город Ростов-на-Дону |
|
14 мая 2018 г. |
дело N А32-1964/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей И.Н. Глазуновой, Н.Н. Мисника
при ведении протокола судебного заседания секретарем Позднышевым А.С.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен,
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилищно - коммунальное хозяйство города Туапсе"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.12.2017 по делу N А32-1964/2017
по иску муниципального унитарного предприятия "Жилищно - коммунальное хозяйство города Туапсе"
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис-Туапсе"
об обязании заключить договор,
принятое в составе судьи Орловой А.В.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство города Туапсе" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис-Туапсе" (далее - ответчик) об обязании заключить договор на отпуск воды и прием сточных вод N 1449 от 01.01.2017 в отношении многоквартирных домов, расположенных по ул. А. Макарова, 39, ул. А. Макарова, 41, ул. Б.Хмельницкого, 2, ул. Б.Хмельницкого, 4, ул. Б.Хмельницкого, 103, ул. Б.Хмельницкого, 105, ул. Б.Хмельницкого, 107, ул. Войкова, 1, ул. Г. Петровой, 9, ул. Гоголя, 13 блок 5, ул. Звездной, 12 блок 1, ул. Звездной, 12 блок 2, ул. Звездной, 12 блок 3, ул. Звездной, 12 блок 4, ул. Звездной, 39 блок 1, ул. Звездной, 39 блок 2,
ул. Звездной, 39 блок 3, ул. Звездной, 45, ул. К. Маркса, 10/8, ул. Красной Армии, 32, ул. М. Жукова, 1, ул. М. Жукова, 19, ул. М. Жукова, 20/6,, ул. М. Жукова, 24, ул. Новицкого, 23, ул. Новицкого, 3, ул. Окт. Революции, 1, ул. Полетаева, 32, ул. Полетаева, 37, ул. Полетаева, 39, ул. С. Перовской, 2, ул. Фрунзе, 49, ул. Фрунзе, 61 в г. Туапсе (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2017 в удовлетворении исковых требований отказано, поскольку собственники помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, приняли решение о сохранении ранее действовавшего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги.
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство города Туапсе" обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что обязанность по заключению договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг согласно нормам Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 124 от 14.02.2012, возложена на управляющую организацию. С момента выбора собственниками помещений в МКД управляющей организации - ООО "Жилкомсервис-Туапсе" собственники не могут более заключать договоры ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией, поскольку исполнителем коммунальных услуг, в том числе по водоснабжению и водоотведению, является управляющая организация.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУП "ЖКХ города Туапсе" является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги холодного водоснабжения и водоотведения на территории г. Туапсе.
У ООО "Жилкомсервис-Туапсе" в управлении находятся многоквартирные дома (далее - МКД), расположенные по адресам: ул. А. Макарова, 39, ул. А. Макарова, 41, ул. Б.Хмельницкого, 2, ул. Б.Хмельницкого, 4, ул. Б.Хмельницкого, 103, ул. Б.Хмельницкого, 105, ул. Б.Хмельницкого, 107, ул. Войкова, 1, ул. Г. Петровой, 9, ул. Гоголя, 13 блок 5, ул. Звездной, 12 блок 1, ул. Звездной, 12 блок 2, ул. Звездной, 12 блок 3, ул. Звездной, 12 блок 4, ул. Звездной, 39 блок 1, ул. Звездной, 39 блок 2, ул. Звездной, 39 блок 3, ул. Звездной, 45, ул. К. Маркса, 10/8, ул. Красной Армии, 32, ул. М. Жукова, 1, ул. М. Жукова, 19, ул. М. Жукова, 20/6,, ул. М. Жукова, 24, ул. Новицкого, 23, ул. Новицкого, 3, ул. Окт. Революции, 1, ул. Полетаева, 32, ул. Полетаева, 37, ул. Полетаева, 39, ул. С. Перовской, 2, ул. Фрунзе, 49, ул. Фрунзе, 61 в г. Туапсе.
Истец направил в адрес ответчика письмо от 24.10.2016 N 3433 с предложением о заключении договора N 1449 от 01.01.2017 холодного водоснабжения и водоотведения.
В письме N 318 от 23.11.2016 ответчик от подписания договора отказался,
ссылаясь на принятые ранее решения о заключении собственниками помещений МКД прямых договоров с истцом.
