г. Самара |
|
15 мая 2018 г. |
Дело N А65-2055/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рогалева Е.М.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 апреля 2018 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А65-2055/2018 (судья Гилялов И.Т.),
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан (ИНН 1651028696, ОГРН 1021602498763), Республика Татарстан, г. Нижнекамск,
к крестьянскому хозяйству "Земляки" (ИНН 1630000450, ОГРН 1021602513360), Республика Татарстан, Нижнекамский район, с. Смыловка,
о взыскании штрафа,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан (далее - ГУ - УПФ РФ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске РТ, заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о взыскании с крестьянского хозяйства "Земляки" (далее - КХ "Земляки", ответчик) штрафа за представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за сентябрь 2016 года по требованию от 18.05.2017 N 013S01170266672 в сумме 11 500 руб. по КБК 39211620010066000140.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.01.2018 настоящее дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.04.2018, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГУ - УПФ РФ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске РТ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 03.04.2018, принять по делу новый судебный акт о взыскании с КХ "Земляки" штрафа за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, КХ "Земляки" является страхователем согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Законом. Такие сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83-п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
КХ "Земляки", обнаружив ошибку в представленных ранее сведениях по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года, 01 февраля 2017 года представило в ГУ - УПФ РФ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске РТ сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М по типу "дополняющая" за отчетный период - сентябрь 2016 года в отношении 23 застрахованных лиц.
По результатам проведенной проверки представленной отчетности ГУ - УПФ РФ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске РТ выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, о чем заявителем составлен акт от 13.03.2017 N 013S18170009413.
По результатам рассмотрения материалов проверки ГУ - УПФ РФ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске РТ вынесено решение от 20.04.2017 N 013S19170013829 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства, которым ответчик привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 11 500 рублей. Для добровольной уплаты штрафа ответчику направлено требование от 18.05.2017 N 013S01170266672 об уплате штрафа в размере 11 500 рублей со сроком уплаты до 06.06.2017.
Ответчиком указанная сумма штрафа в добровольном порядке не оплачена.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ГУ - УПФ РФ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске РТ в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание штрафа.
Выданный Арбитражным судом Республики Татарстан 13.12.2017 по делу N А65-38847/2017 судебный приказ в связи с возражениями должника определением суда от 28.12.2017 по указанному делу отменен.
В связи с отменой судебного приказа ГУ - УПФ РФ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске РТ обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением, а также ходатайством о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании указанного штрафа.
Отказывая ГУ - УПФ РФ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске РТ в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Пунктом 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 данного закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно статье 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления сведений, определенных данным Законом.
В силу части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 данного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно статье 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом, а также обязаны осуществлять контроль за правильностью представления указанных сведений.
Обязанность предоставления сведений по форме СЗВ-М считается исполненной при предоставлении страхователем таких сведений в соответствии с утвержденным Распоряжением Правления ПФР от 31.08.2016 N 432р форматом данных сведений о застрахованных лицах, при наличии положительного протокола проверки со статусом "Документ принят".
Согласно Постановлению Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п сведения по форме СЗВ-М представляются по трем типам форм: исходная, дополняющая, отменяющая.
При этом "исходная" - форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "дополняющая" - форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отменяющая" - форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В соответствии с абзацем 3 статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда.
Аналогичные положения предусмотрены действовавшей в спорный период Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2010 N 16440).
Для представления корректирующих сведений в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган пенсионного фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем согласно пункту 34 вышеуказанной Инструкции либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений в соответствии с пунктом 41 вышеуказанной Инструкции.
Скорректированная форма должна быть направлена с указанием типа формы "дополняющая" и может быть подана лишь с целью дополнения ранее принятых органами пенсионного фонда сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период, то есть к "исходной" форме.
Заявителем не оспаривается и материалами дела подтверждается, что сведения за сентябрь 2016 года по форме СВЗ-М тип "исходная" представлены ответчиком своевременно 08.10.2016.
Ответчиком 01.02.2017 представлена "дополняющая" форма отчетности за сентябрь 2016 года в связи с дополнением ранее представленных сведений.
Принятие управлением дополняющих сведений по форме СЗВ-М подтверждается представленным в материалы дела протоколом от 02.02.2017 проверки отчетности страхователя со статусом "документ принят", что не оспаривается сторонами дела.
Дополняющие сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М направлены ответчиком в связи с самостоятельным выявлением им неполноты ранее представленной отчетности по форме СЗВ-М тип "исходная".
В действовавшем в спорный период письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" даны разъяснения территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросу применения штрафных санкций в ситуации, при которых страхователь самостоятельно выявил ошибку в представленных сведениях по персонифицированному учету и сообщил об этом территориальным органам ПФР. Пенсионным фондом Российской Федерации со ссылкой на положения пункта 2.2. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N12-П о необходимости при рассмотрении дел исследовать по существу фактические обстоятельств и не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы, указано, что если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Кроме того, на момент вынесения заявителем решения от 20.04.2017 N 013S19170013829 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства действовала Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 N 45549) (далее - Инструкция N 766н).
Пунктом 39 данной Инструкции установлено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Из материалов дела следует и участвующими в деле лицами не оспаривается, что заявителем в адрес ответчика уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений не направлялось, наличие таких расхождений заявителем до представления ответчиком дополняющих сведений самостоятельно не выявлено, информация о наличии таких расхождениях заявителем до ответчика не доводилась.
В рассматриваемом случае ошибка выявлена ответчиком самостоятельно и устранена путем представления им 01.02.2017 заявителю дополняющих сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года. Данные обстоятельства заявителем также не оспаривались.
Таким образом, ответчик, руководствуясь статьей 15 Закона N 27-ФЗ, воспользовался своим правом дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Дополняющая формы отчета СЗВ-М за сентябрь 2016 года представлена ответчиком до момента обнаружения ошибки заявителем, что исключает применение финансовой санкции по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Доказательств обратного заявителем в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду и в материалы дела не представлено.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно, с учетом положений статьи 17 Закона N 27-ФЗ, статьи 2 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 19 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 31.12.2016), положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок и сроки подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, обстоятельств и материалов настоящего дела, свидетельствующих о пропуске ГУ - УПФ РФ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске РТ установленного законодательством срока для обращения в суд с соответствующим заявлением в отсутствие доказательств наличия исключительных и непреодолимых обстоятельств, препятствовавших в разумный срок обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафа в период после отмены судебного приказа до 22.01.2017, принимая во внимание пресекательный характер срока обращения в суд, отказано в восстановлении срока для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа ввиду отсутствия оснований для его восстановления.
В связи с изложенным арбитражным судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных ГУ - УПФ РФ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске РТ требований.
Доводы апелляционной жалобы ГУ - УПФ РФ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске РТ являлись предметом исследования, надлежащей правовой оценки суда первой инстанции при рассмотрении спора по существу и не принимаются арбитражным апелляционным судом, как основанные на ошибочном толковании норм права и не подтвержденные материалами настоящего дела и представленными в дело доказательствами. Данные доводы не опровергают установленных по делу обстоятельств и сделанных судом выводов об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и взыскания с КХ "Земляки" штрафа за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену решения суда, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 апреля 2018 года по делу N А65-2055/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.