г. Красноярск |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А33-27835/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" мая 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии:
от истца (ТСН "Маяк") - Маковецкой Т.П., председателя на основании приказа от 06.12.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "21" февраля 2018 года по делу N А33-27835/2017, принятое судьей Лесковым Р.В.,
установил:
товарищество собственников недвижимости "Маяк" ИНН 2446008674, ОГРН 1162468126622 (далее - истец, ТСН "Маяк") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство" ИНН 2465086212, ОГРН 1042402660464 (далее - ответчик, общество) о передаче технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирным домом по адресу: г. Дивногорск, село Овсянка, ул. Школьная, 2а.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "21" февраля 2018 года исковые требования удовлетворены. Общество обязано передать ТСН "Маяк" по акту приема-передачи с момента вступления оспариваемого решения в законную силу техническую и иную документацию на многоквартирный дом N 2а в с.Овсянка по ул.Школьная за период с 2012 года по январь 2017 года:
- документы об осмотрах общего имущества: акты либо журналы осмотров, как плановых, так и внеплановых, конструктивных частей многоквартирного дома и инженерных сетей; документы (акты) о приемке результатов работ по содержанию общего имущества, текущему и капитальному ремонту общего имущества; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникацией, протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции; акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному сезону;
- копии смет, договоры с подрядными организациями (их заверенные копии) на текущий и капитальный ремонт;
- журналы заявок жителей по аварийно-диспетчерскому обслуживанию;
- техническую документацию на установленный коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии и теплоносителя (акт ввода в эксплуатацию, акт допуска в эксплуатацию, паспорт, документы о поверке прибора учета, журнал показаний прибора учета либо отчеты по показаниям прибора учета за весь период эксплуатации прибора);
- техническую документацию на прибор учета питьевой (холодной воды), а именно акт ввода в эксплуатацию, акт допуска в эксплуатацию, паспорт, документы о поверке прибора учета, журнал показаний прибора учета, либо отчеты по показаниям прибора учета за весь период эксплуатации прибора;
- техническую документацию на прибор учета электрической энергии, а именно акт ввода в эксплуатацию, акт допуска в эксплуатацию, паспорт, документы о поверке прибора учета, журнал показаний прибора учета, либо отчеты по показаниям прибора учета за весь период эксплуатации прибора;
- информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
- заверенные копии договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- заверенные копии договоров аренды общего имущества с третьими лицами, в том числе договор аренды N 09-14 от 31.12.2013, договор аренды N 11-13 от 25.02.2013;
- заверенные копии договоров на возмещение расходов по предоставлению коммунальных услуг, по содержанию и текущему ремонту, управлению многоквартирным домом, в том числе договор N 37-12 от 18.12.2012, от 10.06.2015, подписанный с ИП Тархановой Е.Н.;
- заверенные копии договоров на возмещение расходов по содержанию и текущему ремонту и аренде общего имущества в многоквартирном доме, в том числе N 5-16 от 25.01.2016, N 14-16 от 14.03.2016, N 106-15 от 01.10.2015;
- все оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений со всеми приложениями, в том числе протокол от 17.06.2015 о передаче помещений Тархановой Е.Н.; протокол N 1 от 02.02.2016 об утверждении аренды ОДМ площадью 8,4 кв.м; протокол N 1 от 02.02.2016 об утверждении аренды ОДМ с 07.02.2016 г.; протокол от 09.11.2015 о предоставлении имущества в аренду Благотворительному фонду "Дом Милосердия"; протокол от 09.11.2015 о предоставлении обществу помещения площадью 19,2 кв.м. под технический участок; протокол N 1 от 13.02.2016 о выборе совета МКД, отчета о работе домового совета за 2014-2015 годы; протокол от 29.09.2015 об утверждении расходов на текущий ремонт по видам работ; протокол от 05.04.2016 об утверждении перечня работ по текущему ремонту на 2016 год; протокол о выборе общества в качестве управляющей организации вместе с договором на управление от 31.08.2012;
- протокол общего собрания от 27.11.2016 о раздаче арендных денег; протокол общего собрания об изменении способа управления с ТСН "Маяк" на общество от 30.12.2016.
При отсутствии технической документации указанной в решении, возложить на общество обязанность по ее восстановлению и последующей передачи ТСН "Маяк".
Ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик приводит следующие доводы:
- судом не учтено, что часть требований о передаче документов в исковом заявлении не были указаны, претензия о передаче указанных документов обществу не направлялась;
- ответчик является управляющей компанией, которая предоставляет жилищно-коммунальные услуги, работы по капитальному ремонту не относятся к ведению управляющих организаций, поэтому решение суда в части передачи копий смет, договоров с подрядными организациями на капитальный ремонт является необоснованным;
- в материалы дела не представлено доказательств наличия в доме общедомовых приборов учета, в силу чего решение о передаче технической документации на ОПУ является незаконным;
- судом не дана оценка доводу о том, что у ТСН "Маяк" имеется акт допуска в эксплуатацию узла учета холодной воды, в силу чего требование о его передаче является необоснованным.
Представитель истца в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Ответчик уведомлен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с протоколом от 26.11.2016 N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Дивногорск, с. Овсянка, ул. Школьная, дом 2а, путем совместного присутствия, собственниками помещений принято решение о создании ТСН "Маяк", смене способа управления с управляющей компании (общества) на управление ТСН "Маяк".
От ТСН "Маяк" в адрес общества 01.12.2016 направлено уведомление о расторжении договора управления с 01.01.2017 в связи с состоявшимся решением общего собрания собственников помещений в жилом доме.
Между ТСН "Маяк" и собственниками многоквартирного жилого дома по адресу: г. Дивногорск, с. Овсянка, ул. Школьная, дом 2а 01.01.2017 подписан договор управления вышеуказанным домом.
По акту от 20.02.2017 ответчик передал истцу технический паспорт на жилой дом по ул. Школьная, 2а, в с. Овсянка и кадастровый паспорт земельного участка по данному адресу.
Между истцом и ответчиком 22.02.2017 составлен акт о состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: с. Овсянка, ул. Школьная, дом 2а. Согласно данному акту год постройки дома 1989, степень фактического износа - от 25%, количество наземных этажей 5, наличие цокольного этажа, количество квартир 35, строительный объем 8105 куб.м, общая полезная площадь дома 1829,1 кв.м, общая площадь жилых помещений 505,6 кв.м, общая площадь нежилых помещений 186,9 кв.м, техническое состояние многоквартирного дома, включая пристройки, удовлетворительное.
Между истцом и ответчиком 22.02.2017 составлен акт приема-передачи поквартирных и личных карточек граждан, зарегистрированных по адресу: г. Дивногорск, с. Овсянка, ул. Школьная, дом 2а.
Претензией, полученной ответчиком 21.02.2017, истец потребовал передать ему документацию, необходимую для технического обслуживания и содержания многоквартирного дома по адресу: г. Дивногорск, с. Овсянка, ул. Школьная, дом 2а.
В связи с тем, что документация передана не была, истец обратился в арбитражный суд с иском о возложении на общество обязанности по передаче документации на многоквартирный дом.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя истца и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из положений статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения.
В соответствии с частью 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность предыдущей управляющей организации передать техническую документацию и иные связанные с управлением таким домом документы управляющей организации либо товариществу собственников жилья, с которыми в установленном порядке заключен договор на управление домом.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, определен разделом 5 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Согласно пункту 20 раздела 5 названных Правил техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 24 Правил N 491 техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду.
Согласно пункту 26 Правил N 491 в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
д(1)) списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), составленные с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
д(2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
д(3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Пунктом 27 Правил N 491 предусмотрено, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение о расторжении договора управления с ответчиком и заключении договора управления с истцом. Решение общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома от 26.11.2016 не оспорено, не признано недействительными в установленном законом порядке.
Пунктом 18 Правил N 416 установлено, что в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.
Такое уведомление направлено ТСН "Маяк" в адрес общества 01.12.2016.
В силу пункта 19 Правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 20 Правил N 416 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами N 491. Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом (пункт 21 Правил N 416).
Поскольку договор управления многоквартирным жилым домом, заключенный с ответчиком, прекращен вследствие избрания новой управляющей организацией (истца), прежняя управляющая организация (ответчик) на основании части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 18-21 Правил N 416, пункта 27 Правил N 491, обязана была передать истцу документацию на многоквартирный жилой дом. Истребованная истцом у общества документация соответствует пунктам 24-26 Правил N491.
В апелляционной жалобе общество указывает, что часть требований о передаче документов в исковом заявлении не были указаны, претензия о передаче указанных документов обществу не направлялась. Данный довод ответчика не соответствует содержанию претензии, полученной ответчиком 21.02.2017, в которой ТСН "Маяк" предлагает обществу передать документы, связанные с содержанием многоквартирного дома, в том числе указанные в уточненном исковом заявлении от 30.01.2018.
