г. Пермь |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А50-35064/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Дюкина В.Ю., Жуковой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой О.С.,
при участии
от истца: Шаламова Н.Н., представитель по доверенности, паспорт,
от ответчика: Тищенко И.М., представитель по доверенности, паспорт,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края от 21 февраля 2018 года, принятое судьей Гусельниковой Н.В.,
по делу N А50-35064/2017
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295; ИНН 7708503727)
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
о расторжении договоров аренды, об обязании заключить договоры аренды лесных участков,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Минприроды Пермского края, Министерство, ответчик) о расторжении договоров аренды лесных участков от 02.04.2008 N 621/08/88, от 25.11.2008 N 13а, от 30.12.2010 N 185, от 19.02.2010 N 11, от 18.07.2008 N 160, от 25.11.2008 N 14а, от 14.04.2011 N 40, от 14.02.2011 N 9, от 11.05.2010 N 69, от 26.03.2010 N 29, от 04.07.2008 N 131, от 02.04.2008 N 620/08/84; об обязании ответчика заключить с ОАО "РЖД" договоры аренды лесных участков с кадастровыми номерами 59:37:1780101:254, 59:34:0000000:140, 59:00:0000000:7805, 59:00:0000000:7862.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.02.2018 исковые требования удовлетворены частично. На Минприроды Пермского края возложена обязанность заключить с ОАО "РЖД" договоры аренды лесных участков с кадастровыми номерами 59:37:1780101:254, 59:34:0000000:140, 59:00:0000000:7805, 59:00:0000000:7862. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований ОАО "РЖД" отказать в полном объеме. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на отсутствие информации, необходимой для составления договоров аренды лесных участков и расчетов арендной платы. Указывает, что в заявлениях о предоставлении в аренду лесных участков отсутствуют сведения о виде использования лесных участков, сведения о местоположении лесных участков не соответствуют требованиям лесного законодательства; обществом не подготовлена и не предоставлена проектная документация на испрашиваемые лесные участки. Отмечает, что в связи с отсутствием в настоящее время проектной документации на лесные участки не представляется возможным определить площади частей выделов, находящихся в границах испрашиваемых лесных участков, а также их таксационные характеристики. Помимо изложенного ответчик указывает, что предоставленные по договорам аренды от 18.07.2008 N 160, от 02.04.2008 N 88, от 14.02.2011 N 9, от 14.04.2011 N 40, от 11.05.2010 N 69, от 30.12.2010 N 185, от 26.03.2010 N 29, от 02.04.2008 N 84, от 04.07.2008 N 131, от 25.11.2008 N 13а, от 22.11.2008 N 14а, от 19.02.2010 N 11 лесные участки не возвращены. Ссылается на то, что переданные обществу в аренду участки в состояние пригодное для ведения лесного хозяйства не приведены, рекультивация нарушенных земель не проведена. При таких обстоятельствах, ответчик считает, что основания для заключения договоров аренды на испрашиваемые обществом лесные участки отсутствуют.
