г. Пермь |
|
16 мая 2018 г. |
Дело N А60-70798/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В. Г.
судей Васевой Е.Е., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина" - Чергунов В.Н., предъявлен паспорт, доверенность от 01.01.2018;
от заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга - Шокин Е.С., предъявлен паспорт, доверенность от 14.08.2017
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 05 марта 2018 года
по делу N А60-70798/2017
вынесенное судьей Колосовой Л.В.,
по заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина" (ИНН 6660003190, ОГРН 1026604939855)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6660010006, ОГРН 1046603571508)
о признании недействительным решения N 60409178/56093 от 28.07.2017 г.,
установил:
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга N 60409178/56093 от 28.07.2017 г.в части доначисления налога на имущество в отношении 230 спорных объектов основных средств в сумме 551 378,62 руб., соответствующих сумм пени в сумме 9 831,45 руб., штрафа в размере 43 728,82 руб. (с учетом уточненных требований принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 марта 2018 годазаявленные требования удовлетворены частично, решение инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга N 60409178/56093 от 28.07.2017 г. признано недействительным в части доначисления налога на имущество в сумме 550 426,22 руб., соответствующих пеней, штрафа.В удовлетворения остальной части требований отказано. На инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга возложена обязанность, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) с инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга в пользу Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина" взыскано 3000 руб., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Налоговый орган, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, просит решение отменить в удовлетворении заявленных обществом требований отказать в полном объеме. Из содержания жалобы следует, что суд первой инстанции неправильно применил положения ст. 380 НК РФ, поскольку согласно имеющимся в материалах дела доказательствам учреждением пониженная ставка по имуществу (линии энергопередачи, объекты тепло-энергоснабжения) применена неправомерно, спорное имущество не соответствует цели введения льготы, изложенной в Письме УМНС России по г. Москве от 24.09.2003 N 23-06/52441 и не является линейным объектом, находящимся натерритории разных субъектов РФ большой протяженности; также заявитель не представил доказательств, что вправе осуществлять деятельность в сфере передачи энергии, оборудование, используемое для собственных нужд - не может рассматриваться как линия энергопередачи, к которым согласно ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" относятся электрические сети и иные объекты электрического хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. Согласно кадастрового паспорта назначение кабельной линии 35кВ - коммуникационное и она соединяет здания Заявителя с п/ст "Кировская" - не является ЛЭП в значении Перечня N504.В п.2.2.1 и в Таблице 17 Решения Екатеринбургской городской Думы от 28.06.2016 N21/52 ТЭЦ Заявителя входит в систему только локального, а не централизованного теплоснабжения. Причем Заявитель указан как производитель тепла (ТЭЦ). Магистральные тепловые сети принадлежат - ООО "СТК", квартальные и разводящие тепловые сети принадлежат - "Екатеринбургэнерго", а не Заявителю (п.2.2.1 и таблица 17 решения Екатеринбургской городской Думы от 28.06.2016 N21/52)., таким образом спорное имущество не является линиями энергопередачи в том смысле, который установлен Перечнем N504.
Заявитель представил письменный отзыв по возражениям налогового органа, просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы жалобы, просил решение отменить, в удовлетворении заявленных учреждением требований отказать.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом проведена камеральная налоговая проверка расчета по налогу на имущество организаций за 2016 год.
Результаты камеральной налоговой проверки оформлены актом от 14.06.2017 N 80603, по итогам рассмотрения которого вынесено решение от 28.07.2017 N 60409178/56093 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 43 728,82 руб.; Учреждению доначислены налог на имущество в размере 553 595 руб. и пени 9 831,45 руб.
Основанием для доначисления суммы налога на имущество организаций за 2016 год, явилось неправомерное применение Учреждением льготы, предусмотренной п.3 ст. 380 НК РФ, в отношении имущества, относящегося к линиям энергопередачи, тепловым сетям, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, поскольку фактическое назначение льготируемого налогоплательщиком имущества не соответствует функциональному назначению имущества, указанному в Перечне N 504, что исключает применение в отношении этого имущества налоговой льготы.
Заявитель, не согласившись с решением инспекции, обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области.
