г. Челябинск |
|
14 августа 2018 г. |
Дело N А76-30085/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бабиной О.Е. и Карпусенко С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 мая 2018 г. по делу N А76-30085/2017 (судья Мосягина Е.А.).
В судебном заседании приняли участие представители: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Негодяева И.А. (доверенность от 25.05.2017).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Магнитогорский металлургический комбинат" (далее - ответчик, ПАО "ММК") о взыскании платы в размере 289 634 руб. 54 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 4 256 руб. 17 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами начисленных на сумму задолженности, начиная с 23.09.2017 по день фактической уплаты задолженности исходя из размера процентов, определяемой ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.05.2018 (резолютивная часть объявлена 25.05.2018) исковые требования удовлетворены. Не согласившись с принятым решением суда, ПАО "ММК" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Как указывает ответчик, акты общей формы на начало и окончание простоя вагонов на путях общего пользования подписаны ПАО "ММК" с возражениями. Ответчик не согласен с выводом суда о том, что простой вагонов на путях общего пользования произошел по вине ПАО "ММК". Суд пришел к неверному выводу о том, что ответчиком не представлено доказательств свободности железнодорожных выставочных путей необщего пользования и наличия у перевозчика технологической возможности подачи спорных вагонов грузополучателю. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что вагоны простаивали по причинам, зависящим от ответчика, а причины простоя по вине истца не оспорены.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.
С учетом мнения представителя истца, в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика.
Представитель истца в судебном заседании возразил против доводов и требования апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным; в порядке статьи 81 АПК РФ представил письменные пояснения по делу. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта. Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ПАО "ММК" заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станциях Магнитогорск-Грузовой и Куйбас ЮУЖД N 5/12 от 01.02.2013, сроком действия с 01.07.2013 по 31.03.2018, именуемое в дальнейшем договор, где ОАО "РЖД" является "перевозчиком", ПАО "ММК" "владельцем". На условиях вышеуказанного договора осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Куйбас - стрелочным переводом N 6. В соответствии с пунктом 5 подпункта 5.1 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, заключенного между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ПАО "ММК" (владелец) при станции Магнитогорск-Грузовой и Куйбас от 01.02.2013 N 5/12 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика: по станции Магнитогорск-Грузовой - на выставочные пути: пути парков "А" и "С" станции Магнитогорск-Грузовой, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца. Вагоны, принятые владельцем на выставочных путях станции Магнитогорск-Грузовой, должны быть убраны его локомотивом не позднее, чем через 30 минут после приема. Согласно пункту 3.2.9 Единого технологического процесса работы железнодорожного пути необщего пользования ПАО "ММК" и станцией примыкания Магнитогорск-Грузовой и Куйбас ЮУЖД старший поездной диспетчер УЖДТ ПАО "ММК" обязан обеспечить прием на железнодорожный путь необщего пользования ПАО "ММК" передаточного состава в течение 30 минут с момента зачисления его на ответственный простой. В случае неприема передаточного состава на ПАО "ММК" оператор станции Магнитогорск-Грузовой составляет акт общей формы для взыскания платы за занятие пути станции Магнтогорск - Грузовой, который подписывает приемосдатчик станции ПАО "ММК".
Согласно пункту 8.2 договора, подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца производится по станции Куйбас через минимальный интервал 2,0 часа с момента отправления со станции Куйбас. При отказе ПАО "ММК" от приема-передачи вагонов со станции Куйбас перевозчик в установленном порядке оформляет акт общей формы и все задержанные вагоны по этой причине находятся на ответственном простое владельца с оплатой времени нахождения вагонов на путях станции Рудная и Куйбас согласно пункта 20 настоящего договора. Согласно редакции дополнительного соглашения от 10.10.2015 N 4 к договору с протоколом разногласий от 08.02.2016 в соответствии с пунктом 20 подпунктом "г" договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖДТ РФ, Закон N18-ФЗ) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, нахождения вагонов под таможенными операциями, а том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, либо задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), приведших к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления, по причинам, зависящим от владельца и независящим от перевозчика, по ставкам Тарифного руководства с учетом коэффициента индексации. Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением) определяются в тарифном руководстве. Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы (часть 19 статьи 39 УЖТ РФ). Согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или Правилами перевозок грузов. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы. В обоснование исковых требований ОАО "РЖД" указало, что в период с 04.07.2017 по 15.07.2017 на станции Магнитогорск-Куйбас ЮУЖД на путях общего пользования в ожидании подачи, приема простаивали вагоны, не принадлежащие перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, о чем составлены акты общей формы, которые подтверждают задержку вагонов (т.1, л.д. 43-153; т.2, л.д. 1-182). За время задержки вагонов на путях общего пользования начислена плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, в общей сумме 289 634 руб. 54 коп. (с учетом НДС).
