г. Челябинск |
|
16 мая 2018 г. |
Дело N А07-29956/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Е.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.03.2018 по делу N А07-29956/2017 (судья Кручинина Н.Е.).
Общество с ограниченной ответственностью "Башэнерготранс" (далее - ООО "Башэнерготранс", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, ответчик) о признании недействительными приложений N 2 к договору аренды земельного участка М127-13 от 16.07.2013 "Расчет годовой арендной платы с 01.01.2014 по 31.12.2014" (ставка арендной платы 3,13%,), "Расчет годовой арендной платы с 01.01.2015 по 31.12.2015" (ставка арендной платы 3,13%,) "Расчет годовой арендной платы с 01.01.2016 по 31.12.2016" (ставка арендной платы 3,13%), "Расчет годовой арендной платы с 01.01.2017 по 31.12.2017" (ставка арендной платы 3,35%.) с установленными в них ставками арендной платы; об обязании Управления установить в приложениях: "Расчет годовой арендной платы с 12.05.2014 по 31.12.2014" ставку арендной платы в размере 1,09%, "Расчет годовой арендной платы с 01.01.2015 по 31.12.2015" ставку арендной платы в размере 1,5%, "Расчет годовой арендной платы с 01.01.2016 по 31.12.2016" ставку арендной платы в размере 1,61%, "расчет годовой арендной платы с 01.01.2017 по 31.12.2017" ставку арендной в размере 1,61%.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.03.2018 (резолютивная часть от 28.02.2018) исковые требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными Приложения N 2 к договору аренды N М127-13 от 01.08.2013 "расчет годовой арендной платы за период с 12.05.2014 по 31.12.2014", "расчет годовой арендной платы за период с 01.01.2015 по 31.12.2015", "расчет годовой арендной платы за период с 01.01.2016 по 31.12.2016", "расчет годовой арендной платы за период с 01.01.2017 по 31.05.2017", "расчет годовой арендной платы за период с 01.06.2017 по 31.12.2017", и обязал Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан произвести расчет арендной платы по следующим ставкам: - за период с 01.01.2014 по 30.06.2015 по ставке 1,09% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:020309:34, равной 77525711,76 руб. (п. 7.8 Приложения N 1-Д к Решению Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 30/7 от 03.12.2007); - за период с 01.07.2015 по 31.03.2016 по ставке 1,50% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:020309:34, равной 77525711,76 руб. (п. 7.8 Приложения N 1-Е к Решению Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 30/7 от 03.12.2007); - за период с 01.04.2016 по 31.12.2016 по ставке 1,61% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:020309:34, равной 77525711,76 руб. (п. 7.8 Приложения N 1-Ж к Решению Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 30/7 от 03.12.2007); - за период с 01.01.2017 по 31.05.2017 по ставке 1,61% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:020309:34, равной 42104699,56 руб. (п. 7.8 Приложения N 1-Ж к Решению Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 30/7 от 03.12.2007); - за период с 01.06.2017 по 31.12.2017 по ставке 3,93% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:020309:34, равной 42104699,56 руб. (п. 7.8 Приложения N 1-З к Решению Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 30/7 от 03.12.2007).
С указанным решением суда не согласилось Управление (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Податель апелляционной жалобы полагает, что коэффициент, определяющий вид разрешенного использования земельного участка, и соответствующий использованию объектов делового назначения, определен ответчиком правильно на основании акта осмотра земельного участка N 3524/о от 01.11.2014, в связи с чем при расчете арендной платы следует исходить из фактического использования земельного участка.
К дате судебного заседания отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество "Башэнерготранс" является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Трамвайная, д. 1/1, в том числе двухэтажного склада ГСМ (пристрой) площадью 944,7 кв. м, двухэтажной слесарки площадью 58,3 кв. м, бокса ТО и ТР площадью 2009,2 кв. м, двухэтажного склада (пристрой) площадью 386,9 кв.м, двухэтажного административного здания (пристрой) площадью 2034,6 кв. м.(т.2 л.д. 58-62).
Указанные объекты недвижимости распложены на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020309:34, общей площадью 14714 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации производственной базы и административных зданий, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Трамвайная, д. 1/1 (кадастровый паспорт земельного участка от 17.05.2013 N 02/13/1-361871, т.1 л.д. 136-138).
01.08.2013 между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (арендодатель) и ООО "Башэнерготранс" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N М127-13, в соответствии с п. 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:020309:34, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Трамвайная, д. 1/1, для эксплуатации производственной базы и административных зданий, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору, общей площадью 14714 кв.м. (т. 1 л.д. 16-19).
