город Омск |
|
22 августа 2018 г. |
Дело N А46-5135/2018 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Грязниковой А.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7528/2018) общества с ограниченной ответственностью "Медскан" на решение Арбитражного суда Омской области от 09.06.2018 по делу N А46-5135/2018 (судья Распутина Л.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по иску Государственного учреждения - Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 5504018510, ОГРН 1025500972716) к обществу с ограниченной ответственностью "Медскан" (ИНН 5402518987, ОГРН 1095402012914) о взыскании 43 390 руб. 18 коп., без вызова сторон,
установил:
государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - ГУ - Омское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, Фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Медскан" (далее по тексту - ООО "Медскан", Общество, ответчик) о взыскании 43 390 руб. 18 коп. неустойки по государственному контракту на поставку инвалидам специальных средств при нарушениях функций выделения - средств по уходу за кожей вокруг стомы от 14.06.2017 N 344.
Определением Арбитражного суда Омской области от 05.04.2018 исковое заявление ГУ - Омское РО Фонда социального страхования Российской Федерации принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.06.2018 по делу N А46-5135/2018 требования истца удовлетворены частично, с ООО "Медскан" в пользу ГУ - Омское РО Фонда социального страхования Российской Федерации взыскано 40 669 руб. 61 коп. пени по государственному контракту на поставку инвалидам специальных средств при нарушениях функций выделения - средств по уходу за кожей вокруг стомы от 14.06.2017 N 344. В удовлетворении исковых требований в остальной части судом отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Медскан" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда изменить, ссылаясь на неправомерное не применение судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ).
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
Руководствуясь частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова представителей сторон.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит изменению в силу следующего.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 14.06.2017 между ГУ - Омское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (заказчик) и ООО "Медскан" (поставщик) был заключен государственный контракт N 344 на поставку инвалидам специальных средств при нарушениях функций выделения - средств по уходу за кожей вокруг стомы (далее - контракт).
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 3.1.1 контракта поставщик обязуется поставить специальные средства при нарушениях функций выделения - средства по уходу за кожей вокруг стомы (товар, ТСР), для лиц, страдающих нарушениями функции выделения, по медицинским показаниям (получатели), на основании именных направлений.
Пунктом 3.1.7 контракта предусмотрено, что поставщик обязан представлять заказчику надлежаще оформленную финансовую документацию не позднее 10 календарных дней после выдачи ТСР получателям в соответствии с выданным заказчиком реестром получателей.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий настоящего контракта стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 10.1 контракта).
В соответствии с пунктом 10.2 контракта в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно пункту 10.3 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком, и определяется по формуле: П = (Ц - В) х С, где: Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Поставщиком обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке ТСР; С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле: С=Сцб х ДП, где: Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле: К =ДП/ДК х 100%, где: ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Как указывает истец, в отделение Фонда 28.12.2017 предоставлена на оплату финансовая документация:
- на сумму 27 393 руб. 60 коп. (счет на оплату N ТМСК3600002.8.2 от 26.12.2017 счет фактура N N ТМСК3600002.8.2 от 26.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 109.8.2 за периоде 18.09.2017 по 11.10.2017). В соответствии с реестром Получателей N 109.8.2, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 11.10.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 66 дней;
- на сумму 19 110 руб. (счет на оплату N ТМСК3600002.9.2 от 26.12.2017 г., счет фактура N ТМСК3600002.9.2 от 26.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 109.9.2 за период с 18.09.2017 по 11.10.2017). В соответствии с реестром Получателей N 109.9.2, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 11.10.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 66 дней;
- на сумму 26 866 руб. 80 коп. (счет на оплату N ТМСК3600002.8.2 от 26.12.2017, счет фактура N ТМСК3600002.8.2 от 26.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 109.8.1 за период с 11.09.2017 по 05.10.2017). В соответствии с реестром Получателей N 109.8.1, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 05.10.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 72 дня;
- на сумму 18 662 руб. (счет на оплату N ТМСК3540035 от 20.12.2017, счет фактура N ТМСК3540035 от 20.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 87 за период с 07.12.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 87, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 14.12.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 2 дня;
