г. Пермь |
|
16 мая 2018 г. |
Дело N А50-45441/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В. Г.,
судей Васевой Е.Е., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания Кривощековой С.В.,
при участии:
от заинтересованного лица ГУ - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Краль Н.В., предъявлен паспорт, доверенность от 12.10.2017;
в отсутствие представителей заявителя, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Технический центр "ЛУКОМ-А",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 12 марта 2018 года
по делу N А50-45441/2017
вынесенное судьей Самаркиным В.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Технический центр "ЛУКОМ-А" (ОГРН 1117746338082, ИНН 7724788533)
к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537)
о признании недействительным приказа от 23.10.2017 N 4146,
установил:
ООО "Технический центр "ЛУКОМ-А" (далее - заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, отделение фонда, фонд) с заявлением о признании недействительным приказа фонда от 23.10.2017 N 4146 "Об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Оспариваемым приказом должностного лица отделения фонда от 23.10.2017 N 4146 заявителю как страхователю отказано в установлении его филиалу, через который заявитель осуществляет деятельность на территории г. Перми, скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год, по мотиву осуществления филиалом общества финансово-экономической деятельности менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12 марта 2018 года требования ООО "Технический центр "ЛУКОМ-А" оставлены без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Из содержания жалобы следует, что основанием для отказа в удовлетворении заявленных обществом требований послужили выводы суда о том, что Филиал не является страхователем и юридическим лицом, не имеет статуса самостоятельной классификационной единицы для целей обязательного медицинского социального страхования и как следствие предоставление скидки Филиалу является незаконным, однако, как полагает заявитель жалобы, скидка к страховому тарифу устанавливается страхователю - Обществу, при выделение обособленного структурного подразделения в самостоятельную классификационную единицу регулируется подзаконным актом и не предусмотрено законом и Правилами как основание для вступления такой классификационной единицей как субъекта правоотношений по поводу обязательного социального страхования от несчастных случаев, присвоить данный статус обособленному подразделению является правом а не обязанностью ФСС РФ, кроме того не является критерием установления скидки обществу в соответствии с Правилами, следовательно, не может и не являться освоением для вынесения оспариваемого решения, а отсутствие у филиала статуса самостоятельной квалификационной единицы наряду с иными доказательствами подтверждает необходимость учета фондом показателей страхователя, а не филиала. Выделение обособленного подразделения страхователя как самостоятельной классификационной единицы для предоставления скидки без учета состояния охраны труда общества, по мнению заявителя, противоречило бы цели предоставления такой скидки.
Фонд представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу фонда - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного возражала против удовлетворения жалобы по доводам отзыва
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направил (от заявителя поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя), что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявитель зарегистрирован 27.04.2011 в качестве юридического лица в налоговом (регистрирующем) органе по месту учета и, исходя из положений Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в редакции действовавшей в спорный период (далее также - закон N 125-ФЗ), является плательщиком страховых взносов, в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Основным видом деятельности заявителя значится деятельность в сфере производства электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ (код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) - 43.2, в числе дополнительных видом деятельности в частности указана деятельность по производству электромонтажных работ (код ОКВЭД 43.21), производству прочих строительно-монтажных работ (код ОКВЭД 43.29).
На территории г. Перми Обществом создан и функционирует филиал "Пермский", сведения о котором внесены в Единый государственные реестр юридических лиц 11.07.2016 ГРН 9167747685767 (пункт 3 статьи 55 Гражданского кодекса российской Федерации, подпункт "н" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Общество обратилось в Отделение фонда с заявлением от 09.10.2017 об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год.
Приказом заместителя управляющего Отделения фонда от 23.10.2017 N 4146 по итогам рассмотрения поступившего 16.10.2017 заявления от 09.10.2017 обществу отказано в установлении его филиалу, через который ведется деятельность на территории г. Перми, скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год по причине несвоевременной уплаты страхователем текущих взносов.
Основанием для вынесения оспариваемого обществом приказа фонда от 23.10.2017 послужил факт осуществления филиалом общества финансово-экономической деятельности менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Общество, не согласившись с указанным приказом отделения фонда от 23.10.2017 N 4146, полагая, что приказ от 23.10.2017 не соответствует нормативным актам и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании этого приказа недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции исходил из того, что общество не является самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с чем установление скидок и надбавок к страховому тарифу филиалу является незаконным.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - закон N 125-ФЗ) страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска (ст. 21 Закона N 125-ФЗ). При этом страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к основному тарифу страховых взносов, которые уплачивает страхователь (пп. 1 п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ).
В силу статьи 3 закона N 125-ФЗ под страхователем понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы.
На основании статьи 6 Закона N 125-ФЗ в исполнительных органах страховщика осуществляется регистрация страхователей - юридических лиц и страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Таким образом, закон N 125-ФЗ не содержит иного понятия страхователя, кроме как юридическое лицо.
Постановлением фонда социального страхования Российской Федерации от 23.03.2004 N 27 (действующим в период вынесения оспариваемого приказа Фонда (утратил силу в связи с изданием постановления ФСС РФ от 08.011.2016 N 132, Приказ Минтруда России от 29.04.2016 N 202н)) утвержден Порядок регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Порядок регистрации).
