город Омск |
|
15 мая 2018 г. |
Дело N А70-16666/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3241/2018) общества с ограниченной ответственностью "ДСК-Энерго" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.02.2018 по делу N А70-16666/2017 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДСК-Энерго" (ИНН 7203144385, ОГРН 1047200559405) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области об оспаривании отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности, содержащегося в уведомлении N72/001/077/2017-7093 72-0-1-86/3402/2017-710 от 25.10.2017; об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на кабельную линию,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "ДСК-Энерго" Гореликовой К.В. по доверенности N 02/2018 от 15.01.2018 сроком действия до 31.12.2018; Куликовой И.А. по доверенности N 06/2018 от 15.01.2018 сроком действия до 31.12.2018;
в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ДСК-Энерго" (далее - ООО "ДСК-Энерго", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в соответствии с правилами статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - Управление Росреестра по Тюменской области, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) об оспаривании отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности, содержащегося в уведомлении N 72/001/077/2017-7093 72-0-1-86/3402/2017-710 от 25.10.2017 и уведомлении дополнительном к уведомлению об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 25.10.2017 N 72/001/077/2017-7093 72-0-1-86/3402/2017-710; об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на кабельную линию.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.02.2018 по делу N А70-16666/2017 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу судебного акта, общество в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "ДСК-Энерго".
В жалобе апеллянт указывает на несогласие с основаниями, на которых Управлением Росреестра по Тюменской области отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на кабельную линию. По мнению заявителя, при обращении в Управление Росреестра по Тюменской области ООО "ДСК-Энерго" представило надлежащие документы в соответствии с требованиями действующего законодательства. Замечания регистрирующего органа о необходимости предоставления первичных договоров аренды земельных участков, доказательств согласия собственников участков на передачу их части в субаренду, доказательств постановки частей земельных участков на кадастровый учет и об истечении срока субаренды являются, по мнению заявителя, неправомерными.
В письменном отзыве на жалобу заявителя заинтересованное лицо просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу ООО "ДСК-Энерго" - без удовлетворения.
Управление Росреестра по Тюменской области, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителями ООО "ДСК-Энерго" поддержаны доводы жалобы.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей ООО "ДСК-Энерго", проверив в порядке, установленном статьями 266, 270 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены.
Из материалов дела следует, что 11.07.2017 ООО "ДСК-Энерго" обратилось в Управление Росреестра по Тюменской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на сооружение - кабельную линию низкого напряжения 0,4 кВ от ТП-17.3А до ВРУ N 1 жилого дома ГП-17.6, протяженностью 96 м, расположенную по адресу: Тюменская область, Тюменский р-н, д. Дударева, ул. Созидателей, д. 7
При подаче заявления ООО "ДСК-Энерго" в регистрирующий орган представлены декларация об объекте недвижимого имущества от 11.07.2017; договор субаренды от 01.06.2017 N 1093 ч 1/С части земельного участка; договор субаренды от 01.06.2017 N 640ч1/С части земельного участка; межевой план.
26.07.2017 регистрирующим органом принято решение о приостановлении государственной регистрации сроком до 25.10.2017 (том 1 л.д. 45-50).
Согласно уведомлению о приостановлении государственной регистрации в представленных обществом документах отсутствует разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию. Также в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) отсутствуют сведения о постановке на учет части земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Дударева, Московское МО, участок ГП-2/6-3, участок 4, сдаваемый в субаренду (площадью 114 кв. м). Кроме того, уведомление свидетельствует о том, что документы, подтверждающие письменное согласие собственников земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313004:1093 на субаренду, также не представлены обществом.
В течение срока приостановления от заявителя поступили дополнительные документы (заключение от 10.04.2017, выписка из реестра энергоснабжающих предприятий, технический план), однако причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации, не были устранены.
