город Омск |
|
16 мая 2018 г. |
Дело N А46-24211/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Журко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2759/2018) Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 02.02.2018 по делу N А46-24211/2017 (судья Пермяков В.В.), по заявлению Администрации Омского муниципального района Омской области (ОГРН 1025501867962, ИНН 5528003601) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ОГРН 1045504038524, ИНН 5503085391), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Богословского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, об обязании снять с кадастрового учета земельные участки 55:20:030201:2439, 55:20:030201:2438,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Омского муниципального района Омской области - Доставалов Сергей Петрович (паспорт, по доверенности N 22 от 25.12.2017 сроком действия по 31.12.2018);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Киргинцева Кирилла Алексеевича (удостоверение, по доверенности N 106 от 25.12.2017 сроком действия по 31.12.2017);
от Администрации Богословского сельского поселения Омского муниципального района Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
установил:
Администрация Омского муниципального района Омской области (далее по тексту - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Омской области, Управление, заинтересованное лицо) об обязании снять с кадастрового учета земельные участки:
1) кадастровый номер 55:20:030201:2439 площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: Омская область, Омский район, с. Ульяновка, ул. Восточная, д. 5, кв. 1.
2) кадастровый номер 55:20:030201:2438 площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: Омская область, Омский район, с. Ульяновка, ул. Восточная, д. 5, кв. 2.
В обоснование заявленных требований Администрация указала на то, что сведения о спорных земельных участках содержатся в ГКН, не носят временный характер, имеют статус "ранее учтенных" без регистрации вещных прав в их отношении, в связи с чем заявитель не может осуществить формирование и проведение государственного кадастрового учета земельных участков, в границы которых входят (либо пересекают) спорные земельные участки.
Определением Арбитражного суда Омской области от 14.12.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Богословского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее по тексту - третье лицо).
Решением от 02.02.2018 по делу N А46-24211/2017 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований Администрации к Управлению об обязании снять с кадастрового учета земельные участки.
Решение суда мотивировано тем, что спорные земельные участки являются учтенными в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в связи с чем, к данным земельным участкам могут быть применены положения пункта 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту - Закон N 218-ФЗ, Закон о государственной регистрации недвижимости). При этом, пунктом 181 Порядка ведения ЕГРН, установленного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, установлен определенный порядок действий органа кадастрового учета в отношении таких земельных участков. В данном же случае в отсутствие доказательства обращения заявителя с заявлением о снятии спорных земельных участков с кадастрового учёта, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Истец не лишен возможности удовлетворить преследуемый им законный интерес во внесудебном порядке путем обращения с соответствующим заявлением.
Администрация, не согласившись с решением суда, обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что в силу пункта 33 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, в том случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета, то осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается.
А в силу части 15 статьи 41 Закона N 218-ФЗ, если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства.
Исходя из приведенных норм Закона N 218-ФЗ, Администрация считает, что у нее отсутствует иная возможности защиты нарушенных прав иначе как в судебном порядке.
Управление в соответствии с представленным суду апелляционной инстанции отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, ссылаясь на часть 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, пункт 181 Порядка ведения ЕГРН, а также отсутствие обращения Администрации в Управление с заявлением о снятии земельных участков с кадастрового учета.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило. Апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, пояснил, что не обращался в Управление с заявлением о снятии с кадастрового учета земельных участков, поскольку, по его мнению, Управление приостановило бы осуществление государственного кадастрового учета.
Представитель Управления поддержал позицию, изложенную в отзыве, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным; полагает, что в данном случае земельные участки подлежат снятию с кадастрового учета по заявлению Администрации, препятствий для проведения соответствующих действий не находит.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены в силу следующих обстоятельств.
Земельный участок с кадастровым номером 55:20:030201:2439 площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: Омская область, Омский район, с. Ульяновка, ул. Восточная, д. 5, кв. 1, а также земельный участок с кадастровым номером 55:20:030201:2438 площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: Омская область, Омский район, с. Ульяновка, ул. Восточная, д. 5, кв. 2, - поставлены на кадастровый учет 01.11.2005.
Указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет до вступления в действие ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", имеют статус "актуальные, ранее учтенные" и не являются преобразуемыми объектами недвижимости, государственная собственность на них не разграничена.
Сведения о спорных земельных участках внесены в государственный кадастр, однако сведения о правах на данные земельные участки в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
В целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", распоряжением Администрации Омского муниципального района Омской области от 03.02.2016 N Р-16/ОМС-167 утвержден график проведения работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков за счет средств бюджета Омского муниципального района Омской области. На основании муниципального контракта от 04.08.2017 N Ф.2017.326813 обществом с ограниченной ответственностью "Региональный центр землеустройства и учета недвижимости" были проведены кадастровые работы по образованию земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: Омская область, Омский район, с. Ульяновка, ул. Восточная, д. 5 (далее - земельный участок), подготовлен межевой план земельного участка.