В соответствии с настоящим Порядком обязательной регистрации в качестве страхователей подлежат юридические лица по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (подпункт 1 пункт 1 Порядка).
Согласно пункту 3 Порядка юридические лица, имеющие структурные подразделения, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящего Порядка, регистрируются в качестве страхователей в региональном отделении фонда (филиале регионального отделения фонда) по месту нахождения данных обособленных подразделений.
При регистрации страхователю присваивается регистрационный номер, который указывается в извещении о регистрации. Регистрационный номер присваивается страхователю при его первой регистрации и в дальнейшем не изменяется (пункт 19 Порядка).
В силу пункта 21 Порядка юридические лица, имеющие обособленные подразделения, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящего Порядка, регистрируются по месту нахождения указанных обособленных подразделений под регистрационным номером, присвоенным в установленном порядке региональным отделением фонда (филиалом регионального отделения фонда) при регистрации юридического лица по месту его нахождения, дополненным кодом обособленного подразделения. Дополнительный код обособленного подразделения присоединяется к регистрационному номеру страхователя через наклонную черту и используется для идентификации обособленного подразделения в единой интегрированной системе "соцстрах". Указанный код состоит из десяти цифр, характеризующих слева направо следующее: код территориального органа Фонда, зарегистрировавшего страхователя - 4 знака; уникальный порядковый номер обособленного подразделения в реестре территориального органа Фонда (Филиала территориального органа Фонда), осуществляющего регистрацию юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения, - 6 знаков. Расширенный регистрационный номер, дополненный кодом обособленного подразделения, присваивается при первой регистрации юридического лица по месту нахождения данного обособленного подразделения, указывается в Уведомлении о регистрации и в дальнейшем не изменяется.
Обособленные подразделения юридических лиц не наделяются статусом самостоятельного субъекта правоотношений по обязательному социальному страхованию и не могут являться страхователями в силу закона.
Как установлено судами, на территории г. Перми обществом создан и функционирует филиал "Пермский", сведения о котором внесены в единый государственные реестр юридических лиц 11.07.2016 ГРН 9167747685767 (пункт 3 статьи 55 Гражданского кодекса российской Федерации, подпункт "н" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), общество зарегистрировано в качестве страхователя в отделении фонда по месту нахождения филиала как обособленного подразделения.
Согласно представленным в материалы дела копиям документов общества с ограниченной ответственностью "Технический центр "ЛУКОМ-А" филиал "Пермский" не является юридическим лицом, следовательно, общества с ограниченной ответственностью "Технический центр "ЛУКОМ-А" филиал "Пермский" не является страхователем.
При этом филиал общества "Пермский" осуществляет основной вид экономической деятельности и не осуществляет иные виды экономической деятельности, которые не являются основными видами экономической деятельности Общества как страхователя.
Согласно статье 21 закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются Федеральным законом.
Пунктом 3 статьи 22 закона N 125-ФЗ предусмотрено, что правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила), страхователь вправе выделить как самостоятельную классификационную единицу для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащую отнесению к видам экономической деятельности, обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
Согласно пункту 7 "Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок), самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются подразделения страхователя при условии выполнения ими следующих требований: осуществление подразделениями страхователя видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя; ведение страхователем бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности подразделений страхователя, позволяющего обеспечить составление "Раздела III по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.12.2004 N 111 "Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ)" (признано не нуждающимся в государственной регистрации - письмо Минюста России от 13.01.2005 N 01/80-ВЯ); представление в исполнительный орган Фонда в установленные сроки расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) в целом по организации и "Раздела III по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"" расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) по каждому подразделению страхователя, являющемуся самостоятельной классификационной единицей.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, законом установлена возможность отнесения обособленного подразделения страхователя - юридического лица к самостоятельной классификационной единице для целей обязательного социального страхования только при наличии исполнения обособленным подразделением совокупности всех перечисленных требований.
Статус обособленного подразделения страхователя не влечет автоматического признания данного подразделения, в частности, общества с ограниченной ответственностью "Технический центр "ЛУКОМ-А" филиал "Пермский" самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Из толкования положений пункта 10 Порядка, пункта 12 Правил следует, что в случае неподтверждения страхователем видов экономической деятельности подразделений, он подлежит отнесению к виду экономической деятельности, который соответствует основному виду экономической деятельности самого общества (страхователя).
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о том, что общества с ограниченной ответственностью "Технический центр "ЛУКОМ-А" филиал "Пермский" не является классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является правильным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что филиал общества не является страхователем и юридическим лицом, не имеет статуса самостоятельной классификационной единице для целей обязательного социального страхования, в связи с чем установление скидок и надбавок к страховому тарифу является незаконным.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, как не свидетельствующие о незаконности и необоснованности обжалуемого судебного акта и не влекущие его отмены как основанные на неверном толковании норм права.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлены.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда следует оставить без изменения, апелляционная жалоба заинтересованного лица удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителей апелляционных жалоб в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 марта 2018 года по делу N А50-45441/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.