город Омск |
|
15 мая 2018 г. |
Дело N А70-15950/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бралиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3214/2018) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.02.2018 по делу N А70-15950/2017 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Проектно-строительная фирма "Стар" (ОГРН 1027200774017, ИНН 7203056837) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области об оспаривании уведомления и об обязании осуществить государственный кадастровый учет,
при участии в судебном заседании представителей:
от закрытого акционерного общества "Проектно-строительная фирма "СТАР" - Бутакова Юлия Геннадьевна (паспорт, по доверенности);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (в Арбитражном суде Тюменской области) - Лось Елена Владимировна (паспорт, по доверенности);
установил:
закрытое акционерное общество "Проектно-строительная фирма "Стар"" (далее по тексту - заявитель, ЗАО "ПСФ "Стар", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее по тексту - ответчик, Управление Росреестра по Тюменской области, регистрирующий орган) об оспаривании уведомления N 72-0-1-86/3701/2017-4385 от 15.11.2017 об отказе в государственном кадастровом учете; об обязании осуществить государственный кадастровый учет по заявлению от 07.08.2017 вх.N 72-0-1-86/3701/2017-4385.
Решением от 13.02.2018 по делу N А70-15950/2017 Арбитражный суд Тюменской области требования ЗАО "ПСФ "Стар" удовлетворил, признав недействительным решение Управления Росреестра по Тюменской области выраженное в уведомлении об отказе в государственной регистрации от 15.11.2017 N 72-0-1-86/3701/2017-4385/001/068/2017-3913, принятое в отношении ЗАО "ПСФ "Стар"; обязав Управление Росреестра по Тюменской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "ПСФ "Стар" путем осуществления государственного кадастрового учета по заявлению от 07.08.2017 N 72-0-1-86/3701/2017-4385 в пять рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу. С Управления Росреестра по Тюменской области в пользу ЗАО "ПСФ "Стар" взысканы судебные расходы в сумме 3000 руб., понесенные по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Тюменской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на обоснованность принятого регистрирующим органом отказа в государственном кадастровом учете.
Оспаривая законность принятого судебного акта, податель жалобы указывает, что на момент принятия оспариваемого решения право собственности на здание с кадастровым номером 72:23:0430002:11760, в котором располагаются спорные помещения и машино-места, не зарегистрировано, зарегистрировано право собственности на помещения с кадастровым номером 72:23:0430002:11761, раздел которого предполагается осуществить (пункт 4 части 5 статьи Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", далее по тексту - Закон о регистрации, Закон N 218-ФЗ). Судом первой инстанции не применены положения пункта 2 части 3 статьи 14 Закона о регистрации, согласно которым государственный кадастровый учет и государственная регистрация права осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости. Считает ошибочным вывод суда о том, что заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением об изменении характеристик нежилого помещения с кадастровым номером 72:23:0430002:11761.
ЗАО "ПСФ "Стар" в письменном отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами регистрирующего органа.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Тюменской области поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе; представитель общества высказался согласно отзыву на жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 07.08.2017 в Управление Росреестра по Тюменской области поступило заявление ЗАО "ПСФ "Стар" об осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества - машино-мест N N 1-50, расположенных в помещении с кадастровым номером 72:23:0430002:11761, общей площадью 2 595,6 кв.м, принадлежащем заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности запись регистрации N72-72-01/376/2013-330 от 18.09.2013.
Помещение с кадастровым номером 72: 23:0430002:11761, общей площадью 2 595,6 кв.м расположено в здании автостоянки с кадастровым номером 72:23:0430002:11760 назначение - нежилое, 1-этажный, общая площадь 2 755,6 кв.м по адресу: г.Тюмень, ул.Александра Логунова, 11, строение 2.
К заявлению от 07.08.2017 об осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества обществом приложен технический план помещения от 01.06.2017.
На основании пункта 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ Управлением Росреестра по Тюменской области 29.08.2017 было принято решение о приостановлении государственной регистрации с 15.08.2017 сроком до 14.11.2017, с указанием причин, препятствующих государственной регистрации.
