город Омск |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А46-14733/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 08АП-2127/2018, 08АП-2128/2018) общества с ограниченной ответственностью "НПК "СГ-2000" и Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 19.01.2018 по делу N А46-14733/2017 (судья Пермяков В.В.), принятое по иску Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) к обществу с ограниченной ответственностью "НПК "СГ-2000" (ИНН 5507049235, ОГРН 1025500532188) о взыскании задолженности за период с 18.09.2012 по 30.04.2017 в сумме 500 921, 44 руб., а также пени за период с 11.09.2011 по 30.04.2017 в сумме 40 418, 06 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Лукьянова Н.М. (личность подтверждена удостоверением, по доверенности N Исх/ДИО-4846 от 28.03.2018 сроком действия один год);
от общества с ограниченной ответственностью "НПК "СГ-2000" - Дзюбенко С.Н. (личность удостоверена паспортом, по доверенности б/н от 13.04.2018 сроком действия один год),
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "НПК "СГ-2000" (далее - ООО "НПК "СГ-2000", Общество, ответчик) о взыскании задолженности за период с 18.09.2012 по 30.04.2017 - 500921,44 руб., а также пени за период с 11.09.2011 по 30.04.2017-40418,06 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.01.2018 по делу N А46-14733/2017 исковые требования удовлетворены частично. С ООО "НПК "СГ-2000" в пользу департамента имущественных отношений Администрации города Омска взыскана задолженность по арендной плате по договору аренды земельного участка от 17.07.2008 N ДГУ-Ц-12-847 за период с 18.09.2012 по 30.04.2017 в размере 54 960 руб. 73 коп., пени за период с 11.09.2011 по 30.04.2017 в размере 3 082 руб. 29 коп. В удовлетворении остальной части требований - отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество и Департамент обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, Общество - части удовлетворения требований, Департамент - в части отказа в удовлетворенных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество, ссылается на неверное применение истцом значения Сап, равное 0,07. При этом, по убеждению Общества, к спорным правоотношениям подлежит применению значение Сап, равное 0,03, поскольку автозаправочная станция, согласно пункту 8 Приложения N 1 к "Положению об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске", подлежит отнесению к числу производственных объектов.
В своей апелляционной жалобе Департамент настаивает на том, что отчет N 400 01.07.2016 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:3104 в размере 2 631 812 руб. на дату оценки 11.05.2015, выполненный ООО "Арсенал-сервис", соответствует законодательству Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартам, методическим указаниям и достоверности определенной рыночной стоимости объекта оценки.
При этом, по убеждению Департамента, судебная экспертиза от 19.102017 не содержит полный перечень необходимой информации об объекте оценки, оценщиком не использовались определение стоимости объекта оценки с учетом фактов, существенно влияющих на его ценность.
Определениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2018 и от 01.03.2018 апелляционные жалобы приняты к производству и назначены к рассмотрению в судебном заседании на 16.04.2018.
В судебном заседании представитель ООО "НПК "СГ-2000" поддержал доводы и требования своей апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой части, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель Департамента поддержал доводы и требования своей апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Определением от 16.04.2016 рассмотрение апелляционных жалоб отложено на 08.05.2018 на 12 час. 20 мин.
Информация об отложении размещена в информационном ресурсе http://kad.arbitr.ru/.
В заседании суда апелляционной инстанции 08.05.2018 представители ООО "НПК "СГ-2000" и Департамента поддержали ранее заявленную процессуальную позицию.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционные жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
17.07.2008 Главным управлением по земельным ресурсам Омской области и обществом с ограниченной ответственностью "НПК "СГ-2000" был заключен договор N ДГУ-Ц-12-847 аренды земельного участка.
Предметом договора согласно пунктам 1.1, 1.2 является земельный участок площадью 2 292 кв. м., с кадастровым номером 55:36:080101:3104.
В соответствии с пунктом 2.1 Договора размер арендной платы за предоставленный Участок определяется согласно расчету арендной платы и составляет 242 310 руб. 24 коп.
