г. Москва |
|
16 мая 2018 г. |
Дело N А41-102471/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Юдиной Н.С., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Наджафовым О.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Энергия-Тензор" на решение Арбитражного суда Московской области от 19.02.2018, принятое судьей Фаньян Ю.А. по делу N А41-102471/17 по исковому заявлению ОАО "Энергия-Тензор" к ООО "Жилкомсервис" о взыскании денежных средств,
при участии в заседании:
от истца - Минофьева Г.А. по доверенности от 11.01.2018, Посаднева Ю.Н. по доверенности от 16.03.2016;
от ответчика - Баранова Е.Г. по доверенности от 09.01.2018, Долгова Е.Н. по доверенности от 09.01.2018,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Энергия-Тензор" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "Жилкомсервис" о взыскании задолженности по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения от 21.08.2013 N 214/147-13 в размере 585 483,23 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.02.2018 в удовлетворении требований отказано.
Законность и обоснованность указанного судебного акта проверяются по апелляционной жалобе ОАО "Энергия-Тензор", в которой заявитель просит судебный акт суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Представители истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просили обжалуемый судебный акт суда первой инстанции отменить.
Представители ответчика возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемый судебный акт суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 21.08.2013 между ОАО "Энергия-Тензор" (энергоснабжающая организация) и ООО "Наш дом" (правопредшественник ответчика) (потребитель) был заключен договор теплоснабжения и горячего водоснабжения от 21.08.2013 N 214/147-13, в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязалась подавать потребителю через присоединенную сеть до границы эксплуатационной ответственности тепловую энергию с теплоносителем в горячей воде и горячую воду для целей оказания коммунальных услуг в порядке, количестве (объеме) и сроки, предусмотренный договором, в многоквартирные дома, указанные в приложении N 3 к договору, а потребитель - принимать и оплачивать поданные тепловую энергию и горячую воду, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в ведении потребителя энергетического оборудования и инженерных сетей, а также исправность приборов учета и оборудования, используемых в процессе потребления тепловой энергии и горячей воды.
Как следует из искового заявления, согласно условиям заключенного сторонами договора, истцом надлежащим образом были оказаны услуги по нему.
Так за период сентябрь 2017 года ответчику поставлена тепловая энергия на общую сумму 585 483,23 руб.
Размер задолженности ответчика перед истцом за сентябрь 2017 года составил 585 483,23 руб.
Истцом адрес ответчика была направлена претензия с требованием оплаты задолженности, которая осталась без удовлетворения.
Поскольку реализация досудебного порядка урегулирования спора, инициированная истцом, не принесла положительного результата, вышеуказанные обстоятельства послужили основанием по обращению истца в суд с иском.
В настоящем деле рассматривается спор, возникший в связи с исполнением договора, являющегося по своей правовой природе договором энергоснабжения, к этим правоотношениям применимы нормы параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также общие положения об обязательствах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
ООО "Жилкомсервис" является управляющей организацией и осуществляет деятельность по подаче коммунального ресурса - горячая вода - потребителям (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Общедомовой прибор учета фиксирует показания израсходованной воды (единица измерения - куб.м), а также затраченной тепловой энергии на подогрев воды (единица измерения - Гкал).
Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.
В порядке статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 (вступило в силу 28.02.2015) внесены изменения в Правила N 354 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Согласно пункту 1 Правил N 354 они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с абзацем 6 пункта 38 постановления Правительства Российской Федерации N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов производится исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду") размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При этом из пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации N 129 от 14.02.15 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
Во исполнение данного постановления распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области N 93-РВ от 20.06.2017 и N 105-РВ от 27.06.2017 на территории городского округа Дубна был введен норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению равный 0,0672 Гкал на 1 куб.м.
В соответствии с положениями статьи 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным, в том числе с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, в силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке, нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома".
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2016 N 207-Р были утверждены тарифы на горячую воду для закрытых систем в виде двух компонентов:
компонент на тепловую энергию в размере 1 695,33 руб./Гкал без налога на добавленную стоимость;
компонент на холодную воду в размере 26,98 руб./куб.м без налога на добавленную стоимость.
Установление тарифов на горячую воду в виде двух компонентов предполагает их применение к объёму холодной воды, потребленной в горячей воде, определенному по показаниям общедомового прибора учёта по горячему водоснабжению и объёму тепловой энергии, потреблённой в горячей воде, определенному по нормативу расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения с применением стоимости компонента на тепловую энергию и не подлежит коммерческому учёту.
Как следует из материалов дела, все многоквартирные дома, находящиеся под управлением ООО "Жилкомсервис", оборудованы общедомовыми приборами учета по горячему водоснабжению. Три многоквартирных дома (пр-т Боголюбова д. 19А, пр-т Боголюбова д. 21, ул. Вернова С.Н. д. 1) с централизованной системой горячего водоснабжения, восемь многоквартирных домов (пр-т Боголюбова д. 39, пр-т Боголюбова д. 41, пр-т Боголюбова д.43, пр-т Боголюбова д. 44, пр-т Боголюбова д.45, ул. Вокзальная д. 7, ул. Вокзальная, д. 7 корпус 1, ул. Вокзальная д. 7, корпус 2) с нецентрализованной системой горячего водоснабжения, при которой горячая вода приготавливается с использованием общего имущества многоквартирного дома.
При централизованной системе горячего водоснабжения расчёт размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещение в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и рассчитывается в соответствии с пунктом 26 и формулой 23 приложения N 2 Правил N 354 исходя из показания приборов учёта горячей воды (пункт 42 Правил N 354).
При этом из пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При отсутствии централизованных систем горячего водоснабжения, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом доме в соответствии с пунктом 54 Правил N 354 расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объёма коммунального ресурса и тарифа на использованный при производстве коммунальный ресурс, где размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Данный вывод содержится в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
В связи с тем, что в многоквартирные дома с нецентрализованной системой горячего водоснабжения поставщиком холодной воды является АО "Производственно-техническое объединение городского хозяйства", компонент на холодную воду в составе горячего водоснабжения в размере 132 734,27 руб. подлежит оплате за сентябрь 2017 года АО "Производственно-техническое объединение городского хозяйства".
Таким образом, сумма к оплате за горячее водоснабжение за сентябрь 2017 года составляет: 328 553,71 руб. + 560 417,12 руб. = 888 970,83 руб.
Данная сумма была оплачена ООО "Жилкомсервис" в октябре 2017 года, что подтверждается истцом.
В такой ситуации в настоящее время задолженность ответчика перед истцом за спорный период отсутствует.
При этом, как правомерно отметил суд первой инстанции, исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями.
Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования абзаца 2 пункта 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования Правил предоставления коммунальных услуг в договорных отношениях по ресурсоснабжению, управляющая организация должна оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам с учетом затрат на содержание общего имущества дома.
Аналогичная позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2018 N А41-60088/2016, от 20.03.2018 N А40-2475/2017, от 20.02.2018 N А41-34349.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований истца.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2018 года по делу N А41-102471/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
Н.С. Юдина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.