Истец, полагая, незаконным отказ ответчика от подписания указанного договора, обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением о понуждении ответчика заключить с истцом договор N 1449 от 01.01.2017 холодного водоснабжения и водоотведения.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска ввиду следующего.
Пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определяет, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
На основании статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункты 3, 4 статьи 426 ГК РФ).
Истцом, являющимся ресурсоснабжающей организацией, в рамках настоящего дела были заявлены требования о понуждении ответчика к заключению договора холодного водоснабжения и водоотведения.
По смыслу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении публичного договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг (часть 2.3. статьи 161 ЖК РФ).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В силу ч. 6.1. ст. 155 ЖК РФ, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции от 31.12.2017), на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно пункту 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 (далее - Правила N 124) "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Кроме того, в силу пункта 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.
Обязанность управляющих организаций заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией исходит из положения части 12 статьи 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, при управлении домом управляющей организацией обязательственные отношения по оплате отпущенных в дом коммунальных ресурсов возникают между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организации, которая в силу приведенных норм права обязана осуществлять расчеты за потребленные ресурсы.
Однако, частью 17 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ предусмотрено, что договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации (часть 18 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ).
Кроме того, пунктом 13 Правил N 124 предусмотрено, что основаниями для отказа ресурсоснабжающей организацией от заключения договора ресурсоснабжения являются, в том числе наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг).
В силу приведенных норм, при принятии решения об изменении способа управления домом (выборе управляющей компании) собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение о сохранении ранее действовавшего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги.
В материалы дела представлены протоколы общих собраний собственников помещений в спорных МКД и дополнительные соглашения к договорам управления спорных МКД, согласно которым собственники помещений избрали управляющей организацией ООО "Жилкомсервис-Туапсе", а также приняли решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, действовавшего до проведения общих собраний.
Так, собственники помещений решили продолжить оплачивать коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям, в том числе МУП "ЖКХ города Туапсе" (по водоснабжению и водоотведению).
Указанные решения собственников спорных многоквартирных домов не могут быть истолкованы иным образом, кроме как явно и однозначно выражающие волю собственников помещений в МКД отнести на себя обязанность оплачивать услуги по водоснабжению и водоотведению напрямую МУП "ЖКХ города Туапсе".
Названные выше решения общих собраний собственников помещений в МКД в установленном действующим законодательством порядке не оспорены и не признаны недействительными. Доказательств обратного истец не представил.
Судебная коллегия принимает во внимание, что счета, счет-фактуры и иные документы по оплате холодной воды в адрес ООО "Жилкомсервис-Туапсе" не выставлялись, а оплата поставленного в спорные МКД коммунального ресурса производилась собственниками и нанимателями помещений непосредственно истцу.
Несмотря на изменение способа управления спорными МКД, договоры, ранее заключенные потребителями с истцом, в том числе посредством совершения конклюдентных действий, продолжили действовать; каких-либо доказательств прекращения договорных отношений между потребителями и истцом не представлено.
Следовательно, правоотношения по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению между истцом и потребителями коммунального ресурса апелляционный суд считает фактически сложившимися, урегулированными, не противоречащими нормам действующего законодательства, принимая во внимание изменения в ЖК РФ, вступившие в силу с 03.04.2018.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) часть 2 статьи 44 ЖК РФ дополнена пунктом 4.4., согласно которому принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений МКД.
В силу пункта 6 статьи 1 Закона N 59-ФЗ в статье 155 ЖК РФ признана утратившей силу часть 7.1.
Кроме того, Законом N 59-ФЗ в ЖК РФ была введена в действие статья 157.2 "Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами".
Пунктами 1, 3 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса; если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Частью 8 указанной статьи определено, что ресурсоснабжающая организация вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в случае заключения договоров, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Таким образом, независимо от способа управления домом, с 03.04.2018 ЖК РФ предусматривает право собственников и нанимателей жилья в многоквартирных домах на общем собраний принять решение о заключении с поставщиком коммунального ресурса прямых договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 3 статьи 3 Закона N 59-ФЗ, при наличии договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив обеспечивают постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. На отношения, возникшие из указанных договоров, распространяется действие положений статьи 155 (в части положений о внесении платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами) и частей 6 и 8 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Из системного толкования приведенных выше норм следует, что в рассматриваемом случае оснований для понуждения ответчика к заключению договора холодного водоснабжения и водоотведения не имеется, в связи с чем, суд первой инстанции верно отказал в удовлетворении иска.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2017 по делу N А32-1964/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.