Согласно пункту 2.2 Договора размер арендной платы изменяется не чаще одного раза в год с учетом изменения кадастровой стоимости участка и в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Дополнительным соглашением, зарегистрированным 22.09.2010, пункт 2 договора изложен в следующей редакции: "2.1 Размер арендной платы за предоставленный Участок определяется согласно расчету арендной платы.
2.2. Арендная плата подлежит изменению не чаще одного раза в год в следующих случаях:
1) внесения изменений в порядок определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, расположенные на территории города Омска;
2) изменения кадастровой стоимости участка".
Также приложение к договору "Расчет арендной платы за аренду земельного участка" изложен в редакции:
"Расчет ежемесячной арендной платы за аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного на территории города Омска.
Расчет арендной платы осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п (далее - Постановление).
Размер ежемесячной арендной платы за предоставленный в аренду земельный участок рассчитывается по формуле:
Ап = Кс х Сап/12, где:
Ап - размер ежемесячной арендной платы;
Кс - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:3104 составляет: 8360459,64 рублей;
Сап - ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка: 0,035 (пункт 9 прил. N 1 к Положению об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске);
12 - количество месяцев в году;
Размер ежемесячной арендной платы составляет 24 384,67 рублей."
Дополнительным соглашением, зарегистрированным 14.06.2012, пункт 2.2 договора изложен в следующей редакции: "2.2. Арендная плата подлежит изменению не чаще одного раза в год в следующих случаях:
1) внесения изменений в порядок определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, расположенные на территории города Омска;
2) внесения изменений в значения показателей, используемых при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, расположенные на территории города Омска.
В случае изменения порядка определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, расположенные на территории города Омска, Арендодатель заключает с Арендатором дополнительное соглашение.
В случае внесения изменений в значения показателей, используемых при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, расположенные на территории города Омска, размер арендной платы может изменяться Арендодателем в одностороннем порядке. Об изменении размера арендной платы Арендодатель письменно уведомляет Арендатора путем направления уведомления по реквизитам, указанным в настоящем договоре. Арендатор обязан принять уведомление к исполнению в указанный в нем срок. Настоящее условие не требует составления дополнительного соглашения".
Также приложение к договору "Расчет арендной платы за аренду земельного участка" изложен в редакции:
"Расчет ежемесячной арендной платы за аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного на территории города Омска.
Расчет арендной платы осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п (далее - Постановление).
Размер ежемесячной арендной платы за предоставленный в аренду земельный участок рассчитывается по формуле:
Ап = Кс х Сап/12, где:
Ап - размер ежемесячной арендной платы;
Кс - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:3104 составляет: 3776494,97 руб.;
Сап - ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка: 0,035 (пункт 9 прил. N 1 к Положению об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске);
12 - количество месяцев в году;
Размер ежемесячной арендной платы составляет 11014,78 руб."
В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29.07.2008 N 179-П "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске" с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Омской области от 29.08.2012 N 181-п, коэффициент Сап в период с 18.09.2012 по 09.01.2015 применен Департаментом при расчете в размере 0,07 (пункт 9 прил. N 1 к Положению об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске).
В связи с чем, размер арендной платы в период с 18.09.2012 по 09.01.2015 составил 22 029 руб. 55 коп. в месяц.
С 10.01.2015 произведено изменение значения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:3104, кадастровая стоимость такого участка составила 2 505 751 руб. 92 коп.
В связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, размер арендной платы в период с 10.01.2015 по 10.05.2015 составил 14 616 руб. 89 коп. в месяц.
Кроме того, 11.05.2015 вступило в силу постановление Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов".
В соответствии с пунктом 5 указанного Постановления арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3, 4 настоящего Порядка, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле:
А = С x Р*И/100%, где: А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка; Р - действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, И - коэффициент уровня инфляции.
Размер рыночной стоимости был определен Департаментом на основании отчета N 400 от 01.07.2016 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:3104 и составил 2 631 812 руб. на дату оценки 11.05.2015.
В соответствии с пунктом 7 Постановления при заключении договора аренды земельного участка уполномоченный орган или орган местного самоуправления Омской области предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
В связи с чем, Департамент с 11.05.2016 применяет коэффициент уровня инфляции в размере 1,064.
