г. Челябинск |
|
16 мая 2018 г. |
Дело N А07-29317/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Пирской О.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пименовым А.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.02.2018 по делу N А07-29317/2017 (судья Харисов А.Ф.).
Индивидуальный предприниматель Ахметзянова Светлана Сергеевна (далее - ИП Ахметзянова, заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, заинтересованное лицо), в котором просила:
- признать недействительным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженный в письме от 10.08.2017 N А-10319.
- обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 14 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения утвердить схему расположения земельного участка площадью 1320 кв.м, по адресу г.Уфа, ул.Гвардейская, д.40, корп.2 на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 02:55:040307, в указанных координатах поворотных точек, и направить её ИП Ахметзяновой Светлане Сергеевне:
Обозначение характерных точек границ на чертеже |
Координаты, м |
Расстояние, м |
|
X |
Y |
||
н1 |
663121,42 |
1376995,66 |
2,71 |
н2 |
663122,09 |
1376998,29 |
13,46 |
нЗ |
663125,77 |
1377011,24 |
6,69 |
н4 |
663127,63 |
1377017,67 |
33,60 |
н5 |
663095,30 |
1377026,83 |
4,85 |
нб |
663091,28 |
1377029,55 |
10,14 |
н7 |
663081,76 |
1377033,04 |
5,54 |
н8 |
663076,38 |
1377034,37 |
3,30 |
н9 |
663075,54 |
1377031,18 |
19,83 |
н10 |
663070,40 |
1377012,03 |
16,59 |
н 11 |
663083,55 |
1377001,92 |
6,60 |
н12 |
663089,95 |
1377000,31 |
5,46 |
н!3 |
663094,73 |
1377002,95 |
27,67 |
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.02.2018 требования предпринимателя удовлетворены. Суд признал недействительным отказ Управления в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обязал Управление утвердить схему расположения земельного участка площадью 1320 кв.м, по адресу г.Уфа, ул.Гвардейская, д.40, корп.2 на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 02:55:040307, в указанных истцом координатах поворотных точек (т.1 л.д.140-153).
Не согласившись с принятым решением, Управление (далее так же апеллянт, податель жалобы) обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Ссылаясь на положение п.1 ст. 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации, апеллянт указывает, что перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности между собой допускается при условии, что земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, тогда как заявителем испрашивается перераспределение предоставленного в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:040307:7 и земель, находящихся в государственной собственности, в силу чего такое перераспределение не представляется возможным.
Суд не учел, что утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка невозможно в силу того, что испрашиваемый участок расположен на территории проектируемой улицы, т.е. на территории земель общего пользования в границах красных линий, установленных в соответствии с проектом "Уфа. Корректировка генерального плана" утвержденного решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 04.08.2006 N 14/4. В силу изложенного апеллянт полагает, что определить вид разрешенного использования в соответствии с градостроительным кодексом в отношении формируемого земельного участка так же не представляется возможным.
Помимо этого апеллянт указывает, что испрашиваемый земельный участок зарезервирован с целью размещения объектов инженерно-транспортной инфраструктуры и в соответствии с пп.13 п.5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации отнесен к землям, ограниченным в обороте.
Так же суд не учел, что в соответствии с правилами землепользования и застройки городского округа участок размещен в территориальной зоне СП-2, предназначенной для организации санитарно-защитных зон.
С учетом изложенного апеллянт просит решение суда первой инстанции отменить, в требования удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ("kad.arbitr.ru"), явку своего представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, индивидуальный предприниматель Ахметзянова Светлана Сергеевна является собственником нежилого здания магазина общей площадью 229,4 кв.м., кадастровый номер 02:55:000000:33917, расположенного по адресу: г.Уфа, ул.Гвардейская/ ул.Зелёная (т.1 л.д.27-28).
Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 02:55:040307:7 площадью 273 кв.м. (т. 1 л.д. 12-15).
На основании по договора N 970-13 от 06.08.2013 указанный земельный участок предоставлен индивидуальному предпринимателю Ахметзяновой С.С. в аренду (выписка из Единого государственного реестра об объекте недвижимости л.д. 74-75).
28.07.2017 индивидуальный предприниматель Ахметзянова С.С. обратилась в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, указывая, что площадь земельного участка с кадастровым номером 02:55:040307:7 в размере 273 кв. м. является недостаточной для обслуживания принадлежащего ей магазина в силу чего данный земельный участок необходимо перераспределить с землями городского округа город Уфа согласно прилагаемой схеме для дальнейшего оформления на него права аренды (т. 1 л.д.8).
К заявлению приложено заключение кадастрового инженера, которому ИП Ахметзянова поручила провести работы по формированию (определению границ и площади) земельного участка под нежилым зданием магазином товаров первой необходимости (т. 1 л.д. 17-27).
Письмом от 10.08.2017 N А-10319 Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа отказало в утверждении указанной схемы. В качестве оснований для принятия такого решения указало на следующие обстоятельства:
- земельный участок образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 02:55:040307:7, предоставленного истцу в аренду, что в силу п.1 ст.39.27 Земельного кодекса Российской Федерации не предоставляется возможным;
- решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 41/6 от 28 января 2015 г. "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", испрашиваемый земельный участок зарезервирован с целью размещения объектов инженерно-транспортной инфраструктуры;
- спорный земельный участок расположен в территориальной зоне СП-2 (специализированная зона), предназначенной для организации санитарно- защитных зон (т.1 л.д. 76).