От ОАО "РЖД" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец выражает несогласие с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что лесные участки, необходимые обществу для эксплуатации линейного объекта, образованы в соответствии с установленным законодательством порядке, поставлены на кадастровой учет; местоположение лесных участков, в том числе их границы, определено в соответствии с требованиями земельного и лесного законодательства, сведения о их местоположении содержатся в государственном кадастре недвижимости. Отмечает, что в представленных в Министерство заявлениях сведения о местоположении испрашиваемых лесных участков были указаны в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих лесных участков. Истец считает, что не указание в заявлениях вида использования (для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов) не может служить основанием для отказа в предоставлении лесных участков в аренду. По мнению общества, ссылка Министерства об отсутствии проектной документации на испрашиваемые лесные участки является необоснованной, поскольку местоположение лесных участков в границах лесничеств, как и границы самих лесничеств, установлены в государственном кадастре недвижимости, все сведения о лесных участках, необходимые для заключения договоров аренды, имеются в распоряжении Министерства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель истца возражал против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между сторонами заключены договоры аренды лесных участков:
- от 02.04.2008 N 621/08/88 площадью 87,2163 га для строительства железнодорожной трассы на участке "Яйва-Соликамск" Свердловской железной дороги в обход техногенной аварии в г. Березники сроком с 02.04.2008 по 02.04.2011 (л.д. 88-109 т. 1);
- от 25.11.2008 N 13а площадью 34,5265 га для строительства железнодорожного участка "Яйва-Соликамск" Свердловской железной дороги в обход техногенной аварии в г. Березники (25-40 км.) сроком с 25.11.2008 по 25.11.2011 (л.д. 110-127 т. 1);
- от 30.12.2010 N 185 площадью 10,1408 га под размещение временной площадки 9 км. при строительстве объекта "Строительство нового железнодорожного участка Яйва-Соликамск Свердловской железной дороги в обход техногенной аварии" в г. Березники сроком с 10.12.2010 по 08.12.2013 (л.д. 128-150 т. 1);
- от 19.02.2010 N 11 площадью 39,634 га под строительство объекта Железнодорожная трасса на участке Яйва-Соликамск Свердловской железной дороги в обход техногенной аварии в г. Березники сроком с 21.01.2010 по 21.01.2013(л.д. 1-19 т.2);
- от 18.07.2008 N 160 площадью 73,0809 га для строительства железнодорожного участка "Яйва-Соликамск" Свердловской железной дороги в обход техногенной аварии в г. Березники сроком с 10.07.2008 по 18.07.2011 (л.д. 20-33 т.2);
- от 25.11.2008 N 14а площадью 120,4737 га для строительства железнодорожного участка "Яйва-Соликамск" Свердловской железной дороги в обход техногенной аварии в г. Березники (25-40 км.) сроком с 25.11.2008 по 25.11.2011 (л.д. 34-56 т. 2);
- от 14.04.2011 N 40 площадью 0,7119 га под автодорожную развязку на 10 км. при строительстве объекта "Строительство нового железнодорожного участка "Яйва-Соликамск" Свердловской железной дороги в обход техногенной аварии в г. Березники сроком с 15.03.2011 по 14.03.2014 (л.д. 57-74 т. 2);
- от 14.02.2011 N 9 площадью 4,1822 га под размещение временной площадки 9 км. при строительстве объекта "Строительство нового железнодорожного участка Яйва-Соликамск Свердловской железной дороги в обход техногенной аварии в г. Березники сроком с 19.01.2011 по 18.01.2014 (л.д. 75-91 т. 2);
- от 11.05.2010 N 69 площадью 23,2537 га под размещение отвалов грунта на 9 км., 10 км., 11 км., 13 км., 16 км., 17 км, 19 км и временной площадки на 18 км. при строительстве объекта "Строительство нового железнодорожного участка Яйва-Соликамск Свердловской железной дороги в обход техногенной аварии в г. Березники сроком с 16.04.2010 по 15.04.2020 (л.д. 92-127 т. 2);
- от 26.03.2010 N 29 площадью 6,9936 га под временных обход автодороги Кунгур-Соликамск на 10 км. при строительстве объекта "Строительство нового железнодорожного участка Яйва-Соликамск Свердловской железной дороги в обход техногенной аварии в г. Березники сроком с 26.02.2010 по 25.02.2020 (л.д. 128-147 т. 2);
- от 04.07.2008 N 131 площадью 9,4533 га под строительство железнодорожного участка Яйва-Соликамск Свердловской железной дороги в обход техногенной аварии в г. Березники сроком с 04.07.2008 по 03.07.2011 (л.д. 148-161 т. 2)
- от 02.04.2008 N 620/08/84 площадью 124,9183 га под строительство железнодорожного участка Яйва-Соликамск Свердловской железной дороги в обход техногенной аварии в г. Березники сроком с 02.04.2008 по 02.04.2011 (л.д. 162-175 т. 2).
