г. Хабаровск |
|
17 мая 2018 г. |
А73-18676/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Жолондзь Ж.В., Козловой Т.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.,
при участии в заседании:
от АО "Федеральная пассажирская компания": Петушковой Е.С., представителя по доверенности от 10.03.2017, Малышевой В.Ю., представитель по доверенности от 14.10.2016,
ИП Дашдамиров Фикра Исраил оглы, лично, паспорт, Третьякова Е.С., представителя по доверенности от 22.04.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "Федеральная пассажирская компания", индивидуального предпринимателя Дашдамирова Фикра Исраила оглы
на решение от 08.02.2018
по делу N А73-18676/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Левинталь О.М.
по иску акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
к индивидуальному предпринимателю Дашдамирову Фикрат Исраил оглы о взыскании 306 011 рубля,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - АО "ФПК", ОГРН 1097746772738, ИНН 7708709686) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к индивидуальному предпринимателю Дашдамирову Фикрату Исраилу оглы (далее - ИП Дашдамиров Ф.И., ОГРНИП 304271022200027, ИНН 271000739393) о взыскании 306 011 рублей штрафа за провоз в вагоне N 09685330 грузобагажа, запрещенного к перевозке.
Решением суда от 08.02.2018 исковые требования удовлетворены частично, с ИП Дашдамирова Ф.И. в пользу АО "ФПК" взыскан штраф в размере 180 000 рублей, в остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец и ответчик оспорили решение суда от 08.02.2018 в апелляционном порядке.
АО "ФПК" в своей апелляционной жалобе, а также через своих представителей в судебном заседании, указывает на необоснованное снижение судом первой инстанции на основании правил статьи 333 Гражданского кодекса РФ штрафной неустойки, поскольку ответчиком не представлено доказательств несоразмерности взыскиваемого штрафа, последствиям нарушения обязательства.
В обоснование своей апелляционной жалобы ИП Дашдамиров Ф.И указывает, что спорный груз не являлся грузом, запрещенным к перевозке железнодорожным транспортом, поскольку согласно Положениям ГОСТа 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка", он относится к классу 9, подкласса 9.1, в связи с чем наличие знаков опасности не может являться основанием для отнесения спорного груза к категории опасных грузов, установленных пунктом 178 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России N 473 от 19.12.2013.
В судебном заседании предприниматель на удовлетворении своей апелляционной жалобе настаивал, истцу в удовлетворении жалобы просил отказать.
В судебном заседании представители АО "ФПК" просили отклонить апелляционную жалобу ответчика.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 03.05.2018 до 10.05.2018.
Из материалов дела следует, что 19.01.2017 между АО "ФПК" (перевозчик) и ИП Дашдамиров Ф.И. (отправитель) заключен договор об организации перевозки грузобагажа повагонными отправками в собственных (арендованных) багажных и почтовых вагонах в составах поездов формирования АО "ФПК" N 7-17/Ф (ДВСТ).
Пунктом 2.3.17 договора предусмотрена обязанность отправителя не допускать погрузку в вагон легковоспламеняющихся, взрывчатых, отравляющих, ядовитых, а так же других запрещенных к перевозке в качестве грузобагажа предметов и веществ, грузобагажа массой одного делимого места более 500 кг.
На основании пункта 4.5 договора перевозчик вправе проверять достоверность массы грузобагажа и других сведений, указанных в спецификации, перевозочном документе, а также соблюдение требований договора. Проведение проверок осуществляется представителями перевозчика в пути следования вагонов, а так же в местах общего и необщего пользования при погрузке и выгрузке грузобагажа.
Пунктом 4.2 договора предусмотрено, что за искажение массы грузобагажа в заявлении (заявке) на его отправку, за отправление предметов, перевозка которых в качестве грузобагажа запрещена, отправитель уплачивает перевозчику штраф в размере десятикратной стоимости платы за перевозку грузобагажа.
Отправитель 22.05.2017 обратился с заявлением на включение собственного вагона N 09685330 в состав поезда N 663. В спецификации от 23.05.2017 отправителем указано наименование, количество мест, вес и упаковка грузобагажа, а также подтверждено отсутствие в отправляемом грузе вещей и предметов, запрещенных к перевозке в качестве багажа и грузобагажа.
