г. Красноярск |
|
16 мая 2018 г. |
Дело N А33-34413/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" мая 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ачинска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 февраля 2018 года по делу N А33-34413/2017, принятое судьей Антроповой О.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "4 Линия" (ИНН 2465299919, ОГРН 1132468052595, г. Красноярск, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Администрации города Ачинска (ИНН 2443006171, ОГРН 1022401158482, г. Ачинск, далее - ответчик) о взыскании задолженности по Муниципальному контракту от 19.06.2017 N 0119300000117000251-0046485-01 в размере 1789497 рублей 56 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07.02.2018 иск удовлетворен. С Администрации города Ачинска в пользу общества с ограниченной ответственностью "4 Линия" взыскано 1789497 рублей 56 копеек долга, 30895 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация города Ачинска обратилась с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что начисленный им штраф соответствует условиям муниципального контракта от 19 июня 2017 года, статье 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом". Суд не может изменить установленную законом и договором методику расчета. При подписании контракта и принятии на себя обязательств у сторон не возникало споров по поводу размера штрафа. Заявляя о снижении размера неустойки, истец должен представить суду доказательства исключительности обстоятельств, при которых подлежит применению статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства. Само по себе установление штрафа в фиксированной сумме в зависимости от цены контракта не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства участников гражданского оборота, свободу договора, права лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Суд не принял во внимание обеспечительную функцию штрафа как инструмента правового воздействия на участников гражданского оборота, а также снизил неустойку ниже однократной учетной ставки Банка России. Кроме того, суд неверно распределил судебные расходы сторон, взыскав их с ответчика, что не соответствует разъяснениям, данным в абзаце 4 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
Общество с ограниченной ответственностью "4 Линия" представило отзыв, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы, указав на законность решения суда первой инстанции.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.02.2018 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 04.04.2018, в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось до 08.05.2018.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.05.2018 в деле N А33-34413/2017 произведена замена судьи Бабенко А.Н. на судью Петровскую О.В., в связи с очередным отпуском судьи Бабенко А.Н. В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела начинается сначала.
От общества с ограниченной ответственностью "4 Линия" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя общества.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru) и в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без участия лиц, участвующих в деле, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что из доводов апелляционной жалобы следует, что ответчик оспаривает выводы суда первой инстанции в части применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и распределения судебных расходов, суд апелляционной инстанции в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между администрацией города Ачинска (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "4 Линия" (подрядчик) заключен муниципальный контракт от 19.06.2017 N 0119300000117000251-0046485-01 на выполнение работ для муниципальных нужд, по условиям пункта 1.1. которого работы по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом по муниципальному маршруту регулярных пассажирских перевозок N 7 "Южная промзона - Вокзал" выполняются иждивением подрядчика.
Согласно пункту 1.2. контракта качество выполняемых работ должно соответствовать действующим стандартам и характеристикам. Объем и содержание работ по контракту определяются "Техническим заданием" (приложение N 1 к контракту), которое подписывается обеими сторонами и является неотъемлемой частью контракта. Объем работ - не более 1115994 км.
Из пункта 2.1. контракта следует, что цена установлена на основании протокола рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 07.06.2017 N 0119300000117000250-2 и составляет 19740705 рублей 99 копеек. Источник финансирования: бюджет муниципального образования город Ачинск. Цена контракта включает: затраты (расходы), в связи с выполнением работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в результате небольшой интенсивности пассажиропотоков по муниципальным маршрутам (в форме субсидий), уплату налогов, сборов и других обязательных платежей (пункт 2.2.).
