г. Самара |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А55-29802/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М., судей Филипповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиной А.Н.,
с участием:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания,
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания,
от третьих лиц:
Департамент Росприроднадзора по Приволжскому Федеральному округу - не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания,
Федеральная служба надзора в сфере природопользования - не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тольяттисинтез"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 февраля 2018 года по делу N А55-29802/2017 (судья Харламов А.Ю.),
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Самарской области, Самарская область, г. Самара,
к акционерному обществу "Тольяттисинтез" (ИНН 6323106975, ОГРН 1086320006090), Самарская область, г. Тольятти,
третьи лица:
Департамент Росприроднадзора по Приволжскому Федеральному округу, г. Нижний Новгород,
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, г. Москва,
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Самарской области (далее - Управление Росприроднадзора по Самарской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании с акционерного общества "Тольяттисинтез" (далее - АО "Тольяттисинтез", ответчик) задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 9 577 755,83 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.02.2018 исковые требования удовлетворены частично, с АО "Тольяттисинтез" в пользу Управления Росприроднадзора по Самарской области взыскана задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 7 118 192,15 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований судом отказано.
АО "Тольяттисинтез" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, указывая не необоснованность сделанных судом выводов, неправильное применение судом норм материального права при вынесении обжалуемого судебного акта, просит отменить решение суда от 08.02.2018, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Управление Росприроднадзора по Самарской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 08.02.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "Тольяттисинтез" без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования" и внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370" и п. 2 Перечня источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717), статей 51, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, приказа Росприроднадзора от 29.09.2010 N 283 "О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717" и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 N 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области (далее Управление) наделено бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета по кодам доходов федерального бюджета бюджетной классификации Российской Федерации.
В частности, по кодам бюджетной классификации 048 1 12 01010 01 6000 120 "Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами", 048 1 12 01020 01 6000 120 "Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами", 048 1 12 01030 01 6000 120 "Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты", 048 1 12 01040 01 6000 120 "Плата за размещение отходов производства и потребления".
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.02.2016 N 110 "Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета" установлено, что Управление как администратор доходов федерального бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов; принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства; взыскание задолженности по поступлениям в бюджет через судебные органы или через судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; формирование и представление в финансовые органы документы; доводить до плательщиков реквизиты счетов, открытых территориальными органами Федерального казначейства для учёта соответствующих платежей; иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Являясь администратором платежей за негативное воздействие на окружающую среду, Управление Росприроднадзора по Самарской области провело сверку платежей с АО "Тольяттисинтез" за период с 1 квартала 2014 года по 4 квартал 2015 года.
В ходе сверки Управлением Росприроднадзора по Самарской области установлено, что со стороны АО "Тольяттисинтез" допущено нарушение при исчислении платы - коэффициент места расположения объекта размещения отходов 0,3 принят неправомерно.
Управлением произведен расчет суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 1 квартала 2014 года по 4 квартал 2015 года, размер которой составил 9 577 755,83 руб., из расчета 13 729 080,36 руб. (сумма, начисленная по данным Управления), 4 151 324,53 руб. (сумма, начисленная и оплаченная АО "Тольяттисинтез" за спорный период).
Из материалов дела следует, что Управлением в адрес АО "Тольяттисинтез" направлено требование (исходящий номер 07-24/2523) о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду и установлен срок исполнения данного требования.
АО "Тольяттисинтез" данное требование Управления оставлено без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "Тольяттисинтез" в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
В пункте 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства.
Данные платежи являются обязательными публично-правовыми платежами, носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", коэффициент 0,3 применялся при размещении отходов в пределах установленных лимитов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.
В силу Приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 (редакция от 27.03.2008) "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду", если объект расположен в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия и является специализированным полигоном (промышленной площадкой), оборудованным в соответствии с установленными требованиями, указывается коэффициент 0,3.
В соответствии с Методическими рекомендациями по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными Приказом Росприроднадзора от 23.10.2015 N 849, к документам, подтверждающим достоверность содержащихся в Расчете платы сведений в части размещения отходов, относятся: копии документов, подтверждающих факт размещения отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия в целях применения понижающего коэффициента 0,3 (документы, подтверждающие факт расположения объекта размещения отходов в пределах промышленной зоны образования отходов (кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что АО "Тольяттисинтез" передает отходы для размещения на специализированные полигоны, которые расположены вне зоны ведения хозяйственной деятельности юридического лица, а, следовательно, применение понижающего коэффициента 0,3 в данном случае недопустимо.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Аналогичная норма закреплена в пункте 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно части 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В соответствии со статьей 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
В данном случае, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе, представленное истцом Правовое заключение "По вопросу о применении понижающего коэффициента 0,3 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов)", подготовленное Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова (МГУ) от 06.02.2017 N 203-17/115-03, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности позиции заявителя в части заявленных требований о взыскании с АО "Тольяттисинтез" задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 7 118 192,15 руб. Требования истца в указанной части правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В остальной части заявленных требований судом отказано в связи с пропуском Управлением общего срока исковой давности.
О пропуске срока исковой давности заявлено ответчиком в суде первой инстанции.
Истцом возражений против пропуска срока исковой давности не заявлено.
Выводы суда первой инстанции о пропуске срока исковой давности по части требований в порядке апелляционного производства не обжалуются, возражений по ним в арбитражном суде апелляционной инстанции не заявлено.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не принимаются арбитражным апелляционным судом, как основанные на ошибочном толковании норм права и не подтвержденные материалами настоящего дела и представленными в дело доказательствами. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Также выводы суда первой инстанции согласуются с правовой позицией Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в судебных актах по делу N А55-17998/2017, вступивших в законную силу.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену решения суда, не установлено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Обязанность по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации возложена на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 февраля 2018 года по делу N А55-29802/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.