В ходе проведенной 24.05.2017 проверки работниками Центра внутреннего контроля и аудита Дальневосточного регионального отделения вагона N 09685330, выявлен факт провоза предметов (веществ), перевозка которых в качестве грузобагажа запрещена, а именно: 10 полиэтиленовых упаковок с вложениями в виде 12 наполненных аэрозольных баллонов в каждой упаковке (всего 120 баллонов), с нанесенной заводом изготовителем маркировкой "Освежитель воздуха Ecofresh" и 1 упаковка, с вложением в виде 12 наполненных аэрозольных баллонов, с нанесенным заводом изготовителем маркировкой "Лак для волос Olivia".
Указанный факт зафиксирован перевозчиком в коммерческом акте от 24.05.2017 N ВА202738, актом общей формы от 24.05.2017, актом формы ЛУ-4 ФПК от 24.05.2017 N А 095579.
Поскольку ответчик допустил нарушения условий погрузки запрещенного грузобагажа, истец претензией от 10.08.2017 N 9048/ФПКФДвост, потребовал от ответчика уплатить штраф в размере 306 011 рублей.
Отказ в удовлетворении ответчиком претензии, послужил основанием для обращения АО "ФПК" в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании присутствующих представителей, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательства по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 111 УЖТ РФ установлено, что за искажение в заявлении на отправку грузобагажа массы грузобагажа (при повагонной отправке), за отправление в сданных для перевозки багаже, грузобагаже предметов, перевозка которых в качестве багажа, грузобагажа запрещена, отправитель грузобагажа, пассажир уплачивают штраф в размере десятикратной стоимости платы за перевозку багажа, грузобагажа, если в соответствии с законодательством Российской Федерации перевозка таких предметов не влечет за собой административную или уголовную ответственность.
Запрет на перевозку огнеопасных, отравляющих, легковоспламеняющихся, взрывчатых и других опасных веществ, других предметов и вещей, которые могут причинить вред приемосдатчику багажа и грузобагажа в поездах, багажу других пассажиров, грузобагажу или перевозчику, установлен пунктом 178 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 19 декабря 2013 года N 473 (далее - Правила N 473).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик нарушил требования указанного пункта Правил N 473, в связи с чем частично удовлетворил исковые требования истца.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.
Пункт 178 Правил N 473 устанавливает запрет на перевозку огнеопасных, легковоспламеняющихся, взрывчатых и других опасных веществ, других предметов и вещей, которые могут причинить вред приемосдатчику багажа и грузобагажа в поездах, багажу других пассажиров, грузобагажу или перевозчику.
Для привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 111 УЖТ РФ, необходимо доказать, что перевозимый груз содержит опасные вещества, которые в силу своих физических свойств могут причинить вред приемосдатчику багажа и грузобагажа в поездах, багажу других пассажиров, грузобагажу или перевозчику.
Такие доказательства в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен представить истец.
Пунктом 2.3.17 договора от 19.01.2017 предусмотрена обязанность отправителя не допускать погрузку в вагон легковоспламеняющихся, взрывчатых, отравляющих, ядовитых, а так же других запрещенных к перевозке в качестве грузобагажа предметов и веществ, грузобагажа массой одного делимого места более 500 кг.
Исходя из материалов дела, вывод о том, что груз является огнеопасным легковоспламеняющимся и, следовательно, запрещенным к перевозке железнодорожным транспортом в качестве грузобагажа, сделан проверяющим в ходе проверки проведенной 24.05.2017, в которой установлено, что на грузе заводом-изготовителем нанесены знаки опасности в виде "Черное пламя на белом фоне в красном ромбе" и надписью "Осторожно".
Данная маркировка нанесена изготовителем непосредственно на каждый аэрозольный баллон и является предупредительной маркировкой, указывающей на свойства товара, проявляющиеся при его использовании потребителем (ГОСТ 51303-2013).
Вещества, перевозимые в аэрозольных баллонах (освежитель воздуха и лак для волос) были упакованы в потребительскую тару вместимостью 300 мл., массой 190 гр. и находились в заводской упаковке.