За истцом 26.05.2010 зарегистрировано право собственности на железнодорожный участок Яйва-Соликамск, протяженностью 53,196 км. Инв. N 5714 лит. Г, 1-59, Ск, А, Б, В, Г, Д, Г1, Г2, Г3, Г4, Г5, Сск, Сэ, Сс по адресу: Пермский край, Александровский, Усольский, Соликамский районы, Яйвинское участковое лесничество, квартал N 62 (выдел 27, 28, 31, 32, 35, 37), N 20 (выдел 5, 6), N 26 (выдел 1, 2, 4, 6), N 37 (выдел 1, 3, 4, 5), N 46 (выдел 3), N 47 (выдел 1, 2, 3, 11, 12, 20, 21, 28), N 61 (выдел 1, 4, 5, 10, 14, 15, 21, 24, 38, 39), N 62 (выдел 21, 22, 27, 28, 29), Троицкое с/п, Родниковское с/п, на землях сельскохозяйственного назначения, на землях лесного фонда (л.д. 81 т. 1).
16.08.2017 истец обратился в Министерство с заявлениями о предоставлении лесных участков с кадастровыми номерами 59:37:1780101:254; 59:34:0000000:140; 59:00:0000000:7805; 59:00:0000000:7862 и расторжении договоров аренды лесных участков от 02.04.2008 N 621/08/88; от 25.11.2008 N 13а; от 30.12.2010 N 185; от 19.02.2010 N 11; от 18.07.2008 N 160; от 25.11.2008 N 14а; от 14.04.2011 N 40; от 14.02.2011 N 9; от 11.05.2010 N 69; от 26.03.2010 N 29; от 04.07.2008 N 131; от 02.04.2008 N 620/08/84 (л.д. 37, 69, 75, 79 т. 1).
Письмом от 15.09.2017 истец извещен об отказе в заключении договоров аренды в виду отсутствия указания на местоположение лесных участков, не указан вид использования. В виду отсутствия проектной документации на лесные участки невозможно определить площади частей выделов, находящихся в границах испрашиваемых лесных участков, а также таксационные характеристики. Поскольку отсутствует информация, необходимая для составления договоров аренды лесных участков, невозможности определить размер арендной платы, заключить договоры аренды не представляется возможным. Также указано, что ранее заключенные договоры аренды входят в состав лесных участков, испрашиваемых в аренду, вопрос их расторжения не урегулирован, не представлены акты рекультивации земель (л.д. 34-36 т. 1).
Отказ в заключении договоров аренды послужил основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Договор аренды заключается на срок, определенный договором (пункт 1 статьи 610 ГК РФ).
Возможность каждой из сторон отказаться от договора аренды предусмотрена законом (статья 610 ГК РФ) и не связана с какими-либо условиями.
Данная норма закреплена в пункте 2 статьи 450.1 ГК РФ.
В соответствии со статьей 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. В случае, когда указанная плата не покрывает причиненных арендодателю убытков, он может потребовать их возмещения. В случае, когда за несвоевременный возврат арендованного имущества договором предусмотрена неустойка, убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки, если иное не предусмотрено договором.
При этом следует учитывать, что в пункте 3 статьи 405 ГК РФ установлено, что должник по обязательству не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Если имеет место отказ арендодателя принять по просьбе арендатора имущество из аренды, это препятствует исполнению арендатором обязанности, установленной пунктом 1 статьи 622 ГК РФ, и как следствие, если такой отказ является необоснованным, арендодатель считается просрочившим кредитором (пункт 1 статьи 406 указанного Кодекса).
Таким образом, если арендатор не мог возвратить имущество вследствие просрочки арендодателя (кредитора), в силу пункта 3 статьи 405 ГК РФ арендатор не будет считаться просрочившим должником, что исключает применение пункта 2 статьи 622 данного Кодекса.