Так, в частности, Управлением Росреестра по Тюменской области установлено, что в Техническом плане указан способ образования - выдел. В Уведомлении о приостановлении государственной регистрации сделан вывод о том, что право собственности на здание с кадастровым номером 72:23:0430002:11760, в котором располагаются помещения (машино-места), не зарегистрировано. Право собственности зарегистрировано на помещение с кадастровым номером 72: 23:0430002:11761, раздел которого предполагается осуществить. В этом случае одновременно подается заявление о прекращении права собственности на исходный объект и регистрации права собственности на разделяемые помещения.
Из уведомления следует, что заявление на государственный кадастровый учет поступило без одновременной регистрации прав на созданные объекты.
В целях устранения замечаний, указанных в уведомлении от 15.08.2017 ЗАО "ПСФ "Стар" в Управление Росреестра по Тюменской области были представлены дополнительные документы от 23.08.2017 N 72-0-1-017-4892 в виде технического плана помещения, в котором исправлен способ образования на раздел.
15.11.2017 Управлением Росреестра по Тюменской области принято решение об отказе в государственном кадастровом учете, на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ.
Полагая, что отказ Управления Росреестра по Тюменской области в государственном кадастровом учете нарушает права и законные интересы ЗАО "ПСФ "Стар", последнее обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с соответствующим заявлением.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, удовлетворившего заявленные ЗАО "ПСФ "Стар" требования, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются положениями Закона о регистрации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Закон N 218-ФЗ с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Согласно пунктом 1 статьи 2 Закона N 218-ФЗ правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской, Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со статьей 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В силу части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется, в частности, если он осуществляется в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание, сооружение либо в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 4 части 5 статьи 14); в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (пункт 6 части 5 статьи 14).
В порядке пункта 4 части 2 статьи 15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в государственном кадастровом учете послужило то обстоятельство, что заявителем в период приостановления не устранены причины, препятствующие государственному кадастровому учету, а именно - заявление на государственный кадастровый учет поступило без одновременной регистрации прав на созданные объекты.
Проанализировав обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение об отказе в государственном кадастровом учете, является незаконным, нарушает права и законные интересы ЗАО "ПСФ "Стар" в силу следующего.
На основании представленных доказательств установлено, что объект капитального строительства - жилой дом со встроено-пристроенными и отдельно стоящими объектами соцкультбыта, а также крытая автостоянка на 50 автомашин N 3.4А по ГП, расположенный по адресу: Тюменская область, город Тюмень, улица Александра Логунова, 11 строение 2; ЭП1 - ул. Александра Логунова, 11, строение 2 введен в эксплуатацию, что подтверждается разрешением Администрации города Тюмени от 31.07.2014 N RU72304000-105-pB (т. 1 л.д. 23-24).
Объект недвижимости - здание с адресным описанием: Тюменская область, город Тюмень, улица Александра Логунова, 11 строение 2, кадастровый номер 72:23:0430002:11760, надземная автостоянка поставлено на учет 15.11.2012 в соответствии с принятым решением органа кадастрового учета N 72/12-99227.
В материалах дела представлен кадастровый паспорт здания от 15.11.2012 (т. 1 л.д. 25-26).
Согласно пояснениям ЗАО "ПСФ "Стар" кадастровый учет созданных 50 машино-мест не осуществлен 15.11.2012 в составе здания автостоянки в связи с отсутствием соответствующих правовых норм, регулирующих кадастровый учет машино-мест в качестве объектов недвижимости. По данной причине заявителем, являющимся застройщиком объекта, было оформлено право на помещение с кадастровым номером 72:23:0430002:11761 в собственность с целью обеспечения возможности участникам строительства пользоваться машино-местами.
Определяющим для применения положений Закона N 218-ФЗ является то, что государственный кадастровый учет проводится в отношении объекта недвижимости.
До 01.01.2017 машино-места самостоятельными объектами недвижимости по закону не являлись.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 315-ФЗ) пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) дополнен нормой, согласно которой к недвижимым вещам относятся не только здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, но и машино-места - предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений.