Рассмотрев заявление ООО "ДСК-Энерго", 25.10.2017 Управление Росреестра по Тюменской области приняло решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, государственной регистрации права собственности на объект (кабельная линия низкого напряжения 0,4 кВ от ТП-17.3А до ВРУN 1 жилого дома ГП-17), на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ). Причинами отказа послужило непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из решения регистрирующего органа следует, что ООО "ДСК-Энерго" является субарендатором частей земельных участков, при этом ни в составе приложенных документов, ни в составе Приложения технического плана не содержатся первичные договоры аренды земельных участков, а также не представлены доказательства согласия собственников земельных участков на сдачу арендованного имущества в субаренду.
25.10.2017 регистрирующим органом вынесено дополнительное уведомление (том 2 л.д. 1-5), в котором приведены ссылки на нормы права, а также сделан вывод об отсутствии в ЕГРН сведений о постановке на учет частей земельных участков, субарендатором которых является ООО "ДСК-Энерго". Кроме того, согласно данному уведомлению, документы, подтверждающие право общества на земельный участок с кадастровым номером 72:17:1313004:640, не представлены в регистрирующий орган.
Полагая отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации неправомерным, ООО "ДСК-Энерго" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо одновременное соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае общество просило поставить на кадастровый учет и осуществить государственную регистрацию права на кабельную линию низкого напряжения 0,4 кВ от ТП-17.3А до ВРУ N 1 жилого дома ГП-17, расположенного по адресу: РФ, Тюменская область, Тюменский район, Московское МО, д. Дударева, ул. Созидателей, д. 7.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Основания и порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество предусмотрены главой 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона.
На основании статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ).
При этом частью 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Таким образом, из приведенных выше положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ следует, что по общему правилу государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданный объект недвижимости осуществляется на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, за исключением случае, когда в соответствии с федеральными законами не требуется получение разрешения на строительство конкретного объекта.
Порядок выдачи разрешений на строительство регулируется статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с пунктом 11 постановления Правительства Тюменской области от 10.04.2012 N 131-п "Об утверждении перечня случаев, для которых получение разрешения на строительство не требуется" строительства и (или) реконструкции территориальными сетевыми организациями, определенными в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и включенными органами регулирования естественных монополий в реестр субъектов естественных монополий, самостоятельно (и (или) с привлечением подрядных организаций) объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 киловольт включительно.
Заявитель является субъектом естественных монополий (Приказ ФСТ России от 18.03.2013 N 278-э).
Материалами дела подтверждается и Управлением Росреестра по Тюменской области не отрицается, что обществом построена кабельная линия низкого напряжения 0,4 кВ от ТП-17.3А до ВРУ N 1 жилого дома ГП-17.6, протяженностью 96 м, расположенную по адресу: Тюменская область, Тюменский р-н, д. Дударева, ул. Созидателей, д. 7, из чего следует, что данный объект является объектом электросетевого хозяйства напряжением до 20 киловольт включительно.
При таких обстоятельствах, у общества отсутствовала необходимость в получении разрешения на строительство и, как следствие, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Следовательно, для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав необходимо было представить технический план объекта недвижимости и правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости.
Материалы дела свидетельствуют о том, что спорное сооружение (кабельная линия) расположено на двух земельных участках с кадастровыми номерами 72:17:1313004:1093, 72:17:1313004:640.
В обоснование правового статуса в отношении указанных земельных участков и, следовательно, правомерности сооружения линии ООО "ДСК-Энерго" ссылается на договор субаренды части земельного участка от 01.06.2017 N 1093 ч 1/С и договор субаренды части земельного участка от 01.06.2017 N 640ч1/С, которые были представлены в регистрирующий орган (том 1 л.д. 32-41).
Согласно условиям договора субаренды от 01.06.2017 N 640 ч 1/С арендодатель ОАО "Тюменская домостроительная компания" передает, а ООО "ДСК-Энерго" (субарендатор) принимает в аренду части земельного участка площадью 37 кв. м и 75 кв. м, образованные из земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313004:640, по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Московское МО, участок ГП-2/6-3.