В соответствии с указанными изменениями, Департаментом произведен перерасчет арендной платы по Договору, по результатам которого с 11.05.2015 по 10.05.2016 ее размер в месяц составил 18 093 руб. 71 коп., с 11.05.2016 - 19 251 руб. 70 коп.
Об изменении размера арендной платы и необходимости уплаты задолженности ответчик уведомлен Департаментом письмами от 25.07.2016 N Исх-ДИО/19383, от 22.05.2017 N Исх-ДИО/7527.
В результате произведенного перерасчета арендной платы сумма задолженности Общества по договору от 17.07.2008 N ДГУ-Ц-12-847 аренды земельного участка за период с 18.09.2012 по 30.04.2017 составила 500 921 руб. 44 коп. Также были начислены пени за просрочку платежей за период с 11.09.2011 по 30.04.2017 в сумме 40 418 руб. 06 коп.
В связи с изложенным, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
19.01.2018 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно положениям статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Исходя из анализа сложившихся между сторонами правоотношений, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что правоотношения, возникшие из настоящего Договора регулируются нормами раздела 3 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (общие положения об обязательствах) и параграфа 1 главы 34 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (общие положения об аренде, аренда зданий, сооружений), Земельным кодексом Российской Федерации, а также условиями заключенного Договора.
В соответствии со статьёй 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт пользования Обществом земельным участком, переданным по акту приема-передачи земельного участка в аренду на основании договора N ДГУ-Ц-12-847 аренды земельного участка, подтвержден материалами дела.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 02.02.2010 N 12404/09 по делу N А58-2302/2008, пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Поэтому новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно которому арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что размер арендной платы по договору аренды N ДГУ-Ц-12-847 устанавливается и может изменяться Департаментом, как арендодателем, в одностороннем порядке в соответствии с положениями нормативного правового акта, изменяющего значение коэффициентов, используемых в расчете арендной платы в соответствии с Договором и приложениями к нему, вне зависимости от условий такого договора.
При этом Департамент, осуществляя пересчет, правильно исходил из того, что арендная плата по Договору, с учетом сформулированных выше выводов, должна исчисляться с момента вступления в силу изменений. Факт неподписания сторонами договора дополнительного соглашения о внесении изменений в расчет арендной платы, являющийся неотъемлемой его частью, не имеет правового значения для решения вопроса о законности увеличения размера арендной платы до указанной выше суммы, поскольку, в силу процитированных выше норм законодательства (с учетом смысла, придаваемого таким нормам правоприменительной практикой), такие изменения являются обязательными для сторон договора, предусматривающего условие о регулируемой арендной плате.
Соответствующее условие об изменении значений коэффициента Сап и размера кадастровой стоимости, расчета арендной платы с учетом рыночной стоимости земельного участка, в силу положений закона, считается согласованным сторонами договора с момента вступления в силу положения нормативного правового акта, предусматривающего такое изменение.
На основании вышеизложенного, доводы ответчика о незаконном начислении арендной платы подлежат отклонению.
Как следует из обжалуемого решения, судом первой инстанции к начисленной арендной плате за период с 18.09.2012 по 19.08.2014 в соответствии с положениями статей 195, 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации применен срок исковой давности, в связи с чем в данной части в удовлетворении исковых требований Департамента было отказано.
Каких-либо доводов, возражений относительно данного вывода суда первой инстанции Департаментом, не заявлено, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его переоценки. Таким образом, период доначисления ответчику задолженности по арендной плате вследствие осуществленного перерасчета определен с 19.08.2014 по 30.04.2017.
Также, суд первой инстанции посчитал, что арендную плату за период с 11.05.2015 необходимо рассчитывать с учетом размера рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы.
При этом доводы апелляционной жалобы Департамента сводятся к тому, что перерасчет арендной платы по основанию вступления в силу постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" должен осуществляться исходя из значения рыночной стоимости земельного участка, установленного отчетом N 400 от 01.07.2016 об оценке рыночной стоимости земельного участка в размере 2 631 812 руб.
Статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что проведение оценки объектов является обязательным в случае вовлечения в сделку соответствующего объекта, принадлежащего полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо в аренду.
В то же время в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" разъяснено, что величина стоимости объекта оценки, произведенной независимым оценщиком, может быть оспорена в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.).
Как уже указывалось выше, в рамках производства по настоящему делу судом первой инстанции назначено проведение судебной экспертизы по вопросу о величине рыночной стоимости спорного земельного участка.
Согласно заключению судебной экспертизы от 19.10.2017, проведенной ООО "А-Экспертное бюро" по настоящему делу, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:3104 по состоянию на 11.05.2015 составляет 1 485 000 рублей.
При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не мотивировано принятие результатов оценки, изложенных именно в заключении, и о том, что судом не обосновано отклонение отчета N 400 от 01.07.2016 об оценке рыночной стоимости земельного участка, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не соответствующие действительности и не основанные на материалах дела.
Так, судом первой инстанции обоснованно указано, что заключение эксперта ООО "А-Экспертное бюро" выполнено с использованием подлежащих применению федеральных стандартов оценки и в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", и что такое заключение не вызывает сомнений в его полноте, объективности и достоверности с учетом того, что в нем содержится полный перечень необходимой информации об объекте оценки, а также описание факторов, существенно влияющих на ценность объекта.
Указанные выше обстоятельства, установленные судом первой инстанции, подателем апелляционной жалобы по существу документально не опровергнуты.
При этом суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что эксперт, выполнивший соответствующую оценку и подготовивший заключение по делу, предупрежден судом первой инстанции об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения эксперта, предусмотренной статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, на что прямо указано в определении о назначении судебной экспертизы.
В то же время статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше положениями действующего законодательства, и установив полноту и достоверность выводов, изложенных в заключении эксперта ООО "А-Экспертное бюро", законно и обоснованно применил величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:3104, определенную именно указанным заключением, в связи с чем, отклонил расчет арендной платы по Договору, осуществленный Департаментом исходя из рыночной стоимости земельного участка, установленной отчетом N 400 от 01.07.2016.
При этом вопреки доводу Департамента, в заключении судебной экспертизы от 19.10.2017, представленном 23.10.2017 ООО "А-Экспертное бюро", содержится полный перечень необходимой информации об объекте оценки, оценщиком использовалось определение стоимости объекта оценки с учетом факторов, существенно влияющих на его ценность. В экспертном заключении содержатся выводы по поставленным вопросам, методика раскрыта, оно обосновано, достаточно ясное и полное.
С учетом изложенного, поскольку заключение выполнено экспертом с использованием подлежащих применению федеральных стандартов оценки, в соответствии с Законом N 135-ФЗ, не вызывает сомнений в его полноте, компетентности, объективности и достоверности арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что экспертиза проведена в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основания для признания экспертного заключения сомнительным или противоречивым, отсутствуют.
По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:3104 по состоянию на 11.05.2015 составляет 1 485 000 руб.
Таким образом, размер арендной платы в месяц за период с 11.05.2015 по 10.05.2016 составил 10 209 руб. 38 коп. в месяц, с 11.05.2016 - 10 862 руб. 78 коп. в месяц.
С учетом приведенных положений, в том числе применения срока исковой давности, а также рыночной стоимости земельного участка, определенной по результатам судебной экспертизы, размер задолженности Общества по расчету суда первой инстанции составил 54 960 руб. 73 коп.
Тот факт, что пункт 5 Порядка определения размера арендной платы, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, признан недействующим определением Верховного Суда РФ от 02.11.2017 N 50-АПГ17-18, не освобождает ответчика от обязанности по внесению арендной платы в указанном выше размере в исковой период.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что определением Верховного Суда РФ от 02.11.2017 N 50-АПГ17-18 пункт 5 Порядка признан недействующим с даты принятия определения.
Согласно статьям 186, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Из изложенного выше следует, что квалификация нормы правового акта в качестве недействующей осуществляется только с момента вступления в силу судебного акта, содержащего выводы о недействительности.
Таким образом, поскольку пункт 5 Порядка признан недействующим с 02.11.2017, основания для признания незаконным его применения при взыскании задолженности по арендной плате за период с 11.05.2015 по 30.04.2017 отсутствуют. Соответствующие доводы подателя жалобы отклонены как необоснованные.
Довод ООО "НПК "СГ-2000" о неверном применении Департаментом значения Сап равном 0,07, исходя из пункта 9 приложения N 1 к Положению об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске, и необходимости применения значения Сап равном 0,03 исходя из пункта 8 указанного приложения, подлежит отклонению на основании следующего.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 09.07.2008 N 36/08-27.895 на земельный участок с кадастровым номером 55:36:080101:3104 разрешенное использование земельного участка: для общественно-деловых целей под газозаправочную станцию.
Как следует из дополнительных соглашений к Договору, зарегистрированных 22.09.2010 и 14.06.2012, в расчете арендной платы используется Сап по пункту 9 приложения N 1 к Положению в размере 0,035.
Постановлением Правительства Омской области от 29.08.2012 N 181-п было изменено значение коэффициента Сап по пункту 9 с 0,035 на 0,07.
Указанные дополнительные соглашения подписаны со стороны Общества, в связи с чем применение значения Сап по пункту 9 приложения N 1 к Положению является согласованным между сторонами.
Так, пунктом 6 приложения N 1 к Положению установлено значение ставки арендной платы в размере 0,05 для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (за исключением автозаправочных станций), расположенных в отдельно стоящих зданиях.
Пунктом 8 приложения N 1 к Положению установлено значение ставки арендной платы в размере 0,03 для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Пунктом 9 приложения N 1 к Положению установлено значение ставки арендной платы в размере 0,07 (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Омской области от 29.08.2012 N 181-п) для земельных участков, предназначенных для размещения объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений) и относящихся к иным видам использования земельного участка.
Из совокупного анализа положений пунктов 6, 8, 9 приложения N 1 следует, что Положением автозаправочные станции отнесены по роду своей деятельности к объектам торговли, но в целях определения ставки выведены из под действия пункта 6. Следовательно, они не могут быть отнесены к объектам, указанным в пункте 8, и на них распространяется действие пункта 9.
Кроме того, на основании примечания 2 к пункту 3.20, пункта 4.5 (таблица 2) "ГОСТ Р 52765-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 269-ст, автогазозаправочные станции относятся к зданиям и сооружениям обслуживания движения (здания и сооружения, предназначенные для технического обслуживания транспортных средств).
Также согласно позиции 47.30.12 "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности", утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, торговля розничная газом для заправки автомобилей в специализированных магазинах относится к группировке "Торговля розничная".
На основании изложенного довод ответчика о необходимости применения при расчете арендной платы ставки арендной платы равной 0,03, исходя из вида разрешенного использования, указанного в пункте 8 приложения N 1, является необоснованным.
В силу указанных обстоятельств сумма задолженности ООО "НПК "СГ-2000" перед Департаментом по арендной плате по договору аренды N ДГУ-Ц-12-847 за период с 19.08.2014 по 30.04.2017 составляет 54 960 руб. 73 коп.
Суд первой инстанции в обжалуемом решении также пришел к выводу об обоснованности заявления Департамента о взыскании с ООО "НПК "СГ-2000" договорной неустойки, начисленной в соответствии с пунктом 5.2 Договора, в размере 3 082 руб. 29 коп.
При этом Департаментом в своей апелляционной жалобе не приведено конкретных доводов и возражений в опровержение законности и обоснованности сформулированной выше позиции суда первой инстанции, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки обстоятельств, послуживших основанием для вывода суда первой инстанции о частичном удовлетворении соответствующего требования истца.
В целом, доводы апелляционных жалоб основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, поскольку выводы, изложенные в решении суда, полностью соответствуют положениям законодательства и обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы Департамента не рассматривался, так как Департамент освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы Общества в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ООО "НПК "СГ-2000".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "НПК "СГ-2000" и Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 19.01.2018 по делу N А46-14733/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.