В соответствии с пунктом 2.4. контракта оплата производится ежемесячно за фактически выполненный объем работ, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, после предоставления в управление экономического развития и планирования администрации города Ачинска акта приемки-сдачи выполненных работ (услуг), счета-фактуры, перечня транспортных средств на маршруте (государственный номер, модель, марка транспортных средств), но не позднее тридцати дней с даты подписания заказчиком документов о приемке. Для оплаты выполненных работ (услуг) подрядчик ежемесячно представляет в управление экономического развития и планирования администрации города Ачинска следующие документы: до 11 числа месяца, следующего за отчетным, акты приемки-сдачи выполненных работ (услуг), счета-фактуры, перечень транспортных средств на маршруте (государственный номер, модель, марка транспортных средств); до 20 декабря текущего финансового года предоставляются акты приемки-сдачи выполненных работ (услуг) за декабрь текущего финансового года, счета-фактуры, перечень транспортных средств на маршруте (государственный номер, модель, марка транспортных средств); до 15 января текущего финансового года предоставляются акты приема-сдачи выполненных работ (услуг), подтверждающие объем выполненных перевозок в километрах с пассажирами за декабрь отчетного финансового года, перечень транспортных средств на маршруте (государственный номер, модель, марка транспортных средств).
Согласно пунктам 3.1. - 3.2. контракта местом выполнения работ является Красноярский край, г.Ачинск; срок выполнения работ с 01.07.2017 по 31.12.2019. Расписание движения автобусов утверждается заказчиком в течение 10 рабочих дней после заключения контракта.
Согласно пункту 4.1. контракта подрядчик обязан, в том числе: выполнить работы в соответствии с "Техническим заданием" (приложение N 1 к контракту); иметь на праве собственности или на ином законном основании транспортные средства, соответствующие условиям, указанным в пункте 6 "Технического задания"; при выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом по муниципальному маршруту регулярных пассажирских перевозок N 1 "Южная промзона - Городская больница" использовать транспортные средства, согласно пункту 6 "Технического задания".
В пункте 4.3. контракта указано, что заказчик вправе: требовать от подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков; требовать от подрядчика представления надлежащим образом оформленной отчетной документации материалов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с контрактом; запрашивать у подрядчика информацию о ходе выполнения работ; осуществлять контроль за объемом и сроками выполнения работ.
В соответствии с пунктом 4.4. контракта заказчик обязан, в том числе: сообщать в письменной форме подрядчику о недостатках, обнаруженных в ходе выполнения работ, в течение 2 рабочих дней после обнаружения таких недостатков; при обнаружении несоответствия качества, объема и стоимости выполненных подрядчиком работ условиям контракта требовать устранения замечаний; требовать оплаты неустойки (штрафа, пени) в соответствии с условиями контракта.
Ежемесячно, в сроки, установленные контрактом, подрядчик представляет заказчику комплект документов указанных в пункте 2.4 контракта (пункт 5.1. контракта). В течение 3 рабочих дней после получения от подрядчика документов, указанных в пункте 2.4. контракта, заказчик, в соответствии со статьей 94 Федерального закона N 44-ФЗ, назначает экспертизу оказанных услуг, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, с оформлением экспертного заключения (пункт 5.2. контракта).
Из пункта 7.1. контракта следует, что стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по контракту в соответствии с законодательством РФ.
Пунктом 7.5. контракта предусмотрено, что за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, и составляет: а) 10% цены контракта при цене контракта не более 3000000 рублей; б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3000000 рублей до 50000000 рублей.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик производит оплату по контракту за вычетом неустойки, убытков (материального ущерба) в порядке, предусмотренном ст. 410 Гражданского Кодекса РФ. Уплата неустойки и возмещение убытков, связанных с ненадлежащим исполнением сторонами своих обязательств по контракту, не освобождают нарушившую условия контракта сторону от исполнения взятых на себя обязательств (п. 7.6. контракта).
Стороны в пунктах 9.1. и 9.2. контракта предусмотрели, что в случае возникновения споров и разногласий по контракту и в связи с ним стороны примут меры к их разрешению путем переговоров. Если стороны не придут к соглашению, то споры подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в Арбитражном суде Красноярского края.
В техническом задании (приложение N 1 к муниципальному контракту от 19.06.2017), установлены общие условия выполнения пассажирских перевозок: вид транспортного средства: автомобильный транспорт (городской автобус); тип перевозок - транспорт общего пользования; класс транспортного средства - большой класс; длина транспортного средства - 12,4 метров; количество транспортных средств - в будние дни 8 единиц/ в выходные и праздничные дни 7 единиц; объем работ - 1115994 км; экологический класс - пятый, вместимость транспортного средства - 114 мест.