- на сумму 14 820 руб. (счет на оплату N ТМСК3600002.9.1 от 26.12.2017 г., счет фактура N ТМСК3600002.9.1 от 26.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 109.9.1 за период с 11.09.2017 по 05.10.2017). В соответствии с реестром Получателей N 109.9.1, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 05.10.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 72 дня;
- на сумму 2 100 руб. (счет на оплату N ТМСКЗ600002.7.1 от 26.12.2017, счет фактура N ТМСК3600002.7.1 от 26.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 109.7.1 за период с 11.09.2017 по 05.10.2017). В соответствии с реестром Получателей N 109.7.1, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 05.10.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 72 дня;
- на сумму 4 980 руб. (счет на оплату N ТМСКЗ600002.11 от 26.12.2017, счет фактура N ТМСК3600002.11 от 26.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 109.11 за период с 14.12.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 109.11, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 14.12.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 2 дня;
- на сумму 3 078 руб. (счет на оплату N ТМСК3600002.3.2 от 26.12.2017 г., счет фактура N ТМСК3600002.3.2 от 26.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 109.3.2 за периоде 18.09.2017 по 11.10.2017). В соответствии с реестром Получателей N 109.3.2, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 11.10.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 66 дней;
- на сумму 28 080 руб. (счет на оплату N ТМСК3600002.4.1 от 26.12.2017 г., счет фактура N ТМСК3600002.4.1 от 26.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 109.4.1 за период с 11.09.2017 по 05.10.2017). В соответствии с реестром Получателей N 109.4.1, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 05.10.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 72 дня;
- на сумму 25 970 руб. (счет на оплату N ТМСКЗ600002.5.1 от 26.12.2017 г., счет фактура N ТМСК3600002.5.1 от 26.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 109.5.1 за период с 11.09.2017 по 05.10.2017). В соответствии с реестром Получателей N 109.5.1, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 05.10.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 72 дня;
- на сумму 9 240 руб. (счет на оплату N ТМСК3600002.7.2 от 26.12.2017, счет фактура N ТМСК3600002.7.2 от 26.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 109.7.2 за период с 18.09.2017 по 11.10.2017). В соответствии с реестром Получателей N 109.7.2, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 11.10.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 66 дней;
- на сумму 9 234 руб. (счет на оплату N ТМСКЗ600002.3.1 от 26.12.2017, счет фактура N ТМСК3600002.3.1 от 26.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 109.3.1 за период с 11.09.2017 по 05.10.2017). В соответствии с реестром Получателей N 109.3.1, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 05.10.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 72 дня;
- на сумму 22 134 руб. (счет на оплату N ТМСК3600002.5.2 от 26.12.2017 г., счет фактура N ТМСК3600002..2 от 26.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 109.5.2 за период с 18.09.2017 по 11.10.2017). В соответствии с реестром Получателей N 109.5.2, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 11.10.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 66 дней;
- на сумму 27 502 руб. (счет на оплату N ТМСКЗ600002.10 от 26.12.2017, счет фактура N ТМСК3600002.10 от 26.12.2017., реестр Получателей, обеспеченных TCP N 109.10 за период с 07.12.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 109.10, дата обеспечения Получателей (столбец И) - 14.12.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 2 дня;
- на сумму 5 710 руб. (счет на оплату N ТМСК3600002.12 от 26.12.2017 г., счет фактура N ТМСК3600002.12 от 26.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 109.12 за период с 14.12.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 109.12, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 14.12.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 2 дня;
- на сумму 17 424 руб. (счет на оплату N ТМСКЗ600002.1.1 от 26.12.2017 г., счет фактура N ТМСК3600002.1.1 от 26.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 109.1.1 за период с 11.09.2017 по 05.10.2017). В соответствии с реестром Получателей N 109.1.1, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 05.10.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 72 дня;
- на сумму 8 428 руб. (счет на оплату N ТМСК3600002.2.1 от 26.12.2017, счет фактура N ТМСК3600002.2.1 от 26.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 109.2.1 за период с 11.09.2017 по 05.10.2017). В соответствии с реестром Получателей N 109.2.1, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 05.10.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 72 дня;
- на сумму 5 418 руб. (счет на оплату N ТМСК3600002.2.2 от 26.12.2017 г., счет фактура N ТМСК3600002.2.2 от 26.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 109.2.2 за период с 18.09.2017 по 11.10.2017). В соответствии с реестром Получателей N 109.2.2, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 11.10.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 66 дней;
- на сумму 11 250 руб. (счет на оплату N ТМСК3600002.6.2 от 26.12.2017 г., счет фактура N ТМСК3600002.6.2 ОТ 26.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 109.6.2 за период с 18.09.2017 по 11.10.2017). В соответствии с реестром Получателей N 109.6.2, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 11.10.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 66 дней.