На основании договора субаренды от 01.06.2017 N 1093ч1/С арендодатель ОАО "Тюменская домостроительная компания" передает, а ООО "ДСК-Энерго" (субарендатор) принимает в аренду часть земельного участка площадью 114 кв. м, образованную из земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313004:1093, по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Московское МО, участок ГП-2/6-3, участок 4.
Участки предоставляются во временное пользование под объекты электроснабжения.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
В соответствии с положениями статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ (статья 25 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ).
В соответствии с положениями статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом N 218-ФЗ.
Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пунктам 6.7 договоров субаренды от 01.06.2017 N 640ч1/С и от 01.06.2017 N 1093 ч 1/С данные соглашения были заключены сторонами на срок 3 месяца, в связи с чем в силу приведенных норм государственная регистрация данных договоров не требуется.
При этом пункты 1.3 договоров субаренды содержат указание на природу прав арендатора - ОАО "Тюменская домостроительная компания" - на указанные земельные участки, а именно - договоры аренды N 1093 от 09.01.2014 (для договора субаренды от 01.06.2017 N 1093 ч 1/С) и N 640 от 09.01.2014 (для договора договор субаренды от 01.06.2017 N 640ч1/С).
Дата заключения договоров аренды (09.01.2014) в совокупности с датой заключения договоров субаренды (01.06.2017) свидетельствует о долгосрочном характере арендных правоотношений и обязанности их сторон провести государственную регистрацию таковых в Едином государственном реестре недвижимости.
Положениями части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Учитывая, что Управление Росреестра по Тюменской области является органом, располагающим сведениями о государственной регистрации поименованных выше договоров аренды, соответствующее замечание регистрирующего органа о непредоставлении ООО "ДСК-Энерго" данных документов является неправомерным. Кроме того, обязанность по предоставлению данных договоров не возлагается законодательством на ООО "ДСК-Энерго". В данном случае правоустанавливающими документами на земельные участки, на которых создана кабельная линия, являются не испрошенные заинтересованным лицом договоры аренды, а договоры субаренды части земельного участка от 01.06.2017 N 1093ч1/С и N 640ч1/С.
Оценивая на предмет соответствия требованиям законодательства замечание регистрирующего органа о непредставлении заявителем доказательств согласия собственника земельных участков с кадастровыми номерами 72:17:1313004:1093 и 72:17:1313004:640 на сдачу их в субаренду, апелляционный суд руководствуется следующим.
Как указывает Управление Росреестра по Тюменской области, передача имущества в субаренду возможна исключительно с согласия арендодателя, которое в материалах дела отсутствует.
Положениями пункта 2 статьи 615 ГК РФ, как указано выше, предусматривается право арендатора с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Учитывая сферу спорных правоотношений, апелляционный суд отмечает, что в рассматриваемом случае специальной нормой, а именно - пунктом 6 статьи 22 ЗК РФ арендатору земельного участка предоставлено право передать данный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.
Доказательства установления изъятий из правил пункта 6 статьи 22 ЗК РФ в договорах аренды N 640 от 09.01.2014 и N 1093 от 09.01.2014 в материалы настоящего дела не представлены.
В связи с изложенными обстоятельствами требование Управления Росреестра по Тюменской области о представлении заявителем документов, подтверждающих согласие собственника земельных участков с кадастровыми номерами 72:17:1313004:1093 и 72:17:1313004:640 на их субаренду, не отвечает критерию обоснованности.
Оценивая на предмет законности требование Управления Росреестра по Тюменской области о необходимости кадастрового учета частей земельных участков с кадастровыми номерами 72:17:1313004:1093 и 72:17:1313004:640, апелляционный суд принимает во внимание следующее.
В качестве правового обоснования данного требования заинтересованное лицо ссылается на часть 4 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ.
Между тем, по правилам части 4 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ осуществляется государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется.
