город Томск |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А45-34038/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Павловой Ю.И., |
судей: |
Полосина А.Л., |
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ташлыковой М.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Партнер" (N 07АП-2580/2018) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02 февраля 2018 года по делу N А45-34038/2017 (судья Векшенков Д.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Партнер" (ОГРН 1095406011568, ИНН 5406528383, город Новосибирск, улица Есенина, 37, 91) к Мэрии города Новосибирска (ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846, город Новосибирск, проспект Красный, 34)
о понуждении включить магазин модульного типа в схему размещения нестационарных торговых объектов, о заключении договора аренды земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии города Новосибирска (ОГРН 1025402451470, ИНН 5406102806, город Новосибирск, проспект Красный, 50), Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства Мэрии города Новосибирска (ОГРН 1075406048080, ИНН 5406418101, город Новосибирск, проспект Красный, 34), Администрация Дзержинского района города Новосибирска (ОГРН 1025400527844, ИНН 5401109420, город Новосибирск, проспект Дзержинского, 16).
СУД УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Мэрии города Новосибирска (далее - ответчик, мэрия) о понуждении заключить договор аренды земельного участка площадью 197 кв. м с кадастровым номером 54:35:013750:11 по улице Авиационной в Дзержинском районе города Новосибирска для эксплуатации магазина модульного типа на новый срок; о понуждении включить магазин модульного типа, расположенный на земельном участке площадью 197 кв. м с кадастровым номером 54:35:013750:11 по улице Авиационной в Дзержинском районе города Новосибирска, принадлежащий обществу, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии города Новосибирска, Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства Мэрии города Новосибирска (далее по тексту - департамент промышленности), Администрация Дзержинского района города Новосибирска (далее по тексту - администрация).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 02 февраля 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просил решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования истца удовлетворить в полном объеме.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, принимая во внимание обращение к арендодателю с заявлением о заключении договора аренды на новый срок в установленный договором срок, надлежащее исполнение арендатором принятых на себя обязательств, арендодатель обязан заключить договор аренды на новый срок; внесение изменений в схему размещения нестационарный торговых объектов не может являться основанием пересмотра места размещения магазина, что вытекает из статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ)
Департамент промышленности представил в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором, отклоняя доводы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Мэрия, Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии города Новосибирска, администрация отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении заседания не направили. В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 20 октября 2014 года между обществом (арендатор) и мэрией (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка N 119383а, согласно которому арендодатель обязался передать, а арендатор принять в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 54:35:013750:11, расположенный в пределах Дзержинского района города Новосибирска, площадью 197 кв. м (пункт 1.1).
Пунктом 1.3 договора установлено, что земельный участок передается арендатору для эксплуатации магазина модульного типа по улице Авиационной.
Срок действия договора определен пунктом 1.4 договора с 20 октября 2014 года по 20 октября 2017 года.
Согласно пункту 4.1.2 договора арендатор имеет право на продление договора на условиях, согласованных сторонами, при условии письменного уведомления арендодателя не позднее, чем за 30 (тридцать) календарных дней до истечения срока настоящего договора, о желании продлить действие договора.
Пунктом 7.4 установлено, что договор со дня его подписания одновременно приобретает силу акта приема-передачи, в соответствии с которым арендодатель передал, а арендатор принял земельный участок, охарактеризованный и согласованный сторонами в приложении 1 к настоящему договору.
Договор зарегистрирован в установленном порядке.
03 августа 2017 года при обращении в мэрию с заявлением о заключении договора аренды указанного земельного участка на новый срок, обществом выяснено, что магазин модульного типа по улице Авиационная в Дзержинском районе города Новосибирска отсутствует в схеме размещения нестационарных торговых объектов. На основании этого обществу было отказано в заключении договора аренды на новый срок.
На приеме в администрации истцу разъяснено, что из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска магазин был исключен в 2013 году.
Письмом от 04 сентября 2017 года N 31/19/09718 Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии города Новосибирска уведомил общество о том, что продление договора аренды от 20 октября 2014 года N 119383а не представляется возможным, тем самым оформил отказ арендодателя от продления арендных отношений по договору от 20 октября 2014 года N 119383а.