Также в отделение Фонда 21.12.2017 предоставлена на оплату финансовая документация на сумму 2 780 руб. (счет на оплату N ТМСК3520042 от 18.12.2017 г., счет фактура N ТМСК3520042 от 18.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 76 за период с 11.09.2017 по 05.10.2017). В соответствии с реестром Получателей N 76, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 05.10.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 65 дней.
25.12.2017 в отделение Фонда предоставлена на оплату финансовая документация:
- на сумму 1 170 руб. (счет на оплату N ТМСК3540031.9.1 от 20.12.2017 г., счет фактура N ТМСКЗ540031.9.1 от 20.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 83.9.1 за период с 18.09.2017 по 11.10.2017). В соответствии с реестром Получателей N 83.9.1, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 11.10.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 62 дня;
- на сумму 1 843 руб. (счет на оплату N ТМСК3540030.8.2 от 20.12.2017, счет фактура N ТМСК3540030.8.2 от 20.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 82.8.2 за период с 18.09.2017 по 11.10.2017). В соответствии с реестром Получателей N 82.8.2, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 11.10.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 62 дня;
- на сумму 2 340 руб. (счет на оплату N ТМСК3550025-9.1 от 21.12.2017, счет фактура N ТМСК3550025-9.1 от 21.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 89.9.1 за период с 11.09.2017 по 05.10.2017). В соответствии с реестром Получателей N 89.9.1, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 05.10.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 62 дня.
27.12.2017 в отделение Фонда предоставлена на оплату финансовая документация:
- на сумму 25 500 руб. (счет на оплату N ТМСК3540034 от 20.12.2017, счет фактура N ТМСК3540034 от 20.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 86 за период с 07.12.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 86, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 14.12.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет -1 день;
- на сумму 104 руб. (счет на оплату N ТМСК3590026 от 25.12.2017, счет фактура N ТМСК3590026 от 25.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 108 за период с 11.09.2017 по 05.10.2017). В соответствии с реестром Получателей N 108, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 05.10.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 71 день;
- на сумму 2 520 руб. (счет на оплату N ТМСК3590019.11 от 25.12.2017, счет фактура N ТМСК3590019.11 от 25.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 102.11 за период с 14.12.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 102.11, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 14.12.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 1 день;
- на сумму 840 руб. (счет на оплату N ТМСК3590019.10 от 25.12.2017, счет фактура N ТМСК3590019.10 от 25.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 102.10 за период с 07.12.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 102.10, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 14.12.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 1 день;
- на сумму 2 520 руб. (счет на оплату N ТМСКЗ560029 от 22.12.2017, счет фактура N ТМСК3560029 от 22.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 94 за период с 07.12.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 94, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 14.12.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет -1 день;
- на сумму 1 806 руб. (счет на оплату N ТМСК3590021.11 от 25.12.2017, счет фактура N ТМСКЗ590021.11 от 25.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 104.11 за период с 14.12.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 104.11, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 14.12.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 1 день;
- на сумму 1 204 руб. (счет на оплату N ТМСК3590021.10 от 25.12.2017 г., счет фактура N ТМСК3590021.10 от 25.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 104.10 за период с 07.12.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 104.10, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 14.12.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 1 день;
- на сумму 4 046 руб. (счет на оплату N ТМСК3590024 от 25.12.2017, счет фактура N ТМСК3590024от 25.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 106.10 за период с 07.12.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 106.10, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 14.12.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 1 день;
- на сумму 1 936 руб. (счет на оплату N ТМСК3590025 от 25.12.2017, счет фактура N ТМСК3590025 от 25.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 107 за период с 14.12.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 104.10, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 14.12.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 1 день;
- на сумму 3 933 руб. (счет на оплату N ТМСК3590020.11 от 25.12.2017, счет фактура N ТМСКЗ590020.11 от 25.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 103.11 за период с 14.12.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 103.11, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 14.12.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 1 день;
- на сумму 41 048 руб. (счет на оплату N ТМСК3590024.11 от 25.12.2017, счет фактура N ТМСК3590024.11 от 25.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 106.11 за период с 14.12.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 106.11, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 14.12.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 1 день;
