город Омск |
|
15 мая 2018 г. |
Дело N А70-13881/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бралиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3359/2018) закрытого акционерного общества "Проектно-строительная фирма "СТАР" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2018 по делу N А70-13881/2017 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Проектно-строительная фирма "СТАР" (ОГРН 1027200774017, ИНН 7203056837) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (ОГРН 1047200990891, ИНН 7202131175) о признании незаконным отказа от 12.07.2017 N 72/001/038/2017-9731,
при участии в деле в качестве третьего лица, - Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени,
при участии в судебном заседании представителя закрытого акционерного общества "Проектно-строительная фирма "СТАР" - Бутакова Юлия Геннадьевна (паспорт серия 7116 N 262355 выдан 16.02.2017, по доверенности N от 30.12.2017 сроком действия 30.12.2018);
установил:
закрытое акционерное общество "Проектно-строительная фирма "Стар" (далее по тексту - ЗАО "ПСФ "Стар", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Тюменской области, заинтересованное лицо, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа за N 72/001/038/2017-9731 от 12.07.2017 в государственной регистрации и обязании устранить нарушения прав посредством осуществления государственной регистрации права собственности по заявлению от 02.06.2017 вх. N 72/001/038/2017-9731.
Решением от 29.01.2018 по делу N А70-13881/2017 Арбитражный суд Тюменской области в удовлетворении заявленных ЗАО "ПСФ "Стар" требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "ПСФ "Стар" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Общество настаивает на том, что у регистрирующего органа отсутствовали основания как для приостановления, так и для отказа в государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством объект (статьи 26, 27 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости", далее по тексту - Закон о регистрации, Закон N 218-ФЗ). Положения части 10 статьи 40 Закона о недвижимости не предусматривают представление заявителем документов, не поименованных законом. Ссылаясь на часть 3 статьи 41 Закона о регистрации, считает, что по заявлению общества право на исходный объект незавершенного строительства: фундамент свайный с монолитным железобетонным ростверком, назначение: объект незавершенного строительства, общая площадь застройки 1073,9 кв.м, степень готовности: 3 %, подлежит прекращению в связи с созданием объекта недвижимости путем изменений в ходе строительства в объеме описанном кадастровым инженером в техническом плане от 14.06.2017, общая площадь застройки 5 635,0 кв.м, степень готовности: 20%. Оспаривает вывод суда первой инстанции о наличии спора о праве.
Управление Росреестра по Тюменской области в отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "ПСФ "Стар" указало на несостоятельность доводов последнего.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 266, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) в отсутствие представителей Управления Росреестра по Тюменской области и Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени (далее по тексту - Департамент, третье лицо), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств об его отложении.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ЗАО "ПСФ "Стар" поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 02.06.2017 ЗАО "ПСФ "Стар" обратилось в Управление Росреестра по Тюменской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество с кадастровым номером 72:23:0219002:408.
13.06.2017 Управлением Росреестра по Тюменской области было принято решение N 72/001/0358/2017-9731 о приостановлении государственной регистрации сроком до 12.07.2017, с указанием причин, препятствующих государственной регистрации.
Так, в обоснование приостановления государственной регистрации Управление Росреестра по Тюменской области в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 13.06.2017 со ссылкой на пункты 5, 9 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ указало: не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав по межведомственным запросам (направлены запросы: в Арбитражный суд Тюменской области для получения сведений об обжаловании решения Арбитражного суда Тюменской области от 27.11.2014; в Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени о наличии (отсутствии) в реестре муниципального имущества данного объекта недвижимости (доли в праве на объект), о наличии правопритязаний).
В установленный срок причины, препятствующие проведению государственной регистрации права собственности на указанный объект, не были устранены.
12.07.2017 Управлением Росреестра по Тюменской области принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством объект: фундамент свайный с монолитным железобетонным ростверком, назначение: объект незавершенного строительства, общая площадь застройки 1073,9 кв.м, степень готовности: 3 %, инв.N 13369, расположенный по адресу: Тюменская область, г.Тюмень, ул. Рижская, 59.
Полагая, что отказ Управления Росреестра по Тюменской области в государственной регистрации права собственности, нарушают права и законные интересы заявителя, а ответчик обязан зарегистрировать за обществом право собственности на спорный объект, заявитель обратился в Арбитражный суд Тюменской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое решение не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поддерживая выводы суда, отказавшего в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 11, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), статей 4, 65 АПК РФ предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Формулируя требование о защите своего нарушенного права в соответствии со статьей 12 ГК РФ, статьей 4 АПК РФ, ЗАО "ПСФ "Стар" заявило о преследовании им цели по восстановлению нарушенного права, в связи с отказом в государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством объект, расположенный по адресу: Тюменская область, г.Тюмень, ул.Рижская, 59.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются положениями Закона о регистрации.
В силу части 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Закон N 218 с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 218-ФЗ правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской, Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
К компетенции органа регистрации прав на основании статьи 3 Закона N 218-ФЗ при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Обязательными этапами проведения государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий, в том числе:
- государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав предусмотрен статьей 26 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены не поступили документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Согласно части 3 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 9 части 1 настоящей статьи, приостанавливается на срок до устранения причин, препятствующих их осуществлению, но не более чем на один месяц.