В качестве доказательств исполнения истцом условий контракта в материалы дела представлены: акт приема-сдачи выполненных работ (услуг) от 31.08.2017 на сумму 670988 рублей 46 копеек, акт приема-сдачи выполненных работ (услуг) от 30.09.2017 на сумму 649343 рубля 67 копеек, акт приема-сдачи выполненных работ (услуг) от 31.10.2017 на сумму 563349 рублей 51 копейка, перечень транспортных средств по маркам автобусов и их государственным номерам, осуществляющих регулярные перевозки по муниципальному маршруту N 7 "Южная Промзона - Вокзал" осуществляющих перевозку за август, сентябрь, октябрь 2017 года (т.1 л.д. 34-39).
Акт приемки-сдачи выполненных работ (услуг) от 31.08.2017 на сумму 670988 рублей 46 копеек - подписан ответчиком, с возражением о том, работы выполнены, транспортные средства используемые для выполнения работ не соответствуют условиям муниципального контракта, начислен штраф размере 987035 рублей 30 копеек.
Акт приемки-сдачи выполненных работ (услуг) от 30.09.2017 на сумму 649343 рубля 67 копеек - подписан ответчиком, с возражением о том, что экспертиза проведена, работы выполнены, транспортные средства используемые для выполнения работ не соответствуют условиям муниципального контракта, начислен штраф в размере 987035 рублей 30 копеек.
Акт приемки-сдачи выполненных работ (услуг) от 31.10.2017 на сумму 563349 рублей 51 копейка - подписан ответчиком, с возражением о том, что экспертиза проведена, работы выполнены, транспортные средства, используемые для выполнения работ не соответствуют условиям муниципального контракта, начислен штраф в размере 987035 рублей 30 копеек.
Письмом от 15.09.2017 N 06-02-19-1189 Администрация г.Ачинска сообщила ООО "4 Линия" о том, что работы выполненные ООО "4 Линия" по перевозке пассажиров за период с 01.08.2017 по 31.08.2017 приняты с замечаниями, используемые транспортные средства не соответствуют условиям контракта, штраф начислен за факт ненадлежащего исполнения в размере, установленном пунктом 7.5 муниципальных контрактов. Согласно п. 7.6 муниципального контракта оплата за выполненные работы произведена за вычетом штрафа, который составил 987035 рублей 30 копеек.
Письмом от 13.10.2017 N 06-02-19-1336 Администрация г.Ачинска сообщила истцу о том, что работы выполненные ООО "4 Линия" по перевозке пассажиров за период с 01.09.2017 по 30.09.2017 приняты с замечаниями, используемые транспортные средства не соответствуют условиям контракта, штраф начислен за факт ненадлежащего исполнения в размере, установленном пунктом 7.5 муниципальных контрактов. Согласно п. 7.6 муниципального контракта оплата за выполненные работы будет произведена за вычетом штрафа - 987035 рублей 30 копеек.
Письмом от 14.11.2017 N 06-02-19-1487 Администрация г.Ачинска сообщила истцу о том, что работы выполненные ООО "4 Линия" по перевозке пассажиров за период с 01.10.2017 по 31.10.2017 приняты с замечаниями, используемые транспортные средства не соответствуют условиям контракта, штраф начислен за факт ненадлежащего исполнения в размере, установленном пунктом 7.5 муниципальных контрактов. Согласно п. 7.6 муниципального контракта оплата за выполненные работы произведена за вычетом штрафа, который составит 987035 рублей 30 копеек.
24.10.2017 истцом в адрес ответчика направлена претензия N 240, в которой общество сообщило, что срок оплаты по муниципальному контракту истек, денежные средства подрядчику не перечислены в нарушение п. 5.8 муниципального контракта, сообщило, что считает необоснованным начисление штрафа от общей цены контракта как основания для не оплаты работ, просило рассмотреть настоящую претензию в течение 15 дней и произвести оплату за выполненные работы за август 2017 года в размере 637439 рублей 04 копейки (за вычетом 33549 рублей 42 копейки, то есть 5% от цены выполненных работ за отчетный период).