- на сумму 39 246 руб. 60 коп. (счет на оплату N ТМСК3590023.11 от 25.12.2017, счет фактура N ТМСК3590023.11 от 25.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 105.11 за период с 14.12.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 105.11, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 14.12.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 1 день;
- на сумму 32 370 руб. (счет на оплату N ТМСК3590018.11 от 25.12.2017 г., счет фактура N ТМСК3590018.11 от 25.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 101.11 за период с 14.12.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 101.11, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 14.12.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 1 день;
- на сумму 2 565 руб. (счет на оплату N ТМСКЗ590020.10 от 25.12.2017 г., счет фактура N ТМСК3590020.10 от 25.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 103.10 за период с 07.12.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 103.10, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 14.12.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 1 день;
- на сумму 20 178 руб. (счет на оплату N ТМСК3540032 от 20.12.2017, счет фактура N ТМСК3540032 от 20.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 84 за период с 07.12.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 84, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 14.12.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 1 день;
- на сумму 20 178 руб. (счет на оплату N ТМСК3540032 от 20.12.2017, счет фактура N ТМСК3540032 от 20.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 84 за период с 07.12.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 84, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 07.12.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 8 дней.
28.12.2017 в отделение Фонда предоставлена на оплату финансовая документация:
- на сумму 14 036 руб. (счет на оплату N ТМСК3540012 от 20.12.2017, счет фактура N ТМСК3540012 от 20.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 79 за период с 07.12.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 79, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 14.12.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 2 дня;
- на сумму 17 458 руб. (счет на оплату N ТМСК3540011 от 20.12.2017, счет фактура N ТМСК3540011 от 20.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 80 за период с 07.12.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 80, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 14.12.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 2 дня;
- на сумму 17 458 руб. (счет на оплату N ТМСК3540011 от 20.12.2017, счет фактура N ТМСК3540011 от 20.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 80 за период с 07.12.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 80, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 07.12.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 9 дней;
- на сумму 13 135 руб. (счет на оплату N ТМСК3610008 от 27.12.2017, счет фактура N ТМСК3610008 от 27.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 111 за период с 11.09.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 111, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 05.10.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 72 дня;
- на сумму 13 135 руб. (счет на оплату N ТМСК3610008 от 27.12.2017 г., счет фактура N ТМСК3610008 от 27.12.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 111 за период с 11.09.2017 по 14.12.2017). В соответствии с реестром Получателей N 111, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 14.12.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 2 дня.
31.10.2017 в отделение Фонда предоставлена на оплату финансовая документация:
- на сумму 28 447 руб. 20 коп. (счет на оплату N ТМСК2700003.8.1 от 02.10.2017 г., счет фактура N ТМСК2700003.8.1 от 02.10.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 3.8.1 за период с 11.09.2017 по 30.09.2017). В соответствии с реестром Получателей N 3.8.1, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 11.09.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 19 дней;
- на сумму 32 370 руб. (счет на оплату N ТМСК2700003.9.1 от 02.10.2017 г., счет фактура N ТМСК2700003.9.1 от 02.10.2017, реестр Получателей, обеспеченных TCP N 3.9.1Г за период с 11.09.2017 по 30.09.2017). В соответствии с реестром Получателей N 3.9.1 Г, дата обеспечения Получателей (столбец 11) - 11.09.2017, количество дней просрочки по данному реестру составляет - 19 дней.
ГУ - Омское РО Фонда социального страхования Российской Федерации направило в адрес ООО "Медскан" претензии (требования): N 02-18/5507-166 от 26.01.2018, N 02-18/5507-167 от 26.01.2018, N 02-18/5507-169 от 26.01.2018, N 02-18/5507-170 от 26.01.2018, N 02-18/5507-171 от 26.01.2018, N 02-18/5507-172 от 26.01.2018, N 02-18/5507-173 от 26.01.2018, N 02-18/5507-174 от 26.01.2018, N 02-18/5507-175 от 26.01.2018, N 02-18/5507-176 от 26.01.2018, N 02-18/5507-177 от 26.01.2018, N 02-18/5507-178 от 26.01.2018, N 02-18/5507-179 от 26.01.2018, N 02-18/5507-180 от 26.01.2018, N 02-18/5507-181 от 26.01.2018, N 02-18/5507-182 от 26.01.2018, N 02-18/5507-183 от 26.01.2018, N 02-18/5507-185 от 26.01.2018, N 02-18/5507-230 от 01.02.2018, N 02-18/5507-291 от 06.02.2018, N 02-18/5507-358 от 12.02.2018 с требованием об уплате в соответствии с пунктом 10.3. контракта пени в общем размере 43 390 руб. 18 коп., которые оставлены без удовлетворения.