Судом первой инстанции установлено, что основанием отказа в государственной регистрации права собственности заявителя на спорный объект недвижимости указана статья 27 Закона N 218-ФЗ, в соответствии с которой, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае основанием для приостановления государственной регистрации явилась необходимость в осуществлении регистрирующим органом запросов: в Арбитражный суд Тюменской области для получения сведений об обжаловании решения от 27.11.2014; в Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени о наличии (отсутствии) в реестре муниципального имущества данного объекта недвижимого имущества (доли в праве на объект), о наличии правопритязаний.
При этом, Законом не установлено каких-либо оснований, в связи с наличием которых регистрирующий орган может запрашивать эти сведения.
Из материалов дела видно, что по результатам проведенной экспертизы представленных документов ЗАО "ПСФ "Стар", регистрирующий орган установил, что право собственности на объект незавершенного строительства не представляется возможным зарегистрировать.
Так, согласно актуальным данным ЕГРП имеется запись N 72-72-01/378/2011-473 от 14.10.2011 о праве общей долевой собственности (доля в праве - 9/10) общества на указанный выше незавершенный строительством объект.
Из вступивших в законную силу судебных актов N А70-1821/2011, N А70-10939/2014, исследованных судом первой инстанции в рамках рассмотрения настоящего спора, видно, что ЗАО "ПСФ "Стар" обладает правами собственника на 9/10 общего имущества, Департаменту фактически принадлежит 1/10 доли в праве общей долевой собственности на объект.
В ходе анализа представленных документов и проведенной экспертизы регистрирующим органом сделан вывод о зарегистрированном согласно свидетельству от 08.06.2014 праве собственности ЗАО "ПСФ "Стар" на 9/10 доли в праве общей долевой собственности на незавершенный строительством объект, выданным на основании решения суда от 25.04.2011 по делу N А70-1821/2011.
Указанная доля строительства ЗАО "ПСФ "Стар" была определена по результату совместной деятельности при исполнении договора долевого участия от 11.10.2000 N Пр 7, заключенного с территориальным управлением по Ленинскому административному округу города Тюмени.
В этой связи с достоверностью не следует, что ЗАО "ПСФ "Стар" является единственным собственником данного объекта недвижимости.
Так, вступившим в законную силу решением суда от 27.11.2014 по делу N А70-10939/2014 в удовлетворении иска Департамента имущественных отношений о признании права на оставшуюся 1/10 долю было отказано в связи с пропуском срока исковой давности.
Вместе с тем, отказ судом в рамках дела N А70-10939/2014 в удовлетворении требований Департамента в признании права 1/10 доли в праве общей долевой собственности никоим образом не свидетельствует о наличии такого права за ЗАО "ПСФ "Стар", равно как и о наличии правовых оснований для осуществления регистрационных действий в пользу ЗАО "ПСФ "Стар".
Таким образом, у Управления Росреестра по Тюменской области имелись законные основания, как для приостановления государственной регистрации права для направления запросов: в Арбитражный суд Тюменской области для получения сведений об обжаловании решения от 27.11.2014; в Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени о наличии (отсутствии) в реестре муниципального имущества данного объекта недвижимого имущества (доли в праве на объект), о наличии правопритязаний.
Следуя позиции Департамента, изложенной в отзыве на заявление, третье лицо настаивает на наличии у него принадлежащего ему права на 1/10 долю в праве общей долевой собственности на спорный объект, со ссылкой на имеющиеся в деле документы и судебные акты по делам N А70-1821/2011, N А70-10939/2014.
При этом, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Согласно пункту 1 статьи 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В соответствии с частью 8 статьи 40 Закона N 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства и государственная регистрация прекращения прав на этот объект, если государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении него были осуществлены ранее, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом созданных в результате завершения строительства этого объекта здания, сооружения или всех помещений либо машино-мест в них и государственной регистрацией прав на них.
В данном случае строительство объекта не завершено. Как верно указывает податель апелляционной жалобы, изменилась площадь застройки и степень готовности объекта, которая исходя из документов, поданных в Управление, составляет 20 %.
Однако, в любом случае, исходя из приведенных норм Закона N 218-ФЗ регистрация прав собственности на незавершенный строительством объектом степенью готовности 20 % должна производиться одновременно с прекращением прав на незавершенный строительством объект степенью готовности 3%.
Между тем, Обществом не является собственником всего объекта незавершенного строительства степенью готовности 3 %, поскольку, как указано выше, за ЗАО "ПСФ "Стар" зарегистрировано право собственности только на 9/10 доли в праве общей долевой собственности на незавершенный строительством объект, то есть не на весь объект.
При таких обстоятельствах, суд судом первой инстанции верно установлено, что у заявителя отсутствуют правоустанавливающие документы на весь спорный объект недвижимости и существует неразрешенный с Департаментом имущественных отношений спор о праве.
При этом, по верному указанию суда, право собственности на объект может быть признано в судебном порядке, что не лишает заявителя, считающего себя собственником спорного объекта, восстановить свои права в порядке искового производства, как указано в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Между тем, вопреки позиции общества о наличии у него права собственности на спорный объект, предметом рассмотрения настоящего дела явился спор о законности отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права на недвижимое имущество, а не спор о праве.
Соответственно, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, а также доводы сторон, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии у Управления Росреестра по Тюменской области оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством объект степенью готовности 20 %.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2018 по делу N А70-13881/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-13881/2017
Истец: ЗАО "ПРОЕКТНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ФИРМА "СТАР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени