г. Челябинск |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А47-13459/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Костина В.Ю., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02 марта 2018 г. по делу N А47-13459/2017 (судья Вернигорова О.А.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-строительная компания" - Штода Н.В. (доверенность от 20.10.2017 б/н).
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-строительная компания" (далее - заявитель, ООО "ЖСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, Департамент) от 04.10.2017 N 9031/17 в выдаче разрешения на строительство 17-ти этажного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями на 1-ом этаже на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0210002:67, расположенном по адресу: г. Оренбург ул. Алтайская, земельный участок N 93/1, а также об обязании Департамента выдать ООО "ЖСК" разрешение на строительство 17-ти этажного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями на 1-ом этаже на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0210002:67, расположенном по адресу: г. Оренбург ул. Алтайская, земельный участок N 93/1, в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 02.03.2018 (резолютивная часть решения объявлена 21.02.2018) заявленные требования удовлетворены.
Департамент не согласился с решением суда, и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Оренбург", земельный участок с кадастровым номером 56:44:0210002:67 расположен в территориальной зоне Ж.4, обязательным условием осуществления нового строительства в которой является предшествующая градостроительная подготовка территории с разработкой проекта планировки территории, в которой учитываются размещение необходимого набора инфраструктур для объекта капитального строительства, строительство которого предполагается осуществлять в данной территории.
Вывод суда о том, что если представленная в материалы дела выписка из ЕГРП и кадастровый паспорт земельного участка не содержат информации о нахождении земельного участка в какой-либо территориальной зоне, то у заявителя отсутствовали основания полагать о наличии каких-либо ограничений в использовании земельного участка, является несостоятельным.
Согласно акту осмотра земельного участка от 04.08.2016 на земельном участке осуществлено строительство фундаментной плиты. Информации о демонтаже данного фундамента в Департаменте, на момент обращения заявителя за получением разрешения на строительство, не имелось.
До начала судебного заседания от ООО "ЖСК" в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указанное лицо против доводов жалобы возражает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представители заинтересованного лица не явились.
С учетом мнения представителя заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель заявителя против доводов апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖСК" является собственником земельного участка с кадастровым номером 56:44:0210002:67, площадью 2731 кв.м., с разрешенным использованием Группа 1 - земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, расположенной по адресу: г. Оренбург ул. Алтайская, земельный участок N 93/1.
С целью получения разрешения на строительство 17-ти этажного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями на 1- м этаже заявитель обратился в Департамент.
Решением от 04.10.2017 N 9031/17 Департамент отказал заявителю в выдаче разрешения на строительство.
Полагая, что отказ Департамента не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство в отсутствие на то предусмотренных законом оснований.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка
Получению разрешения на строительство, как следует из статьи 38, части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна быть подготовлена на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса).
Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет (часть 19 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Отказывая ООО "ЖСК" в выдаче разрешения на строительство 17-ти этажного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями на 1-ом этаже на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0210002:67 Департамент указал на то, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "город Оренбург", земельный участок с кадастровым номером 56:44:0210002:67 расположен в территориальной зоне Ж.4, обязательным условием осуществления нового строительства в которой является предшествующая градостроительная подготовка территории, с разработкой проекта планировки территории. В отношении земельного участка проект планировки не утверждался.
Между тем заинтересованным лицом не учтено, что в силу действующего законодательства данное обстоятельство не является безусловным основанием для отказа в выдаче обществу разрешения на ввод в эксплуатацию.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Градостроительного кодекса подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи.
Часть 3 статьи 41 Градостроительного кодекса предусматривает, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:
1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;
3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории;
4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов);
5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов).
Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.
В рассматриваемом случае земельный участок не находится в границах территории в которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и случаи, предусмотренные в части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса неприменимы.
Следовательно, указание на необходимость подготовки документации по планировки территории не соответствует действующему законодательству.
Кроме того, следует отметить, что в материалы дела представлена выписка из ЕГРП и кадастровый паспорт земельного участка, которые не содержат информации о нахождении земельного участка в какой-либо территориальной зоне.
Также, отказывая обществу в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, Департамент указал на то, что на земельном участке находится объект незавершенного строительства (фундамент).
В то же время заявителем в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера Абдуллиной М.В. от 31.10.2017 исх. N 975, в котором указано, что объект незавершенного строительства отсутствует на земельном участке. Данное обстоятельство также подтверждается фотоматериалами (т.д. 3, л.д. 31).
К представленному Департаментом акту обследования земельного участка от 04.08.2016 суд обоснованно отнесся критически, поскольку на дату обследования собственником участка являлось иное лицо.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нахождение на земельном участке объектов недвижимости, в том числе незавершенных строительством, принадлежащих третьим лицам.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что у Департамента отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Повторно исследовав обстоятельства дела и представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания недействительным отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в связи, с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и противоречат материалам дела, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апеллянтом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02 марта 2018 г. по делу N А47-13459/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.