Согласно п. 3.1. указанного договора аренды срок аренды устанавливается с 27.03.2013 по 26.03.2018.
На основании п. 4.1. договора аренды размер годовой арендной платы за участок на момент заключения договора составляет 1255916,53 руб.
В силу п. 4.2. договора аренды размер арендной платы исчисляется исходя из ставки арендной платы для данного экономико-планировочного района, вида функционального использования и типа объектов и площади земельного участка в соответствии с нормативными правовыми актами.
Расчет арендной платы определен в приложении к договору, который является неотъемлемой частью договора (п. 4.3. договора аренды).
Размер арендной платы может пересматриваться арендодателем не чаще одного раза в год при изменении (или) индексации ставок земельного налога и арендной платы или введении коэффициентов к ним на очередной финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан или города Уфы (п. 4.5. договора аренды).
Согласно акту приема-передачи от 01.08.2013 земельный участок с кадастровым номером 02:55:020309:34, общей площадью 14 714 кв.м. передан в аренду истцу (т. 1 л.д. 20).
Договор аренды земельного участка N М127-13 от 01.08.2013 зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем свидетельствует отметка регистрирующего органа на договоре (т.1 л.д. 19).
Из оспариваемых расчетов годовой арендной платы на период с 12.05.2014 по 31.12.2014 (т.1 л.д. 21), на период с 01.01.2015 по 31.12.2015 (т.1 л.д. 22), на период с 01.01.2016 по 31.12.2016 (т.1 л.д. 23), на период с 01.01.2017 по 31.05.2017 (т.1 л.д. 133), на период с 01.06.2017 по 31.12.2017 (т.1 л.д. 134), составленных Управлением, следует, что арендная плата за земельный участок с кадастровым номером 02:55:020309:34 подлежит исчислению в соответствии с решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7 "Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан" в редакции решений Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 18.12.2013 N26/8, 29.07.2015 N 48/3, от 29.03.2016 N 59/3, от 24.05.2017 N11/3 годовая арендная плата рассчитывается по формуле: Апл = КСУ х Сап х (S1 / S), где КСУ - кадастровая стоимость земельного участка, Сап - ставка арендной платы (в процентах от кадастровой стоимости земли), S - площадь земельного участка, S1 - площадь земельного участка к оплате.
Показатель Сап определен Управлением в расчетах за периоды с 12.05.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 31.12.2015, с 01.01.2016 по 31.12.2016 размере 3,13 %, в расчете за период с 01.01.2017 по 31.05.2017 в размере 3,35 %, с 01.06.2017 по 31.12.2017 в размере 6,18 % от кадастровой стоимости земли как в отношении земельных участков под офисы, филиалы и представительства коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (п. 8.4 Приложений N N 1-Д, 1-Е, 1-Ж и 1-З к указанному решению Совета).
Письмом от 14.04.2017 N БЭТ/102-258 общество обратилось в Управление с указанием на то, что по мнению общества в расчетах годовой арендной ставка арендной платы должна применяться в размере 1,61%, поскольку объекты недвижимости, расположенные на земельном участке не используются для размещения офисов, филиалов и представительств коммерческих организаций (т.1 л.д. 26).
Письмом от 12.05.2017 N 12532 Управление сообщило арендатору, что согласно п. 2.1.16. Методических указаний по определению кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 в случае образования земельного участка с более чем одним видом разрешённого использования применяется удельный показатель кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, умноженный на площадь земельного участка. Аналогичный порядок применяется УЗИО г. Уфы при установлении ставок арендной платы на землю. Произвести перерасчет арендной платы по договору Управление отказалось (т.1 л.д. 27).
Полагая расчеты годовой арендной платы по договору аренды земельного участка N М127-13 от 01.08.2013 на период с 12.05.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 31.12.2015, с 01.01.2016 по 31.12.2016, с 01.01.2017 по 31.05.2017, с 01.06.2017 по 31.12.2017 незаконными и не соответствующими виду разрешенного и фактического использования арендуемого истцом земельного участка с кадастровым номером 02:55:020309:34, общество "Башэнерготранс" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что у ответчика отсутствуют правовые основания для одностороннего изменения согласованного сторонами в договоре аренды коэффициента, определяющего вид разрешенного использования земельного участка, поскольку такое изменение означает изменение методики расчета арендной платы и приводит к существенному увеличению размера арендной платы, в силу чего допускается только посредством подписания сторонами соответствующего соглашения. Судом также установлено, что согласованный сторонами в договоре аренды вид разрешенного использования земельного участка соответствует его фактическому использованию, в силу чего оснований для применения иных коэффициентов в расчете арендной платы не имеется.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы Управления, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п. 2 указанной статьи требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 1 ст. 168 ГК РФ).