Отсутствие действий со стороны ответчика по оплате задолженности послужило основанием для обращения истца с настоящим исковым заявлением в суд.
Изменяя решение суда, частично удовлетворившего исковые требования, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со статьей 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).
Согласно статье 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Положениями статьи 506 ГК РФ установлено, что по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности.
Из нормы статьи 521 ГК РФ следует, что установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров, взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором.
Факт просрочки предоставления финансовой документации с нарушением сроков, установленных контрактом, подтвержден материалами дела, сторонами не оспаривается (отзыв на иск от 28.04.2018).
Истцом, ввиду допущенной ответчиком просрочки исполнения обязательства заявлено требование о взыскании неустойки.
В соответствии со статьями 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (пеней, штрафом) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Частью 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 10.3 стороны согласовали ответственность поставщика в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Стороны контракта согласовали в пункте 10.3. размер пени, начисляемый за неисполнение поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, данные санкции установлены на основании Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (действовавшим в момент заключения контракта) (далее по тексту - Правила N 1063).
Согласно представленному истцом расчету, размер пеней за просрочку исполнения обязательств по контракту составляет 43 390 руб. 18 коп.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив факт просрочки предоставления финансовой документации по реестрам Получателей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для применения к ответчику ответственности в виде взыскания неустойки и произвел расчет неустойки с учетом ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации действующей на момент вынесения решения суда (с 26.03.2018 - 7,25 %), что соответствует пункту 38 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, в соответствии с которым, при расчете пени, подлежащей взысканию в судебном порядке за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту в соответствии с частями 5 и 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, суд вправе применить размер ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент вынесения судебного решения.
По расчету суда первой инстанции размер неустойки, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца за просрочку предоставления финансовой документации по реестрам Получателей N N 109.8.2, 109.9.2,109.8.1,87,109.9.1, 109.7.1, 109.11, 109.3.2, 109.4.1, 109.5.1, 109.7.2, 109.3.1, 109.5.2, 109.10, 109.12, 109.1.1, 109.2.1, 109.2.2, 109.6.2, 76, 83.9.1, 82.8.2, 89.9.1, 86,108,102.11, 102.10, 94, 104.11, 104.10,106.10, 104.10, 103.11, 106.11, 105.11, 101.11, 103.10, 79, 80, 84, 111, 3.8.1, 3.9.11 составил 40 669 руб. 61 коп.
Иной размер пени ответчиком не доказан надлежащими доказательствами.
Доводы подателя жалобы о необходимости применения для расчета пени положений Постановления Правительства от 30.08.2017 N 1042 (действующего с 08.09.2017) обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку на момент заключения муниципального контракта действовали Правила N 1063 от 25.11.2013. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 не содержит положений о его применении к условиям государственных и муниципальных контрактов, заключенных до дня введения в действие новых Правил.
Из материалов дела усматривается, что общество в отзыве на иск заявило ходатайство о снижении неустойки на основании статьи 333 ГК РФ, сославшись на чрезмерно завышенный размер заявленной неустойки, а также на несоразмерность, предъявленной к взысканию неустойки, и просило снизить неустойку до 8098 руб. 64 коп. (исходя из двойной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период просрочки).
В силу статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В соответствии с пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для применения названной нормы может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств. Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.12.2000 N 263-О разъяснил, что предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требования статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Возложив решение вопроса об уменьшении размера неустойки при ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства на суды, законодатель исходил из конституционных прерогатив правосудия, которое по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости (статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года).
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается выплата добросовестной стороне такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Согласно пункту 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств" (далее по тексту - Постановление N 7) правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, в том числе пунктом 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.
