город Ростов-на-Дону |
|
16 мая 2018 г. |
дело N А53-30077/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от администрации Семикаракорского городского поселения - Бандурина В.Е. по доверенности от 10.01.2018 N 2,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области - Соловьевой Н.Ю. по доверенности от 24.11.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Семикаракорского городского поселения на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.02.2018 по делу N А53-30077/2017, принятое в составе судьи Великородовой И.А. по заявлению администрации Семикаракорского городского поселения к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
администрация Семикаракорского городского поселения (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным решения от 27.07.2017 N 61/041/002/2017-1263 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности, обязании провести регистрацию права на земельный участок с кадастровым номером 61:35:0600012:513, расположенный: Ростовская область, Семикаракорский район, примерно в 200 метрах по направлению на юго-восток от строения, расположенного по адресу: город Семикаракорск, 1-й Переулок,254.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд, исходя из того, что нормами действующего законодательства не предусмотрено указанное администрацией основание приобретения муниципальным образованием в муниципальную собственность земельных участков из состава земель, государственная собственностью на которые не разграничена, нарушений регистрирующим органом норм материального права не усмотрел. Довод заявителя о возникновении на земельный участок права муниципальной собственности в силу необходимости его использования для целей организации ритуальных услуг исследован судом и отклонен ввиду отсутствия доказательств использования земельного участка для указанных муниципальных нужд.
Администрация Семикаракорского городского поселения обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила его отменить, ссылаясь на то, что для муниципального органа право распоряжаться земельными участками, расположенными на территории соответствующего муниципального образования, право собственности на которое не разграничено, не связано с государственной регистрацией земельного участка как объекта муниципальной собственности, а напротив, возникает в случае отсутствия зарегистрированного права за иным субъектом.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области указало на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. Полагает доводы жалобы основанными на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
В судебном заседании представитель администрации Семикаракорского городского поселения просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, муниципальное образование "Семикаракорское городское поселение" в лице администрации Семикаракорского городского поселения обратилось в территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением от 20.04.2017 N 61/041/002/2017-1263 о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного использования, кадастровый номер 61:35:0600012:513, расположенный: Ростовская область, Семикаракорский район, примерно в 200 метрах по направлению на юго-восток от строения, расположенного по адресу: город Семикаракорск, 1-й Переулок, 254 (т.1 л.д. 31-34)
Управление 28.04.2017 приостановило государственную регистрацию права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости, в соответствии с возникновением у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для совершения регистрационных действий. Заявителю разъяснено право на представление дополнительных доказательств наличия оснований для государственной регистрации права.
Поскольку к установленному сроку препятствия в государственной регистрации устранены не были, решением регистрирующего органа, формализованным в сообщении от 27.07.2017 N 61/041/002/2017-1263 (т.1 л.д. 17-18), в совершении испрашиваемого регистрационного действия было отказано со ссылкой на положения статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" поскольку передача земельного участка органу местного самоуправления на праве постоянного (бессрочного) пользования не влечет разграничение права собственности на него и приобретения соответствующего права муниципальным образованием.
Считая отказ управления незаконным, администрация оспорила его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Основания для государственной регистрации прав на недвижимое имущество закреплены в статье 14 Закона о государственной регистрации.
При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган по требованиям, установленным статьей 29 Закона о государственной регистрации осуществляет правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав согласно статье 27 указанного закона является не устранение причин, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий.
Отказывая администрации в государственной регистрации права муниципальной собственности, регистрирующий орган исходил из того, что администрацией не подтверждено основание приобретения в муниципальную собственность земельного участка из состава земель, государственная собственностью на которые не разграничена.
Как следует из материалов дела, в качестве правоустанавливающих документов администрацией при обращении в управление за совершением регистрационных действий была представлена копия постановления главы Семикаракорского городского поселения от 17.10.2016 N 866 (т.1 л.д. 42) о предоставлении спорного земельного участка администрации в постоянное бессрочное) пользование.
Между тем, в силу пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Поскольку ранее (до 01.07.2006) основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", земельные участки, не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ, если они не были разграничены изданными до вступления в силу Закона N 137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3Л Закона N 137-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Поскольку на момент введения в действие с 01.07.2006 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ спорный земельный участок не был разграничен в порядке, установленном Законом N 101-ФЗ по утвержденным актами Правительства Российской Федерации перечням, то такой земельный участок относится к тем, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2017) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Приведенные правовые нормы, свидетельствуют о том, что полномочия по предоставлению земельных участков (ранее - полномочия по распоряжению земельными участками), государственная собственность на которые не разграничена, в настоящее время закреплены за разными органами государственной власти и местного самоуправления именно федеральным законом, данные полномочия не являются отдельными государственными полномочиями таких органов, и не влекут за собой автоматическую передачу имущества, находящегося в государственной собственности, но которая не разграничена, в собственность органов местного самоуправления.
Довод жалобы о том, что право муниципальной собственности на земельный участок возникло в силу закона, несостоятелен, поскольку о возникновении у Семикаракорского городского поселения права муниципальной собственности на спорный земельный участок надлежащими доказательствами не подтверждено.
Данный вывод согласуется с позицией Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в пункте 36 совместного постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которой факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании, учитывая, что представленное администрацией постановление от 17.10.2016 N 866 не является документом, подтверждающим возникновение права собственности у муниципального образования на спорный земельный участок, и в отсутствие иных документов, свидетельствующих о наличии такого права, оснований для государственной регистрации права муниципальной собственности у управления не имелось.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.02.2018 по делу N А53-30077/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-30077/2017
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕМИКАРАКОРСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