г. Владивосток |
|
15 мая 2018 г. |
Дело N А59-6438/2017 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи К.П. Засорина,
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
апелляционное производство N 05АП-2403/2018
на решение от 13.03.2018
судьи Горбачевой Т.С.
по делу N А59-6438/2017 Арбитражного суда Сахалинской области,
принятое в порядке упрощённого производства,
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, ул. Басманная Нов., д. 2, г. Москва, 107174) в лице Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД"
к открытому акционерному обществу "Сахалинское морское пароходство" (ОГРН 1026501017828, ИНН 6509000854, ул. Победы, д. 18, корпус А, г. Холмск, Сахалинская область, 694620)
о взыскании платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в размере 52 213 рублей 82 копейки, расходов по уплате государственной пошлины,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Сахалинское морское пароходство" (далее - ответчик, ОАО "СахМП") о взыскании платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в размере 52 213 рублей 82 копейки, расходов по уплате государственной пошлины.
Решением от 13.03.2018 в удовлетворении исковых требований отказано, с чем не согласилось ОАО "РЖД", обжаловав судебный акт в апелляционном порядке.
Со ссылкой на часть 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ) апеллянт указал, что поскольку простой груза на железнодорожных путях общего пользования в прямом смешанном сообщении был обусловлен не зависящими от владельца инфраструктуры (ОАО "РЖД") причинами (неисполнением пароходством суточной нормы по приемке вагонов), на ОАО "СахМП" как на перевозчика возложена обязанность по внесению оплаты за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
В представленном письменном отзыве ответчик выразил несогласие с позицией истца, настаивал на законности оспариваемого решения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления отзыва на апелляционную жалобу и иных документов по делу на основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установлено судом из материалов дела, по единой транспортной накладной спорные вагоны приходили по железной дороге на станцию Ванино Дальневосточной железной дороги Ванино; из порта Ванино на паромах ОАО "СахМП" осуществлялась перевозка данных вагонов в порт Холмск; между прибытием вагонов на станцию Ванино и погрузкой на паромы и принятием этих вагонов ОАО "СахМП" проходил определенный промежуток времени.
В период с 28.12.2016 по 09.01.2017 на путях общего пользования станции Ванино Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по вине ОАО "СахМП" простаивали вагоны в ожидании передачи на паром и отправки морем. Станция, порт (пристань) не вправе отказаться от приема передаточной ведомости и соответствующих ей грузов в пределах плановой среднесуточной или сгущенной на сутки нормы перевалки. Факт и продолжительность простоя вагонов на станции Ванино подтверждаются накопительными ведомостями и актами общей формы, от подписи которых представитель ОАО "СахМП" отказался. Перевозка спорного груза осуществлялась в прямом смешанном сообщении по единому договору перевозки с участием двух перевозчиков - ОАО "РЖД" и ОАО "СахМП". Согласно представленным документам на железнодорожной станции Ванино Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" груз передавался ОАО "РЖД" и принимался ОАО "СахМП" для дальнейшей доставки морем в железнодорожных грузовых вагонах (без выгрузки из вагонов). Следовательно, ОАО "СахМП" как смежный перевозчик принимал на себя обязанность по доставке груза в железнодорожных вагонах. Согласно представленным документам груз простаивал на железнодорожных путях общего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД" как неотъемлемая часть станционного комплекса, по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры - ОАО "РЖД", а по вине смежного перевозчика - ОАО "СахМП". Размер платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе определен согласно Тарифному руководству N 2, утвержденному постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (ФЭК России) от 19.06.2002 N 35/12, Приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 29.04.2015 N 127-т/1.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции указал на то, что ОАО "СахМП" не является лицом, у которого имеется обязанность по перечислению платы в пользу ОАО "РЖД" в случае простоя вагонов на железнодорожных путях владельца инфраструктуры, также одновременно являющегося перевозчиком.
Проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на неё, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Согласно статье 788 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
В то же время, поскольку до настоящего времени Закон о прямых смешанных перевозках не принят, порядок организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении определяется заключенными в соответствии с законодательством Российской Федерации соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, а также в соответствии с положениями главы V УЖТ.
Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении разрабатываются и утверждаются в установленном порядке совместно федеральными органами исполнительной власти в области соответствующих видов транспорта. В части, не предусмотренной УЖТ, применяются положения кодексов, других федеральных законов, уставов, тарифных руководств, правил, регулирующих перевозки грузов транспортом соответствующего вида (статья 65 УЖТ).
В соответствии с абзацем одиннадцатым статьи 39 УЖТ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе).
Таким образом, предусмотренную положениями абзаца одиннадцатого статьи 39 УЖТ плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава вносит владельцу инфраструктуры перевозчик.
Применяя указанную норму, апеллянт считал, что перевозчиком является ОАО "СахМП", а владельцем инфраструктуры, в состав которой входят пути общего пользования - ОАО "РЖД".
Между тем, согласно абзацу двенадцатому статьи 39 УЖТ, если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Таким образом, из содержания приведенных положений статьи 39 УЖТ следует, что перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за нахождение вагонов на путях общего пользования и за пользование местами общего пользования, то есть ОАО "РЖД" вносит плату владельцу инфраструктуры - другому лицу.
Согласно статье 2 УЖТ перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж или не принадлежащий им порожний грузовой вагон (далее - порожний грузовой вагон) из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж, порожний грузовой вагон управомоченному на его получение лицу (получателю).
Из приведенной нормы следует, что перевозчиком является лицо, принявшее на себя обязательства по договору перевозки железнодорожным транспортом. В этой связи апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции о том, что абзац одиннадцатый статьи 39 УЖТ также подразумевает в качестве перевозчика ОАО "РЖД".
Следовательно, если ОАО "РЖД" как перевозчик внесло владельцу инфраструктуры плату за нахождение вагонов на путях общего пользования по причинам, за которые отвечают грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), владельцы железнодорожных путей необщего пользования, то последние вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
Иными словами, перевозчик оплачивает владельцу инфраструктуры нахождение (простой) вагонов на путях общего пользования; при этом наделяется правом регрессного требования к грузоотправителю, грузополучателю или владельцу путей необщего пользования в случае простоя вагонов по их вине.
В настоящем же случае ОАО "РЖД" не производило оплату владельцу инфраструктуры, поскольку является одновременно владельцем инфраструктуры и перевозчиком.
В абзаце двенадцатом статьи 39 УЖТ приводится норма, регулирующая отношения, возникающие в случае, если перевозчику принадлежит инфраструктура, тогда плата вносится непосредственно перевозчику. Однако плательщиком являются грузоотправители, грузополучатели и владельцы путей необщего пользования, к которым не относится ОАО "СахМП".
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для взыскания с ответчика платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе и согласился с выводом суда первой инстанции о необоснованности исковых требований.
Ссылку апеллянта на скопление и простой вагонов ввиду несоблюдения ответчиком условий узлового соглашения суд апелляционной инстанции отклонил, поскольку вопрос о наличии или отсутствии оснований для привлечения пароходства к ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств по настоящему узловому соглашению не относится к предмету настоящего спора.
Помимо изложенного, апелляционный суд счёл, что судом первой инстанции обоснованно отклонен довод ответчика о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора ввиду подписания претензии начальником структурного подразделения ОАО "РЖД", поскольку делегирование полномочий на осуществление претензионной работы тому или иному лицу принадлежит юридическому лицу, при этом в материалах дела отсутствуют документы, опровергающие полномочия начальника ЛАФТС Ванино на подписание претензий от имени ОАО "РЖД". При этом суд апелляционной инстанции учёл, что ОАО "СахМП" не согласилось с исковым заявлением, в связи с чем спор рассмотрен судом по существу.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявитель не оплатил государственную пошлину, то с ОАО "РЖД" в доход федерального бюджета подлежит взысканию 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 13.03.2018 по делу N А59-5386/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.