Управлением ФНС России по Свердловской области решение инспекции от 28.07.2017 N 60409178/56093 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением, ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина" обратился с заявлением о признании недействительным решения Инспекции в части доначисления налога на имущество в отношении 230 спорных объектов основных средств в сумме 551 378,62 руб., соответствующих сумм пени в сумме 9 831,45 руб., штрафа в размере 43 728,82 руб.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что двойное назначение спорных объектов, как то использование для собственных нужд налогоплательщика, одновременно с передачей электроэнергии потребителям (субабонентам), не препятствует применению пониженной налоговой ставки, в связи с чем пришел к выводу, что налогоплательщик в проверяемый период имел право на применение пониженной ставки налога на имущество.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения лиц участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права.
На основании ст. 373 НК РФ общество является плательщиком налога на имущество организаций.
Пунктом 1 статьи 374 НК РФ определено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Признаки основных средств даны в пункте 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 ст. 56 Кодекса).
Установление в налоговом законе налоговой льготы предполагает, что наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный, в результате которого налогоплательщик, применяющий льготу, получает определенные преимущества по сравнению с другими плательщиками налога в виде снижения или смягчения налогового бремени.
Таким образом, с правовой точки зрения, налоговая льгота - это специальная норма, которая может применяться лишь при наличии установленных законодательством условий, которые не подлежат расширительному толкованию.
Положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие основания, с которыми налоговое законодательство связывает наличие у налогоплательщика права на льготу.
Согласно пункту 6 ст. 88 Кодекса при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 380 НК РФ ставки по налогу на имущество устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 3 статьи 380 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", действующей с 01.01.2013, налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4%, в 2014 году - 0,7%, в 2015 году - 1%, в 2016 году - 1,3%, в 2017 году - 1,6%, в 2018 году - 1,9%. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" общая ставка по налогу на имущество установлена в размере 2,2%.
При этом пунктом 4.1 данной статьи предусмотрено, что для организаций в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, ставки налога на имущество организаций устанавливаются в 2013 году в размере 0,4%, в 2014 году - 0,7%, в 2015 году - 1%, в 2016 году - 1,3%, в 2017 году - 1,6%, в 2018 году - 1,9%.
На основании данных норм применяется постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, которым утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее - Перечень N 504).
В названном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, перечень содержит графу "Примечание", в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
Однако право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов налогообложения, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. Само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества. Из введения в ОКОФ следует, что он составлен с целью обеспечения расчета экономических показателей; в основу классификации положено назначение объекта, его связь с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами
Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ; имущество поименовано в Перечне N 504.
Поскольку понятие "линии энергопередачи" в налоговом законодательстве отсутствует, для уяснения этого понятия необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации (пункт 1 ст. 11 НК РФ).
Согласно пункту 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 4 ст. 539 и пункта 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила § 6 "Энергоснабжение" применяются в том числе к договору снабжения электрической энергией, а также отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
Из статей 3 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - закон N 35-ФЗ) следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями). Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (абзац одиннадцатый статьи 3 Закона N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 "ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, энергоснабжение (электроснабжение) - обеспечение потребителей энергией (электрической энергией), при этом на основании пункта 21 этого акта потребителем признается предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
Линия электропередачи (ЛЭП) - это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние (пункт 34 ГОСТ 19431-84).
В силу пункта 5 Государственного стандарта СССР ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403, электропередачей является совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой.
Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, точка поставки определена как место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей.
Границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Таким образом, исходя из норм отраслевого законодательства к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, относится имущество, которое с учетом функционального назначения используется для передачи электроэнергии.
Согласно Перечню N 504 в разделе "Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью" поименовано имущество и сооружения линий энергопередачи, относящиеся в равной мере, как к объектам электроэнергетики, так и к объектам системы теплоснабжения.
Из материалов дела установлено, что обществом заявлена льгота в отношении тепловых сетей. Льготируемое имущество определено обществом, исходя из Перечня N 504, по коду: 12 4521126 сеть тепловая магистральная. Состав сети тепловой магистральной определен объектами, поименованными в графе "Примечание" к коду ОКОФ 12 4521126 Перечня N 504.
Так, сеть тепловая магистральная: трубопровод и его детали с теплоизоляцией, камера с запорной и регулирующей арматурой, контрольно-измерительными приборами, электросиловым управляющим оборудованием, средствами автоматики и телемеханики, вентиляцией, средствами пожаротушения, дренажные насосные станции, дюкер и элементы сети тепловой магистральной.