В силу ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка N М127-13 от 01.08.2013 (т. 1 л.д. 16-19) между Управлением (арендодатель) и обществом (арендатор) возникли обязательственные правоотношения по поводу предоставления последнему в аренду на срок с 27.03.2013 по 26.03.2018 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:020309:34, общей площадью 14714 кв.м., расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Трамвайная, д. 1/1, для эксплуатации производственной базы и административных зданий.
Договор аренды земельного участка N М127-13 от 01.08.2013 зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем свидетельствует отметка регистрирующего органа на договоре (т.1 л.д. 19). Заключенность указанного договора сторонами не оспаривалась (ч. 3.1. ст. 70 АПК РФ).
В п. 4.3. договора аренды его стороны установили, что расчет арендной платы определен в приложении к договору, которое является неотъемлемой частью договора.
При таких обстоятельствах, поскольку расчет арендной платы является неотъемлемой частью договора аренды земельного участка N М127-13 от 01.08.2013, в силу п. 2 ст. 166, ст. 180 ГК РФ общество "Башэнерготранс" как арендатор земельного участка не лишено возможности оспаривания такого условия договора по мотиву нарушения им требований закона или иного правового акта и прав или охраняемых законом интересов арендатора.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату.
В силу п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом (п. 1 ст. 424 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В пункте 19 указанного постановления Пленума также указано, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 02:55:020309:34 общей площадью 14714 кв.м, переданный истцу в аренду, относится к категории публичных земель, государственная собственность на которые не разграничена, что подтверждается сведениями из кадастрового паспорта земельного участка от 17.05.2013 N 02/13/1-361871, т.1 л.д. 136-138), с учетом вышеприведенных правовых норм и разъяснений стоимость аренды земельного участка является регулируемой ценой, и истец вправе рассчитывать на начисление ему арендной платы за пользование земельным участком по нормативным ставкам.
В соответствии с подп. 6 п. 3 ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" установление порядка определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора аренды такого земельного участка без проведения торгов, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, отнесено к полномочию Правительства Республики Башкортостан.
Статьей 3 указанного Закона Республики Башкортостан установлено, что органы местного самоуправления городского округа город Уфа, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Уфы.
Правила определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, установлены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.12.2009 N 480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена".
В силу п. 1.2. указанных Правил размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, в расчете на год (далее - арендная плата) определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков, рассчитываемой по формуле:
АП = П x Кс x К/100,
где:
АП - размер арендной платы;
П - площадь земельного участка;
Кс - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка;
К - ставка арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
Органы местного самоуправления устанавливают ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, с учетом скорректированных (путем добавления либо исключения) видов разрешенного использования земельных участков в пределах интервалов ставок арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляются органами местного самоуправления.
В пункте 1 решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7 "Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан" определено, что с 01.01.2008 по вновь заключаемым договорам аренды земельных участков (дополнительным соглашениям о присоединении к договорам аренды земельных участков), право распоряжения которыми в соответствии с действующим законодательством принадлежит органам местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ставки арендной платы за землю по видам функционального использования земель (с учетом видов (типов) размещенных на земельном участке объектов) в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, согласно приложению N 1-Ж при начислении арендной платы за землю за период с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2017 года включительно, приложению N 1-З при начислении арендной платы за землю за период с 1 июня 2017 года.
Из материалов дела следует, что ответчиком при определении размера арендной платы применен показатель ставки арендной платы: за периоды с 12.05.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 31.12.2015, с 01.01.2016 по 31.12.2016 размере 3,13 %, в расчете за период с 01.01.2017 по 31.05.2017 в размере 3,35 %, в расчете за период с 01.06.2017 по 31.12.2017 в размере 6,18 %, соответствующий разрешенному использованию в отношении земельных участков под офисы, филиалы и представительства коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (п. 8.4 Приложений N N 1-Д, 1-Е, 1-Ж и 1-З к указанному решению Совета).
Однако указанные действия Управления не могут быть признаны соответствующими закону.
На основании ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу п. 4.2. договора аренды размер арендной платы исчисляется исходя из ставки арендной платы для данного экономико-планировочного района, вида функционального использования и типа объектов и площади земельного участка в соответствии с нормативными правовыми актами.