Доводы ответчика о том, что в материалы дела не представлено доказательств наличия в доме общедомовых приборов учета, в силу чего решение о передаче технической документации на ОПУ является незаконным, а также о том, что у ТСН "Маяк" имеется акт допуска в эксплуатацию узла учета холодной воды, в силу чего требование о его передаче является необоснованным отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно акту от 22.02.2017, составленному между истцом и ответчиком о состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопление в данном доме имеется.
Письмом общества от 22.08.2016 N 1326 в адрес Огородниковой Л.В., проживающей в с.Овсянка, ул. Школьная, д.2А, кв.26, копией акта периодической проверки узла учета тепловой энергии у потребителя от 14.12.2016, акта допуска в эксплуатацию узла учета холодной воды от 25.01.2017, письмом муниципального унитарного предприятия электрических сетей от 31.01.2017 N 31/01 подтверждается наличие в многоквартирном жилом доме по указанному адресу общедомовых приборов учета тепловой энергии, холодной воды, электрической энергии.
Копия акта допуска в эксплуатацию узла учета холодной воды на период с 25.01.2017 по 25.06.2018, учитывая, что истец требует передать техническую документацию на многоквартирный дом за период с 2012 года по январь 2017 года, не освобождает ответчика от обязанности передать техническую документацию на установленный коллективный (общедомовой) прибор учета холодной воды (акт ввода в эксплуатацию, акт допуска в эксплуатацию, паспорт, документы о поверке прибора учета, журнал показаний прибора учета либо отчеты по показаниям прибора учета за весь период эксплуатации прибора), составленные до 25.01.2017.
Кроме того, ответчик считает, что управляющей организация только предоставляет жилищно-коммунальные услуги, работы по капитальному ремонту не осуществляет, поэтому решение суда в части передачи копий смет, договоров с подрядными организациями на капитальный ремонт является необоснованным.
Данный довод не принимается во внимание, поскольку согласно пункту 1.7 договора управления многоквартирным домом от 31.08.2012, приложению N 3 к нему предусматривалась возможность осуществления обществом капитального ремонта указанного многоквартирного дома.
Также суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в части передачи обществом иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, которые относятся к передаче в аренду и иное пользование общедомового имущества, принятием общим собранием собственников помещений решений по этим вопросам, по вопросам выбора совета МКД (его работы), утверждения расходов на текущий ремонт и перечня таких работ, выбора общества в качестве управляющей организации.
При этом суд обоснованно исходил из того, что истцом представлены доказательства фактического существования данных документов, в испрашиваемых протоколах общих собраний собственником помещений многоквартирного дома имеется отметка об их хранении в делах управляющей компании. Ответчиком по делу в части вышеуказанных документов, в том числе в части их наличия и актуальности возражения не представлены.
С ответчика в пользу истца взысканы судебные расходы на представителя в размере 13 793 рублей.
Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).
В силу частей 1, 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, при этом в разумных пределах. Право на возмещение судебных расходов возникает при условии фактического несения стороной затрат, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде. При разрешении вопроса о возможности возмещения судебных расходов суд самостоятельно определяет разумные пределы взыскания расходов с другого лица, участвующего в деле, исходя из оценки представленных доказательств, их подтверждающих.
По смыслу разъяснений, изложенных в пунктах 10 - 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек. Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Договором на оказание юридических услуг от 26.10.2017, заключенным между ТСН "Маяк" и Янишпольской В.М., расходным кассовым ордером N 2 от 26.10.2017, подписанным представителем исковым заявлением, протоколами судебных заседаний 14.12.2017, 23.01.2018 и 15.02.2018, заявлением об уточнении требований, выданной истцом доверенностью на данного представителя подтверждается оказание представителем в интересах ТСН "Маяк" перечисленных в названных документах юридических услуг и несения ответчиком расходов на их оплату в общем размере 13 793 рублей 05 копеек, включающих стоимость услуг представителя по делу 10 000 рублей, НДФЛ в сумме 1494 рубля 25 копеек, страховых взносов в пенсионный фонд и внебюджетные фонды в сумме 2298 рублей 80 копеек.
Суд первой инстанции, учитывая предмет и характер спора, объем проделанной представителем работы и собранные им доказательства, его участие в судебных заседаниях, а также степень сложности дела, правильно признал данные судебные расходы в сумме 13 973 рублей 05 копеек обоснованными и разумными и взыскал указанные расходы с ответчика в пользу истца.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" февраля 2018 года по делу N А33-27835/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-27835/2017
Истец: ТСЖ "Маяк"
Ответчик: ООО "Дивногорское жилищно-коммунальное хозяйство"
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-791/20
19.03.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-670/19
25.12.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6259/18
07.09.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-27835/17
17.05.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1733/18
21.02.2018 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-27835/17