Письмом от 08.11.2017 N 06-02-58-5968 Администрация г.Ачинска уведомила ООО "4 Линия" о том, что начисленную сумму штрафа в связи с нарушением обязательств по контракту возможно снизить только в судебном порядке, заказчик таким правом не обладает.
Претензией от 30.11.2017 N 290 истец обратился к ответчику с требованием оплатить образовавшуюся задолженность за выполненные работы в сентябре в размере 616876 рублей 49 копеек (за вычетом штрафа 32467 рублей 18 копеек, то есть 5 % от цены выполненных работ за отчетный период), и в октябре - 535182 рубля 03 копейки (за вычетом штрафа 28167 рублей 48 копеек, то есть 5% от цены выполненных работ за отчетный период).
Ссылаясь на неоплату оказанных услуг по муниципальному контракту от 19.06.2017 N 0119300000117000251-0046485-01, истец обратился в суд с настоящим иском.
Проанализировав условия муниципального контракта, статьи 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункты 3, 4 Правил определения размера штрафа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (действовавших на момент заключения контракта и выполнения обществом работ), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что штраф за ненадлежащее исполнение перевозчиком обязательств определяется не из размера неисполненного обязательства, а исходя из общей цены контракта. В связи с чем, признали начисление ответчиком штрафа в размере 5% от цены контракта обоснованным и верным.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьями 9, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан и юридических лиц по своему усмотрению осуществлять принадлежащие им гражданские права, в том числе самостоятельно избирать способ защиты нарушенного права.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
По правилам статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
На основании статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов настоящего дела и не оспаривается сторонами в суде апелляционной инстанции, 19 июня 2017 года между администрацией города Ачинска (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "4 Линия" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 0119300000117000251-0046485-01 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом по муниципальному маршруту регулярных пассажирских перевозок N 7 ""Южная промзона - Вокзал". Стоимость работ по контракту составила 19740705 рублей 99 копеек. В период с 1 августа по 31 октября 2017 года истец оказал услуги по перевозке на общую сумму 1883681 рубль 64 копейки (670988 рублей 46 копеек за август, 649343 рубля 67 копеек за сентябрь и 563349 рублей 51 копейка за октябрь), которые не были оплачены ответчиком на основании пункта 7.6 названного выше муниципального контракта, а именно в связи с начислением штрафа за несоответствие транспортных средств, используемых для выполнения работ, условиям муниципального контракта.
Несоответствие транспортных средств, используемых для выполнения работ, условиям муниципального контракта от 19 июня 2017 года N 0119300000117000251-0046485-01, заключалось в несоответствии экологического класса транспортного средства, что также не оспаривается сторонами в суде апелляционной инстанции и нашло свое подтверждение в результатах проведенной администрацией г. Ачинска экспертизы выполненных обществом с ограниченной ответственностью "4 Линия" услуг по перевозке пассажиров.
Истец согласился с выводами суда первой инстанции о правомерности начисления ответчикам указанного штрафа, однако полагал, что начисленный штраф является несоразмерным последствиям ненадлежащего исполненного обязательства.
На стадии апелляционного производства разногласия сторон касаются возможности (невозможности) применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшения суммы штрафа.
Пунктом 7.5. муниципального контракта от 19 июня 2017 года N 0119300000117000251-0046485-01 предусмотрено, что за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 года N 1063, и составляет: а) 10% цены контракта при цене контракта не более 3000000 рублей; б) 5 % цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3000000 рублей до 50000000 рублей.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В части 6 этой же статьи предусмотрено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Определение размера штрафа и пени за неисполнение обязательств по государственному контракту осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом", согласно пунктам 3, 4 которого размер штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, устанавливается в фиксированном виде (в процентном соотношении от суммы контракта).
Из системного толкования данных пунктов следует, что при начислении пени учитывается фактически выполненный поставщиком объем обязательств, а штраф определяется в фиксированной сумме.
При этом, понятие "штраф" обычно употребляется в случаях, когда речь идет о неустойке в виде процента или в твердой сумме, взыскиваемых однократно, "пеня" - о неустойке, которая исчисляется в виде процента к сумме неисполненного обязательства и взыскивается за каждый день его нарушения или в течение определенного периода времени.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063 размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения. В силу пункта 4 данного Постановления при цене контракта от 3000000 рублей до 50000000 рублей размер штрафа составляет 5% цены контракта.