06 сентября 2017 года истец обратился в департамент промышленности с заявлением о внесении магазина модульного типа, расположенного на земельном участке площадью 197 кв. м с кадастровым номером 54:35:013750:11 по улице Авиационная в Дзержинском районе города Новосибирска, принадлежащего обществу, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска.
19 сентября 2017 года истец обратился к ответчику с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 54:35:013750:11 на новый срок.
28 сентября 2017 года департамент промышленности ответил, что в соответствии с приказом Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 24 января 2011 года N 10 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Новосибирской области схемы размещения нестационарных торговых объектов" установлено, что схемы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления, в схему могут быть внесены изменения, но не чаще двух раз в год. Внесение изменений в схему не предусматривает заявительный характер, вместе с тем при подготовке проекта схемы управления потребительского рынка мэрия учтет предложение общества.
Ответ на обращение о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 54:35:013750:11 на новый срок истцом не получен.
Изложенные обстоятельства явились основанием обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и исходил из отсутствия у ответчика обязанности заключить договор аренды земельного участка; внести изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Исходя из положений пунктов 1, 2 статьи 1, статьи 421, пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса заключение договора обязательно исключительно для той стороны, в отношении которой Гражданским кодексом или иным законом установлена обязанность по его заключению в силу публичности такого договора, либо если такая сторона приняла на себя добровольное обязательство по заключению соответствующего договора.
Положения главы 34 Гражданского кодекса не относят договоры аренды земельных участков к числу договоров, обязательных для заключения одной из сторон.
Намерение арендатора продлить договор аренды земельного участка не означает, что у арендодателя возникает безусловная обязанность предоставить земельный участок в аренду на новый срок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05 июня 2012 года N 17540/11). Мнение истца об обратном основано на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Законом N 381-ФЗ.
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В целях упорядочения размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска, в соответствии с Законом N 381-ФЗ, приказом Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 24 января 2011 года N 10 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Новосибирской области схемы размещения нестационарных торговых объектов", Уставом города Новосибирска, постановлением мэрии от 11 января 2017 года N 41 "О схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска" утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города.
Из материалов дела следует, что магазин, расположенный по адресу ул. Авиационная - ул. Седова, 6а, исключен из схемы размещения нестационарных торговых объектов в 2013 году. Основанием для исключения магазина из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска послужило нарушение Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
В соответствии с приказом Минпромторга Новосибирской области от 24 января 2011 года N 10 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Новосибирской области схемы размещения нестационарных торговых объектов" установлено, что схемы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления, в схему могут быть внесены изменения, но не чаще двух раз в год. Внесение изменений в схему не предусматривает заявительных характер.
Из совокупности указанных норм следует, что обязанность внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов по заявлению заинтересованного лица у мэрии отсутствует.
Отклоняя доводы жалобы, апелляционный суд исходил из следующего.
Пунктом 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ установлено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Между тем, положения Закона N 381-ФЗ в части сохранения мест размещения нестационарных торговых объектов, установленных до утверждения схемы, не должны расцениваться, как абсолютная обязанность органов местного самоуправления по сохранению фактически размещенных объектов в утверждаемой схеме размещения нестационарных торговых объектов.
Целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Орган местного самоуправления осуществляет выбор мест (адресов), включаемых в схему размещения нестационарных торговых объектов, из всех возможных (допустимых) вариантов, а субъекты предпринимательской деятельности не наделены безусловным правом требовать включения в схему конкретных мест (адресов) нестационарных торговых объектов, в том числе уже действующих на момент утверждения схемы (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 января 2018 года N Ф04-6122/2017 по делу N А46-15383/2016).
Учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция посчитала обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02 февраля 2018 года по делу N А45-34038/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Ю.И. Павлова |
Судьи |
А.Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-34038/2017
Истец: ООО "ПАРТНЕР"
Ответчик: Мэрия города Новосибирска
Третье лицо: Администрация Дзержинского района города Новосибирска, Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска, Департамент промышленности, инновации и предпринимательства