Данный вывод согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 37 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", согласно которым арендодатель не вправе требовать с арендатора арендной платы за период просрочки возврата имущества в связи с прекращением договора в случае, если арендодатель сам уклонялся от приемки арендованного имущества.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (статьи 64, 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
По правилам статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установил, что земельные участки, арендованные на основании вышеуказанных договоров аренды, предоставлялись для строительства железнодорожного участка Яйва-Соликамск Свердловской железной дороги в обход техногенной аварии в г. Березники; цель, для реализации которой заключались договоры аренды, достигнута; срок действия договоров аренды истек; рабочей комиссией с участием ГКУ Кизеловское лесничество приняты по актам приемки-передачи рекультивированных земель от 31.05.2012 земельные участки по договорам N N 9, 29, 40, 69, 131, 620/08; в отношении договоров N 29 и N 69 истцом 16.08.2017 поданы заявления об их расторжении.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая положения статей 9, 65 АПК РФ, установив, что договоры аренды (от 02.04.2008 N 621/08/88, от 25.11.2008 N 13а, от 30.12.2010 N 185, от 19.02.2010 N 11, от 18.07.2008 N 160, от 25.11.2008 N 14а, от 14.04.2011 N 40, от 14.02.2011 N 9, от 04.07.2008 N 131, от 02.04.2008 N 620/08/84) прекращены в связи с истечением их сроков аренды, арендатор уведомил арендодателя об отказе от продолжения арендных отношений по договорам от 11.05.2010 N 69, от 26.03.2010 N 29, приняв во внимание, что арендные отношения по данным договорам на момент обращения в суд прекратились, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требования о расторжении названных договоров.
Для эксплуатации объекта недвижимости истцом поданы заявления о заключении договоров аренды.
Для дальнейшей эксплуатации были сформированы земельные участки с кадастровыми номерами 59:37:1780101:254 (792 084 кв.м.); 59:34:0000000:140 (396 340 000 кв.м.); 59:00:0000000:7805 (1 333 880 кв.м.); 59:00:0000000:7862 (1 134 360 кв.м.) как указал истец, с учетом продолжения использования для эксплуатации объекта. Участки, переданные по договорам аренды N 69 и 29 вошли в состав участка с кадастровым номером 59:00:0000000:7862 и продолжают использоваться истцом.
С заявлением о заключении договоров аренды истец обратился в Министерство 16.08.2017, но им получен отказ от 15.09.2017 (л.д. 34).
С учетом положений статьи 445 ГК РФ для Министерства заключение договоров является обязательным.
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 3 статьи 74 ЛК РФ без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются, в том числе в случаях, предусмотренных статье 45 ЛК РФ.
Статьей 45 ЛК РФ предусмотрено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов. Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с пунктом 14 Приказа Минприроды России от 28.10.2015 N 445, которым утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - Порядок N 445), в заявлении на заключение договора аренды лесного участка указываются его местоположение и площадь, кадастровый номер, который не указывается в случаях, предусмотренных статьей 4.1 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
До 1 января 2017 года допускалось предоставление лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
В этом случае при предоставлении лесных участков, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется государственный учет и проектирование в соответствии со статьей 70.1 ЛК РФ органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 ЛК РФ.
В государственный лесной реестр вносятся сведения, подтверждающие существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 70.1 ЛК РФ. Государственный учет лесного участка в порядке статьи 70.1 ЛК РФ осуществляется исключительно при предоставлении лесных участков, не прошедших кадастровый учет для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
Приказом Рослесхоза от 13.04.2012 N 139 утвержден Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда.
В силу прямого указания данный порядок разработан исключительно во исполнение статьи 4.1 Закона N 201-ФЗ (пункт 1 Порядка).
Испрашиваемые в аренду лесные участки образованы в соответствии с требованиями земельного законодательства и поставлены на кадастровый учет, что соответствует статьям 7, 92 ЛК РФ. В связи с наличием кадастрового учета участка не требуется проведение в отношении него государственного учета и внесение иных сведений о нем в государственный лесной реестр, а статьи 70.1, 91 ЛК РФ в силу пункта 2 статьи 4.1 Закона N 201-ФЗ, Приказ N 139 к данной ситуации не применяются.
