г. Ессентуки |
|
15 мая 2018 г. |
Дело N А63-20878/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.02.2018 по делу N А63-20878/2017 (судья Капункин Ю.Б.)
по заявлению администрации города Пятигорска (г. Пятигорска, ОГРН 1022601627575, ИНН 2632033540),
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН 1042600339737, ИНН 2634063830),
о признании незаконным отказа и об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности города-курорта Пятигорска на земельный участок,
третьи лица: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, министерство имущественных отношений Ставропольского края; муниципальное учреждение "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска",
в судебном заседании участвует представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю - Здорик М.В. по доверенности N 16 ОТ 09.01.2018,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Пятигорска (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным отказа от 27.09.2017 N 26/999/001/2017-26865, об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности города-курорта Пятигорска на земельный участок с кадастровым номером 26:33:030101:714, расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, город-курорт Пятигорск, город Пятигорск, район Ботанического сада, площадью 400 кв.м.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, министерство имущественных отношений Ставропольского края; муниципальное учреждение "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска".
Решением от 14.02.2018 требования заявителя удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что отказ управления, выраженный в письме от 27.09.2017 N 26/999/001/2017-26865, в регистрации права собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска на земельный участок с кадастровым номером 26:33:030101:714 не соответствует нормам земельного законодательства, в частности, Федерального закона N 244-ФЗ, нарушает право заявителя на распоряжение земельным участком в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Не согласившись с решением, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, на основании постановления администрации от 19.07.2017 N 3053 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:33:030101:714 площадью 400 кв.м., расположенный по адресу: г. Пятигорск, район Ботанического сада, с видом разрешенного использования - "магазины" (далее - земельный участок), включен в реестр муниципального имущества.
30.08.2017 года администрация обратилась в управление с заявлением о регистрации права муниципальной собственности города-курорта Пятигорска на земельный участок.
27.09.2018 года управление в письме N 26/999/001/2017-26865 отказало администрации в регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, в обоснование указав, что согласно полученному от ТУ Росимущества ответу от 06.09.2017 N 6140/02 земельный участок относится к собственности Российской Федерации.
Считая отказ управления незаконным, администрация обратилась в суд с заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (пункт 1 статьи 214 ГК РФ).
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункт 1 статьи 215 ГК РФ).
В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В пункте 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ определено, что государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральным законом порядке.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, в том числе в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
Частью 7 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ) предусмотрено, что земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 указанной статьи.
К федеральной собственности относятся земельные участки, которые указаны в ч. 7 вышеназванной статьи и которые: заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности; предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного пользования у государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; предусматриваются федеральными законами (часть 8 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
Согласно ч. 9 ст. 1 Закона N 244-ФЗ к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, которые указаны в ч. 7 ст. 1 и которые: заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами.
К собственности поселений, муниципальных районов или городских округов относятся земельные участки, которые указаны в ч. 7 ст. 1 и которые: заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 10 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
В силу ч. 11 ст. 1 Закона N 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в ч. 10 названной статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным ч. 8 - 10 указанной статьи.
Частью 12 статьи 1 Закона N 244-ФЗ установлено, что положения данной статьи не распространяются на земельные участки, которые расположены одновременно в границах курортов федерального значения и иных особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Постановлением Совмина СССР от 28.08.1970 N 723 "О мерах по упорядочению застройки территорий курортов и зон отдыха и строительства санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха" город Пятигорск отнесен к курортам общесоюзного значения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) под курортом федерального значения понимается освоенная и используемая в лечебно - профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти.
В силу прямого указания абзаца 10 статьи 1 Закона N 26-ФЗ внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района), то есть нахождение земельного участка в границах курорта федерального значения и округа санитарной (горно-санитарной) охраны не означает расположение земельного участка одновременно в двух особо охраняемых природных территориях федерального значения.
На основании Постановления Правительства РФ от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" утверждено Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах и его администрации, установлены границы названного региона.
В силу Постановления Правительства РФ от 17.01.2006 N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах" курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
Из материалов дела следует, что земельный участок расположен в городе Пятигорске, в отношении названного участка в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, а также сведения о расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости.
Земельный участок в реестре федерального имущества либо в реестре государственного имущества Ставропольского края не значится.
В материалы дела не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие факт нахождения на спорном земельном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в федеральной собственности либо в собственности субъекта Российской Федерации, а также факт предоставления земельного участка федеральным органам государственной власти либо органам государственной власти субъекта Российской Федерации, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, факт нахождения земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного пользования у государственных академий наук и государственных учреждений.
Согласно письму от 25.12.2017 N 7404 от муниципального учреждения "Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Пятигорска", согласно которому спорный земельный участок расположен в III зоне санитарной (горно-санитарной) охраны курорта, особо охраняемые природные территории федерального значения на земельном участке отсутствуют.
По вопросу о расположении земельного участка по адресу: район Ботанического сада в городе Пятигорске, представитель администрации в судебном заседании суда первой инстанции пояснил, что земельный участок не находится на территории Ботанического сада, однако в связи с отсутствие поблизости иных ориентиров, земельному участку был присвоен соответствующий адрес.
Указанные сведения также подтверждаются выпиской из ЕГРН на спорный земельный участок, а также данными публичной кадастровой карты.
Доказательства нахождения спорного земельного участка в границах иной особо охраняемой природной территории федерального значения в материалах дела отсутствуют и лицами, участвующими в деле, не представлены.
Ввиду отсутствия в материалах дела доказательств, каким-либо образом подтверждающих отнесение спорного земельного участка к федеральной собственности, то у управления не имелось оснований для отказа администрации в регистрации права собственности на спорный участок.
Учитывая, что на государственную регистрацию права собственности были представлены все документы, необходимые для государственной регистрации права на земельный участок и отсутствие доказательств нахождения земельного участка в федеральной собственности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ регистрирующего органа не соответствует требованиям Закона о регистрации, в связи с чем правомерно удовлетворил требования заявителя.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению.
Вопрос о распределении судебных расходов, понесенных при подаче апелляционной жалобы, не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт в соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.02.2018 по делу N А63-20878/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.