Однако, по смыслу положений пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойка (штраф) призваны обеспечить исполнение обязательств, служат средством возмещения потерь кредитора, вызванных нарушением должником своих обязательств, возможных его убытков. Помимо этих функций неустойка (штраф) имеют своей целью наказание стороны договора за нарушение взятых на себя обязательств, поскольку потерпевшая сторона не обязана доказывать причиненный ей ущерб.
Пунктом 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
В пункте 73 Постановления от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Согласно пункту 75 указанного Постановления при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки. Правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, в частности пунктом 5 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ (пункт 78 Постановления от 24 марта 2016 года N 7).
В соответствии с пунктом 37 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, штраф, как мера ответственности, может быть снижен судом с учетом положений статьи 333 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае неустановления судом баланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности и отрицательными последствиями, наступившими для кредитора в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Задача суда состоит в устранении явной несоразмерности штрафных санкций, следовательно, суд может уменьшить размер неустойки до пределов, при которых она перестает быть явно несоразмерной, причем указанные пределы суд определяет в силу обстоятельств конкретного дела и по своему внутреннему убеждению.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21 декабря 2000 года N 263-О разъяснил, что предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, т.е., по существу, на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно, поэтому, в части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения. При этом, суд обязан выяснить соответствие взыскиваемой неустойки наступившим у кредитора негативным последствиям нарушения должником обязательства и установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и отрицательными последствиями, наступившими для кредитора. Решение вопроса о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства производится на основании имеющихся в деле материалов и конкретных обстоятельств дела. Принимая во внимание компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, соразмерность суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Гражданского кодекса Российской Федерации предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом. Степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела, как того требуют положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 5467/14 по делу N А53-10062/2013, превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции.
В пункте 79 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что в случае списания по требованию кредитора неустойки со счета должника (пункт 2 статьи 847 Гражданского кодекса Российской Федерации), а равно зачета суммы неустойки в счет суммы основного долга и/или процентов должник вправе ставить вопрос о применении к списанной неустойке положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, например, путем предъявления самостоятельного требования о возврате излишне уплаченного (статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рамках настоящего дела, в качестве основания для снижения штрафа на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации истец указывал на то, что ответчик в период действия контракта каких-либо убытков не понес, обязательства истцом выполнены в полном объеме своими силами, негативных последствий для ответчика не имеется. К единственным негативным последствиям возможно отнести несоответствие экологического класса автобусов, но, как следует из информации с официального сайта города Ачинска в атмосфере города не зафиксированы концентрации отдельных загрязняющих веществ, превышающие установленные гигиенические нормы. Иных нарушений со стороны истца допущено не было. При таких обстоятельствах, по мнению истца, штраф является явно несоразмерным последствиям нарушенного обязательства, а законной и обоснованной будет сумма 33549 рублей 42 копейки (5% от цены выполненных работ в размере 670988 рублей 46 копеек за отчетный период - август 2017 года); в размере 32467 рублей 18 копеек (5% от цены выполненных работ в размере 649343 рубля 67 копеек за отчетный период - сентябрь 2017 года); в размере 28167 рублей 48 копеек (5% от цены выполненных работ в размере 563349 рублей 51 копейка за отчетный период - октябрь 2017 года). В противном случае, истец оказал услуги муниципальному заказчику в спорный период безвозмездно, что противоречит принципу возмездности заключенного муниципального контракта. Кроме того, после уведомления о расторжении контракта ответчиком размещено извещение на право заключения контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам N 7 "Южная промзона - Вокзал".
Суд первой инстанции, применяя статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из отсутствия у истца возможности единовременного оказания услуг в силу длительного периода исполнения обязательства, характера неисполненных ответчиком надлежащим образом обязательств, по своей сути не повлекших каких-либо неблагоприятных последствий, отсутствия иных нарушений при исполнении контракта, принятие истцом мер по исполнению контракта надлежащим образом, отсутствия в деле доказательств о размере убытков заказчика. В противном случае, истец оказал услуги муниципальному заказчику за весь период (август, сентябрь, октябрь 2017 года) безвозмездно, что противоречит принципу возмездности заключенного муниципального контракта.