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим исковыми требованиями. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего. Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. В соответствии с пунктом 2 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. В силу статьи 39 УЖДТ РФ, согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Учитывая положения статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте и поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется органом, осуществляющим тарифное регулирование. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками. В соответствии со статьей 1 УЖДТ РФ настоящий Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Настоящий Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг. Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции. Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, устанавливают размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 УЖДТ РФ. Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу или уборку вагонов с учетом технологии обслуживания конкретных грузоотправителей (получателей), грузоотправителей (отправителей). Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве. Размер платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава установлен Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12", которым утверждено Тарифное руководство "Плата на нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения". В договоре стороны согласовали взимание платы за нахождение вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования, в ожидании их подачи или приема грузополучателем в случае нарушения времени приема или подачи по причинам, зависящим от грузополучателя; определен размер такой оплаты. Из содержания условий договора следует, что стороны установили договорную плату за использование инфраструктуры железной дороги сверх установленного срока. Так, согласно подпунктам "в" и "г" пункта 20 договора в редакции протокола согласования разногласий от 18.06.2013 и дополнительного соглашения от 10.10.2015 N 4 к договору в редакции протокола разногласий от 08.02.2016, владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, установленную Тарифным руководством N 2, за время нахождения их на железнодорожном пути необщего пользования, а также за время задержки ожидания подачи или приема вагонов как на станции назначения, так и в пути следования по причинам, зависящим от владельца и не зависящим от перевозчика; а также плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в соответствии со статьей 39 УЖДТ РФ в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, либо задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), приведших к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления, по причинам, зависящим от владельца и независящим от перевозчика, по ставкам Тарифного руководства с учетом коэффициента индексации. Установление такой платы как ответственности грузополучателя за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования согласуется с принципом свободы договора, закрепленным статьей 421 ГК РФ. Согласно статье 119 УЖДТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами. Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей. Согласно пункту 3.1 Правил N45 факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы. Пунктом 3.4 Правил N 45 предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункт 3.5 Правил N 45). На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за сверхнормативное (согласованное в договоре) нахождение вагонов на путях общего пользования и платы за вагоны перевозчика в соответствии со статьей 39 УЖДТ РФ, представлены акты общей формы (на начало и окончание простоя), составленные по факту простоя вагонов на выставочных путях. Акты общей формы, представленные ОАО "РЖД" подтверждают задержку вагонов на станции назначения. В указанных актах перечислены вагоны, задержанные на станциях, причина задержки, акты подписаны представителями ПАО "ММК" с возражениями. Между тем, заранее подготовленный штемпель с текстом "Не согласны. Свободные пути имелись. В нарушение 3.2.12 и 3.2.15 ЕТП движение поездов осуществлялось локомотивом РЖД и подается через 2 час. Отсутствие локомотива РЖД. Причин зависящих от ММК, нет" не выражает несогласия с содержанием акта общей формы, не мотивирует какие пути были свободные, чем подтверждалось данное утверждение, не представлялись подтверждения отсутствия локомотива. Судом установлено, что акты составлены в соответствии с Правилами N 45. Указанные документы подтверждают факт уведомления работников станции ПАО "ММК" о подаче вагонов на выставочные пути и отказ ПАО "ММК" от их подписания (подписания его с возражениями). Доводы ПАО "ММК" о недоказанности его вины в простое вагонов на путях общего пользования являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и были обоснованно отклонены им с указанием соответствующих мотивов. То обстоятельство, что количество вагонов доставленных в адрес ПАО "ММК" истцом превысило возможность ответчика по своевременной переработке и уборке вагонов с выставочных путей необщего пользования по причинам, зависящим от ПАО "ММК", не является оснвоанием для освобождения ответчика от внесения платы за время задержки спорных вагонов, поскольку перевозчик только доставляет до станции назначения вагоны в том количестве, в каком их отправил грузоотправитель в адрес ответчика. Указанные обстоятельства, не создают для ОАО "РЖД" обязанности по предоставлению бесплатных мест для отстоя вагонов, которые не могуь быть своевременно приняты грузополучателем.
В отношении графиков, которые ответчик представил в материалы дела, ОАО "РЖД" указало, что такие документы составлены в одностороннем порядке, не отвечают требованиям статей 67, 68 АПК РФ, поскольку не содержат полной информации о движении поездов по путям станции Куйбас, не включают в себя сведения о формировании передаточных составов, подргруппировке, отцепки и выводки неисправных составов, передвижение возвратных составов.
Ответчик не доказал факт принятия всех необходимых мер для надлежащего исполнения обязанности по своевременному приему передаточных составов со станции Куйбас.
Ответчик не представил достоверных доказательств свободности выставочных путей с 1 по 5 необщего пользования, доказательств свободности однопутного перегона, ведущего к станции Рудная.
Кроме того, односторонние графики не предусмотрены договором на эксплуатации пути необщего пользования и ЕТП и Техническо-распорядительным актом (ТРА) станции Рудная УЖТ ПАО "ММК".
Согласно ТРА станции Рудная УЖТ пункту 2.2.2 на станцию Рудная поступают вагоны не только со стороны станции Куйбас на пути с 1 по 5, а также с внутренних станций ПАО "ММК" Соцгород на пути с 1 по 9 ст. Рудная, а также со станции Рис на пути с 1 по 9 ст. Рудная.
