город Омск |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А81-10311/2017 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лотова А.Н.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3451/2018) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.02.2018 по делу N А81-10311/2017 (судья Кустов А.В.), рассмотренному в порядке упрощенного по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8902009214, ОГРН 1028900557355) к обществу с ограниченной ответственностью "Стройпромсервис" (ИНН 8902014239, ОГРН 1118901001889) о взыскании финансовых санкций в размере 1 000 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - ГУ-УПФ РФ в г. Лабытнанги ЯНАО, Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Стройпромсервис" (далее - ООО "Стройпромсервис", Общество) о взыскании финансовых санкций в размере 1 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.02.2018 по делу N А81-10311/2017 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против вынесенного судебного акта, Учреждение в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает на представление Обществом неполных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за апрель 2017 года в отношении двух застрахованных лиц. При подаче ООО "Стройпромсервис" дополняющей формы к своевременно переданным ошибочным сведениям не производится корректировка, а осуществляется дополнение самого перечня застрахованных лиц. В связи с тем, что ООО "Стройпромсервис" не подавалась отменяющая форма в отношении изначально представленных сведений за указанный период, в действиях ООО "Стройпромсервис", по мнению апеллянта, имеется нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В письменном отзыве на жалобу Общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
С учетом приведенных положений настоящая апелляционная жалоба рассматривается без вызова сторон.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, проверив в порядке, установленном статьями 266, 270, 272.1 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что 27.07.2017 ООО "Стройпромсервис" в ГУ-УПФ РФ в г. Лабытнанги ЯНАО представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета по дополняющей форме СЗВ-М за апрель 2017 года, что послужило поводом для установления Учреждением неполноты "исходных" сведений за апрель 2017 по форме СЗВ-М.
В связи с указанными обстоятельствами Учреждением составлен акт от 06.09.2017, в котором предлагалось действия Общества квалифицировать в соответствии с абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
По результатам рассмотрения акта ГУ-УПФ РФ в г. Лабытнанги ЯНАО вынесено решение N 030S19170005261 от 09.10.2017 о привлечении ООО "Стройпромсервис" к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, и Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 1 000 руб.
02.11.2017 Учреждением в адрес ООО "Стройпромсервис" направлено требование об уплате финансовой санкции в срок до 21.11.2017.
В связи с неисполнением Обществом требования ГУ-УПФ РФ в г. Лабытнанги ЯНАО обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
В статьях 5 и 6 Федерального закона N 167-ФЗ определено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию - лица, производящие выплаты физическим лицам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 167- ООО "Стройпромсервис" является страхователем по данному виду страхования и согласно пункту 2 статьи 14 указанного Федерального закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно абзацу третьему статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Из материалов дела следует, что ООО "Стройпромсервис" первоначально представило отчетность формы СЗВ-М (исходная) за апрель 2017 года в установленный законодательством срок, что подтверждается протоколом проверки электронного документа и заявителем подтверждается.
Впоследствии в связи с самостоятельным выявлением ошибки в поданных данных 27.07.2017 Общество представило сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" на застрахованных лиц.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), действующей с 19.02.2017.
Форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М), по которой страхователи представляют в органы Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п (далее - Постановление N 83п).
Как следует из Постановления N 83п, код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период; код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Из абзаца третьего пункта 39 Инструкции N 766н следует, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
С учетом взаимосвязанных положений статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ, пункта 39 Инструкции N 766н и Постановления N 83п следует признать, что исправления и корректировки сведений вносились и вносятся в форму СЗВ-М в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Таким образом, в случае самостоятельного выявления страхователем ошибки и представления исправленных форм применение финансовых санкций к такому страхователю исключается.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
При решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие именно действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.
Разъясняя в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" территориальным органам порядок применения названных финансовых санкций, Пенсионный фонд Российской Федерации счел возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки.
Учитывая, что в рассматриваемом случае ООО "Стройпромсервис" самостоятельно исправило выявленные ошибки, а также принимая во внимание практику применения указанных выше норм, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для взыскания с Общества финансовых санкций по требованию ГУ-УПФ РФ в г. Лабытнанги ЯНАО.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы Учреждения о наличии в действиях Общества признаков правонарушения, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, отклоняются за необоснованностью.
Вопреки утверждениям апеллянта, из Постановления N 83п следует, что СЗВ-М "дополняющая" представляет собой дополняющую форму, подаваемую с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период. При этом ограничение по характеру сведений не устанавливается положениями Постановления N 83п, в связи с чем апелляционный суд приходит к выводу о возможности дополнения данной формой любых сведений, включая ранее представленные.
Иные доводы в жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Лабытнанги ЯНАО не приведены.
Отказав в удовлетворении требований Учреждения, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление от обязанности по уплате государственной пошлины освобождено, в связи с чем судебные расходы не подлежат распределению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.02.2018 по делу N А81-10311/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-10311/2017
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа
Ответчик: ООО "СтройПромСервис"