Таким образом, освобождению от обложения налогом на имущество подлежат не все тепловые сети, а лишь те из них, которые являются магистральными (код ОКОФ 124521126).
Судом установлено, что спорное имущество по своему функциональному предназначению относится к имуществу, являющемуся неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи (электропередачи) и учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина" имеет статус теплоснабжающей организации, заявителю установлены тарифы на передачу тепловой энергии, что подтверждено постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 10.12.2015 N 197-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, с использованием метода индексации установленных тарифов на 2016 - 2018 годы".
При этом на текущие периоды регулирования Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11.12.2017 N 138-ПК были внесены изменения в одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям Свердловской области для ЭПК УрФУ, который обладает статусом единой теплоснабжающей организации, осуществляет деятельность по выработке и передаче тепловой энергии сторонним потребителям, имеет утвержденные долгосрочные тарифы на поставку тепловой энергии.
Для ЭПК УрФУ утверждена инвестиционная программа по развитию теплосетевого хозяйства в интересах потребителей.
Так, Распоряжением Правительства Свердловской области от 08.09.2010 г. N 1213-РП "О согласовании инвестиционной программы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина" - структурного подразделения экспериментально-производственный комбинат Уральского федерального университета (город Екатеринбург) на 2011-2015 годы" ЭПК УрФУ вошел в перечень субъектов, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения, которым утверждается инвестиционная программа. Указанным распоряжением Правительства Свердловской области для ЭПК УрФУ утверждена долгосрочная инвестиционная программа (с учетом изменений) на период 2011 -2016 гг., включающая масштабную реконструкцию тепловых сетей на 2011-2016 годы.
УрФУ включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под регистрационным 66.1.40 (приказ ФСТ России от 01.10.2014 N 1601-э "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль").
Тепловые сети УрФУ включены в схему теплоснабжения муниципального образования "город Екатеринбург" (Приказ Минэнерго России от 29.12.2015 N 1053 "Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования "город Екатеринбург" до 2030 года"), код зоны деятельности N 65.
Тепловая энергия частично используется заявителем на собственные объекты (учебные корпуса, общежитие); частично заявитель осуществляет поставку тепловой энергии конечным сторонним потребителям (на 2016 г. ЭПК УрФУ имело договоры со 145 потребителями, некоторые из которых имеют по несколько точек поставки, так, например по договору с ООО "Фонд Радомир" количество точек поставки превышает 100).
В рамках камеральной налоговой проверки обществом представлены договоры по передачи электрической и тепловой энергии, схема энерго-и теплоснабжения, акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, которыми сторонами определены точки приема и передачи, указаны конечные потребители.
Из материалов дела следует, что в отношении отдельных потребителей поставка тепловой энергии осуществляется опосредованно через сети МУП "Екатеринбургэнерго" на основании заключенного договора оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя N 5-47 от 01.01.2011 г., в соответствии с которым МУП "Екатеринбургэнерго" оказывает услуги по передаче тепловой энергии ЭПК УрФУ через свои собственные сети с выполнением комплекса организационных и технологических действий по поддержанию качества поставляемого коммунального ресурса конечным потребителям ЭПК УрФУ. Актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей (эксплуатационной ответственности)
Кроме того Распоряжением Правительства Свердловской области N 1255-РП от 15.07.2011 г. для ЭПК УрФУ утверждена долгосрочная инвестиционная программа на 2012 - 2016 г.г., в которую вошли мероприятия по строительству и реконструкции электрических сетей, а также строительство распределительной подстанции.
Заявителю установлены долгосрочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области на период 2015 - 2019 гг., что подтверждено Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 24.12.2014 N 256-ПК "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области".
Указанные тарифы применяются для взаимных расчетов между сетевыми организациями за услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектов электросетевого хозяйства.
В свою очередь, между ОАО "МРСК Урала" (заказчик) и ЭПК УрФУ (исполнитель) заключен договор от 10.11.2008 N 14-ПЭ на оказание услуг по передаче электрической энергии, по условиям которого исполнитель обязался оказывать услуги по передаче электрической энергии и мощности с выполнением комплекса организационных и технологически связанных действий через технические устройства собственных электрических сетей, которые ОАО "МРСК Урала" обязалось оплачивать.
Также между ЭПК УрФУ и ОАО "МРСК Урала" подписаны акты оказанных услуг за все расчетные периоды 2016 года с отражением общего объема электрической энергии и мощности, переданной по сетям ЭПК УрФУ.
