперативном управлении Главного управления; является получателем и распорядителем средств федерального бюджета, а также исполняет полномочия администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета Нижегородской области и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями. В целях реализации своих полномочий имеет право организовывать капитальное строительство, реконструкцию, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, находящихся в оперативном управлении Главного управления, а также жилищное строительство (подпункт 6 пункта 13 Положения).
Суд первой инстанции выяснил, что на земельных участках с кадастровыми номерами 52:18:0030257:311 и 52:18:0030257:312 планируется строительство малосемейного общежития с целью обеспечения служебным жильем сотрудников ГУ МВД России по Нижегородской области.
Данное обстоятельство подтверждается письмом ГУ МВД России по Нижегородской области от 20.07.2017 N 22/1635, направленным в Департамент градостроительного развития и архитектуры г. Нижнего Новгорода; письмом Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России от 25.01.2017 N 22/27/2-965 с приложением лимитов бюджетных ассигнований на объекты жилищного назначения, положительным заключением экспертизы N 77-1-1-4-0011-17, государственным контрактом от 24.12.2012 на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Строительство малосемейного общежития в городе Нижнем Новгороде по Московскому шоссе", актами сдачи-приемки проектно-изыскательских работ, а также представленными в суд апелляционной инстанции Титульным списком стройки на 2018 год (федеральная адресная инвестиционная программа) и письмом МВД России от 29.01.2018 N 22/27/2-1349 "О доведении лимитов бюджетных обязательств на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов на объекты жилищного назначения".
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства объектов необходимо получение разрешения на строительство объекта. Однако ввиду несоответствия вида разрешенного использования земельных участков получение разрешения на строительство объекта не представляется возможным.
Следовательно, изменение вида разрешенного использования спорных земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0030257:311 и 52:18:0030257:312 на вид "для строительства малосемейного общежития" соответствует (не противоречит) Правилам землепользования и застройки и необходимо в целях осуществления заявителем своих полномочий.
При изложенных обстоятельствах по получении обращения Управления об издании соответствующего акта о смене вида условно разрешенного использования земельных участков ТУ Росимущества в силу вышеприведенных правоположений надлежало осуществить действия, направленные на изменение вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0030257:311 и 52:18:0030257:312, расположенных по адресу: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, Канавинский район, Московское шоссе, 294В, с "под базовый центр спецподразделений УВД" на "для строительства малосемейного общежития".
Однако ТУ Росимущества не совершило действия, которые ему вменены в обязанность законодательно, что свидетельствует о наличии с его стороны незаконного бездействия, которое нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления экономической деятельности.
Письмо ТУ Росимущества от 05.05.2017 N АБ-07/4657 об отсутствии у него полномочий принимать решения по вопросу установления или изменений вида разрешенного использования земельных участков не является надлежащим доказательством отсутствия бездействия со стороны уполномоченного органа.
Ссылка уполномоченного органа на письмо Росимущества от 04.05.2012 N П1-10/13603 не может быть принята во внимание, поскольку данное письмо носит рекомендательный характер и не относится к нормативно-правовым актам.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение по делу, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правомерному заключению о том, что ТУ Росимущества допустило бездействие, не соответствующее требованиям земельного, гражданского и градостроительного законодательства, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил заявление Управления.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уполномоченный орган не доказал законность и обоснованность своей позиции в рассматриваемых правоотношениях.
Руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом предмета спора и установленных фактических обстоятельств суд первой инстанции правильно определил правовосстановительную меру по делу.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене судебного акта отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба уполномоченного органа признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.10.2017 по делу N А43-13574/2017 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.10.2017 по делу N А43-13574/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.