город Томск |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А45-29144/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Фертикова М.А., |
судей |
|
Павловой Ю.И., |
|
|
Полосина А.Л., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ташлыковой М.В. без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании Управления административно-технического контроля администрации города Хабаровска (N 07АП-3058/2018) на решение от 01.03.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-29144/2017
по иску Управления административно-технического контроля администрации города Хабаровска (г. Хабаровск, ИНН 2721228559, ОГРН 1162724090693) к индивидуальному предпринимателю Головешкиной Инне Владимировне, (р.п. Краснообск, ИНН 543312746504, ОГРН 307547517700012) о взыскании 5563 рублей
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Кетис", г. Новосибирск
УСТАНОВИЛ:
управление административно-технического контроля администрации города Хабаровска обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к ответчику индивидуальному предпринимателю Головешкиной Инне Владимировне о взыскании 5563 рублей в возмещение вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Кетис".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 01.03.2018 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что транспортное средство ответчика, в момент проведения взвешивания, находилось в порожнем состоянии, и не было загружено продовольственными товарами, что подтверждается актом статистического взвешивания от 31.03.2017 N 8. Указанный акт подтверждает факт движения транспортного средства ответчика без специального разрешения с превышением осевых нагрузок по дорогам города Хабаровска. Судом не принят во внимание абзац 12 пункта 5 Постановления администрации города Хабаровска от 20.02.2017 N 532.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Решение считает законным и обоснованным.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, стороны своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, представили заявления о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
На основании статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей, указанных лиц по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 31.03.2017 на передвижном пункте весового контроля администрации города Хабаровска в районе ул. Воронежская д. 129 города Хабаровска проведена проверка весовых параметров порожнего транспортного средства ИВЕКО АМТ СТРАЛИС с регистрационным номером B218TH/154, полуприцеп ШМИТЦ КАРГОБУЛЛ SKO 24 с регистрационным номером НО6324 54, согласно свидетельству о регистрации 54 07 N 685533 принадлежащего Головешкиной Инне Владимировне.
Согласно акту статического взвешивания осевых нагрузок транспортного средства от 31.03.2017 N 8 превышение значений допустимых осевых нагрузок составило: 1 ось: фактическая масса 5,94 т, допустимая 3,50 т (превышение на 2,44 т); 2 ось: фактическая масса 4,59 т, допустимая 3,50 т (превышение на 1.09 т).
Транспортное средство двигалось по дорогам городского округа "Город Хабаровск" с превышением значения допустимой осевой нагрузки без соответствующего специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов.
Действиями ответчика автодорогам общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск" причинён вред в размере 5563 рубля.
Измерение весовых параметров производилось на весах ВА-15С-3 19504-00 N 1878/1892 (дата поверки 02.02.2017, срок окончания 01.02.2018), уполномоченным должностным лицом - специалистом администрации города Хабаровска.
Письмом от 26.04.2017 N 11-3-4/114 администрация города Хабаровска предложила Головешкиной Инне Владимировне возместить причинённый ущерб в срок до 01.05.2017.
Требование администрации города Хабаровска оставлено без ответа, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции принял по существу законное и обоснованное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованным, и при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу пункта 1 статьи 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
По смыслу статьи 1082 ГК РФ возмещение суммы причиненных убытков является способом возмещения вреда.
Названные положения ГК РФ подлежат применению и при эксплуатации автомобильных дорог с учетом положений специального законодательства.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Закон N 257-ФЗ устанавливает обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
По общему правилу тяжеловесный груз - это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно Приложению N 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно Приложению N 2 к "Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 (далее - Правила N 272).
Статьей 31 Закона N 257-ФЗ установлена плата в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством. Порядок ее расчета установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее - Правила N 934).
Внесение данной платы осуществляется при оформлении специального разрешения на движение тяжеловесных транспортных средств. Средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, собственника частных автомобильных дорог, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2 и 5 Правил N 934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимых массы и осевых нагрузок транспортного средства, размера вреда, протяженности участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства, базового компенсационного индекса текущего года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В статье 30 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях обеспечения безопасности дорожного движения, могут устанавливаться временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Согласно части 2.1 статьи 30 Закона N 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как установлено пунктом 3 статьи 30 Закона N 257-ФЗ в случае принятия решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов.
В силу пункта 4 статьи 30 Закона N 257-ФЗ в случае принятия решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничений или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.
В предмет доказывания по настоящему иску входят факт причинения вреда, противоправность действий ответчика, наличие причинно-следственной связи между этими действиями и нанесенным вредом, а также размер убытков.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.03.2012 N 67-пр утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения в Хабаровском крае.
В соответствии с данным Порядком временные ограничения или прекращение движения устанавливаются, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В спорный период действовало постановление администрации города Хабаровска от 20.02.2017 N 532 "О введении временного ограничения движения транспортных средств в период снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск" в весенне-летний период 2017 года" с 27.03.2017 по 05.05.2017 в период временного ограничения движения в весенний период установлена допустимая нагрузка на ось транспортного средства 3,5 тонны.
Из материалов дела следует, что водитель, управляя порожнего транспортного средства ИВЕКО АМТ СТРАЛИС с регистрационным номером B218TH/154, полуприцеп ШМИТЦ КАРГОБУЛЛ SKO 24 с регистрационным номером НО6324 54, принадлежащим Головешкиной Инне Владимировне, осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, при выполнении которой был проведен соответствующий весовой контроль.
Указанный факт подтверждается актом от 31.03.2017 N 8 о превышении указанным транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось.
Истцом на основании данного акта, в соответствии с постановлением администрации города Хабаровска от 10.11.2014 N 4909 определен размер нанесенного вреда в размере 5 563 руб.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, сделал обоснованный вывод об отсутствии основания для привлечения перевозчика к ответственности в форме возмещения вреда за провоз тяжеловесного груза по участку дороги в связи с установлением временных ограничений движения в соответствующий период, поскольку, как следует из транспортной накладной от 22.03.2017 N 4501907910/15286746 перевозились продукты питания. При этом, проверка транспортного средства была осуществлена при выезде из города уже после разгрузки, т.е. в порожнем состоянии, и в этот же день - 31.03.2017.
Поскольку факт перевозки ответчиком продуктов питания является самостоятельным основанием для освобождения перевозчика от ответственности, за провоз тяжеловесного груза без специального разрешения на такую перевозку, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований истца.
Доводы, приведенные истцом в апелляционной жалобе, не опровергают законность и обоснованность решения суда, основаны на иной правовой оценке подателем жалобы обстоятельств спора, что не свидетельствует об ошибочности выводов суда и не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.03.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-29144/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления административно-технического контроля администрации города Хабаровска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
М.А. Фертиков |
Судьи |
Ю.И. Павлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-29144/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 сентября 2018 г. N Ф04-2871/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА
Ответчик: ИП Головешкина Инна Владимировна
Третье лицо: ООО "Транспортная компания "Кетис"