Согласно п. 4.5. договора аренды размер арендной платы может пересматриваться арендодателем не чаще одного раза в год при изменении (или) индексации ставок земельного налога и арендной платы или введении коэффициентов к ним на очередной финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан или города Уфы.
Таким образом, условиями названного договора аренды его стороны не предусмотрели право арендодателя в одностороннем порядке пересматривать вид разрешенного использования земельного участка для целей исчисления арендной платы. Законом такое право также не предусмотрено.
Пункт 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Арендатор реализует данное право посредством заключения договора аренды и получения права на использование земельного участка в соответствии с тем назначением, которое указано в договоре.
С учетом изложенного и на основании ст. 452 ГК РФ изменение вида разрешенного использования возможно только путем внесения изменений в договор аренды земельного участка.
В силу п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с тем целевым назначением, которое установлено в договоре, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует вывод, что фактическое использование земельного участка должно соответствовать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенным в государственный кадастр недвижимости.
Согласно п. 1.1. договора аренды земельного участка N 877-16 от 12.10.2016 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:020309:34, общей площадью 14714 кв.м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Трамвайная, д. 1/1, был передан истцу для эксплуатации производственной базы и административных зданий (т. 1 л.д. 16-19).
Из кадастрового паспорта земельного участка от 17.05.2013 N 02/13/1-361871 (т.1 л.д. 136-138) следует, что разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 02:55:020309:34, является "для эксплуатации производственной базы и административных зданий".
Как установлено актами осмотра и установления фактического использования земельного участка от 01.11.2014 N 3524/о (т.1 л.д. 128-131), от 12.01.2018 N64/о (т.2 л.д.4-42) представленным Управлением, на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020309:34, площадью 14714кв.м., находящемся по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Трамвайная, д. 1/1, расположены капитальные административные здания и капитальные гаражи.
Пункт 7.8 Приложения N 1-Д к Решению Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 30/7 от 03.12.2007 устанавливает подвид функционального использования (виды (типы) объектов) - земельные участки под объектами промышленности и строительства, в качестве видов деятельности и примеров объектов которого указаны производственные базы, производственные здания (помещения), фабрики, заводы, базы строительных организаций (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), ремонтные базы и прочие объекты производства и/или строительства (кроме указанных в других видах деятельности); пункты приема стеклопосуды, вторичного сырья. К указанным видам деятельности применима ставка арендной платы 1,09 %.
Пункт 7.8 Приложения N 1-Е к Решению Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 30/7 от 03.12.2007 устанавливает аналогичный подвид функционального использования. К указанным видам деятельности применима ставка арендной платы 1,50 %.
Пунктом 7.8 Приложения N 1-Ж к Решению Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 30/7 от 03.12.2007 также установлены вышеуказанные подвиды функционального использования, к видам деятельности которых применима ставка арендной платы 1,61 %.
Пункт 7.8 Приложения N 1-З к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7 устанавливает подвид функционального использования, к видам деятельности которых с 01.06.2017 года применима ставка арендной платы 3,93%.
Оценив приведенные доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что общество "Башэнерготранс" использует земельный участок с кадастровым номером 02:55:020309:34, в соответствии с разрешенным использованием, внесенным в единый государственный реестр недвижимости, - для эксплуатации производственной базы и административных зданий, в силу чего определение ставки арендной платы в соответствии с п. 8.4 Приложений N N 1-Д, 1-Е, 1-Ж и 1-З к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7 у Управления не имелось в силу противоречия такой ставки виду разрешенного и фактического использования земельного участка.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ Управлением не представлено каких-либо доказательств того, что принадлежащие истцу объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020309:34, используются под размещение офисов, филиалов и представительств коммерческих организаций.
На основании изложенного апелляционный суд считает обоснованными выводы суда первой инстанции о несоответствии оспариваемых истцом расчетов годовой арендной платы, составленных Управлением, действующему законодательству.
Поскольку перечень способов защиты нарушенного права, указанные в ст. 12 ГК РФ, не является исчерпывающим, а целью судебной защиты является восстановление нарушенных прав лица (ст. 1, 11 ГК РФ, ч. 1 ст. 4 АПК РФ), апелляционный суд считает возможным удовлетворение требований об обязании ответчика установить соответствующую виду разрешенного использования земельного участка ставку арендной платы за спорный период.
Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по заявленным в ней доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.03.2018 по делу N А07-29956/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
М.И.Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.