При этом установлено более 350 точек поставки электрической энергии, в которые непосредственно передается электрическая энергия по сетям и через распределительные устройства ЭПК УрФУ (Приложение N 2 к Договору N 14-ПЭ).
Объекты, участвующие в процессе передачи электрической энергии конечным потребителям (линия электропередачи воздушная (код 124521125), кабельные линии электропередачи (124521010), трансформаторные (распределительные) подстанции и оборудование в них (коды: 143115010, 143115020, 142911090), здание электроцеха и оборудование в нем (114521012, 142911090)) относятся к линиям энергопередачи, и технологически связанным с ними объектам.
Таким образом, электроэнергия, получаемая в точке приема, частично используется для собственных нужд, а частично передается потребителям.
При этом двойное назначение спорных объектов, как то использование для собственных нужд налогоплательщика, одновременно с передачей электроэнергии потребителям (субабонентам), не препятствует применению пониженной налоговой ставки.
Вопреки доводам жалобы выводы суда первой инстанции о правомерном применении заявителем льготы к объектам линий теплопередачи и сооружениям, являющихся их неотъемлемой технологической части, являются верными.
Как следует из налоговой декларации в процессе передачи тепловой энергии участвует 7 объектов, которые включают в себя тепловые сети (3 шт.), тепловые пункты (2 шт.), иное имущество (2 шт.); объекты для передачи электрической энергии - линии электропередачи (8 шт.); трансформаторные подстанции (28 шт.); распределительные подстанции (3 шт.); оборудование в них (165 шт.); здание электроцеха (1 шт.) и оборудование в нем (18 шт.).
При этом указанное имущество определено обществом, исходя из Перечня N 504, по кодам: 124521126 сеть тепловая магистральная; 114521012 здания электрических и тепловых сетей; 143312530 комплексы программно-технические для автоматизации управления технологическими процессами производства.
В соответствии с пунктом 3.12 "Свода правил" СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 Тепловые сети" тепловой пункт - сооружение с комплектом оборудования, позволяющее изменить температурный и гидравлический режимы теплоносителя, обеспечить учет и регулирование расхода тепловой энергии и теплоносителя. Тепловые пункты подразделяются на индивидуальные и центральные (ЦТП).
Таким образом, индивидуальные и центральные тепловые пункты являются элементом системы теплоснабжения, участвующие в процессе преобразования тепловой энергии.
Применение заявителем льготы по объекту по коду 143312530 комплексы программно-технические для автоматизации управления технологическими процессами производства судом первой инстанции правомерно признано необоснованным, т.к. материалы дела не позволяют сделать однозначный вывод о функциональном предназначение спорного имущества в виду отсутствия первичных документы по указанному объекту.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции в указанной части не имеется, доводов в указанной части апелляционная жалоба не содержит.
Доводы налогового органа о том, что имущество, относящееся к линиям энергопередачи, тепловым сетям, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не соответствует функциональному назначению имущества, указанному в Перечне N 504, что исключает применение в отношении этого имущества налоговой льготы откланяются судом апелляционной инстанции, поскольку применение спорной льготы не поставлено в зависимость от вида деятельности, осуществляемой налогоплательщиком, а обусловлено лишь назначением объекта основных средств.
Кроме того, льготированию подлежит не только имущество, код которого непосредственно указан в Перечне N 504, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне N 504.
Суд первой инстанции, проверяя соблюдение обществом условий для применения рассматриваемой льготы, в том числе функциональное предназначение спорного имущества, руководствуясь Сводом Правил (СП 124.13330.2012) верно установил, что спорные основные средства (линии энергопередачи, объекты тепло-энергоснабжения) являются объектами электросетевого хозяйства, предназначены именно для передачи электроэнергии потребителям этой энергии, при этом использовались ли такие объекты в спорный период непосредственно самим налогоплательщиком или иным лицом, которое осуществляло передачу электроэнергии потребителям, значения для применения пониженной налоговой ставки не имеет.
На основании изложенного законных оснований для доначисления обществу налога на имущество в отношении 229 объектов, соответствующих пени у налогового органа не имелось, решение инспекции правомерно признано в указанной части недействительным, как не соответствующее НК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права.
Таким образом, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на налоговый орган, который в силу положений подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 марта 2018 года по делу N А60-70798/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.