Требование же Управления Росреестра по Тюменской области о необходимости кадастрового учета относится не к регистрируемому объекту (кабельная линия), а к объектам, являющимся предметом договоров субаренды (части земельного участка).
Однако, как обоснованно отмечает податель апелляционной жалобы, по смыслу части 3 статьи 44 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется только в случае государственной регистрации договора аренды части земельного участка. Поскольку заявитель не обращался в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации вышеуказанных договоров субаренды в связи с тем, что они государственный регистрации не подлежат (заключены на срок 3 месяца), у Управления Росреестра по Тюменской области не имелось законных оснований требовать постановки частей земельного участка на кадастровой учет.
Также в уведомлении дополнительном к уведомлению об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 25.10.2017 заинтересованное лицо указывает, что обществом не представлены документы, подтверждающие право общества на земельный участок с кадастровым номером 72:17:1313004:640, поскольку по данным ЕГРН договор аренды земельного участка от 09.01.2014 N 640, дата регистрации 03.04.2014, 22.08.2017 прекращен на основании соглашения о досрочном расторжении указанного договора.
Между тем, в силу части 2 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляется также в случае, если на момент государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение истек срок действия договора аренды или безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным для цели строительства указанных объектов недвижимости, при этом на момент ввода в эксплуатацию указанных объектов недвижимости срок действия соответствующего договора не истек.
Как было указано ранее, части земельного участка площадью 37 кв. м и 75 кв. м, образованные из земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313004:640, по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Московское МО, участок ГП-2/6-3, переданы ООО "ДСК-Энерго" по договору субаренды от 01.06.2017 N 640 ч 1/С.
Материалами дела подтверждается и заинтересованным лицом не оспаривается, что на дату расторжения договора аренды земельного участка от 09.01.2014 N 640 (22.08.2017) кабельная линия уже была введена в эксплуатацию; с заявлением о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права общество обратилось 11.07.2017.
Применительно к изложенным нормам и с учетом установленных по настоящему делу фактических обстоятельств, истечение срока действия договора аренды земельного участка на момент вынесения оспариваемого решения не является препятствием к государственной регистрации права собственности на спорный объект.
В связи с указанными обстоятельствами суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неправомерности выводов Управления Росреестра по Тюменской области, послуживших основанием для обжалуемого обществом решения.
На Управление Росреестра по Тюменской области подлежит возложению обязанность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на кабельную линию низкого напряжения 0,4 кВ от ТП-17.3А до ВРУ N 1 жилого дома ГП-17.6, протяженностью 96 м, расположенную по адресу: Тюменская область, Тюменский р-н, д. Дударева, ул. Созидателей, д. 7.
Неправильное применение норм материального права в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции и принятия по делу на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ нового судебного акта об удовлетворении требований ООО "ДСК-Энерго".
Судебные расходы по заявлению и апелляционной жалобе с учетом результата рассмотрения дела подлежат отнесению на регистрирующий орган (статья 110 АПК РФ). На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возврату ООО "ДСК-Энерго" из федерального бюджета подлежит 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 246 от 19.02.2018.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДСК-Энерго" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.02.2018 по делу N А70-16666/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "ДСК-Энерго", удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, содержащийся в уведомлении N 72/001/077/2017-7093, N 72-0-1- 86/3402/2017-710 от 25.10.2017 и уведомлении дополнительном к уведомлению об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав N 72/001/077/2017-7093, N 72-0-1-86/3402/2017-710 от 25.10.2017.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на кабельную линию низкого напряжения 0,4 кВ от ТП-17.3А до ВРУ N 1 жилого дома ГП-17.6, протяженностью 96 м, расположенную по адресу: Тюменская область, Тюменский р-н, д. Дударева, ул. Созидателей, д. 7.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ДСК-Энерго" судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы в размере 4 500 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ДСК-Энерго" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 246 от 19.02.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.