Согласно подпункту 6 пункта 1.1.7.1 ГОСТ 19433-88. "Грузы опасные. Классификация и маркировка" вещества в аэрозольной упаковке, вместимостью не менее 1000 см3 и находящиеся под давлением не более 1 Мпа, отнесены к классу 2 опасных грузов.
В Таблице N 25 ГОСТ 19433-88 указано, что аэрозольные баллоны отнесены к опасным веществам подкласса 9.1 - степень опасности низкая.
Согласно пунктам 1.2.9.1, 1.2.9.2 ГОСТ 19433-88 к подклассу 9.1 относятся вещества, материалы в аэрозольной упаковке, вместимостью от 50 см3 до 1000 см3.
В пункте 4 Приложения N 1 ГОСТ 19433-88 вещества подкласса 9.1, упакованные в потребительскую пару вместимостью до 1 дм3 массой нетто до 1 кг, предъявляются к перевозке как не опасные грузы.
Указанная информация нанесена на заводскую упаковку спорного груза.
В Приложении N 1 к Правилам безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденным МЧС РФ N 9/733/3-2 от 31 октября 1996 года, МПС РФ N ЦМ-407 от 25 ноября 1996 года, дано определение понятию опасный груз - это вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может привести к гибели или заболеваниям людей и животных, а также к взрыву, пожару, повреждению сооружений и транспортных средств, отнесение к которым основано на соответствующих классификационных показателях и критериях (ГОСТ 19433).
Под взрывчатыми веществами понимают химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому само распространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха. К ним относятся тротил, аммониты, пластиды, эластиты, порох, твердое ракетное топливо и т.п. (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 12 марта 2002 года).
Согласно пункту 5.1 ГОСТ 31340-2013. "Межгосударственный стандарт. Предупредительная маркировка химической продукции. Общие требования" продукция, имеющая в своем составе взрывчатые вещества, обозначается маркировкой в виде пиктограммы с изображением взрывающейся бомбы и предупредительными надписями.
Указанная маркировка на аэрозольных баллонах с нанесенным заводом изготовителем маркировкой "Освежитель воздуха Ecofresh" и "Лак для волос Olivia", отсутствует.
Доказательства, подтверждающие нарушение целостности аэрозольной упаковки и мер безопасности, указанных на баллоне, маркировочных ярлыках и ГОСТах, в материалы дела не представлено.
Относимые, допустимые доказательства, в том числе заключение специалиста, обладающего специальными познаниями, позволяющие суду установить, что в составе перевозимого ответчиком спорного груза имелись взрывоопасные, иные опасные вещества, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может привести к гибели или заболеваниям людей и животных, а также к взрыву, пожару, повреждению сооружений и транспортных средств, суду не представлены.
Из совокупности названных норм и правил с учетом сведений, указанных на спорных аэрозольных баллонах и заводской упаковке, и представленных в дело доказательств, не следует, что перевозимый ответчиком спорный груз является запрещенным к перевозке грузом, указанным в п. 178 Правил N 473.
В связи с изложенным довод ответчика о недоказанности истцом того обстоятельства, что перевозимый ответчиком спорный груз являлся грузом, запрещенным к перевозке железнодорожным транспортом, следует признать обоснованным.
Учитывая несоответствие вывода суда о наличии оснований для привлечения ответчика к ответственности по статье 111 УЖТ РФ, а также недоказанность истцом наличия иных обстоятельств, необходимых для привлечения ответчика к ответственности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обжалуемое решение от 08.02.2018 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ с принятием нового судебного акта об отказе АО "ФПК" в иске полностью.
При этом удовлетворение апелляционной жалобы ответчика исключает удовлетворение апелляционной жалобы истца.
Расходы по государственной пошлине распределяются между сторонами в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 08.02.2018 по делу N А73-18676/2017 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
В удовлетворении исковых требований Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" к индивидуальному предпринимателю Дашдамирову Фикрату Исраилу оглы о взыскании 306 011 рубля штрафа отказать полностью.
Взыскать с Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" в пользу индивидуального предпринимателя Дашдамирова Фикрата Исраила оглы 3000 рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18676/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 июля 2018 г. N Ф03-2843/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ", ОАО "ФПК"
Ответчик: ИП Дашдамиров Фикра Исраил оглы