Полагая, что решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка не соответствует закону и нарушает права заявителя, ИП Ахметзянова С.С. обратилась в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции сослался на отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выслушав пояснения участвующих лиц, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства не находит оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права заинтересованного лица, может быть признан судом недействительным.
Для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого ненормативного акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс, ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 названного Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса.
В обоснование отказа в утверждении схемы Управление ссылается на невозможность перераспределения находящегося в аренде у заявителя земельного участка с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 1 ст. 11.7 Земельного кодекса при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (п.3 ст. 11.7 ЗК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 39.27 Земельного кодекса в случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, планируется в соответствии со схемой расположения земельного участка, данная схема является обязательным приложением к соглашению либо решению о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом данная схема утверждается указанными соглашением либо решением.
Таким образом, перераспределение находящегося в государственной собственности и предоставленного в аренду земельного участка с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности допускается в случае утверждения схемы расположения земельного участка при условии наличия соглашений между правообладателями участка и соответствующих земель.
Учитывая, что с заявлением об утверждении схемы, предполагающей необходимость перераспределения земель, обратился правообладатель земельного участка с кадастровым номером 02:55:040307:7, оснований, для отказа в утверждении схемы у органа местного самоуправления не имелось.
Оценивая довод апеллянта о расположении земельного участка в границах красных линий на территории проектируемой улицы, и тем самым на территории общего пользования, а так же довод о том, что испрашиваемый земельный участок зарезервирован с целью размещения объектов инженерно-транспортной инфраструктуры и в соответствии с пп.13 п.5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации отнесен к землям, ограниченным в обороте, судебная коллегия приходит к следующему.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами (пункты 2, 3 статьи 27 Земельного кодекса).
Ограничиваются в обороте земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд (подпункт 13 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса).
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур (п. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса)
Из содержания п. 3 ст. 70.1 Земельного кодекса следует, что земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года. Резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, допускается, в том числе, для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.
Включение спорного участка в состав зарезервированных земель Управление связывает с утверждением решением Совета городского округа г.Уфа от 04.08.2006 N 14/4 проекта "Уфа. Корректировка генерального плана", а так же с наличием утвержденного постановлением главы администрации ГО г. Уфа от 17.04.2009 N 1838 проекта планировки жилого района "Шакша-Южная" в Калининском районе г. Уфы, в соответствии с которыми участок расположен в границах красных линий проектируемой улицы.
В силу п. 2 ст. 70.1 Земельного кодекса резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (п. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Резервирование спорной территории, согласно позиции Управления, произведено с целью размещения объектов инженерно-транспортной инфраструктуры.
Вместе с тем в материалы дела документы, позволяющие установить возведение какого объекта федерального, регионального или местного значения предусмотрено документацией по планировке территории и расположен ли этот объект в пределах территории испрашиваемого земельного участка, заинтересованным лицом не представлены.
Представленные выкопировки из приложения N 1 к решению Совета ГО г. Уфа о резервировании земельных участков (т.1 л.д.112-113), документацией по планировке территории не являются.
Представленные документы территориального планирования в виде копий фрагментов территории, а именно: фрагмента схемы градостроительного зонирования из Правил землепользования и застройки, а так же фрагмента схемы функционального зонирования - Уфа. Корректировка генерального плана (т.1 л.д.91,92) свидетельствуют лишь об установлении территориальных зон. Проектов планировки, проектов межевания иных документов территориального планирования, предусматривающих размещение каких-либо объектов не представлено.
Территория проектируемой улицы сама по себе не является объектом федерального, регионального или местного значения, в целях возведения которого допускается резервирование земель на срок до двадцати лет.
Согласно пункту 12.6 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение трех лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Кроме того, суд верно указал на отсутствие препятствий для предоставления испрашиваемого земельного участка, формирование которого предусмотрено оспариваемой схемой, в аренду.
Согласно п.7 ст. 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии, в том числе, следующего основания:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования.
Таким образом, нормы Земельного кодекса не содержат запрета в предоставлении в аренду земельных участков, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Тот же вывод следует из подпункта 13 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса, в силу которой договор
аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, не превышающий срока
резервирования земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае если земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.
Доводы Управления о том, что в соответствии с правилами землепользования и застройки городского округа участок размещен в территориальной зоне СП-2, предназначенной для организации санитарно-защитных зон, не влияют на правильность принятого решения.
Согласно ст. 43.3.6 Правил землепользования и застройки Городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (утверждены решением Совета городского округа г. Уфа от 22.08.2008 N 7/4, далее - Правила) зона СП- "для организации санитарно-защитных зон", в которой согласно ст. 44 Правил одним из видов разрешенного использования является - размещение магазинов товаров первой необходимости, универсамов, торговых объектов мелкорозничной торговли, павильонов, торговых киосков, тем самым размещение магазина на испрашиваемом земельном участке в соответствии с Правилами разрешено.
Довод о невозможности определения вида разрешенного использования формируемого участка в силу нахождения его на территории общего пользования несостоятелен, т.к. красные линии, на основании которых Управление относит спорную территорию к территории общего пользования являются планируемыми и не определяют на момент рассмотрения спора правовой режим земель, на которых расположен принадлежащий предпринимателю магазин.
Как следует из материалов дела, территория формируемого земельного участка относится к территориальной зоне "СП-2" - для организации санитарно-защитных зон, вид разрешенного использования которой в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Уфа предусматривает размещение магазинов товаров первой необходимости, универсамов, торговых объектов мелкорозничной торговли.
С учетом изложенного доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, не влияют на правильность принятого судом судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.02.2018 по делу N А07-29317/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П.Ермолаева |
Судьи |
О.Н. Пирская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.