Государственный кадастровый учет земельного участка был приостановлен сроком на 3 месяца в связи с тем, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 55:20:030201:2439, 55:20:030201:2438, расположенных: Омская область, Омский район, с. Ульяновка, ул. Восточная, д. 5, кв. 1 и Омская область, Омский район, с. Ульяновка, ул. Восточная, д. 5, кв. 2, соответственно.
Ссылаясь на то обстоятельство, что наличие в кадастре сведений о спорных земельных участках препятствует осуществлению формирования и проведения государственного кадастрового учета земельных участков, в границы которых входят (либо пересекают) спорные земельные участки, Администрация обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о снятии земельных участков с кадастрового учета.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом, предъявление иска имеет целью восстановление нарушенного права. Лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права соответствует характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
На момент обращения Администрации с заявлением в суд первой инстанции действовал Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступивший в силу 01.01.2017, который согласно его статье 1 регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных этим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1).
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (часть 2).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 15 стать 41 Закона N 218-ФЗ, установлено, что если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
При этом в силу части 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Закона о государственном кадастре, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
В данном случае, как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, земельные участки поставлены на кадастровый учет до 1 марта 2008 года в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и сведения о правообладателях спорных земельных участков в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Таким образом, спорные земельные участки являются учтенными в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, а также сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости. Соответственно, как верно указал суд первой инстанции, к данным земельным участкам подлежат применению положения части 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ.
Аналогичную позицию разделяет Министерство экономического развития Российской Федерации, указав в Письме от 10.02.2017 N ОГ-Д23-1484, что земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 года в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях (часть 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ).
Ссылку подателя апелляционной жалобы на пункт 33 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ суд апелляционной инстанции отклоняет по следующим основаниям.
В соответствии с указанным пунктом осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
То есть для приостановления государственного кадастрового учета по данному основанию необходимо наличие одного из обстоятельств: либо земельный участок не является преобразуемым; либо земельный участок не подлежит снятию с кадастрового учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В данном же случае, указанные основания отсутствуют, поскольку Законом N 218-ФЗ прямо предусмотрены основания для снятия спорных земельных участков с кадастрового учета.
Между тем, как указано выше, в силу положений Закона N 218-ФЗ снятие земельных участков с кадастрового учета осуществляется в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее по тексту - ЕГРН).
Порядок ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункту 181 Порядка в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок осуществляется одно из следующих действий:
1) при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений об исходном (исходных) земельном участке (участках) и наличии в государственном кадастре недвижимости или ЕГРП сведений о правообладателе на такой исходный земельный участок орган регистрации прав направляет правообладателю исходного земельного участка (исходных земельных участков) по почтовому адресу правообладателя или адресу электронной почты правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Закона о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление о том, что в случае, если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении образованных земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета. В случае не поступления в орган регистрации прав документов для осуществления регистрации прав на указанные образованные земельные участки в течение 6 месяцев со дня направления уведомления записи (записям) об образованном земельном участке присваивается статус "архивная";
2) при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении на земельном участке объекта (объектов) недвижимости, в том числе в виде сведений о части (частях) земельного участка, занятой объектом недвижимости, и наличии в ЕГРП сведений о правообладателе расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости или помещений в таком объекте недвижимости орган регистрации прав направляет по почтовому адресу правообладателя такого объекта недвижимости или адресу электронной почты 6 А46-24211/2017 указанного правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Закона о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление правообладателю объекта недвижимости или расположенных в нем помещений о том, что, если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении занятого объектом недвижимости земельного участка, такой земельный участок будет снят с учета. Одновременно информация о таком земельном участке направляется в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Статус сведений о таком земельном участке сохраняется "актуальный";
3) при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках, из которых образован земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 1 марта 2008 г., отсутствии в государственном кадастре недвижимости и (или) ЕГРП сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок, отсутствии сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости, в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, направляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрос о наличии правоустанавливающих документов в отношении такого земельного участка и оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок. В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо непоступления в орган регистрации прав указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса записи о земельном участке присваивается статус "архивная".
В данном случае Администрация не обращалась в Управление с заявлением о снятии земельных участков с кадастрового учета, указанная в пункте 181 Порядка процедура не проводилась.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обосновано учтено, что на момент вынесения обжалуемого решения Администрация не лишена возможности удовлетворить преследуемый им законный интерес во внесудебном порядке путем обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает недоказанным наличие у заявителя имущественного интереса, подлежащего судебной защите в рамках настоящего спора применительно к статье 12 ГК РФ и статьям 2 и 4 АПК РФ, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований и снятия земельных участков с кадастрового учета на основании судебного акта.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Суд апелляционной инстанции не разрешает вопрос о распределении судебных расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе, поскольку Администрация при подаче апелляционной жалобы не платила государственную пошлину в силу ее освобождения от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 стать 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 02.02.2018 по делу N А46-24211/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.