Согласно пункту 4 статьи 23 ЛК РФ в отношении лесничеств осуществляются проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 67 ЛК РФ).
Пунктом 12 Приказа Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении лесоустроительной инструкции" установлено, что при проектировании лесничеств и лесопарков сведения об установленных границах земельных участков (границах лесничеств и лесопарков) вносятся в государственный кадастр недвижимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу статей 68, 68.1 ЛК РФ лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков для установления основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, и не включает проектирование лесных участков, которое проводится исключительно в случаях, установленных статьей 4.1 Закона N 201-ФЗ в порядке статьи 70.1 ЛК РФ.
В силу пункта 1 Приказа Рослесхоза от 30.05.2011 N 194, которым утвержден порядок ведения государственного лесного реестра, данный реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченные на осуществление государственного кадастрового учета.
Согласно пункту 20 Правил N 1532 при внесении информации в государственный лесной реестр либо изменении информации, содержащейся в государственном лесном реестре, в отношении лесного участка, которому присвоен кадастровый (условный) номер, орган государственной власти, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий следующие содержащиеся в государственном лесном реестре сведения в отношении лесного участка: наименование лесничества, лесопарка, участкового лесничества, урочища и лесной дачи (при наличии), номера лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов, в границах которых расположен указанный участок (если такие номера имеются); вид целевого назначение лесов (резервные леса, эксплуатационные леса, защитные леса); категория защитных лесов; вид разрешенного использования.
Согласно пункту 21 указанных Правил в случае принятия решений об установлении (изменении) границ лесничеств, лесопарков Федеральное агентство лесного хозяйства направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении (изменении) границ лесничеств, лесопарков, в том числе текстовое и графическое описание местоположения границ лесничеств и лесопарков и перечень координат характерных точек границ лесничеств и лесопарков в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В силу статьи 92 ЛК РФ и статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется по единым правилам для всех земельных участков, и в том числе лесных земельных участков, и позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах, границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд обоснованно признал, что отказ в предоставлении в аренду заявителю испрашиваемых им участков с кадастровыми номерами 59:37:1780101:254, 59:34:0000000:140, 59:00:0000000:7805 и 59:00:0000000:7862, выраженный в письме Министерства от 15.09.2017 N СЭД-30-01-25.4-6116, является неправомерным.
Министерством не представлено доказательств, опровергающих достоверность данных государственного кадастра недвижимости, нахождения испрашиваемых участков вне границ лесного фонда. Не предоставлены какие-либо данные относительно размера нелесной части участков.
Как верно отмечено судом, обязанность по ведению государственного лесного реестра и предоставлению его данных в ГКН возложена именно на Министерство, а не на заявителя.
При таких обстоятельствах с целью восстановления нарушенных прав и законных интересов общества суд первой инстанции правомерно возложил на Министерство обязанность по заключению договоров аренды.
Спор разрешен на основании имеющихся в деле доказательств, совокупность которых признана судом достаточной для установления существенных для дела обстоятельств.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Установленные и надлежащим образом оцененные судом первой инстанции обстоятельства признаются арбитражным судом апелляционной инстанции необходимыми и достаточными для принятия именно такого решения, которое является предметом обжалования, в силу чего доводы апелляционной жалобы не влекут ее удовлетворение.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Вопреки доводам апелляционной жалобу истцом, при обращении в министерство с заявлением о заключении договоров аренды, был представлен пакет документов, необходимый и достаточный для заключения указанных договоров.
Выполнение работ по рекультивации земель, ранее используемых истцом при строительстве нового железнодорожного участка Яйва-Соликамск, подтверждается представленными в материалы дела актами приемки-передачи рекультивированных (или ненарушенных) земель.
При таких условиях, основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 1 статьи 270 АПК РФ, отсутствуют.
Основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлены.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда следует оставить без изменения, апелляционная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 февраля 2018 года по делу N А50-35064/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.