г. Чита |
|
16 мая 2018 г. |
Дело N А19-25220/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.В. Басаева, В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В. рассмотрел с использованием системы видеоконференцсвязи в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 марта 2018 года по делу N А19-25220/2017 по заявлению открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706) к Министерству имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613) о признании недействительным п. 1 распоряжения N 1842/з от 09.10.2017 года,
суд первой инстанции, судья Дмитриенко Е.В.,
при участии в судебном заседании:
судьи Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, осуществляющего организацию видеоконференцсвязи, Кореневой Т.И., при ведении протокола отдельного процессуального действия в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Галямовой Н.Г.,
от заявителя: Сиротина А.К., представитель по доверенности от 01.09.2016
от заинтересованного лица: не было;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653): не было;
установил:
Заявитель, ОАО "ИЭСК", обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российский Федерации к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании недействительным пункт 1 распоряжения от 09.10.2017 г. N 1842/з "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" в части предоставления земельного участка из земель запаса; обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем изменения категории земельного участка с "земель запаса" на "земли сельскохозяйственного назначения".
Решением суда первой инстанции от 06.03.2018 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Установление принадлежности к категории земель запаса в отношении земельного участка, испрашиваемого к предварительному согласованию предоставления, было определено Министерством в соответствии с письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 26 сентября 2017 года N 08-30991 (том 1, лист дела 92).
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на ошибочность выводов суда первой инстанции в оценке обстоятельств дела.
Представитель Министерства в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 18.04.2018.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы представителя заявителя, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Как правильно установил суд первой инстанции, 06.09.2017 г. ОАО "ИЭСК" обратилось в Правительство Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 33 кв.м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, без проведения торгов на основании пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса, сроком на 49 лет, для эксплуатации сооружения "ВЛ-10кВ Никольск-Котельная от ПС 110 кВ Никольск до опоры 33, с. Никольск, протяженностью 2253 м., сооружение, инв. N 25:212:001:010005500, литерI", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения (вх. N 01-51-9095/17) (т.1, л. 11).
Распоряжением от 09.10.2017 г. N 1842/з Министерство имущественных отношений Иркутской области предварительно согласовало, в том числе пунктом первым, ОАО "ИЭСК" предоставление земельного участка из земель запаса 33 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, Иркутский район, вид разрешенного использования: "Размещение сооружения ВЛ-10кВ Никольск-Котельная от ПС 110 кВ Никольск до опоры 33, с. Никольск" (т. 1, л. 16).
Общество посчитав, что указанное распоряжение нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как установил суд первой инстанции и не оспаривается в апелляционной жалобе, в деле отсутствуют доказательства, что испрашиваемый земельный участок относится к землям сельскохозяйственным назначениям.
Вместе с тем, как указал суд первой инстанции, Министерство Распоряжением от 09.10.2017 г. N 1842/з предварительно согласовало ОАО "ИЭСК" предоставление земельного участка из земель запаса.
Так, для установления принадлежности земельного участка к какой-либо категории Министерство в адрес Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 13.09.2017 г. направило обращение N 02- 51-17685/17 о предоставлении информации на спорный участок.
В соответствии с нормами Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" государственный фонд данных формируется на основе землеустроительной документации, материалов и данных (в письменной, графической, электронной, фотографической и иной форме), полученных в результате проведения землеустройства.
Согласно пунктам 1, 5 постановления Правительства Российской Федерации 01.06.2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является уполномоченным органом, в том числе, в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.05.2016 года N П/0263 на территории Иркутской области территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.
На основании изложенного при установлении принадлежности земельного участка к какой-либо категории Министерство обоснованно руководствуется информацией, предоставляемой Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.
Так, в ответе на обращение от 13.09.2017 г. N 02-51-17685/17 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области письмом от 26.09.2017 г. N 08-30991 сообщило Министерству, что в соответствии с материалами государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустроительства, а именно с материалами по установлению границ сельских населённых пунктов и передаче земель в ведение Никольского сельского Совета народных депутатов Совета народных депутатов Иркутского района Иркутской области (1991 г., инв. N66)", а так же с постановлением главы Иркутского района от 17.11.2003 г. N 3300 "О землях, переданных в ведение администрации Никольского сельского округа", многоконтурный земельный участок с местоположением: Иркутская область, Иркутский район (согласно приложенным к обращению координатам поворотных точек границ многоконтурного земельного участка, расположены на землях запаса.
Таким образом, установление принадлежности к категории земель запаса в отношении земельного участка, испрашиваемого к предварительному согласованию предоставления, было определено Министерством в соответствии с письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 26 сентября 2017 года N 08-30991 (том 1, лист дела 92).
Действительно, ст. 103 Земельного кодекса РФ установлено, что к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса (ч.1).
Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев (ч.2).
Статьей 13 Земельного кодекса РФ установлено, что перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.
По смыслу положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Статья 8 Федерального закона N 218-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Таким образом, из указанного следует, что перевод земельного участка из категории земель запаса производится после формирования земельного участка, и уже после его перевода в иную категорию земель, сформированный земельный участок предоставляется, в данном случае в аренду, собственнику объекта недвижимости расположенном на сформированном земельном участке.
Поскольку общество обратилось только за предварительным согласованием предоставления земельного участка, а сам земельный участок еще не предоставлен обществу на правах аренды, то утверждать, что ему будет предоставлен земельный участок с категорией земель - земли запаса, нет оснований.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов заявителя и в полной мере соответствуют нормам действующего законодательства.
Доводы общества о том, что данным решением нарушено его право на получение земельного участка с той категорией, с которой оно будет использовать земельный участок, суд апелляционной инстанции не принимает, поскольку как было указано выше, изменение категории земельного участка происходит после формирования земельного участка из земель запаса, но до его предоставления заявителю. Поскольку земельный участок обществу не предоставлен, то нет оснований говорить о нарушении прав заявителя.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "06" марта 2018 года по делу N А19-25220/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-25220/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 августа 2018 г. N Ф02-3254/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Иркутская электросетевая компания"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Иркутской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, 4ААС