В соответствии с пунктом 29 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции Закона N 315-ФЗ, машино-место - предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Кадастровый учет машино-места осуществляется на основе предоставленного технического плана, который составляется исходя из сведений, указанных в разрешении на ввод здания или сооружения, в которых расположено машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки (часть 4 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
Местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения, на плане здания либо сооружения геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места (часть 6.1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 6 Закона N 315-ФЗ объект недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места (независимо от его соответствия установленным минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-мест) и права на который были зарегистрированы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признается машино-местом. Не требуется замены ранее выданных документов или внесения в них изменений, внесения изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта недвижимости, указанного в настоящей части. Полученные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона документы, которые удостоверяют право собственности на объекты недвижимого имущества и в которых в качестве вида объекта недвижимого имущества указывается машино-место, сохраняют свою юридическую силу и не требуют переоформления. Границы указанного в настоящей части объекта недвижимости признаются границами машино-места вне зависимости от соответствия их описания требованиям, установленным Законом N 218-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона N 315-ФЗ правообладатель объекта недвижимости, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе подать в орган исполнительной власти, осуществляющий ведение Единого государственного реестра недвижимости, заявление об учете изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости в части приведения вида объекта недвижимости в соответствие с требованиями Закона N 218-ФЗ, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статей 71, 162 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что здание автостоянки состоит на кадастровом учете в объеме своих конструкций, инженерных систем и оборудования. Права на помещения в указанном здании зарегистрированы за разными правообладателями, то есть объект является общедолевой собственностью собственников помещений автостоянки в силу закона.
При этом по верному утверждению заявителя, в целях исполнения застройщиком обязанности по выполнению передачи участнику строительства машино-место, необходимо осуществление кадастрового учета машино-мест.
В этой связи, общество, как собственник помещения, обратилось в Управление Росреестра по Тюменской области с заявлением о постановке на кадастровый учет машино-мест в соответствии с требованиями Закона N 218-ФЗ.
Исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что такое обращение фактически обусловлено изменением основных характеристик объекта недвижимости (помещения) - идентификации в качестве объектов недвижимости машино-мест созданных в составе здания автостоянки до вступления в силу Закона N 218-ФЗ.
В материалы дела заявителем представлен технический план от 01.06.2017 помещения с кадастровым номером 72:23:0430002:11761, в объеме которого осуществлены кадастровые работы по идентификации 50 машино-мест в качестве объектов недвижимого имущества. Указанный технический план изготовлен на 50 машино-мест и 5 нежилых помещений общего пользования, также расположенных в объеме исходного помещения, что подтверждается проектной документацией.
Ссылку подателя апелляционной жалобы на применение пункта 2 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, согласно которому государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи; суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку, как указано выше, в данном случае отсутствует образование объекта недвижимости. Факт создания и образования машино-мест в объеме здания автостоянки подтвержден имеющимся в материалах дела разрешением на ввод в эксплуатацию от 31.07.2014 N RU72304000-105-pB; здание автостоянки состоит на кадастровом учете в объеме своих конструкций, инженерных систем и оборудования.
Как было отмечено выше, на основании пункта 4 части 2 статьи 15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Право собственности заявителя на помещение на 50 машино- мест с кадастровым номером 72:23:0430002:11761 в здании автостоянки подтверждено имеющимся в материалах дела свидетельством о праве собственности.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что обращение ЗАО "ПСФ "Стар" с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета 50 машино-мест и 5 нежилых помещений (объекты общего имущества в помещении с кадастровым номером 72-23:0430002:11761) является правомерным и соответствует положениям пункта 4 части 2 статьи 15, пункта 4 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ.
Оценивая позицию Управления Росреестра по Тюменской области о необходимости осуществления кадастрового учета здания автостоянки, суд учел, что кадастровый учет здания автостоянки обществом осуществлен, факт создания здания подтвержден разрешением на ввод в эксплуатацию.
Суд первой инстанции, исходя из вышеизложенных норм права, материалов дела, пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Управления Росреестра по Тюменской области в государственном кадастровом учете является незаконным, а также нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования общества, обязав Управление Росреестра по Тюменской области произвести государственный кадастровый учет по заявлению от 07.08.2017 N 72-0-1-86/3701/2017-4385 в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.02.2018 по делу N А70-15950/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.