В пункте 73 Постановления N 7 указано, что бремя доказывания несоразмерности неустойки возлагается на ответчика. Несоразмерность может выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Возражая против заявления об уменьшении размера неустойки, кредитор не обязан доказывать возникновение у него убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ), но вправе представлять доказательства того, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего при сравнимых обстоятельствах разумно и осмотрительно (пункт 74 Постановления N 7).
В соответствии с пунктом 71 Постановления N 7, если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме.
Как следует из обжалуемого решения суда, вывод об отсутствии оснований для снижения размера начисленной истцом неустойки мотивирован тем, что доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, получение кредитором необоснованной выгоды ответчиком не представлены.
Суд апелляционной инстанции считает, что данный вывод суда не соответствует обстоятельствам дела в силу следующего.
Основным обязательством ООО "Медскан" по заключенному государственному контракту являлась поставка специальных средств при нарушениях функций выделения - средств по уходу за кожей вокруг стомы (товар, ТСР), для лиц, страдающих нарушениями функции выделения, по медицинским показаниям (получатели), на основании именных направлений.
Пунктом 3.1.7 контракта предусмотрено обязательство поставщика представлять заказчику надлежаще оформленную финансовую документацию не позднее 10 календарных дней после выдачи ТСР получателям в соответствии с выданным заказчиком реестром получателей.
О ненадлежащем исполнении контракта в части выполнения основного обязательства Фонд не заявляет. Предъявленная ко взысканию в рамках настоящего дела неустойка начислена не за нарушение срока исполнения основного обязательства по контракту - поставки товара, а за нарушение срока представления финансовой документации.
При этом, исходя из условий контракта, с предоставлением финансовой документации связана лишь оплата поставленного товара (пункт 4.4 - оплата поставленного товара осуществляется в течение 15 рабочих дней с момента предоставления поставщиком в полном объеме надлежаще оформленной финансовой документации).
По смыслу статьи 330 ГК РФ взыскание неустойки направлено на компенсацию потерь кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением должником своих обязательств. Соразмерной последствиям нарушения обязательства является такая компенсация потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
В данном случае доказательства наступления значительных последствий, связанных с тем, что Общество нарушил срок предоставления финансовой документации (пункт 74 постановления N 7), истец не представляет.
Зная о заявлении Обществом ходатайства о применении статьи 333 ГК РФ, Фонд ни при рассмотрении спора судом первой инстанции, ни при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, не пояснил, какие последствия для него влечет нарушение срока предоставления финансовой документации.
Суд апелляционной инстанции считает, что при таких обстоятельствах, с учетом специфики обязательства, за нарушение срока исполнения которого начислена неустойка, при отсутствии доказательств наличия у истца негативных последствий нарушения ответчиком срока передачи финансовой документации, начисленная в соответствии с Правилами N 1063 неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
В такой ситуации снижение неустойки до 8098 руб. 64 коп., исходя из двойной ставки рефинансирования ЦБ РФ за периоды просрочки, является обоснованным, соответствующим критериям соразмерности.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению, исковые требования - частичному удовлетворению в сумме 8098 руб. 64 коп.
В связи с частичным удовлетворением исковых требований, судебные расходы по государственной пошлине подлежит отнесению на сторон в соответствии со статьей 110 АПК РФ пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
С учетом изложенного, с Общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по иску в сумме 373 руб.; с Фонда в пользу Общества подлежат взысканию судебные расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в сумме 2439 руб. 90 коп.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 09.06.2018 по делу N А46-5135/2018 изменить, изложив его резолютивную часть следующим образом.
Исковые требования государственного учреждения - Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Медскан" (ИНН 5402518987, ОГРН 1095402012914) в пользу государственного учреждения - Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 5504018510, ОГРН 1025500972716) 8098 руб. 64 коп. пени по государственному контракту на поставку инвалидам специальных средств при нарушениях функций выделения - средств по уходу за кожей вокруг стомы от 14.06.2017 N 344.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Медскан" (ИНН 5402518987, ОГРН 1095402012914) в доход федерального бюджета 373 руб. государственной пошлины по иску.
Взыскать с государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 5504018510, ОГРН 1025500972716) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Медскан" (ИНН 5402518987, ОГРН 1095402012914) 2439 руб. 90 коп. судебных расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5135/2018
Истец: ГУ - ОМСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "МЕДСКАН"