Вместе с тем, движение внутри станций ПАО "ММК" осуществляется их собственными локомотивами согласно пунктам 2.2.6 и пункту 2.4 ТРА станции Рудная УЖТ ПАО "ММК" и пункту 5 подпункта 5.2 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Тогда как в графиках представленных ответчиком отражены исключительно составы, которые были поданы ОАО "РЖД" со станции Куйбас и отсутствуют данные составов и вагонов поданные со станций ответчика Соцгород и Рис, а также отсутствуют данные о движении локомотивом ПАО "ММК", а для маневренной работы локомотива нужен свободный путь для обратного движения локомотива (обгон по свободному пути).
В представленных ответчиком графиках не отражается информация о формировании передаточных составов, подгруппировке, отцепки и выводки неисправных составов, передвижение возвратных составов. Суд первой инстанции руководствовался тем, что соответствии с пунктами 8.2.2, 8.4 ЕТП, пунктом 22.16 договора старший поездной диспетчер Управления железнодорожного транспорта ПАО "ММК" и маневровый диспетчер станции "Магнитогорск" в начале каждой смены обмениваются данными о положении грузовой и поездной работы на путях станции Магнитогорск-Куйбас ЮУЖД и ПАО "ММК" (наличие груженых вагонов по направлениям, наличие порожних вагонов, количество вагонов под грузовыми операциями), совместно планируют работы смены в целом по узлу, составляя план при приеме и сдаче вагонов. Согласно пункту 3.3.2 ЕТП в целях заблаговременной организации обработки поездов и обмена передаточными составами маневровый диспетчер станции Магнитогорск со старшим поездным диспетчером Управления железнодорожного транспорта ПАО "ММК" передает в СТЦ, КПБ станции Магнитогорск-Грузовой план отправления передаточных составов не менее чем за 3 часа. Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд отмечает, что выполняя условия подписанных сторонами соглашений, инструкций и ЕТП, ПАО "ММК" должно заблаговременно располагать сведениями о количестве прибывающих и прибывших составов в свой адрес, так же как и данными, зафиксированными в электронных железнодорожных накладных о дате прибытия вагонов и дате уведомления об их прибытии, в связи с чем должно координировать деятельность своих служб и работников по своевременной уборке принятых составов с выставочных путей. Получая информацию о прибывающих вагонах, ПАО "ММК" не отказывалось от их приемки, самостоятельно регулировало необходимый грузопоток, производило приемку передаточных составов, однако обязательства по своевременной уборке принятых составов не исполняло. Ответчик ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции не представил надлежащих доказательств того, что нарушение срока уборки вагонов стало следствием действий (бездействия) работников ОАО "РЖД", как не представил и доказательств нарушения ОАО "РЖД" процедуры, предусмотренной соответствующими условиями договоров и ЕТП (статьи 9, 65 АПК РФ). При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что допущенные разногласия, ставшие причиной настоящего спора, обусловлены недостаточной оперативностью в работе отдельных служб ПАО "ММК". Кроме того, в силу пункта 3.2.8 ЕТП, предусматривающего обязанность дежурного по станции обеспечить грузооборот локомотивов ПАО "ММК" на путях станции, указанный пункт определяет порядок работы локомотива общества "ММК", а также действия работников станции и ПАО "ММК" при превышении локомотивом ответчика установленных сроков простоя для последующего взыскания с ОАО "РЖД" платы за простой локомотива ПАО "ММК". Между тем предметом настоящего спора является взыскание платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Магнитогорск-Куйбас ЮУЖД на основании пункта 20 договора и пункта 3.2.9 ЕТП, в соответствии с которыми ответчику начисляется плата за сверхнормативное нахождение вагонов на путях общего пользования в течение 30 минут после приема.
За сверхнормативное время нахождения вагонов на путях общего пользования после истечения 30 минут, установленных пунктом 5.1 договора, до момента фактической уборки вагонов локомотивом ответчика ОАО "РЖД" начислена плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику на путях общего пользования в размере 289 634 руб. 54 коп., которая обоснованно взыскана с ПАО "ММК".
Также истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25.07.2017 по 22.09.2017 в размере 4 625 руб. 17 коп. Согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.
Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет истца судом проверен и признан арифметически верным, контррасчет ответчиком не представлен.
Таким образом, в связи с нарушением ответчиком сроков внесения платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, исковые требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Согласно абзацу 1 пункта 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ).
В связи с изложенным требование истца о начислении процентов за пользование чужими денежными средствами с 23.09.2017 исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды просрочки, на сумму задолженности по день фактического исполнения обязательства также правомерно удовлетворено судом первой инстанции. С учетом изложенного, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы жалобы судом апелляционной инстанции отклонены в полном объеме, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены лишь на переоценку указанных выводов, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено. С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО "ММК" - без удовлетворения. На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет. Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 мая 2018 г. по делу N А76-30085/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-30085/2017
Истец: ОАО РЖД в лице ОАО "ЮУЖД"
Ответчик: ПАО "ММК"