При этом, степень и значимость негативных последствий ненадлежащим исполнением обязательства, покрывающихся суммой штрафа в размере 987035 рублей 30 копеек за спорный период, не обоснована ответчиком. Оснований полагать, что допущенное истцом нарушение было настолько существенным, что полностью лишило оказываемые услуги ценности для ответчика, в связи с чем фактически данные услуги оплате не подлежат, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Соответственно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о несоразмерности взыскиваемой суммы штрафа последствиям нарушения обязательства и, следуя принципу соблюдения баланса прав и интересов сторон, исходя из принципа справедливости и разумности, признал необходимым снизить размер штрафа до 33549 рублей 42 копейки (5% от цены выполненных работ в размере 670988 рублей 46 копеек за отчетный период - август 2017 года); в размере 32467 рублей 18 копеек (5% от цены выполненных работ в размере 649343 рубля 67 копеек за отчетный период - сентябрь 2017 года); в размере 28167 рублей 48 копеек (5% от цены выполненных работ в размере 563349 рублей 51 копейка за отчетный период - октябрь 2017 года), в связи с чем, согласился с размером указанного истцом штрафа.
Доводы подателя апелляционной жалобы о неправомерном применении судом первой инстанции статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижении размера штрафа подлежат отклонению как несостоятельные.
Выводы суда первой инстанции со ссылкой на указанную норму права касаются лишь согласия с позицией истца, который определил сумму задолженности с учетом условий договора о начислении штрафа. В силу положений статей 49, 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации формирование предмета и оснований иска, размера исковых требований является исключительно прерогативой истца. Следовательно, при отсутствии встречных требований о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение исполнителем договорных обязательств применение статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации как самостоятельного основания для снижения размера штрафа не относятся к существенным для настоящего дела обстоятельствам.
Допущенное истцом нарушение обязательства не является денежным, в связи с чем, суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку ответчика на уменьшение суммы штрафа ниже однократной учетной ставки Банка России.
Соответственно, поскольку материалами дела подтвержден факт оказания истцом ответчику услуг за спорный период, а также факт неоплаты оказанных истцом услуг, с учетом зачета в соответствии с пунктом 7.6. контракта от 19 июня 2017 года в сумму оплаты начисленного штрафа, учитывая применение к сумме начисленного штрафа статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижение его размера до 33549 рублей 42 копейки за август 2017 года; до 32467 рублей 18 копеек за сентябрь 2017 года; до 28167 рублей 48 копеек за октябрь 2017 года, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика 1789497 рублей 56 копеек долга (670988 рублей 46 копеек стоимость оказанных услуг в августе 2017 года - 33549 рублей 42 копейки штрафа = 637439 рублей 04 копейки; 649343 рубля 67 копеек стоимость оказанных услуг в сентябре 2017 года - 32467 рублей 18 копеек штрафа = 616876 рублей 49 копеек; 563349 рублей 51 копейка стоимость оказанных услуг в октябре 2017 года - 28167 рублей 48 копеек штрафа = 535182 рубля 03 копейки).
Довод ответчика о неправомерном взыскании с администрации судебных расходов на оплату государственной пошлины отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный. По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обратившимся в суд, и государством.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора. Поэтому, после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет судебные расходы, как состоящие из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Ссылка ответчика на разъяснения, изложенные в абзаце 4 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", в соответствии с которыми положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении требования о взыскании неустойки, которая уменьшается судом в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательства и получением кредитором необоснованной выгоды, несостоятельна. Правило о пропорциональном распределении судебных издержек в данном случае применено быть не может, поскольку исковые требования о взыскании задолженности удовлетворены полностью.
Иное толкование подателем апелляционной жалобы действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм права и не являются достаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 февраля 2018 года по делу N А33-34413/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-34413/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 июля 2018 г. N Ф02-2900/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "4ЛИНИЯ"
Ответчик: Администрация города Ачинска